Волохонская М. С. Преподаватели глазами студентов: метод исследования переживания

Любой процесс общения, как известно, сопровождается эмоциональными реакциями его участников. Общение студентов и преподавателей не является исключением. По всей видимости, разные студенты по-разному ведут себя в одних и тех же педагогических ситуациях, потому что по-разному их осмысливают. Еще Виктор Франкл [2,55] писал о том, что индивидуальное поведение в любой ситуации обусловлено прежде всего тем, какие смыслы видит для себя человек в этой ситуации. Согласно Ф.Е. Василюку [1,7], смысл жизненных ситуаций формируется в процессе их индивидуального переживания человеком. Соответственно, особенности осмысления студентами ситуаций взаимодействия с преподавателями могут быть описаны через различные переживания студентов по поводу этого взаимодействия. Однако в настоящий момент подобные переживания, побуждающие студентов к тому или иному осмыслению педагогического общения, не описаны и не изучены в ходе эмпирических психологических исследований. С нашей точки зрения, подробное исследование этого вопроса могло бы способствовать улучшению психологического климата в вузах и внести вклад в развитие психологической науки.

Исследование переживаний участников педагогического процесса было запланировано нами в 2004 году в рамках кандидатской диссертации. В сентябре 2005 года было проведено пилотажное исследование, позволившее нам сделать первые эмпирические выводы относительно исследуемой темы, которые и будут представлены в этой статье.

Объектом исследования стали 24 студента факультета иностранных языков РГПУ им. А.И. Герцена. Мы предполагали проверить несколько рабочих гипотез, а именно:

1. Студенты по-разному переживают свое взаимодействие с преподавателями.

2. Одни и те же ситуации взаимодействия с преподавателями могут вызвать у разных студентов как позитивные, так и негативные эмоции.

3. Особенности переживания студентами взаимодействия с преподавателями связаны с предшествующим опытом общения студентов.

Студентам предлагалось описать свои переживания в следующих ситуациях взаимодействия с преподавателями:

1. Вы собираетесь войти в аудиторию, где уже ведет занятия преподаватель, которого вам предстоит увидеть в первый раз. Занятия начались двадцать минут назад.

2. Вы идете по коридору и видите знакомого преподавателя. Вы здороваетесь с ним, но преподаватель смотрит «сквозь» Вас и уходит, ничего не ответив.

3. Преподаватель поставил Вам четверку на экзамене, в то время как Вы, по собственному мнению и мнению большинства присутствовавших на экзамене, заслуживали пятерки.

4. Преподаватель внезапно делает Вам комплимент по поводу Ваших академических успехов. Некоторые успехи и впрямь имели место, но Вы никак не думали, что он это заметит.

Для полного описания переживания студентами предлагалось ответить на три вопроса: «Что Вы чувствуете? О чем думаете? Что будете делать?». Кроме того, для каждой из четырех ситуаций студенты должны были подобрать какую-нибудь метафору. Мы предположили, что этот метод позволит нам более полно описать переживания студентов по поводу взаимодействия с преподавателями.

Описания студентов были изучены при помощи контент-анализа. В процессе работы над полученным материалом мы пришли к следующим выводам:

1. Рабочая гипотеза 1 подтвердилась. Описания переживаний различных студентов в одной и той же ситуации резко различаются. Например, ситуация 1 одними студентами переживается как ужасная («Преподаватель – это злой и страшный человек, который никогда тебя не впустит», «Не могу пошевелить рукой, чтобы войти в аудиторию», «Мне будет очень стыдно»), а другими – как немного волнующая или нейтральная («Я немного нервничаю», «Небольшой страх», «Может быть, будет неловко»). При этом следует отметить, что 15% испытуемых утверждают, что не пойдут на пару в такой ситуации, потому что это страшно, а две или три студентки не знают, что будут делать, если такое случится. Очень показательны метафоры, связанные с ситуацией 1: «Как будто заходишь в какой-то лес и знаешь, что там появился новый зверь», «Как будто я первоклассница, и на меня кричит огромный взрослый и злой учитель», «Что-то вроде двери с надписью «Оставь надежду, всяк сюда входящий…»» и т.п.

2. Гипотеза 2 подтвердилась для ситуаций 3 и 4 (несправедливая оценка на экзамене и неожиданная похвала со стороны преподавателя). Большинство студентов описало ситуацию 4 как позитивную (от очень позитивных до слабых позитивных переживаний). Однако около 10% испытуемых указали на то, что испытывают в таких ситуациях не только приятные чувства: «Не хочу, чтобы люди подумали, что я изменила своим принципам и уселась за книги, чтобы быть такой же заучкой, как некоторые из моих одногруппниц»; «Если преподаватель делает это при всех, мысленно ищу место, где бы спрятаться от посторонних взоров, хотя в душе, конечно, радуюсь… стесняюсь». Кроме того, в ситуации 2 одни испытуемые переживают негативные эмоции («Ну чем я хуже других!», «Преподаватель плохо воспитан»), другие рационализируют ситуацию и демонстрируют эмоциональную нейтральность («Я подумаю: странно, он что, глухой?», «Подумаю, наверно, что у него какие-то серьезные проблемы»).

3. Рабочая гипотеза 3 находит подтверждение при анализе метафор, придуманных студентами, и некоторых описаний чувств. Встречаются метафоры и описания, связанные с опытом обучения в школе («Это как будто я первоклассница…», «Это как будто ты не полностью сделал домашнее задание») и с опытом общения с родителями и родственниками («Это как будто мама подарила мне меньший подарок, чем я хотела», «Это как когда собираются родственники»).

Помимо этого, в процессе анализа материала нами было сделано несколько наблюдений, которые открывают интересные перспективы для дальнейших исследований.

1. Обращают на себя внимание метафоры, связанные с ситуацией получения неожиданной похвалы от преподавателя. Среди них встречаются такие, которые, свидетельствуют о способности преподавателя вызывать у студентов достаточно сильные позитивные эмоции: «Цветочек, который был полит кем-либо после долгой засухи, ожил», «Мне представляется, что сердце у меня как будто теплеет». Кроме того, наличие подобных метафор может, с нашей точки зрения, свидетельствовать о потребности студентов в поддержке и похвале со стороны преподавателя.

2.Среди метафор к ситуации 3 встречаются свидетельства того, что поведение преподавателя способно вызывать у студента сильные негативные эмоции: «Мне представляется, что я выхожу из аудитории, и весь мир вокруг черный», «Я буду ужасно расстроена». При этом предполагаемое поведение студентов (ответ на вопрос «Что будете делать?») различается по степени вариативности и предполагаемой эффективности. Около половины опрошенных указывают на возможность исправить мнение, сложившееся у преподавателя: «В зависимости от моего представления о компетентности преподавателя – либо отвоевывать «5», либо согласиться»; «Надо стараться исправить ситуацию», «Можно объяснить, что я не согласна с такой оценкой, и попробовать доказать, что заслуживаю более высокой».Другая половина испытуемых предпочитает просто уйти: «Получаю 4 и иду домой», «Я скажу спасибо и уйду из аудитории», «Не три, и на том спасибо». Можно предположить, что в этом поведении реализуется мотивация получения положительных оценок и, возможно, различия в предполагаемом поведении свидетельствуют об уровне развития мотивации достижения.

3. Описания студентов различаются по преобладающим компонентам переживания. В некоторых описаниях (около 30%) ярко выражен когнитивный компонент переживания: «Если эта ситуация будет повторяться, я попытаюсь узнать, почему он так ведет себя», «Возможно всякое… Ситуация не обижает, необязательно он только со мной не здоровается», «Думаю, что ни на что не могу претендовать, но если я уверена в себе, то я подойду и попрошу объяснить, почему он поставил 4». В других более ярко выражен эмотивный компонент: «Почувствую стыд и нежелание заходить в аудиторию», «Я горда за себя, и мне сразу же больше нравится преподаватель». Эти результаты заслуживают дополнительного уточнения и открывают перед нами новые интересные аспекты исследования.

Таким образом, гипотезы, которые мы планировали доказать путем проведения пилотажного исследования, подтвердились. Кроме того, мы положили начало созданию собственного методического аппарата для изучения этой темы. В дальнейшем мы планируем продолжить исследование переживаний участников педагогического процесса, включив в выборку не только студентов, но и преподавателей, и продолжить разработку авторской методики.

 

Литература:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Издательство Московского университета, 1984.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.