ЛК-21. Речь у детей с недостатками развития

В этой лекции мы продолжим знакомиться с материалами книги Кэрол Тингей-Михаэлис «Дети с недостатками развития». Рассмотрим три темы:

1. Причины трудностей при освоении языка

2. Условия освоения языка

3. Ограниченные возможности речевого развития

 

1. Причины трудностей при освоении языка

Трудности при освоении языка у ребёнка с недостатками развития могут быть вызваны различными причинами.

1.1. Если у Вашего малыша нарушен слух , у него, скорее все­го, будут проблемы с освоением практически всех форм языка. Некоторые малыши с недостатками развития плохо различают звучащую речь. Порой кажется, что они даже не понимают, говорите ли Вы что-то или молчите.В таких случаях, обращаясь к ребёнку, постарайтесь приблизиться к нему настолько, чтобы емубыло хорошо видноВаше лицо. Чтобы видеть чётко, младенцу приходится учиться видеть обоими глазами, приспосабливаясь к условиям восприятия: к удалённости объекта, к его освещённости, к его величине, форме, рельефу, цвету...

Малыши и дети с недостатками развития часто не в состоянии видеть так далеко, как видит обычно большинство их сверстников. Все зрячие новорождённые умеют фокусировать глаза на предмете, находящемся на расстоянии около 15 сантиметров от их лица.Всё, что находится дальше, воспринимается ими как расплывающиеся пятна. А когда малыши начинают учиться выделять речь окружающих, им необходимо видеть лицо говоря­щего. Без этого они не смогут понимать, приятно или неприятно то, что произносится, сердит или весел говорящий взрос­лый, устал ли он или расстроен. При этом важно, чтобы посторонние звуки не мешали ма­лышу слышать то, что Вы ему говорите. Если в доме звучит радио, телевизор или проигрыватель, малышу будет трудно выде­лить звук Вашего голоса на таком звуковом фоне. И особенно, если приборы вклю­чены на полную мощность. Если Вы любите слушать музыку или держите по­стоянно включенными радио или телевизор, поставьте их как можно дальше от того места, где обычно играет малыш. И старайтесь не включать их на сильную громкость. Когда же Вы общаетесь с малышом, то подойдите к не­му как можно ближе и говорите с ним так, как будто сообщаете ему что-то очень важное и очень личное.

Следует говорить с малышом, и находясь достаточ­но далеко от него. Ему нужно слышать Ваш голос не только вблизи, но и на некотором расстоянии. Но, чтобы по-настоящему научиться Вас понимать, малыш должен слышать голос на таком расстоянии, на котором он смог бы различать отдельные слова.

1.2. Малыши начинают понимать речь окружающих очень медленно! Любимым словом Вашего малыша ока­жется, скорее всего, то слово, которое он слышит чаще всего и которое ему легче выделить из речевого потока. Чем чаще, глядя на малыша и улыбаясь ему, Вы будете говорить с ним и произносить его имя, тем скорее он научится радоваться звуку своего имени и станет отве­чать на него улыбкой, гулением и протягиванием к Вам ручек. В оптимальном случае произнесение имени с установкой на предстоящее кормление формирует реакцию оживления уже у новорождённого.

Но, может быть так, что Ваш малыш не улыбается, не гулит и не тянется к Вам, когда Вы произносите его имя. Похоже, он даже не замечает Вашего обращения к нему… В таком случае вполне естественно, что и Вам не захочется ему улыбаться; и у Вас может пропасть желание говорить с ребёнком. Однако единственный путь для малыша научиться понимать Вас – это слушать обращённую к нему речь. А если при этом Ваша речь будет ласковой и радостной, то слушать Вас ребёнку будет интересно.

Говоря с малышом, старайтесь до него дотрагиваться. Если у малыша нарушены зрение и слух, то прикоснове­ние поможет ему разобраться, когда Вы говорите, а когда молчите. А если Ваш малыш видит и слышит так же, как все остальные дети, Ваше прикосновение поможет ему пригото­виться слушать то, что Вы собираетесь ему сказать.

И попросите окружающих называть малыша по имени, когда они будут говорить с ним или брать его на руки.

Малыш должен уметь выделять звук человеческого голоса из всех прочих звуков и различать тембр и интонацию голоса. Поэтому очень важно, чтобы он слышал своё имя, когда оно произносится различными голосами: высокими и низкими, громкими и тихими. И важно также, чтобы ему улыбались и ласково с ним говорили. Тогда он быстро научится выделять своё имя на фоне множества других звучащих слов, причём независимо от того, кто произносит его имя.

1.3. Малыши с недостатками развития иногда с трудом понимают, чего от них хотят.

Обычно друзья или знакомые семьи, общаясь с ребёнком, говорят ему фразы вроде таких: «Дай мне мяч», «Садись», «Открой ротик», «Дай мне посмотреть» и т. д. И малыши обычно выполняют то, о чём их просят. А Ваш малыш может не понимать, что означают эти фразы. Относясь к ним как к игре, он может убегать, или смеяться, или просто глядеть на говорящего. Он может также совсем не реагировать на обращённые к нему слова.

И Вас может смутить, если кто-то из окружающих увидит, как малыш проигнорировал чью-либо просьбу. В действительности же малыш, быть может, вовсе и не игнорировал обращённые к нему слова. Просто он их не понял. Например, потому что всё его внимание было поглощено самим фактом общения с говорящим. Возможно также, что он не понял, что к нему обратились, что за ним наблюдают. Поэтому не следует беспокоиться о вероятных мнениях у окружающих по поводу реакций Вашего ребёнка.

Иногда бывает, что Вы прилагаете большие усилия, пытаясь объяснить малышу, что Вы заняты. Несмотря на все Ваши старания, он продолжает требовать Вашего внимания. И Вы, естественно, начинаете сердиться. Однако помните, что раздражение – это плохой советчик. Если Вы накажете малыша, может угаснуть его желание узнать именно то, чему Вы пытаетесь его научить. Поэтому помогайте малышу понять, чего Вы от него хотите, показывая ему это.

Если Вы хотите, чтобы малыш дал Вам мяч, возьмите его за руку, назовите его по имени и скажите: «Дай мне мячик», – а затем подведите его к мячу или поверните к мячу лицом. Когда Вы говорите ему, сначала назвав по имени: «А теперь садись», – то возьмите малыша за плечи и мягко, но решительно помогите ему сесть. Не забывайте снова и снова называть малыша по имени. А после того, как он выполнит то, о чем Вы его просите, улыбнитесь ему и скажите: «Хорошо!», – или: «Молодец!».

Всё это может требовать очень много времени. Но если Вы будете продолжать свои попытки, будете снова и снова повторять и показывать малышу свои действия, то постепенно он научится Вас понимать. Малыш не научится делать то, что Вы хотите, если не будет понимать, чт? же Вы хотите.

1.4. Ваш малыш может не издавать звуков и может даже не пытаться говорить , в отличие от других детей его возраста. Очень важно, чтобы Вы и в этом случае продолжали с ним разговаривать.

Малыши начинают понимать, чт? им говорят, до того, как становятся способны говорить сами. Прежде чем малыш сможет сказать: «Ещё пить», – он должен понять, чт? Вы имеете в виду, когда спрашиваете его:«Ещё попить?». И он должен уметь ответить на Ваш вопрос, открывая рот, кивая головой, протягивая руки или, наоборот, отворачиваясь в сторону. И малышу помогает понять Ваш вопрос то, что Вы держите в руке бутылку или стакан с питьём.

Чтобы помочь малышу научиться повторять Ваши слова, Вам следует отчетливо их произносить и одновременно делать то, что эти слова означают. То есть, говоря что-то малышу, важно ещё и показывать ему это.

1.5. Когда Вы говорите малышу: «Этого делать нельзя», – то ожидаете, что он прекратит своё занятие. Однако малыш не прекращает делать то, что делал.

Малышу с недостатками развития труднее, чем другим детям, понять, что значит «нельзя». И когда Вы говорите ему «нельзя», он может вести себя так же, как и в случае, когда Вы называете его по имени (!).

Некоторые малыши с трудом различают слова и не могут реагировать на одно слово одним способом, а на другое слово другим. Это называется «первичной генерализацией», или «глобальным подходом». Такая субъективная позиция малышей очень затрудняет общение с ними. Но это вовсе не значит, что Вы должны прекращать с ними разговаривать! Если с малышом не говорить, малыш не научится ни понимать слова, ни произносить их.

Малышу легче будет понять смысл слов и различать слова, если, прося его о чём-нибудь, Вы будете говорить с ним ласково. А если будете запрещать что-то («нет, нельзя!»), то будете произносить это решительно, и при этом будете укоризненно качать головой.

Не слишком расстраивайтесь, если Вам кажется, что малыша ничему не удаётся научить. Но обязательно продолжайте с ним заниматься. Помните, что некоторым малышам крайне трудно и медленно даётся понимание того, чт? значат слова «нет» и «нельзя». Малыш быстрее научится понимать эти слова, если Вы будете говорить их лишь тогда, когда ему грозит опасность и когда запрет действительно крайне необходим.

Если Ваш малыш не отличает звуков речи от шума пылесоса или работающих радио и телевизора, то он в ответ на Ваши слова не повернётся к Вам, не улыбнётся, не станет гулить, не прекратит свои действия. Если Ваш малыш при звуках музыки не танцует, не раскачивается в такт, не хлопает в ладоши, то, вполне возможно, что у него не всё в порядке со слухом.Тогда обратитесь к отоларингологу, чтобы он проверил слух малыша. Если малыш плохо слышит, то очень важно проконсультироваться и с сурдопедагогом. Сурдопедагог расскажет Вам, как надо говорить и играть с ребёнком, чтобы помочь ему учиться максимально эффективно.

Возможно также, что малыш не смотрит на Вас, не улыбается, не гулит, не прекращает своих действий в ответ на Ваше «нельзя», потому что он ещё не научился различать слова и не понимает их значения. Когда малыш не реагирует на Ваши ласковые слова, Вы можете решить, что малыш не хочет быть вместе с Вами. Это, конечно же, Вас расстроит. Но на самом деле ребёнок очень привязан к Вам. На самом деле онпростоещё не овладел средствами выражения своих чувств. Продолжайте активно выражать собственные чувства, чтобы у малыша был пример для подражания.

1.6. Ваш малыш может не махать ручкой на прощание, в отличие от большинства его сверстников. По существующим представлениям, махать ручкой на прощание – это действие, которому малыш должен научиться чуть ли не в первые месяцы жизни. Большинство малышей действительно учатся этому жесту в возрасте нескольких месяцев. Но бывает и так, что малыш машет ручкой любому встречному. Как в первом, так и во втором случае окружающие могут провожать Вас и Вашего малыша удивлённым взглядом.

Постарайтесь не обращать внимания на подобные взоры и продолжайте махать малышу – и вместе с малышом – в тех случаях, когда это уместно. Это поможет ему понять значение и этого движения, и других жестов. Малыш будет понимать, что прощание можно выразить, махая рукой, что запрет выражается покачиванием головы, согласие – кивком, а симпатия – воздушным поцелуем… Для некоторых малышей с недостатками развития выражение своих чувств и желаний с помощью рук может оказаться наиболее эффективным способом общения с окружающими.

Иногда малышам с недостатками развития бывает весьма трудно выучить детскую считалку, что-нибудь спеть, играть пальцами. Обычно родителям и малышам нравится всё это делать. Однако Ваш малыш может отказываться проговорить считалку, спеть с Вами или включиться в игру. Проблема может быть в том, что малыш просто ещё не способен сосредоточиться и удерживать себя в новом состоянии. В таком случае важно, чтобы у Вас пoд рукой были картинки или книжки с картинками. Показывайте их малышу в короткие промежутки отдыха. Разглядывая картинки вместе с Вами, ребёнок будет учиться сосредоточиваться. Помните, что детям с недостатками развития требуется больше времени для пробуждения интереса к детским стихам, песенкам и к играм с пальцами. Не прекращайте своих попыток. Читайте детские стишки и пойте песенки, когда Вы кормите малыша или же занимаетесь какой-нибудь работой по дому, а он при этом наблюдает за Вами.

1.7. Некоторые малыши с недостатками развития не могут усидеть на месте, когда Вы играете с их пальчиками, например, в «Сорока-белобока…»

Возможно, Ваш малыш очень чувствителен к прикосновению, и ему нужно освоиться с тем, что до него дотрагиваются. Попробуйте воспользоваться процедурами снижения чувствительности. (См. предыдущую лекцию).

Не расстраивайтесь из-за того, что малыш учится медленно. Он не может быстрее. Он хочет научиться всему, чему его учат, но ему это очень трудно.

1.8. Ваш малыш может не уметь играть в игры типа «Где у нас носик?».

Он может просто показывать на лицо, или оставлять ручку в воздухе, или может недоуменно смотреть на Вас. Он может продолжать делать так, даже будучи намного старше детей Ваших знакомых, которые уже давно научились играть в «Где у нас носик?». При подобных обстоятельствах родители, разочаровавшись в способности своего ребенка что-то освоить, склонны скрывать от окружающих то, к?к их малыш делает ошибки и, вообще, как мало он умеет. Однако очень важно продолжать учить малыша различать части своего тела, указывая на них пальчиком. И самые подходящие условия для этого – ситуации гигиенического ухода за ребёнком: вытирание носа, умывание лица, мытьё рук и т.д.

Пение песенок и игра при вытирании носа и при умывании – это весьма продуктивные упражнения. Допустим, что малыш не способен сам показать ручкой на нос. Возьмите его ручку в свою и проделайте нужное действие, проговаривая и своё намерение его совершить, и сопровождая словесно процедуру его выполнения: и вытирания носа, и умывания, и прочих.

2. Условия освоения языка

2.1. Малыши учатся произносить звуки, когда видят и слышат то, как это делают окружающие. Постепенно их гуление и лепет переходят в звуки, напоминающие те, что произносят окружающие взрослые. Воспроизведение произнесённого другим называется «эхолалией».

У некоторых малышей с недостатками развития лепет и гуление отсутствуют. В этом случае опекающие взрослые должны помочь малышу научиться лепетать и гулить. Малыш начинает учиться управлять произнесением звуков, когда слышит, как взрослые повторяют за ним звуки, которые спонтанно произнёс сам малыш. И спустя какое-то время он начинает повторять случайно произнесенный им звук уже в ответ на воспроизведение этого звука взрослым человеком. Сначала малыш отвечает какими-то звуками, когда Вы произносите уже знакомый ему звук. Апозже он начинает отвечать Вамэтими звуками всякий paз, когда Вы говорите с ним.

Постепенно малыш начнёт подстраиваться. Он будет отвечать звуками, всё более похожими на те, что произносит взрослый. И, наконец, сочетания этих звуков оформляются у него в первые слова. Среди них такие, как мама, дай, и даже такие, как его собственное имя. У всех малышей этот процесс занимает немало времени. Малышам с недостаткамиразвития, чтобы научиться имитировать звуки, произносимые родителями,требуется гораздо больше времени.

2.2. Некоторые малыши с недостатками развития не в состоянии научиться произносить звуки и слова.

При этом понимать слова они могут. Многие звуки такие малыши не воспроизводят из-за особенностей строения полости рта, голосовых связок или из-за нарушений в отделах головного мозга, контролирующих работу звукопроизносительного (артикуляторного) аппарата.

Естественно, что когда малыш не произносит слов, которые говорят другие дети, родители могут приходить в отчаяние от этого. И наедине друг с другом или с близкими людьми родители могут позволить себе выговориться о свалившемся на них несчастье. Однако свои переживания по поводу особенного состояния малыша ему самому показывать нельзя. С ним следует вести себя так, будто неспособность издавать звуки вполне естественна. И если Вы будете всё время продолжать разговаривать с малышом, он постепенно научится понимать б?льшую часть того, что Вы ему говорите.

Ваш малыш может научиться общаться с Вами с помощью жестов. Он может научиться убирать разбросанные игрушки, когда Вы попросите его об этом. Не умея сказать слово «нет», он может научиться отрицательно качать головой. Если же Ваш малыш недостаточно подвижен, чтобы убирать вещи или качать головой, он может научиться общаться с Вами с помощью взгляда. Постарайтесь быть хорошим перцепиентом: чутким наблюдателем и слушателем, – который внимательно относится к малышу и отзывчив к его проявлениям как сигналам изменений в его состоянии.

2.3. Маленькие дети обычно повторяют то, что слышат от окружающих. Но Ваш малыш, имея какие-то недостатки в развитии, может быть не в состоянии это делать.Он может смотреть на Вас отсутствующим взглядом даже тогда, когда Вы, глядя на него, показываете его любимую игрушку, например, мишку, и просите его сказать: «Мишка»… Такое поведение малыша может повергнуть в уныние. Но постарайтесь не дать малышу почувствовать, как Вы несчастны. Старайтесь говорить с малышом бодрым, ласковым голосом и не забывайте улыбаться ему.

Некоторым малышам надо услышать какое-нибудь слово много-много раз, прежде чем им захочется произнести его.

Играя с малышом, постоянно повторяйте названия тех игрушек или предметов, которые ему нравятся. Малыш скорее научится произноситьназваниелюбимой игрушки, чем название какой-нибудь нелюбимой еды. Если Вы одновременно назовёте ему несколько предметов, то только запутаете его. Следует выбирать что-нибудь нравящееся малышу и многократно повторять его название. В пределах одной ситуации – это 4-7 повторений, после чего должна быть пауза с последующей сменой стимуляции. Чем интереснее для малыша взятый предмет, тем скорее он научится повторять вслед за Вами его название.

 

3. Ограниченные возможности речевого развития

3.1. Ваш малыш говорит так, что его трудно понять. Нередко малыши с недостатками развития, пытаясь говорить, издают звуки и двигают мышцами лица, но эти звуки не являются членораздельной речью. Главное для опекающих взрослых –не расстраиваться.

Допустим, что Вы уверены в том, что малыш хочет что-то сказать, и Вы хотите его понять. Оглянитесь вокруг и подумайте, какие из только что происшедших событий могли его взволновать. Постарайтесьугадать, о чём он пытается сообщить. Если, по Вашему мнению, Вы угадали, то ответьте малышу спокойным, ласковым голосом.

Когда ребёнок подрастёт, Вы можете просить повторить сказанное им ещё раз.

Бывает, что и после повторения сказанное ребёнком не удалось разобрать. И тогда постарайтесь угадать его слова и ответить на них. Не просите повторить их в третий раз. Потому что для него это может быть очень трудным, непосильным делом. Так что в следующий раз, когда будет потребность что-то сказать, ребёнок уже не станет этого делать, предвидя просьбы о повторении того, что ему даётся с большим трудом.

Бывает, что после нескольких месяцев целенаправленных домашних занятий малыш так и не научается говорить разборчивее. Тогда стоит показать его отоларингологу и логопеду, чтобы специалисты определили, не вызваны ли трудности в произношении особенностями строения полости рта. В некоторых случаях малышу может помочь операция. Однако у большинства проблемных малышей трудности в произношении обусловлены функционально – связаны с тем, что у них плохо согласуются движения мышц языка, рта и голосовых связок.

3.2. Малыш не говорит, а показывает на вещи пальцем. Ребёнок вдруг может сделать открытие: различные предметы имеют различные названия. Мир для ребёнка расширяет свои границы и усложняется, становится неопределённым. Ребёнок начинает понимать это и может начать бояться что-то назвать неправильно. Поэтому он станет показывать на какие-то предметы пальцем.

Все малыши, пока учатся говорить, сначала указывают пальцем на то, что привлекло их внимание. Малыши с недостатками развития обычно учатся дольше; поэтому они могут дольше показывать на что-либо или на кого-либо пальцем. В указанном малышом направлении может находиться много различных отдельностей, поэтому часто бывает трудно понять, на что именно показывает малыш. Опекающим взрослым важно быть терпеливыми и стараться угадывать, что же заинтересовало малыша. Для этого следует, например, поочерёдно подносить ребёнка к различным предметам, чтобы он мог дотронуться до того из них, который имел в виду. Взрослые могут также сами по очереди дотрагиваться до предметов, на которые указывает малыш. И по его реакции можно определить, что же всё-таки его заинтересовало.

Может случиться и так, что Вы поднесёте малыша поближе, а он уже утратил интерес к предмету. Но в любом случае, поднося малыша к предмету или дотрагиваясь до предмета, обязательно следует предмет называть. Будьте терпеливы, и день за днём показывайте малышу тот или иной предмет и называйте его.

Однако в присутствии посторонних людей или в общественных местах не всегда удобно показывать и называть малышу тот предмет, которым он заинтересовался. С другой стороны, следует стимулировать и поощрять интерес малыша к тому, что он видит. Поэтому опекающим взрослым всегда приходится разрешать возникающую дилемму. И если Ваши действия не доставят окружающим особого беспокойства, старайтесь подкреплять вовлечённость ребёнка в ситуацию. В конце концов, окружающие люди должны понимать, что Вам надо учить малыша. К тому же, если ребёнок не будет учиться говорить в присутствии посторонних людей, у него не появится потребность к тому, чтобы посторонние люди его понимали.

Конечно, взрослым хочется, чтобы их подопечный ребёнок говорил отчётливо, чтобы его понимали все носители данного языка. Вполне возможно, что когда-нибудь малыш с отклонениями развития научится так говорить. Однако для начала важно, чтобы малыша понимали близкие люди, и чтобы он об этом знал. И опекающим взрослым следует относиться к его нечленораздельной речи так, как будто она вполне нормальная, обычная речь. Если взрослые будут внимательно слушать малыша, это поможет ему научиться слушать взрослых и делать то, о чём взрослые его просят.

3.3. Ваш малыш может ограничиваться произнесением отдельных звуков, а вещи и свои желания обозначать жестами. Например, он может, сложив руки вместе, качать их вперёд и назад, указывая тем самым, что хочет, чтобы ему дали его любимого мишку. Он может сесть на пол рядом с холодильником, показывая тем самым, что хочет есть. Он может стянуть с вешалки свою куртку, показывая, что ему хочется погулять.

Обозначение предмета каким-то, пусть даже и неправильным, звуком или каким-то действием – это начало продвижения к произнесению правильных звуков.

Многие малыши называют машину «би-би», собаку – «гав-гав» и изобретают собственные звуки и слоги, обозначающие членов семьи. Такие звуки и жесты – это начальная стадия в освоении правильных звуков и общепринятых жестов. Важно со вниманием отнестись к желанию малыша что-то Вам сообщить! Не исправляйте его ошибок. Действуйте так, как если бы его высказывание было вполне понятным. Но сами старайтесь называть предметы и действия подчёркнуто правильно.

3.4. Ваш малыш может не отвечать ни улыбкой, ни радостным лепетом, когда к нему обращаются незнакомые люди. Люди в большинстве своём малышей любят. Поэтому в магазинах, в общественном транспорте, в других общественных местах люди улыбаются малышам и заговаривают с ними. Но многие малыши с недостатками развития не улыбаются в ответ и не начинают лепетать. Иногда они просто смотрят на человека-коммуникатора. Иногда отворачиваются от него. Иногда начинают плакать. Время от времени все малыши ведут себя именно так. Но если Ваш ребёнок ведёт себя только так, то это, скорее всего, будет Вас тревожить. Среди прочих мыслей Вам может прийти в голову, что будут думать люди. Например, что Вы – из числа плохих родителей, и воспитываете неприветливого, мрачного ребёнка…

Однако следует иметь в виду, что большинство людей из числа заговаривающих с малышами уже сталкивались с тем, что не все дети отвечают на их ласковое обращение. А иногда дети в ответ на приветливые слова даже плачут. Многие из взрослых, вступающих в контакт, растят или уже вырастили собственных детей. И весьма вероятно, что они уже сталкивались с малышами, имеющими какие-то недостатки в развитии. Некоторые люди заговаривают с малышом именно потому, что это – ребёнок с недостатками развития, и вниманием к нему они хотят подбодрить опекающих его взрослых. Даже если их внимание Вас смущает, не отказывайтесь из-за этого от совместных прогулок с малышом в местах, где много посторонних людей.

Чтобы развиваться, Вашему малышу нужен самый разнообразный опыт.

Итак, в лекции конкретизированы различные аспекты речевого развития у особенных детей, чьё воспитание и обучение требует от опекающих их взрослых специальной подготовки, больших усилий и больших затрат времени. Конкретизированы условия для овладения языком и его различные проявления. Выделены положительные (катализаторы) и отрицательные (ингибиторы) факторы овладения языком и сопутствующие ему обстоятельства.

В следующих лекциях рассматриваются особенности самообслуживания у детей с недостатками развития.

Литература

Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям: Пер. с англ. / Под ред. Д. В. Колесова. – М.: Педагогика, 1988. – 240 с.

_____________________________

 

Задания по «ЛК-21. Речь у детей с недостатками развития»

Завершите начатые высказывания:

«1. Нарушения слуха обнаруживают себя, в общем, в …» В чём?

«2а. Понять что-то – значит …» Что значит «понять», в общем? «2б. Понять чьё-то высказывание – значит …» Что значит понять высказывание? «2в. Понять чью-то просьбу – значит …» Что значит понять просьбу?

«3. Если тебе не отвечают, желание говорить пропадает. Потому что …» Почему?

«4. Думаю, что для понимания слова «нельзя» лучше всего …» Что делать?

«5. Внимание ребёнка (а) можно привлечь … (Чем?); (б) а удерживать внимание ребёнка лучше всего …» Как?

«6. При повышенной чувствительности ребёнка лучше всего …» Что делать?

«7. Если малыш не способен показывать, где у него нос, нужно…» Что нужно делать?

«8. Подстройка одного существа к движениям и действиям другого …» Что Вы можете сказать о такой подстройке, в общем?

«9. Понимание речи опекающих взрослых детьми, так и не овладевшими родным языком, объясняется …» Чем? Как?

«10. При ограниченных возможностях речепорождения у детей с недостатками развития для понимания этих детей …» Что нужно делать?

_______________________________________________