Волохонская М. С. Инструменты деконструкции историй домашнего быта в интернет-сообществах (на примере сообщества Flylady.ru)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Феномен доверия в публичной интернет-коммуникации», проект № 10-06-00354а

Многие исследователи, работающие преимущественно в русле социального конструкционизма, подчёркивают влияние, которое оказывает на человеческую жизнь язык, а точнее, его дискурсивные характеристики, цепочки соединённых и отсылающих друг к другу значений, представленных в языке. В литературе, посвящённой нарративной психологии и нарративной психотерапии [3, 4], можно встретить указания на большую роль определённых высказываний, формулировок, способов построения речи в формировании и изменении жизненной истории человека. Так, например, Джилл Фридман и Джин Комбс пишут: «В главе 1 мы уже обсуждали, как медицинская модель может привести к тому, что люди ощущают себя «послушными телами», подвластными знанию и процедурам, в которых у них нет активного голоса. Есть также порабощающие истории о поле, расе, классе, возрасте, сексуальной ориентации и религии (это лишь немногие из них), которые в такой степени укоренены в нашей культуре, что мы можем попасть в их сети, не замечая этого» [4, с. 86]. В случае, если человек осознаёт влияние того или иного дискурса, у него появляется возможность деконструировать и перестроить те части своей жизненной истории, которые он считает нужным подвергнуть такому изменению.

В связи с открытием того факта, что дискурсивные характеристики языка и речи оказывают влияние на наши мысли, чувства и поведение, становится значимым вопрос о конкретных языковых средствах, использование которых приводит к деконструкции одних сценариев и конструированию других. Так, например, Р. М. Блакар [1], описывая роль языка в пространстве социального влияния, говорит о шести «инструментах власти», имеющихся в распоряжении того, кто отправляет сообщение. Эти инструменты таковы [1, с. 57-66]:

  1. Выбор слов и выражений. Одно и то же явления может быть выражено нескольким синонимическими способами, и выбор того или иного способа оказывает влияние на восприятие сообщения реципиентом. Например, говоря «бокал наполовину полон» или «бокал наполовину пуст», мы используем формально синонимические выражения, однако смыслы этих двух выражений кардинально отличаются друг от друга.

  2. Создание новых слов и выражений. К этому же классу инструментов относятся неправильное использование уже имеющихся слов (например, фраза «подвергаться мнению» вместо «подвергаться влиянию»), а также использование «пустых слов» (например, использование в рекламе сложных медицинских терминов, значения которых никто в целевой аудитории не понимает).

  3. Выбор грамматической формы. Этот инструмент представлен, например, использованием активного или пассивного залога, различных наклонений глаголов, настоящего, прошедшего и будущего времени.

  4. Выбор последовательности. Если в речи используется несколько рядоположенных элементов (как, например, при перечислении), восприятие этих элементов будет зависеть от последовательности их предъявления.

  5. Суперсегментарные характеристики. В устной речи к ним относится, например, тон голоса, скорость речи и т. п.; в интернет-коммуникации к суперсегментарным характеристикам можно отнести, например, использование смайликов.

  6. Выбор скрытых или подразумеваемых предпосылок. В основе высказывания всегда лежит некое допущение, которое в рамках данного высказывания под сомнение не ставится. Например, во фразе «Все мужики - козлы» не ставится под сомнение тот факт, что мужики существуют, и не подразумевается вопрос о том, кого относить к мужикам, а кого нет; вместо этого реципиенту предлагается задуматься над тем, являются ли мужики козлами.

Цель данной работы - проиллюстрировать проявление описанных Р. М. Блакаром инструментов социального влияния в публичной интернет-коммуникации, посвящённой самоорганизации и самоменеджменту. В качестве примера выбрано сообщество Flylady, целью которого является изменение образа жизни его участников через способы ведения домашнего хозяйства. Концепция самоорганизации в пространстве и времени как способа изменения жизненного сценария человека используется уже давно; её описание можно найти в литературе, например, в работах известного специалиста Джулии Моргенстерн [2]. Основной идеей этой концепции выступает мысль о том, что изменение методов организации пространства и времени способствуют повышению эффективности управления собственной жизнью. Рассмотрим «инструменты власти» Р. М. Блакара в посланиях руководителей сообщества Flylady. Цитаты из текстов, представленных в сообществе, выделены курсивом.

 

Выбор слов и выражений

  1. В сообществе используются категорические выражения, например, слова «всегда» и «никогда».

Ты никогда не станешь стыдиться своего дома и испытывать чувство вины.

  1. Имеются высказывания, демонстрирующие включение новых участников в группу, а также акцентирующие важность поддержки. «Не переживай! Мы все были такими же!», «Всем нам необходима поддержка время от времени», «Мы будем с тобой на каждом этапе».

  2. Используются закрытые вопросы, которые создают впечатление, что автор текста угадывает, что происходит с читателем. Возможно, инструмент такого рода может усилить доверие читателя, принадлежащего к целевой аудитории, к тексту. «Ты живешь в хаосе? Ты чувствуешь себя загнанной лошадью? Мысли об уборке вызывают у тебя раздражение? Ты потеряла надежду хоть что-то изменить в своей жизни и не знаешь с чего начать?»

 

Создание новых слов и выражений

В сообществе Flylady используются неологизмы. В качестве примера можно привести слово SHE - оно обозначает несчастную, загнанную домохозяйку, которая пытается сделать всё и сразу и, конечно, в конце концов терпит в этом неудачу. В текстах, опубликованных на сайте, участницы сообщества противопоставляются SHE.

Кроме того, неологизмы используются для обозначения рабочих понятий системы ведения домашнего хозяйства. «Hotspot (Хотспот): Место в твоем доме, куда стоит положить хоть один лист бумаги, как он начинает размножаться с ужасающей скоростью».

 

Суперсегментарные характеристики

В сообществе широко используются при помощи смайлики, например, для эффекта создания хорошего настроения.

«На этой неделе мы работаем в зоне 1 и зоне 5. Займитесь дверными ручками и выключателями в этих помещениях. Если есть возможность, используйте простейшие дезинфицирующие средства, но только не переусердствуйте! :)

Водка, бесцветные спиртовые настойки, спирты (типа муравьиного), перекись водорода, нелюбимая туалетная вода - всё подойдет :)

Не забывайте, что зима - время простуд. Немного перестраховаться не помешает :)»

 

Выбор грамматической формы

  1. Прямые вопросы, отсылающие читателя к дискурсу проверки знаний, учительскому или , в пределе, родительскому.

«Наконец мы дошли до третьего дня! Ты готова к небольшому тесту? И... Поехали! Ты одета и обута в обувь на шнурках? Ты заправила постель? А раковина сияет?»

  1. Безличные формулировки, отсылающие, например, к дискурсу запретов в общественных местах. Например, в сообществе вводится запрет на проявление негативных эмоций в публичном интернет-пространстве, и делается это при помощи следующей фразы: «ХНЫКАТЬ и ЖАЛОВАТЬСЯ ЗАПРЕЩЕНО!»

  2. Использование повелительного наклонения, отсылающего к авторитарному стилю общения, когда решения принимаются отправителем сообщения.

«Избавься от этой плаксы внутри себя!»

«Если нет - не читай дальше. Иди и сделай это. Я серьезно! Не читай, пока не ответишь на все вопросы положительно. Я подожду тебя здесь».

 

Скрытые, подразумеваемые предпосылки

В сообществе Flylady используется большое количество подразумеваемых предпосылок, касающихся тематики сообщества и действий его участников. Вот только некоторые из них, наиболее очевидные.

  1. Домохозяйка - это женщина. В текстах всегда используется обращение к читателю как к женщине; домохозяйка, согласно используемому в сообществе дискурсу, не может быть мужчиной.

  2. Самоорганизация - это хорошо, неорганизованность - это плохо. Например, в сообществе можно прочитать следующий текст:

«Я знаю, как ты устала от вечного беспорядка и хаоса вокруг себя. Мы хотим помочь тебе навсегда покончить с этим. Это не будет стоить ни копейки! Но ты должна постоянно помнить о том, что твой дом стал таким не за одну ночь, и ты не сможешь его привести в порядок за один день! Мы расскажем, как продвигаться маленькими шажками, как выработать новые привычки, как избавиться от хлама, не дающего тебе свободно дышать. Система работает для всех: не имеет значения, работаешь ли ты в офисе, сидишь дома с детьми, на пенсии, или твой дом и есть твой офис. Ты можешь это сделать! Тебе всего лишь нужно ободряющее и одобряющее объятие!»

  1. Использование системы Flylady представляется как поворотный момент в жизни и начало правильного пути. «Имей в виду, что ты не позади, ты просто начинаешь свой путь», «На протяжении всей своей жизни мы шли по тупиковому пути».

 

Таким образом, влияние в сообществе Flylady, предназначенном для обучения альтернативной системе ведения домашнего хозяйства, можно охарактеризовать как авторитарное, ориентированное на деконструкцию привычных сценариев ведения домашнего хозяйства и порождение новых. Используется практически весь диапазон инструментов, перечисленных Р. М. Блакаром. Опираясь на вышеописанные особенности использования языка, можно сказать, что влияние в сообществе осуществляется в двух основных направлениях: в направлении поддержания контакта участниц с сообществом и в направлении собственно деконструкции сценария ведения домашнего хозяйства. Влияние в первом направлении складывается из двух основных компонентов: перераспределения ответственности (домохозяйки теперь могут разделить ответственность за успешность своей работы с руководителями сообщества, поскольку следуют их прямым указанием) и поддержки (в сообществе подчёркивается тот факт, что невозможность самостоятельно справиться с домашней работой - часто встречающееся явление, которое возможно изменить совместными усилиями). Впоследствии же появление новых навыков самоорганизации, скорее всего, напрямую связано с постоянным применением деконструирующих инструментов, например, новых слов и выражений.

Отзывы постоянных членов сообщества, подчас носящие очень эмоциональный характер, дают основания предположить, что применение вышеперечисленных инструментов в сообществе Flylady действительно приводит к частичной деконструкции жизненных историй участниц и позволяет добиться эффективности в обучении навыкам самоорганизации.

 

Литература

  1. Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти. // Психология влияния. - СПб.: Питер, 2000. - С. 42-67.

  2. Моргенстерн Д. Самоорганизация по принципу «изнутри наружу». Система эффективной организации пространства, предметной среды, информации и времени. - М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2006. - 352 с.

  3. Филлипс Л., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод. - Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2008. - 352 с.

  4. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: Истории и рассказы как терапия. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 368 с.