ЛК-20. Дети с недостатками в развитии. Моторика и общение

На следующих лекциях мы будем рассматривать материалы книги «Дети с недостатками развития». Автор книги, Кэрол Тингей-Михаэлис, – доктор психологии, профессор университета. Её диссертация была подготовлена по возрастной психолингвистике. Она читала лекции по педагогической психологии. Она работала над вопросами физио- и трудотерапии и разрабатывала образовательные программы для подготовки учителей к работе в специальных школах для детей с ограниченными возможностями. Кэрол родила и воспитала пятерых детей: четверых сыновей и дочь. Причём один из её сыновей был болен – имел синдром Дауна.

Автор рассказывает о повседневном домашнем уходе за детьми с различного рода нарушениями в развитии – от затруднений в самообслуживании до различных заболеваний. В частности, в книге выделены восемь тематических групп вопросов: Здоровье, Питание, Сон, Двигательная активность, Общение, Речь, Самообслуживание, Заболевания и особые отклонения в состоянии здоровья. В этой и трёх последующих лекциях (ЛК-20?23) мы ознакомимся с психологическими аспектами четырёх тем из восьми. Это:

1) Двигательная активность

2) Общение

3) Речь

4) Самообслуживание

 

1. Двигательная активность

Беспокойство у опекающих взрослых может вызывать умение ребёнка управлять своим телом.

1.1. Некоторые дети апатичны и мало двигаются. В этом случае врачи говорят о «пониженном тонусе». Это значит, что мышцы ребёнка настолько слабы, что их напряжения недостаточно, чтобы сохранить нужную позу. Если такого ребёнка поднять, то его руки и ноги повиснут как плети, а его голова будет клониться то в одну, то в другую сторону. При попытке посадить ребёнка, его тело наклоняется, и малыш валится на бок, а при попытке поставить ребёнка на ноги, его ноги подгибаются.

Чтобы ребёнок научился управлять своим телом, ему необходимо ощущать, что части его тела движутся. Ребёнок нуждается в движениях, которые дают ему возможность ощущать своё тело. И взрослый помогает ребёнку стать активнее, когда берёт его на руки и учит подлаживаться к своим движениям. Можно поднять ребёнка вверх и повращать его из стороны в сторону. Можно погладить и пощекотать его. При этом всегда нужно разговаривать с ребёнком и, по возможности, петь ему. Нужно давать ему возможность играть в ванночке с водой. У ребёнка должна быть возможность ощупывать вещи различного цвета и с различной фактурой. При прогулке с такими детьми можно использовать приспособления, которые используются для обучения ходьбе совсем маленьких детей. Ребёнка следует качать на качелях. Следует привлекать его внимание яркими предметами, издающими различные звуки.

Всё это – различные формы стимуляции ребёнка. Педиатры и специалисты по лечебной физкультуре помогают родителям подобрать подходящие формы стимуляции с учётом особенностей каждого ребёнка.

1.2. У некоторых детей мышцы, наоборот, настолько напряжены, что их конечности не могут сгибаться в суставах. В этом случае врачи говорят о «повышенном тонусе». Это значит, что мышцы с трудом расслабляются, что препятствует сгибательным движениям. У ребёнка, чьи мышцы плохо расслабляются, руки и ноги часто непроизвольно вытягиваются, голова откидывается назад, а всё тельце как бы деревенеет. В этом состоянии ребёнок не может ни повернуться, ни наклониться, ни пошевелить рукой или ногой. Суставы и мышцы растут, но если они не тренируются, то мышцы слабеют, а суставы теряют свою подвижность и даже могут деформироваться.

Чтобы предупредить это, ребёнку нужны физические упражнения. Если он не может делать их сам, ему должен помочь взрослый; взрослый учит ребёнка управлять частями своего тела. Но и туловище тоже должно развиваться нормально. При каждом удобном случае надо делать упражнения по освоению различных движений, – в том числе и при одевании, при кормлении, при купании. Если ребёнка берут на руки, его тело может одеревенеть, и может возникнуть впечатление, будто ему это не нравится. Может возникнуть впечатление, что он так сопротивляется взрослому человеку. На самом же деле, возможно, что мышцы перенапряглись от возбуждения из-за чрезвычайной радости в связи с тем, что его взяли на руки.

Приближаясь к ребёнку, нужно с ним говорить, в том числе и о том, что сейчас Вы возьмёте его на руки, покачаете и приласкаете его. Ваши руки должны быть тёплыми, прикосновение – мягким, но хорошо ощутимым. Легко прикасаясь к ребёнку с двигательными нарушениями, Вы можете его напугать. И это спровоцирует одеревенение или даже падение на пол. Взяв ребёнка на руки, нужно держать его уверенно, чтобы он не боялся упасть, выскользнув из Ваших рук. Для этого возьмите ребёнка так, чтобы его руки и ноги оказались согнутыми, а голова наклонена вперёд. При этом одной рукой Вы обхватываете ребёнка за плечи, а другой рукой держите его под коленками.

Вероятность перенапряжения мышц значительно уменьшается, когда части тела согнуты. И поза «лёжа на боку» – одна из самых важных поз для ребёнка.

Если взрослого раздражает медлительность ребёнка, осваивающего нужные движения, следует включить музыку или начать думать о каких-либо приятных вещах. Субъективным фоном для всех действий должно стать понимание: если ребёнок чувствует, что взрослому нравится с ним играть, нравится проводить время вместе с ребёнком, то ребёнок легче и лучше обучается.

1.3. У некоторых детей мышцы то чересчур расслабляются, то перенапрягаются. В норме мышечный тонус должен соответствовать производимым движениям. Однако центральная нервная система у некоторых детей не обеспечивает такого соответствия. Поэтому мышцы ребёнка могут быть напряжены, хотя производимое движение требует их расслабления, и наоборот, мышцы расслаблены, когда нужно их напряжение. Бывает, что состояние мышц резко изменяется вне связи с ситуацией. И для предупреждения непредвиденных последствий используется специальное оборудование. В частности, в детское креслице вставляется планка – или укрепляется ремешок – между ног ребёнка. Такое приспособление не даст ребёнку выскользнуть из его сидения или выпасть из него.

О различных вспомогательных приспособлениях по уходу за ребёнком заинтересованным взрослым расскажет врач-ортопед или специалист по лечебной физкультуре. Мало приятного в том, что ребёнка трудно удержать на месте или он всё время дёргается. Но важно, чтобы окружающие взрослые относились к колебаниям мышечного тонуса ребёнка как к естественным проявлениям его состояния. Важно не расстраиваться из-за этого и не бранить ребёнка. Ведь его движения не подвластны ему. Напряжения и расслабления детского тельца, неожиданные для окружающих, происходят без всякого злого умысла со стороны ребёнка.

1.4. Когда ребёнку трудно себя обслуживать, любящие взрослые стремятся всё делать за него. Если это становится правилом, ребёнок никогда не научится делать что-либо самостоятельно. Поэтому следует набраться терпения, не бранить ребёнка и предоставлять ему возможность справляться со своими нуждами самостоятельно. Причём важно сделать всё, зависящее от опекающих взрослых, чтобы окружающие не смеялись над неловкими движениями и действиями ребёнка.

Чем больше малыш стремиться напрячь какие-то мышцы, тем труднее ему это сделать. Бывает, что он так крепко что-то держит, что даже взрослому трудно вытащить эту вещь из детской руки. А бывает, что вещь сама выпадает из рук. И с помощью взрослых ребёнок должен понять: чтобы научиться произвольно напрягать свои мышцы, нужно сначала как можно лучше расслабиться. Если ребёнок уронил что-то, взрослому следует снова и снова вкладывать упавший предмет в детскую руку, делая это как бы между прочим.

Изменение мышечного тонуса может привести к потере равновесия и к падениям. Ребёнок будет падать меньше, если научится лежать на боку с опорой. Педиатр или специалист по лечебной физкультуре учит взрослых, опекающих ребёнка с ограничениями в двигательной сфере, правильным действиям. В том числе и тому, к?к следует подталкивать ребёнка, чтобы у того возникло ощущение «почти падения», когда он находится в позе «лёжа на боку с опорой». Научившись выделять это ощущение среди других, ребёнок учится тому, что надо делать, когда такое ощущение возникает. Ибо единственный способ научиться не падать – это испытать ощущение «почти падения» и научиться движениям, которые помогают избавиться от этого ощущения.

Ребёнку важно учиться сидеть в безопасном месте. Лучше всего – на полу, на коврике или на шерстяном одеяле, где рядом нет мебели или других вещей, о которые ребёнок мог бы стукнуться при падении. Если малыш будет бояться падения, он не сможет научиться пользоваться горшком, а затем и унитазом. (Об этом пойдёт речь далее).

Бывает, что у ребёнка открыт рот, из которого течёт слюна, да к тому же у него ещё и течёт из носа. Обычно такой ребёнок неприятен для окружающих. Он неприятен даже для собственных родителей. Рот может быть открыт и из-за чрезмерного напряжения мышц рта, и из-за их излишней расслабленности. Иногда рот открывается, когда дети возбуждены и стараются двигать всеми частями тела. Иногда это – проявление готовности засунуть в него что-то, подлежащее оральному исследованию, – как во младенчестве. Иногда открытый рот – знак того, что ребёнку скучно или он не понимает, что происходит и чего от него хотят.

Если рот приоткрыт более нескольких секунд, из него начинает вытекать слюна. О ребёнке говорят: «пускает слюни». Это происходит не потому, что слюны слишком много, а потому, что ребёнок её не сглатывает. И не надо ребёнка одёргивать и требовать от него закрыть рот. Тем более не надо шлёпать по лицу. Нужны специальные упражнения, которые помогают научиться ощущать мышцы рта. Нужно также что-то жевать, чтобы научиться закрывать рот и научиться глотать. Педиатр учит взрослых, опекающих ребёнка, делать массаж внутренней и внешней поверхности рта. В результате масс?жа ребёнок учится различать и то, открыт или закрыт его рот, и те ощущения, которые порождаются движениями мускулатуры рта. Пока же ребёнок этому не научился, важно заботиться о том, чтобы его шея и грудь были сухими: важно чаще менять рубашки или использовать непромокаемые нагрудники.

В общем же, чтобы ребёнок в полную меру мог эффективно пользоваться своими руками, у него должны быть хорошо развиты движения головы, плеч и туловища. И руки скорее развиваются тогда, когда упражняются, прежде всего, движения головой, плечами и туловищем, а уже во вторую очередь упражняются движения рук, или манипуляции чем-то.

 

2. Общение

Беспокойство у опекающих взрослых могут вызывать особенности общения ребёнка с окружающими.

2.1. Некоторые дети не любят контактировать с посторонними людьми. Таких детей называют замкнутыми. В отличие от своих сверстников и взрослых, они не получают удовольствия от общения, не испытывают радости, находясь в окружении других людей. Такие дети не улыбаются в ответ на обращённую к ним улыбку; они не тянутся навстречу тому, кто протягивает к ним руки, не отвечают на обращённую к ним речь. Они ведут себя так, как будто им хочется быть в одиночестве.

2.2. Некоторые дети обнаруживают сверхчувствительность к прикосновениям, и контакт с ними требует соблюдения определённых условий. В частности, нужны речевая подготовка, спокойствие, доброжелательность, уверенность и… настойчивость прикосновений, гораздо более частых, чем при контакте с ребёнком того же возраста, имеющем обычную чувствительность. О выраженной сверхчувствительности свидетельствуют также отрицательные реакции ребёнка на то, что его качают на коленях, подбрасывают в воздух, вытирают ему нос, умывают лицо, чистят ему зубы…

2.3. Некоторые дети нуждаются в б?льшем времени, чем их сверстники, чтобы понять, что происходит , и чтобы отреагировать подходящим образом. Чтобы такой ребёнок пошёл на контакт, взрослому приходится непривычно долго для себя проявлять активность, вызывая ребёнка на этот контакт. И бывает, что такой ребёнок с недостатком развития уже готов реагировать, готов отозваться. А взрослый в это время уже прекратил свои попытки… Потому что взрослый мог почувствовать себя в нелепом положении, а некоторые взрослые могут даже обидеться (!) на ребёнка. Ведь в общении взрослых людей отсутствие реакции на чьё-либо обращение является очевидным знаком ситуативной неконтактности человека. Но все взрослые должны иметь в виду, что многие дети с недостатками развития реагируют на происходящее не так быстро, как к этому привыкли взрослые, не так быстро, как взрослым этого хотелось бы.

Чтобы понять смысл происходящего, такому ребёнку нужно видеть и слышать одно и то же много раз. И если взрослый хочет добиться адекватной реакции, ему следует обращаться к такому ребёнку чаще, чем к обычным детям, и разговаривать с ним больше, чем с обычными детьми. А ребёнок с недостатками в развитии, чтобы привлечь к себе внимание, может использовать особенные, ненормативные формы обращения. Он может тянуть к себе Вашу одежду, может бить Вас, и даже по лицу, если Вы приблизились к нему на подходящее расстояние. Он может тянуть Вас за волосы или за очки и не прекращает своих действий, хотя Вы и пытаетесь его отвлечь. Такое поведение становится знаком желания поиграть с Вами или пообщаться; просто ребёнок не знает, как ещё можно сообщить Вам об этом. И он вовсе не стремится причинить Вам боль, вовсе не хочет Вас огорчать.

Очень трудно учить ребёнка привлекать внимание взрослых иными способами, чем битьё и таскание за волосы. Но нужно сохранять выдержку и терпеливо обучать его приемлемым формам обращения с окружающими. Внимательно наблюдая за ребёнком, важно распознавать ситуации, в которых он наиболее расположен к общению. Так, если он смотрит на Вас, улыбнитесь ему, подойдите, обнимите и заговорите. Важно обращать внимание всякий раз, когда Вы заметили его улыбку, и стараться игнорировать его удары и дёргание за волосы, хотя это и непросто.

2.4. Существенно, что ребёнок повторяет свои действия , если они получили подкрепление – привлекли к себе внимание. Поэтому отсутствие реакции взрослых на то, что им нравится, и порицание ребёнка за его отрицательное поведение, как раз таки закрепляет последнее. Трудности общения возникают у тех детей, которые не любят, когда к ним прикасаются, когда их обнимают и гладят, берут на руки. Дети учатся радоваться общению, когда получают удовольствие от кормления, купания, одевания. При отклонениях в двигательной сфере ребёнка трудно его кормить, одевать, купать. Опекающие взрослые в таких случаях напряжены и встревожены. И ребёнок это чувствует. Взрослые бывают озабочены состоянием ребёнка, его здоровьем, его физическими и/или психическими недостатками, трудностями его воспитания и обучения самым простым вещам. Но самым важным остаётся, любят ли взрослые данного ребёнка. И важно, чтобы ребёнок чувствовал именно любовь, а не напряжение и не озабоченность.

Для этого нужно приближаться к ребёнку, вступать с ним в контакт, нужно играть с ним. Тогда он будет чувствовать себя в безопасности, будет спокоен и расположен к контакту. От избытка трудностей у опекающих взрослых могут опускаться руки. Тогда надо немного передохнуть от постоянной занятости с ребёнком. В таких случаях важно, чтобы рядом был кто-то, кому можно доверить побыть с ребёнком. Чтобы опекающий взрослый мог отвлечься, выйти из ситуации на какое-то время и отдохнуть: погулять, сходить в гости, развлечься так или иначе. А малыш не должен чувствовать, что расстраивает Вас. Ведь его особенности – у него с рождения, и он сам воспринимает их как что-то вполне естественное.

2.5. Ребёнок учится делать что-либо, наблюдая за действиями окружающих людей , особенно взрослых. И большинство детей начинают подражать взрослым очень рано. Однако ребёнок с недостатками развития, чтобы подражать какому-либо действию, должен увидеть его много, много раз. Иногда подражание идёт быстрее. Например, если один взрослый показывает действие ребёнку, а другой взрослый, за спиной ребёнка, помогает ему проделать необходимые движения. Чрезвычайно важно для включения в общение и махать рукой на прощание, и хлопать в ладоши («ладушки»). Махать рукой – это жест, выражающий доброжелательное отношение к человеку при прощании с ним или при проявлении внимания к нему с ожиданием ответного внимания. Игра в «ладушки» сопровождается песней и подчиняется ритмическим словесным командам. Она учит взаимодействовать с людьми, прежде всего, на уровне простых совместных движений. Оба игровых действия становятся возможными, как только ребёнок научается поворачивать голову и сидеть без дополнительной опоры.

2.6. Хороши прогулки и наблюдения за играми других детей . Хороши также совместные игры, в которых ребёнок с недостатками развития может многому научиться. Однако прогулки туда, где играют другие дети, требуют от опекающих взрослых определённого мужества, выдержки и мудрости. Ведь гуляющие дети и их родители могут говорить обидные вещи – обидные и для опекающих, и для их подопечных. Могут озвучиваться и недостатки ребёнка, и их оценки и их интерпретации. Самые «нейтральные» реплики могут касаться неловкости и неумелости в проявлениях ребёнка с ограниченными возможностями. Задача и опекающих взрослых, и опекаемого ребёнка – научиться игнорировать подобное поведение окружающих.

Через игры ребёнок учится, как следует обращаться с окружающими людьми. Существенная часть способов общения – это формы выражения человеком своих желаний так, чтобы окружающие поняли, что он хочет, и чтобы окружающие помогли человеку исполнить возникшее желание. Ребёнок нуждается не только в еде, одежде и ежедневном уходе. Ему нужно общаться – играя или делая что-то вместе с другими или «разговаривая» с ними, даже если говорит только взрослый, а ребёнок только слушает. Ребёнку нужно научиться сообщать о своих желаниях – сначала своим близким, а затем и всем окружающим. Причём именно сообщать, а не добиваться от окружающих исполнения своих капризов.

2.7. Чужие вещи. Очень трудно (порой даже невозможно) дать понять ребёнку с недостатками развития, что есть не только свои, но и чужие вещи. То, что ему понравилось, он просто берёт в руки и начинает играть. Если в данной ситуации это недопустимо, опекающий взрослый должен спокойно взять чужой предмет и убрать подальше от глаз ребёнка. Но если взрослые не будут брать с собой ребёнка туда, где он может схватить чужую вещь, ребёнок меньше увидит и меньше научится. Поэтому не следует брать его с собой только туда, где он может что-то разбить или сломать. Например, в магазин, где продаётся фаянсовая посуда или хрусталь… Вообще в магазине не стоит выпускать ребёнка из прогулочной коляски. Полезно также иметь при себе несколько любимых игрушек с обязательной устойчивой маркировкой каждой. И когда ребёнку очень захочется потрогать что-нибудь, что трогать нельзя, можно дать ему взамен одну из любимых игрушек. Вообще есть смысл составить список мест, куда с ребёнком лучше не ходить; посещать эти места следует, когда появилась возможность оставить ребёнка на попечении другого человека. В конце концов, в непрерывном общении опекающих и опекаемого время от времени следует делать перерывы.

2.8. Некоторые дети не умеют общаться с другими. Все дети, а дети с недостатками в развитии в особенности, учатся, наблюдая за действиями окружающих. Поэтому важно, чтобы каждый ребёнок имел возможность не только наблюдать за другими детьми, но и играть с ними. Однако, если ребёнок колотит других детей или кусается, они (и опекающие их взрослые) будут стремиться избегать такого ребёнка. Поэтому важно, чтобы каждый ребёнок сначала научился просто играть рядом с другими детьми. Если он начинает кусаться или драться, нужно показать ему, как следует обращаться с другими детьми. Причём негативный пример не годится. Если взрослый сам ударит или укусит ребёнка, чтобы показать, как это неприятно другому, то ребёнок поймёт только одно: даже мама и папа дерутся и кусаются.

Чтобы найти правильное решение, нужно разобраться в происшедшем до того, как ребёнок стукнул или укусил кого-то. Возможно, что это была только симметричная реакция… Иногда другие дети начинают командовать детьми с недостатками развития, поскольку те просто не способны себя защитить. Возможно, что такой «командир» переусердствовал в своём доминировании, что называется, «перегнул палку». Но может быть и так, что ударивший или укусивший просто не смог сообщить пострадавшему о каком-то своём желании. Если опекающий взрослый не может самостоятельно разобраться в причинах агрессивного поведения своего подопечного, то следует обратиться к психологу.

Ребёнок с недостатками развития может отбирать игрушки у младших детей, поскольку они нравятся ему больше, чем игрушки сверстников. Он дольше учится играть с ними, он привыкает к ним. Увидев похожую чужую игрушку, ребёнок считает, что это его игрушка (т.е. обобщает). Поэтому при прогулках и играх там, где возможны встречи с другими играющими детьми, рекомендуется брать с собой любимые игрушки ребёнка. Причём, как уже говорилось, с несмываемой маркировкой инициалов или имени ребёнка.

2.9. Наличие в семье других детей, как правило, благоприятно для ребёнка с недостатками развития . Общаясь с братьями и сёстрами, такой ребёнок быстрее научится общаться с другими людьми. Но вот родители такого ребёнка часто беспокоятся о том, что он может оказать плохое влияние на своих братьев и сестёр. Мол, здоровые дети начинают подражать затруднённой речи или неуклюжей походке своего братика или сестрички.

Однако старшие братья и сёстры, выполняя свою обычную роль старших, помогают родителям ухаживать за младшим ребёнком с недостатками в развитии. Важно только, чтобы родители следили за тем, чтобы у старших оставалось достаточно времени для собственных дел: для учёбы, игр, общения с друзьями, развлечений…

У родителей малыша с недостатками развития может возникнуть вопрос, иметь ли им ещё детей. Если заболевание малыша наследственное, то следует проконсультироваться со специалистами. Следует также подумать, хватит ли у матери сил и здоровья растить и воспитывать ещё одного ребёнка. Как правило, если в семье у малыша с недостатками развития появляется здоровый братик или сестрёнка, младшего ребёнка в этой семье любят больше…

В любом случае в семьях, где есть ребёнок с недостатками развития и здоровые дети, из-за трудоёмкости ухода за первым у родителей остаётся мало времени на его братьев и сестёр. Но полностью замыкать жизнь семьи на нуждах необычного ребёнка неразумно. А разумно сочетать удовлетворение потребностей одного ребёнка и всех остальных детей очень трудно. Если же малыш с недостатками развития бьёт других или берёт их вещи, с ним следует поступать так же, как и с любым другим. Нельзя думать, что остальные дети должны мириться с дурным поведением ребёнка с недостатками развития только потому, что они здоровы, а он не такой, как они. Дурные поступки нельзя поощрять ни у одного из детей.

Итак, в этой лекции были обозначены общие и особенные трудности развития детей с ограниченными возможностями под двумя углами зрения: с выделением их двигательной сферы и их общения с окружающими людьми. На следующей лекции речь пойдёт об овладении языком, или о речевом развитии детей с недостатками развития.

___________________________________

Литература

Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям: Пер. с англ. / Под ред. Д. В. Колесова. – М.: Педагогика, 1988. – 240 с.

 

Задания по «ЛК-20. Дети с недостатками в развитии. Моторика и общение»

Завершите начатые высказывания:

«1. Думаю, что Кэрол Тингей-Михаэлис выделила темы своей книги о детях с недостатками развития …» Что Вы можете сказать об этом, в общем?

«2. Пониженный мышечный тонус ребёнка преодолевается …». Как? Что нужно делать для этого, в общем, опекающим взрослым?

«3. Для преодоления повышенного мышечного тонуса у ребёнка нужно …». Что делать, в общем, опекающим взрослым?

«4. Если мышцы ребёнка то расслабляются, то напрягаются вне связи с ситуацией, то …». Что следует делать, в общем, опекающим взрослым?

«5. Для формирования у ребёнка действий по самообслуживанию нужно …». Что делать, в общем, опекающим взрослым?

«6. В числе общих отклонений от типичных форм общения у детей с недостатками развития Кэрол Тингей-Михаэлис выделила …». Какие отклонения в общении? Назовите их (перечислите), не раскрывая.

«7. Любовь опекающего взрослого к ребёнку с недостатками развития проявляется, прежде всего, в …». В чём?

«8. Общие условия для обучения ребёнка с недостатками развития простейшим игровым действиям суть …». Какие? Назовите их.

«9. Близким людям особенного ребёнка трудно игнорировать обидные замечания окружающих, потому что …». Почему?

«10а. Различение сообщения и просьбы свидетельствует, в общем, о…». О чём?

«10б. Понимание различия между сообщением и просьбой свидетельствует о … ». О чём?

«11. Если ребёнок с недостатками развития бьёт других детей или берёт их вещи, то опекающим взрослым следует: …». Что делать? Предложите последовательность общих действий.

___________________________________