Волохонская М. С. Недоверие к описанию проблемной ситуации в публичной интернет-коммуникации

Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект №10-06-00354а «Феномен доверия в публичной интернет-коммуникации»

Анализируя проявления доверия и недоверия в публичной интернет-коммуникации, нельзя обойти вниманием тот факт, что блоги и социальные сети часто используются в целях консультирования в широком смысле: одни люди запрашивают у других рекомендации в связи с какой-либо проблемной ситуацией. Cитуация часто описывается в феноменологическом ключе («Вот как это выглядит»), после чего комментаторам в неявной форме предлагается самостоятельно выбрать ключевые точки проблемы, изменение которых, по их мнению, повлияет на проблемную ситуацию. Их можно обозначить как «точки недоверия», в которых у комментаторов возникает сомнение в компетентности автора запроса. Таким образом, перед исследователем феномена доверия встаёт два вопроса: 1) каким образом взаимосвязаны характеристики текста запроса с ключевыми точками, которые выбирают комментаторы; 2) каким интерпретациям комментаторов, в свою очередь, склонен доверять автор запроса.

Далее представлен краткий анализ описания подобной проблемной ситуации с позиции первого из обозначенных выше исследовательских вопросов. В качестве примера запроса фигурирует пост в одном из психологических сообществ на livejournal.com. Из-за ограниченности объёма тезисов ограничимся несколькими цитатами. Орфография и пунктуация автора поста сохранены.

Пост называется «Детский психолог не справляется со своим ребёнком. Кто что посоветует?»

Первая цитата: «Она ревела и ревела, на утешения не реагировала. Тогда я вышла из себя, гаркнула, что считаю до трех, если не успокоится, нашлепаю. Успокоилась. При дальнейшей попытке зареветь я на нее наорала, что она меня доводит и я ее побью, и вообще большая уже, а ревет из-за снеговика будто кто-то умер. Она успокоилась, пошла что-то вырезать из бумаги. Вот не могу с ребенком без крика и угроз договориться. Вроде плачущую девочку надо жалеть, но от этого она еще больше плачет. Может надо было поутешать и дать поплакать часа 2?»

Вторая цитата: «Раз в какое-то время (месяц-два) должен быть скандал, чтобы я оборалась, а она проревелась. Короче, она должна получить напоминание, что я таки представляю какую-то угрозу, иначе она все хуже и хуже себя ведет, все чаще и дольше плачет, все хуже делает уроки, становится все менее вежливой с чужими взрослыми, все некультурнее поведение в транспорте и т.п.»

Комментаторы данного текста выражают сомнение в некоторых аспектах отношений между автором поста и её дочерью. С нашей точки зрения, эти аспекты в значительной степени конституированы дискурсом исходного поста. Уже в самых первых комментариях читатели сомневаются в том, что:

1. У ребёнка есть право не выполнять указания матери, а мать способна разговаривать с ребёнком не приказным тоном. Эта точка может быть связана с дискурсом «должного» развития событий, выраженным во фразах «должен быть скандал», «должна получить напоминание», «большая уже, а ревёт из-за снеговика» (большие дети не должны плакать из-за того, что кажется взрослым мелочами?). Кроме того, такое сомнение может быть связано с тем, что вопрос, обращённый к себе (читателю) встречается в тексте всего один раз: в основном текст состоит из утверждений, которые выглядят безапелляционными.

2. Мать способна справляться с собой, своими чувствами. Эта точка недоверия, скорее всего, связана с формулировками наподобие «вышла из себя», «она меня доводит и я ее побью».

3. У матери и ребёнка есть совместные положительные переживания (а не только отрицательные). В тексте поста не встречается упоминаний о положительной стороне взаимоотношений между матерью и дочерью, зато есть слово «угроза» и некоторые другие означающие, свидетельствующие о негативном эмоциональном фоне отношений.

4. Автор компетентен как психолог. Такого рода предположения могут базироваться на общем впечатлении неуверенности автора в психологическом анализе ситуации (автор описывает действия, которые не приводят к желаемому результату, и не описывает рациональных оснований своих действий). Кроме того, эта точка задаётся названием поста.

Таким образом, мы можем увидеть, что описание ситуации в запросе конституирует ключевые точки, на которых базируются интерпретации комментаторов. Возможно, использование альтернативных интерпретаций, не конституированных особенностями дискурса запроса, позволило бы расширить диапазон возможностей интернет-консультирования по самым разным проблемам.

Опубликовано: Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 21 – 23 апреля 2011 года. Санкт-Петербург / Под науч. ред. О. Ю. Щелковой – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011.