Методические указания к занятиям с докладами и с их анализом

В рамках вводной лекции, в частности, говорилось о формах самостоятельной работы.

Для работы в шестом семестре сейчас особо выделяются следующие пункты:

«(…)

3. Реферативная работа по одной из тем курса – от 3 до 5 баллов.

4. Выполнение творческой учебной работы (УИР-НИР) по теме курса – от 5 до 15 баллов.

5. Доклад по выполненной УИР-НИР, сделанный на занятии, оценивается 2 баллами, на научной студенческой конференции – 3 баллами.

(…)».

Предполагается, в частности, что каждый студент в течение семестра (а) выступит по теме практического занятия – 15-20 минут – на основании подготовленной реферативной работы и (б) выступит (на 15-20 мин) с «психологическим портретом» отдельного ребёнка, подготовленным с использованием наблюдения, эксперимента и моделирования.

Предполагается, что в рамках каждого практического занятия будет два выступления с их последующим обсуждением.

Предлагаются следующие варианты тем для самостоятельной разработки и сообщения (доклада) на ПЗ:

1) детские игры и их развитие

2) развитие общения в детском возрасте

3) нравственное развитие в детском возрасте

4) развитие Я в детском возрасте

5) развитие познавательной сферы в детском возрасте

6) развитие эмоциональной сферы в детском возрасте

7) развитие регулятивной сферы в детском возрасте

8) развитие детей с ограниченными возможностями

9) развитие особенных («трудных») детей

10) развитие детей с нарушениями психики

11) развитие одарённых детей

Каждую тему разрабатывают два студента, которые должны договориться друг с другом о работе с различными источниками. При этом возможна как совместная, так и параллельная подготовка рефератов и сообщений по ним. Но источники – от одного и более (на усмотрение каждого исполнителя) – должны быть различные. Причём обязательно их описание в соответствии с библиографическими требованиями, а также соответствующее оформление реферата и текста выступления на занятии.

Темы должны быть выбраны в течение первой недели шестого семестра, о чём следует сообщить преподавателю на втором аудиторном занятии.

_________________________

Пособие: Волков Б.С., Волкова Н.В. Практические вопросы детской психологии. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.: ил.

По названному пособию рекомендуется принять к сведению контрольные вопросы и задания (с.65-66), а также темы рефератов (с.66-67) по [гл.] 2 «Предмет, задачи и методы исследования [в] детской психологии» (с.23-67).

Контрольные вопросы и задания (с ред. изм. формулировок)

1. Чем определяется эффективность исследований в детской психо­логии?

2. Раскройте основные методологические принципы применитель­но к исследованиям в детской психологии.

3. Каково своеобразие детерминант психического разви­тия ребёнка?

4. Как практически реализовать принцип единства психики и поведения («сознания и дея­тельности») в детской психологии при исследовании какой-либо проблемы?

5. Раскройте, как осуществляется принцип объективно­сти при изучении (в исследованиях) взаимоотношений ребёнка и взрослого.

6. Как осуществлять в исследовании ребёнка принцип развития?

7. Как связаны методология, методы и методики исследо­вания?

8. Укажите на сильные и на слабые стороны двух организационных форм (методов) эмпирического иссле­дования: поперечных срезов и длинника (лонгитюда, или продольного изучения).

9. Всегда ли необходим комплексный подход (метод) в исследовании?

10. В чём своеобразие количественного и качественного описания результатов проведённого исследования? Всегда ли необходимо их качест­венное описание? Аргументируйте свой ответ.

11. Всегда ли необходимо определение проблемы ис­следования, её осознание? В каком соотношении находятся про­блема и задачи исследования?

12. Что такое гипотеза? Зачем её формулировать при определении рабочих понятий исследования?

13. Сформулируйте пример гипотезы для изучения конфликтных ситуаций, возникающих в отношениях воспитателя и ребёнка.

14. Что значит «подобрать методы исследования»? Какими критериями не­обходимо пользоваться?

15. Каковы основные виды экспериментального исследо­вания в детской психологии?

16. В чём своеобразие: (а) формирующего и конста­тирующего эксперимента; (б) обучающего и воспитывающего эксперимента.

17. Вам предстоит провести исследование мыслительных опера­ций детей 6 лет при решении арифметических задач. Подберите арифметические задачи и определите эмпирические показатели («референты», или симптомы) мыслительных операций, которые Вы будете регистрировать («зависимые переменные эксперимента»). Подготовьте необходимую форму протокола. Опишите ор­ганизацию эксперимента.

18. Выявите отношение детей к игровой художественной (театрали­зованной) деятельности, используя метод беседы. Проанализируйте проведённую беседу.

19. Задание. Сформулируйте вопросы для проведения беседы с ро­дителями по одной из тем: «Свободное время», «Семья», «Наш ребёнок», «Спорт и ребёнок», «Искусство и ребёнок», «Воспита­ние ребёнка в современных условиях» и т. д. Составьте логиче­ский план беседы с письменным обоснованием каждого вопроса плана. Продумайте и определите способы вступления в беседу, сформулируйте вопросы, «поддерживающие» беседу. Продумай­те способы регистрации беседы (магнитофон, стенограмма, условные значки (или шифровка), запись после беседы по памяти и т. д.), определите способы обработки результатов. Проведите беседу, проанализируйте её, опишите полученные психологические факты, сделайте выводы.

20. Задание. Используя метод беседы при изучении личности ребён­ка, необходимо учитывать, что мысль в форме вопроса часто оказывает внушающее действие на отве­чающего. Поэтому надо стремиться так формулировать вопрос, чтобы минимизировать его внушающее действие. Формулировка: «Не ка­жется ли тебе, что игра для детей – это самое важное?», – является, очевидно, внушающей. Переформу­лируйте этот вопрос в ряд из нескольких других вопросов, каждый из которых был бы всё менее и менее внушающим. И, наконец, предложите наиболее подходящую форму вопроса (или вопросов) в беседе с ребёнком при изучении его личности для выявления его отношения к игре.

 

Темы рефератов

1. Наблюдение как метод в детской психологии.

2. Беседа как метод в детской психологии.

3. Изучение продуктов деятельности как метод детской психологии.

4. Диагностика психического развития ребенка.

5. Особенности эксперимента в детской психологии.

6. Использование проективных методов в детской психологии.

7. Своеобразие постановки гипотез в психологическом исследова­нии.

8. Диагностика личностных и межличностных, личных и межличных отношений.

В выполненной работе должны быть соблюдены следующие условия.

1. Обоснование выбора темы.

2. Перечень ключевых (рабочих и исходных) понятий работы.

3. План работы (о чём работа, какие вопросы её раскрывают).

4. Сформулированные тезисы (сжатое, общее содержание каждого вопро­са темы).

5. Структурированные тезисы (конкретизация со специализацией каждого вопроса темы: с выделением пунктов и подпунктов).

6. Логическая модель работы (реферата). Группировка тезисов (основных положений) с установкой между ними основных связей и связей соподчинения.

7. Черновое изложение содержания работы – в форме конкретизации всех выделенных компонентов каждого тезиса в рамках логической модели. Это позволит в дальнейшем раскрывать работу, её содержание с разной степе­нью детализации.

8. Список использованной литературы.

_________________________

Выступающий на занятии с докладом строит своё выступление так, как будто он(а) это делает перед незнакомой аудиторией: приветствует аудиторию, называет себя, формулирует свою тему, – и только после этого приступает к самому докладу.

Присутствующие на аудиторном занятии ведут его протокол (см. «шапку» во «Введении»).

Работа с протоколом на занятии регламентируется следующим образом.

1. Фиксируются фамилия, имя и отчество выступающего, тема и время начала выступления.

2. По ходу выступления ведётся его конспект и формулируются вопросы к выступающему.

3. Фиксируется время окончания выступления и задаются вопросы.

4. Формулируется аннотация выступления: о чём шла речь в докладе?

5. Составляется резюме: излагаются основные положения доклада.

6. Формулируются вопросы к аудитории по теме доклада (7±2).

7а. Формулируется общее впечатление (мнение) о докладе – в свободной форме.

7б. Доклад оценивается по экспрессивности – по шкале от 0 до 10 баллов.

Конкретизируются возникшие чувства в связи с докладом

7в. Доклад оценивается по информативности – по шкале от 0 до 10 баллов.

Конкретизируются мысли, возникшие в связи с докладом.

7г. Доклад оценивается по полезности – по шкале от 0 до 10 баллов.

Конкретизируется объективное значение доклада.

Конкретизируется субъективный смысл доклада.

Конкретизируются намерения, возникшие в связи с докладом.

8. Завершается протокол занятия в соответствии с общим регламентом выполнения письменных работ по курсу. Последняя строчка подчёркивается от одного края страницы до другого. Слева под чертой проставляется время окончания работы. Справа под чертой автор подписывается.

____________________

Доступный инструментарий (методики) для исследования психического развития детей приводится в различных пособиях, в том числе и в названном ниже.

См.: Истратова О. Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет / О. Н. Истратова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 317 с.: ил.

 

По названному пособию рекомендуется принять к сведению, в частности, содержание гл. 2 «Диагностика развития дошкольников и младших школьников» (с.79-315).

Вопросы по гл.2

Основные тенденции развития в дошкольном возрасте.

Основные тенденции развития в младшем школьном возрасте.

Диагностика интеллекта и креативности.

Диагностика познавательных процессов.

Диагностика внимания у детей 3-5 лет.

Свойства внимания у младшего школьника.

Развитие памяти у детей 3-7 лет.

Развитие мышления и речи у детей 4-6 лет.

Образно-логическое мышление у детей 4-6 лет.

Диагностика мышления у младшего школьника.

Личность дошкольника и младшего школьника.

Диагностика эмоциональной сферы.

Диагностика мотивационных предпочтений у дошкольников и у младших школьников (5-9 лет).

Диагностика самосознания и ценностных ориентаций.

Диагностика межличностных отношений.

И др.

__________________________