ЕРЕМЕЕВ БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека (до 2014 г.), профессор кафедры методов психологического познания (с 2014 г.)

Окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета в 1972 году.

Защитил кандидатскую диссертацию по теме "Изучение социальной перцепции по материалам речевых описаний" (специальность 19.00.01 - общая психология) в 1975 году.

Защитил докторскую диссертацию по теме "Психометрика мнений о людях" (специальность 19.00.05 - социальная психология) в 2003 году

В РГПУ (ЛГПИ) работает с 24 августа 1982 года на должности доцента; с 01 сентября 2004 - на должности профессора

К 01.09.2013 опубликовано свыше 260 печатных работ 

Подготовлено 2 кандидата наук

 В 2007 году Борис Алексеевич был награждён грамотой "За измерение неизмеряемого и познание непознаваемого в процессе подготовки практических психологов в РГПУ им. А. И. Герцена". Кафедра гордится таким мастером!

 Научные интересы:

В общем - это проблема экстериоризации психики человека в продуктах его активности.

В частности - проблемы выявления имплицитных конструктов сознания по их выражению в продуктах деятельности и, прежде всего, в речи.

Проводится разработка теории и методов психосемиотического исследования на трёх уровнях анализа. Учитываются обусловленность, место и роль психического в практических ситуациях. Учитываются соотношения между различными формами психического (между психическими образованиями). Учитывается внутреннее строение психических отдельностей (психических образований).

В эмпирических исследованиях на речевом материале учитывается, в основном, образовательный контекст, соотношение между различными проявлениями "имплицитных теорий" человека и строение этих теорий.

Наиболее значимые публикации:

  1. Еремеев Б. А. Психометрика мнений о людях: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2003. – 124 с.
  2. Еремеев Б. А. Суждения школьников о людях // Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. – СПб.: Речь, 2005. С.93-114.
  3. Еремеев Б.А. Учебная успешность и ценности у студентов педвуза: Психологические основания, технология и процедуры измерения, некоторые результаты: Монография. – СПб.: АНО «ИПП», 2006. – 174 с.
  4. Еремеев Б. А. Оценочная и метафорическая модели власти в России (на стыке ХХ-ХХ1 веков) // Социальные процессы: проблемы и перспективы: Материалы 1 заочной международной научно-практической конференции. – Омск: Образование информ, 2007. С.152-162.
  5. Еремеев Б. А. Афоризмы профессиональных инвесторов и их семиопсихометрическое обобщение // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции: Материалы десятой юбилейной международной научно-практической конференции / Под общ. ред. А. Д. Карнышева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. С.273-289.
  6. Еремеев Б. А. Общность между руководителями высшего звена по их публичным высказываниям // Технологии социальной работы: теория и практика реализации: материалы III Международной научно-практической конференции. - Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2009. С.97–112.
  7. Еремеев Б. А. Проблема психологического исследования текста Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина: Научный журнал. Серия «Психология». № 1. 2009. С.45-50.
  8. Еремеев Б. А. Семиопсихометрическое обобщение материалов конференции (на примере «Лихачёвских чтений – 2008») / Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина: Научный журнал. № 2. Том 5. Психология. 2010. С.26-37.
  9. Еремеев Б. А. Требования к бакалавру и магистру в рамках стандарта психолого-педагогического образования // Учитель на все времена. Материалы XXXII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 13 апреля 2011 г.) / Под ред. Козловой А. Г., Маралова В. Г., Маликова Р. Ш. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2011. С.327-337.
  10. Еремеев Б. А. Психологическая структура одного взгляда на подготовку социальных работников // Исследование и проектирование в социальной работе: теория и практика: материалы VI заочной Международной научно-практической конференции. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. – С.52-72.
  11. Еремеев Б.А. Объекты психологических исследований и их характеристика // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 215-летию Герценовского университета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С.41-46.
  12. Еремеев Б.А. Общие тенденции и некоторые крайности в познании человека // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 215-летию Герценовского университета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С.192-197.
  13. Еремеев Б.А. Межчеловеческая общность в пространстве её проявлений // Современная психология: теория и практика [Текст]: материалы VI международной научно-практической конференции, г.Москва, 9-10 октября 2012 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Спецкнига», 2012. – С.45-48.
  14. Еремеев Б.А. Текст как предмет психологического исследования в контексте семиотической парадигмы / Б. А. Еремеев [Текст] // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2013. Том 13. № 3. С.102-106.

Словарные статьи:

  • Восприятие человека
  • Изучение [выявление актуальности] этнических характеристик. Методика
  • Познание человека
  • Понимание человека (Воспитание этнотолерантности подростка в семье: Словарь /Под общ. ред. Козловой А.Г. /Серия: В помощь классному руководителю. - СПб.: ООО НЕСТОР, 2005)
  • Отношение к человеку. Оценивание человека: внешние и внутренние эталоны. Познание в общении // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалёва. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.84-85, 85-87,87-88.

Биографические справки в справочниках:

  • Справочник "Психологи Петербурга - 1999". - СПб.: СпбПО: Изд-во "Питер", 1999. С.29-30;
  • Психологи Санкт-Петербурга - 2003: Справочник. - СПб.: Речь, 2003. С.41.

Учебно-методические материалы на нашем сайте:

У Бориса Алексеевича также есть ряд статей, которые из-за сложности форматирования переведены в PDF и выложены в таком виде. Ссылки на эти статьи находятся здесь. Статьи с более простым форматированием переведены в формат HTML и выложены ниже.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

ПУБЛИКАЦИИ:

Еремеев Б. А. О противоречиях при изучении психического отражения человека человеком

Актуальные противоречия обнаруживают себя как в теории, так и в практике эмпирических исследований психического отражения человека человеком (ПОЧЧ). В их основе лежит базовое противоречие познания - между конкретностью существующего и абстрактностью любого его отображения. Здесь коренятся все «ловушки», о вариантах которых как об «идолах» говорил Фр.Бэкон.

Подробнее...

Еремеев Б. А. О понимании взаимности

Предлагаются дефиниции, которые, по мнению автора, нужны для реального познания взаимности без подмены этого особого объекта действительности его обстоятельствами, условиями или следствиями.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Психология и общество: ожидания и действительность

В докладе раскрывается взгляд автора на некоторые актуальные аспекты в отношениях между психологией и обществом. Это конкретизация общих ожиданий от психологии, это конкретизация общих отношений психологии с другими науками и это конкретизация основных уровней в профессиональной деятельности психологов.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Предпочтения мест работы у студентов - будущих социальных работников

На первом курсе психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена в первом семестре для направления бакалавр образования по специальности «социальная работа» учебным планом предусмотрен факультатив «Практика социальной работы: психологические предпосылки». Всего - 34 аудиторных часа практических (лабораторных) занятий.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Идентификация и идентичность в образовании

Начну с определения исходных понятий. Идентичность - это, по-русски, тождество, которое операционально определяется как совпадение при наложении. Весьма наглядно это проиллюстрировал В.М. Аллахвердов, раскрывая механизм познания, на примере двух копий одного множества случайно распределённых точек. Эти копии можно демонстрировать (1) как два отдельных множества, (2) как два частично пересекающиеся множества, (3) как два полностью пересекающиеся множества с частичным наложением их элементов друг на друга и (4) как полностью совпавшие при наложении два одинаковых множества (или как тождественные друг другу множества, или как одно и то же множество точек, взятое в двух копиях). Последний, четвёртый случай и иллюстрирует идентичность.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Основные аспекты психологической экспертизы образовательных программ

Собственно психологическая экспертиза предполагает учет субъективных аспектов самих образовательных программ, а также субъективных аспектов роли и конкретной фигуры эксперта, ситуации экспертизы, места и роли экспертного заключения в практическом контексте, рефлексии эксперта.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Семиотические аспекты практической психологии

Практическая психология отличается от обыденной психологии научной опосредствованностью; от научной психологии практическая психология отличается б?льшей кон­кретностью. Науку в существующем интересует общее и особенное; практику же интересует отдельное, в котором общее, особенное и единичное едины.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Образ человека у человека: мезофеноменологический подход

При аналитическом подходе традиционно признаются исходными элементарные психические явления: познавательные (ощущения, восприятие, представления, мышление, воображение), а также эмоции и внимание. Обычно их называют «компонентами», хотя соответствующие понятия раскрывают природу психического, фиксируя его различные грани. Однако ни порознь, ни вместе эти понятия не отображают специфики явлений психического отражения человека. С тем же эффектом анализируется психическое отражение других социальных объектов, объектов из мира техники, из мира живой и неживой природы. Такая микрофеноменология была характерна для психологических исследований на протяжении всего ХХ века.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Основные понятия психологии (из опыта профессиональной рефлексии)

Общая цель данной статьи - активизация вероятной профессиональной рефлексии коллег-психологов в теоретико-методологическом плане. В частности, предлагается пример понимания нескольких постоянно используемых понятий, так как и контекст, и подтекст их использования весьма разнообразны. Зачастую это приводит к неконструктивным противоречиям или даже к тупиковым ситуациям. В результате в содержательном плане снижается научная информативность сообщений, оптимальная форма которых подразумевает терминологичность, а научная полемика вообще теряет смысл. В данной статье предлагается вариант уточняющей конкретизации для нескольких общих понятий.

Подробнее...

Еремеев Б. А. Основные понятия психологического исследования

В этой статье завершается выражение моей позиции, начатое в первом выпуске журнала [3]. В качестве предмета психологии, в отличие от её объекта, рассматривается то, с чем непосредственно имеют дело работники науки. Это система понятий, которыми манипулируют учёные. При всём многообразии персональных взглядов, используемые понятия различаются по устойчивости их значений. Наиболее устойчивы значения понятий, входящих в ядро предмета науки. Их-то я и обозначил как основные. В методологическом плане существенно, на мой взгляд, выделять общенаучный и собственно психологический уровни определения основных понятий (о них речь шла в предыдущей статье), а также уровень отдельного исследования, который и рассматривается в данном случае.

Подробнее...