ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Здесь находятся материалы лекций и практических занятий Б. А. Еремеева по курсу "Детская психология" (ДП).

ЛК-01. Введение. Определение рабочих понятий учебной дисциплины "Детская психология"

В число рабочих понятий учебной дисциплины включены понятия о её цели, объекте, предмете, задачах, методах, средствах и результатах учебной работы.

Подробнее...

ЛК-02. Общие подходы к познанию человека и онтогенеза

В этой лекции рассматривается познание человека в самых различных его формах - в повседневной жизни, в науке, в отдельных исследованиях. Но при этом выделяются самые общие ракурсы подхода к человеку. Делается акцент на целостности как на одном из базовых свойств и самого человека, и его оптимального познания. Даётся общая характеристика результатов исследовательской работы. Таким образом, предстоит определить исходные понятия, задающие предметную область рассуждений (дискурса), и привести примеры познания человека, обладающие разной выраженностью целостностью.

Подробнее...

ЛК-03. Основные характеристики человека как носителя психики

В этой лекции конкретизируются общие грани принятой модели человека как развивающегося существа, разноуровневого и разностороннего. Такая конкретизация предваряет и обусловливает конкретизацию психической организации человека, которую предполагается провести в ЛК-4. А это уже должно будет стать непосредственным ориентиром при осмыслении основных положений психологии возрастного развития, а затем и при осмыслении положений и фактов детской психологии.

Подробнее...

ЛК-04. Уровни психической организации человека

В иерархической модели человека по Б.Г. Ананьеву были выделены уровни индивида, личности и индивидуальности, с соответствующими подуровнями. К ним приурочены пять уровней психической организации. В их числе (1) темперамент, (2) сознание, (3) память, (4) психическая субъектность и (5) духовность. Это и будут вопросы сегодняшней лекции. В каждом случае будет дано определение и будут раскрыты основные жизненные проявления уровня. А дальнейшая конкретизация - с выделением общих свойств уровня, его природы как атрибута и его деятельностной природы, - остаётся для самостоятельной проработки (при возникновении в этом личной заинтересованности студента).

Подробнее...

ЛК-05. Психические явления (начало)

  1. Психика и не-психика
  2. Познавательные явления: ощущение
  3. Познавательные явления: восприятие
  4. Познавательные явления: представление
  5. Познавательные явления: мышление

Подробнее...

ЛК-06. Психические явления (окончание)

В этой лекции мы продолжим и завершим свои воспоминания об основных психических явлениях у человека. Мы посмотрим также на то, как современная наука развивает существующие модели проявлений субъективной реальности, пересматривая и обобщая значенияиспользуемых понятий и внося изменения в их систему.

Подробнее...

ЛК-07. Предмет психологии возрастного развития

  1. О понимании предмета психологии возрастного развития (ПВР)
  2. К предыстории ПВР (о феноменологии детства)
  3. К онтологии возраста (основные координаты)

Подробнее...

ЛК-08. Развитие, возраст, детство

  1. Развитие, его формы и свойства
  2. Возрасты человеческой жизни
  3. Внешняя структура (или прагматика) детства

Подробнее...

ЛК-09. Пренатальное развитие

Пренатальное развитие, или внутриутробное развитие, развитие до рождения, является начальным этапом человеческой жизни. Его важность была осознана уже в древних цивилизациях. Египтяне, индийцы, кельты, афри­канцы и многие другие народы разработали свод за­конов для матерей, супружеских пар и общества в це­лом, предусматривающих создание  наилучших усло­вий для жизни и развития ребенка.

Подробнее...

ЛК-10. Роды и новорождённость

  1. Социокультурные условия родов
  2. Практика современных родов
  3. Предпосылки, роды и их временная структура
  4. Новорождённость: фактология
  5. Диагностика состояния новорождённого

Подробнее...

ЛК-11. Младенчество

  1. Условия развития
  2. Характеристика возраста
  3. Движущие силы развития
  4. Факторы развития

Подробнее...

ЛК-12. Раннее детство (начало)

  1. Условия развития
  2. Характеристика возраста

Подробнее...

ЛК-13. Раннее детство (окончание)

  1. Движущие силы развития
  2. Факторы развития

Подробнее...

ЛК-14. Физическое развитие в раннем детстве

Общие условия для психического развития ребёнка суть его собственная природа – в её общих, особенных и единичных чертах; ближайшая среда, в том числе – человеческое окружение ребёнка; складывающиеся отношения между ребёнком и его средой и, прежде всего, собственная активность ребёнка в этих отношениях.

Подробнее...

ЛК-15. Среда развития в первом детстве

Рассматривая развитие в первом («дошкольном») детстве, среди наиболее существенных компонентов социальной среды выделим четыре:

1. Родители

2. Братья и сёстры

3. Сверстники, игра и социальное поведение

4. Среда как источник опасности

Подробнее...

ЛК-16. Психическое развитие в первом детстве

1. Стадии психического развития

2. Возникновение собственной позиции (через анализ и различение)

3. Осознание собственной позиции (через обобщение)

4. Игры по правилам

5. Осознанное использование эталонов и введение правил 

Подробнее...

ЛК-17. Движущие силы и факторы психического развития в первом детстве

1. Актуальные противоречия первого детства

2. Факторы психического развития в первом детстве

3. Психологические уроки детской жизни

Подробнее...

ЛК-18. Условия психического развития во втором детстве

В этой лекции выделяются условия психического развития ребёнка – из-за их большого значения в связи с принципиальным изменением в социальной позиции ребёнка, который растёт физически и становится школьником. К условиям психического развития относятся состояние самог? ребёнка, окружающая среда и взаимодействие ребёнка со средой. Посмотрим, каковы эти условия при переходе от первого детства ко второму (от дошкольного возраста к школьному).

1. Характеристики ребёнка

2. Характеристики среды

3. Характеристики взаимодействия ребёнка со средой

Подробнее...

ЛК-19. Характеристика второго детства

Сначала напомню: психологической предпосылкой для перехода ко второму детству становится рефлексивность – как возможность осознавать свою внутреннюю позицию в связи с осознанием внешних обстоятельств своей жизненной ситуации. В частности, появляется возможность контролировать и регулировать свои переживания при познании действительности. Самый простой и показательный пример проявления такой возможности – это решение задачи, которую предложил Ж. Пиаже. Ребёнку предлагают определить правую и левую руки у взрослого, сверстника или куклы, находящихся в различных положениях.

Подробнее...

ЛК-20. Дети с недостатками в развитии. Моторика и общение

На следующих лекциях мы будем рассматривать материалы книги «Дети с недостатками развития». Автор книги, Кэрол Тингей-Михаэлис, – доктор психологии, профессор университета. Её диссертация была подготовлена по возрастной психолингвистике. Она читала лекции по педагогической психологии. Она работала над вопросами физио- и трудотерапии и разрабатывала образовательные программы для подготовки учителей к работе в специальных школах для детей с ограниченными возможностями. Кэрол родила и воспитала пятерых детей: четверых сыновей и дочь. Причём один из её сыновей был болен – имел синдром Дауна.

Подробнее...

ЛК-21. Речь у детей с недостатками развития

В этой лекции мы продолжим знакомиться с материалами книги Кэрол Тингей-Михаэлис «Дети с недостатками развития». Рассмотрим три темы:

1. Причины трудностей при освоении языка

2. Условия освоения языка

3. Ограниченные возможности речевого развития

Подробнее...

ЛК-22. Соблюдение гигиены у детей с недостатками развития

1. Сложности и трудности соблюдения гигиены

2. Приучение к опрятности (начало)

Подробнее...

ЛК-23. К формированию самообслуживания у детей с недостатками развития

На прошлой лекции мы продолжали знакомиться с книгой Кэрол Тингей-Михаэлис «Дети с недостатками развития». Сегодня мы завершим это ознакомление. Закончим рассматривать уже начатый вопрос приучения к опрятности и конкретизируем ещё два вопроса: об одевании и об использовании вещей. Итак, сегодняшние вопросы:

1. Приучение к опрятности (окончание)

2. Трудности одевания и их преодоление

3. Своеобразие использования вещей

Подробнее...

ЛК-24. Одарённые дети

1. Исходные определения

2. Жизненные проявления одарённых детей

3. Общие свойства одарённости и её носителей

4. Жизнь и деятельность одарённых детей

5. Условия жизни и прогрессивного развития одарённых детей

Подробнее...

Методические указания к занятиям с докладами и с их анализом

В рамках вводной лекции, в частности, говорилось о формах самостоятельной работы.

Подробнее...

ПЗ-01. Рабочие понятия учебного курса

Цель занятия: осознание исходных ориентиров учебной работы, предусмотренной учебной программой.

Подробнее...

ПЗ-02. Пример Амалы и Камалы

Пример Амалы и Камалы (Ист.: Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1969. С.219-220; Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте: Пер. с чешск., Прага, 1984. С.29-30  (с изм.)).

Цель работы: осознание основных характеристик человека как носителя психики.

Задание: познакомиться с текстом и затем письменно ответить на вопросы. На каждый ответ выделяется, в среднем, около минуты (до полутора минут). На рисунок отводится 3 (5) мин. Общее время работы - до 50 (60) мин.

Подробнее...

ПЗ-07. Основания для дальнейшей учебной работы по курсу

Цель занятия – осознание пройденного материала как основы для дальнейшей учебной работы по курсу «Детская психология».

Задание состоит из пяти частей и выводов. Предлагаются вопросы по условиям учебной работы по курсу ДП (часть1); по основным общепсихологическим понятиям (часть 2); по актуальной модели человека (часть 3); по основным понятиям о психических явлениях и о психике человека как сущности (часть 4); по основным понятиям психологии возрастного развития человека – с позиций внешней и внутренней структуры этого развития (часть 5). Завершают работу выводы.

Подробнее...

ПЗ-09. Психологические условия пренатального развития

Цель работы – осознание личностных предпосылок для формирования конструктивной родительской позиции.

Основной источник: Захаров А.И. Ребёнок до рождения и психотерапия последствий психических травм. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 144 с.

Подробнее...

ПЗ-11. Новорождённость и младенчество

Цель работы – осознание общих аспектов психического развития ребёнка в возрасте от рождения до года и основных тенденций (некоторых заблуждений) в познании этого развития.

Предлагаются вопросы и задачи по теме занятия, при работе над которыми следует использовать материалы предыдущих лекций и практических занятий, а также материалы предыдущих психологических дисциплин.

В работе две части: вопросы онтологии (фактологии) новорождённости и младенчества и вопросы гносеологии (познания) этого возрастного периода.

Подробнее...

ПЗ-13. Раннее детство

Цель работы – осознание основных этапов психического развития ребёнка в раннем детстве по проявлениям этого развития в детских высказываниях.

Задание. Работа состоит из двух частей и выводов.

Подробнее...

ПЗ-17. Первое детство. Ситуация в детском саду

(Ист.: Красная Е. В., Панферов В. Н. Психологический анализ проблемных ситуаций… // Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика. – М., 1992, с. 74-85 (С изм.))

Цель работы – осознание психолого-педагогических условий развития в первом детстве.

Задание : Познакомиться с текстом и письменно ответить на вопросы. На каждый ответ дается около минуты (до полутора минут), на рисунок – 3(5) мин. Общее время работы – до 45 (55) мин.

Подробнее...

ПЗ-19. Что случилось с Аланом?

(Стихотворение в прозе Р. Мукорджи. По: Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. – М., 1992. С.19-21; с ред. изм.)

Цель работы – осознание условий перехода от первого детства ко второму.

Задание . Ознакомившись с ситуацией, нужно письменно ответить на все вопросы. На каждый ответ дается около минуты (до полутора минут); на рисунок – до 3 (5) минут. Общее время работы – до 45 (55) минут.

Подробнее...