Еремеев Борис Алексеевич

Еремеев Б. А. О преодолении противоречий при познании психического отражения человека человеком

Важно различать науку - познавательную деятельность совокупного субъекта, непрерывную в границах её осуществления, и отдельное исследование, конечное во всех его измерениях (по определению). Важно различать объект как отдельность, существующую вне зависимости от субъекта, и предмет - как объект, попавший в сферу субъективной деятельности, или объект-для-субъекта. Важно различать макро-, мезо- и микрофеноменологию как уровни подхода к субъективной реальности в различных аспектах её существования. Важно осознавать, что субъективная реальность и наши представления (и даже наши понятия) о ней суть различные объекты...

Еремеев Б. А. О противоречиях при изучении психического отражения человека человеком

Актуальные противоречия обнаруживают себя как в теории, так и в практике эмпирических исследований психического отражения человека человеком (ПОЧЧ). В их основе лежит базовое противоречие познания - между конкретностью существующего и абстрактностью любого его отображения. Здесь коренятся все «ловушки», о вариантах которых как об «идолах» говорил Фр.Бэкон.

Еремеев Б. А. О психологических основаниях для целенаправленного формирования толерантности

Толерантность как собственно человеческий атрибут возникает и проявляется в условиях совместности в пространстве и времени и при взаимодействии её носителя, с одной стороны, и её источника - с другой. В роли источника личностной толерантности выступают социальные условия среды и, прежде всего, другие люди с их особенными проявлениями. Нет толерантности без чего-то и/или без кого-то, что или кто воспринимается потенциальным носителем толерантности как отклонение от привычного. Отсюда следует однозначный вывод: гуманитарное понимание толерантности опирается на психологию социального познания и, в частности, на психологию познания человека человеком. Это направление профессиональной психологии раскрывает для нас природу психического отражения людьми друг друга. Обозначу основные принципиальные моменты феноменологии этого отражения.

Еремеев Б. А. О психологических основаниях для диагностики и проектирования субъективной реальности

В сообщении инструментальность прикладной психологии раскрывается как использование теоретических конструктов (концептуальных схем) для распознавания субъективной реальности (для её диагностики) и для её проектирования с целью оптимизации существующего положения дел.

Еремеев Б. А. Об актуальности «возвращения к человеку» в образовании

В сообщении конкретизируется актуальное противоречие между сущим и должным в межчеловеческих отношениях, в частности, при организованном педагогическом взаимодействии. Подчеркивается производный, субъективный характер этого противоречия. Говорится об анализе в эдукологии и о крайностях в педагогической теории и практике. Задается нравственно-психологическое основание для конструктивного разрешения противоречий. С позиций этого основания рассматривается педагогическая ситуация и ее психологический механизм, а также некоторые особенности и эффекты осознанного антропоцентризма.