Волохонская М. С. Дискурс-анализ как метод исследования доверия в интернет-коммуникации

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Феномен доверия в публичной интернет-коммуникации», проект № 10-06-00354а

Теории дискурс-анализа, используемые в современных социальных науках, базируются на постструктуралистской идее о том, что дискурс формирует социальный мир - мир взаимодействия людей - с помощью значений. Сам термин "дискурс" в данном контексте понимается как специфический способ общения и понимания мира (или какого-то аспекта мира), который проявляется в высказываниях людей. Дискурс-анализ, в таком случае, понимается как анализ паттернов, которые обусловливают высказывания людей в различных сферах социальной жизни [2, с. 17-18]. Существуют принятые, часто исследуемые разновидности дискурсов, к примеру, имеющие отношение к различным профессиям (медицинский дискурс, психологический дискурс), идеологии (гуманистический дискурс, тоталитарный дискурс), способам воздействия (рекламный дискурс, дискурс пропаганды). Кроме того, поскольку дискурс-анализ является свободной практикой анализа текстов, возможно выделение различных новых дискурсов и их подвидов в том случае, если это представляется целесообразным исследователю.

Известно, что особенности конституирования дискурса могут оказывать влияние на формирование доверия при восприятии определённого текста или группы текстов. Так, например, в рекламе так называемый "социальный дискурс",  отражающий социальный аспект презентации рекламируемого блага аудитории, позиционирующий это благо в системе социальных координат, приписывающий благу социальные смыслы, тесно связан с переживанием доверия к рекламному сообщению [1]. Так называемый "товарный дискурс", сообщение о достоинствах рекламируемого товара или услуги, воспринимается потребителем с весьма критических позиций - согласно приведённому в статье исследованию, сообщение товарного дискурса оценивается вдвое критичнее. Можно констатировать, что соотношение социального и товарного дискурсов в рекламном сообщении может оказывать влияние на формирование доверия аудитории.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что особенности господствующего в коммуникации дискурса, а также взаимодействие дискурсов, в принципе являются факторами формирования и изменения доверия к тексту. Следовательно, дискурс-анализ оказывается подходящим инструментом исследования доверия. В данной статье читателю предлагается рассмотреть с позиций дискурс-анализа пример межличностной интернет-коммуникации, а точнее, эпизода коммуникации в одном из сообществ на livejournal.com. В тексте эпизода автором статьи исправлены только явные опечатки (представляющие для автора несомненный интерес, но не в дискурсивном поле данной статьи), орфография и пунктуация оригинала сохраняются.

Коммуникация происходит по поводу темы, поднятой одной из посетительниц сообщества, которая пишет следующее:

"Добрый день!

Моя знакомая испытывает серьёзные опасения за своего  сына. Не знает что делать. Как поступить. куда обращаться.

Ситуация: сыну 19 лет. ещё в школе, примерно в 7 или 8 классе моя знакомая обнаружила его примеряющего свои туфли на каблуках. на вопрос о том, зачем он это делает, ответил что интересно. моя знакомая растерялась и перевела тогда разговор в сторону того что это нехорошо делать потому что туфли дорогие, а из за несовпадения размера туфли  стали непригодны. Через года-два, когда мальчик учился в выпускном классе обнаружилось, что он посещает сайты где изображены туфли на высоком каблуке, то есть это магазины, и что то в таком духе. И вот на днях, знакомая обнаружила женские модельные туфли на высоком каблуке подходящего для её сына размера.

как она описывает свои страхи: страшит что эти туфли признак  нестандартной сексуальной ориентации; страшит и пугает поговорить с ним на эту тему, потому что не знает как выстроить  разговор; страшит непонимание того, а что это такое вообще может быть - признаком чего может быть такое увлечение.

Я пишу в это сообщество по её просьбе с надеждой на ваши советы, соображения. Заранее спасибо!

PS Свободно передвигающимся в пространстве в туфлях  юноша замечен не был, всё что связано с этой темой осуществляется тайно: просмотр сайтов с изображением  каблуков, примерка, запрятывание под стол".

Далее следует ряд комментариев участников сообщества и среди прочего происходит следующий диалог между двумя участницами сообщества, профессиональными психологами:

1: Вообще туфли на каблуках - это очень распространенный мужской (гетеросексуальный, раз уж это так важно) фетиш. Примеривание туфлей в данном случае просто способ обладать предметом, который так привлекает. Позже, когда начнет с девушками встречаться, будет просто просить их надевать такие туфли и все остальное.

Маму, наверное, очень успокоила бы информация, что кросс-дрессеры (мужчины, которые любят носить женскую одежду) - практически всегда гетеросексуальны.

2: Я - психолог, 10 лет работаю с ЛГБТ популяцией. извините, кто вам сказал, что "кросс-дрессеры почти всегда гетеросексуальны"? не только это утверждение не имеет отношения к действительности, но и пол не определяет сексуальной ориентации. Можно быть мужчиной, одеваться, как мужчина, и хотеть спать с мужчинами. Можно быть мужчиной, одеваться, как женщина, и хотеть спать с мужчинами. Короче, вариаций много. Насчёт динамики в семье, описанной топикстартером: мама, в тайне от сына, проверяет, на какие сайты ходит её 19-летний сын, и что он прячет под столом. Просит подругу проконсультироваться с психологами. Сын, в тайне от мамы, примеряет туфли и ходит на сайты. Явное отсутствие доверия в семье.

1: Маму беспокоит, не гей ли он. Это ее самый большой страх. Человек, который считает, что туфли это непременно гей, как мне кажется, таких глубин самопознания, о которых вы пишете, просто не ведает. Динамика в семье, собственные страхи и прочее. Ей надо знать, гей или не гей, и все )) Ни к какому психологу она не пойдет.

Про кросс-дрессеров - так я читала, в статьях по крайней мере, в передачах говорили об этом тоже, что они в большинстве своем гетеросексуалы (и многие женаты). Но сын всего лишь туфли мерял, не факт, что он даже кросс-дрессер.

2: По поводу того, что в посте недостаточно информации для того, чтобы прийти к какому-либо мнению по поводу сексуальной ориентации юноши, и по поводу страхов его мамы, - я с Вами совершенно согласна. Пойдёт ли мама к психологу, или нет, - нам неведомо. А по поводу пола, не детерминирующего сексуальные предпочтения - умоляю, не верьте статьям и телевизору, "всё врут календари"!(ц) Вы лучше приезжайте к нам, в Сан-Франциско,- услышите и увидите правду из первоисточника, если Вам интересно!:)

1: А почему вы думаете, что я не жила в Сан-Франциско и что я далека от возможностей "узнать правду из первоисточника"? :)

По-моему, драг квинс, которые выступают на сцене и кросс-дрессеры это не одно и тоже. Но это оффтоп, потому что парня всего лишь с туфлями застукали.

2: Вы абсолютно правильно говорите: я не знаю, побывали ли Вы в Сан-Франциско,и что вы вынесли из этого опыта,и слышали ли Вы Вертинского:

"Последний раз я видел Вас так близко,

В пролёты улиц вас умчал авто.

Мне снилось,что потом, в притонах Сан-Фрациско,

Лиловый негр вам подавал манто"

Но знаете ли Вы, как живут эти люди - изнутри? Вы себе даже не представляете, через какие муки они прошли, начиная с детства. Заметьте, я это говорю, только как их защитник - а кто же ещё их защитит, если не мы с Вами?

1: Вертинского не слышала :) В сф прожила 11 лет. Через что проходят эти люди - знаю. Но сф вообще не показатель, потому что в сф у этих людей свободы быть собой гораздо больше, чем в России.

По-моему, в моих комментариях не было даже намека на агрессию в отношении них. По крайней мере, я точно ее туда не вкладывала. Если правда хотите им помочь, то поддержите вот этого автора [далее следует ссылка на журнал другого блоггера (прим. автора статьи)].

2: А какая ей нужна поддержка? Где она о ней просит?

1: Почитайте её журнал

2: Я почитала. Похоже, она получила достаточно поддержки. Молодец мама.

Каковы же особенности проявления и взаимодействия дискурсов в данном диалоге, и как они связаны с динамикой доверия собеседниц друг к другу? Можно отметить несколько интересных моментов.

Диалог начинается с явной конфронтации между собеседницами. №1 высказывает мнение по поводу описанной ситуации, №2 опровергает это мнение. Это выглядит как борьба двух дискурсов, один из которых можно назвать "понаслышке" (вначале утверждение без обоснования, а затем - "Про кросс-дрессеров - так я читала, в статьях по крайней мере, в передачах говорили об этом тоже, что они в большинстве своем гетеросексуалы (и многие женаты)"), а другой - "бывалым" ("Я - психолог, 10 лет работаю с ЛГБТ популяцией").

Носитель дискурса "понаслышке" (№1) своими высказываниями вызывает у носителя "бывалого" дискурса (№2) два предположения, которые прослеживаются в тексте диалога:

"Она не знает, как тяжело им живётся". №2 полагает, что №1 не представляет себе, как устроена жизнь сексуальных меньшинств. Скорее всего, это иррадиация знания о том, что №1 где-то слышала непрофессиональное мнение о том, что кросс-дрессеры - гетеросексуалы. Итак, первая находка: фраза, вызывающая недоверие, основанное на собственном личном опыте, актуализирует целое дискурсивное поле, в котором высказывания собеседника не заслуживают доверия. №1 вынуждена апеллировать к собственному личному опыту, чтобы опровергнуть предположение №2: "В сф прожила 11 лет. Через что проходят эти люди - знаю".

"Она нападает на них или, по меньшей мере, отказывается их защищать". Слова №1 выглядят для №2 как нападки на сексуальные меньшинства. В пользу этой интерпретации говорят слова №2 "Заметьте, я это говорю, только как их защитник - а кто же ещё их защитит, если не мы с Вами?" От кого в данной ситуации понадобилось защищать представителей сексуальных меньшинств? Напрашивается ответ, что от собеседницы или от кого-то, кто воспринимается как противник, причём собеседница не воспринимается как сторонник. Таким образом, высказывания №1 каким-то образом приводят к снижению доверия к ней как к стороннику. Возможно, это связано с двойным употреблением слова "просто" в исходном комментарии: "Примеривание туфлей в данном случае просто способ обладать предметом, который так привлекает. Позже, когда начнет с девушками встречаться, будет просто просить их надевать такие туфли и все остальное" - в данном контексте употребление слова "просто" и отсутствие сослагательного наклонения воспринимается как исключение возможности того, что юноша всё-таки гей. Агрессивны не сами по себе прямые высказывания №1, но дискурс, которым она пользуется: он исключает то поле значений, которое определённо важно для №2. №1, опять-таки, вынуждена опровергать предположение №2: "По-моему, в моих комментариях не было даже намека на агрессию в отношении них. По крайней мере, я точно ее туда не вкладывала".

Столкновение дискурса "понаслышке" и "бывалого" дискурса завершается победой "бывалого". Участница №1, вначале носитель дискурса "понаслышке", также начинает апеллировать к собственному опыту, и, скорее всего, именно это позволяет участнице №2 полностью или частично восстановить утраченное доверие к собеседнице. Она перестаёт указывать на то, что №1 не знает важных вещей, и выполняет предложенное №1 действие - отправляется в указанный журнал и оценивает происходящие там события.

Итак, опираясь на этот небольшой опыт дискурс-анализа межличностной коммуникации в интернете, мы можем сделать выводы о том, что (а) использование дискурса, внешнего по отношению к рассматриваемой проблеме (дискурс "понаслышке"), вызывает снижение доверия по отношению к компетентности собеседника в других областях. Кроме того, (б) использование дискурса, исключающего из коммуникации значения, которые важны для собеседника и конституируют его собственный дискурс, рассматривается собеседником как акт агрессии и вызывает соответствующую реакцию, даже если собственно агрессивных высказываний допущено не было.

Несомненно, дальнейшее исследование взаимодействия дискурсов в контексте изучения динамики доверия в интернет-коммуникации приведёт нас к новым открытиям в этой области.

 

Список литературы

  1.  Савельева О. О. Социальное доверие к рекламным сообщениям -  III Всероссийский социологический конгресс. Москва-2008. - М.: ИС РАН, РОС, 2008.
  2. Филлипс Л., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод. - Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2008. - 352 с.

Опубликовано: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. - СПб.: Издательство НИИРРР, 2011. - С. 197-201.