ВОЛОХОНСКАЯ (ЩЕРБАКОВА) МАРИНА СЕРГЕЕВНА

Кандидат психологических наук, друг кафедры психологии человека

Образование:

  • 1998-2002 гг.: РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет, бакалавр психологии.
  • 2002-2004 гг.: РГПУ им. А.И. Герцена, психолого-педагогический факультет, кафедра психологии человека, магистерская программа «Социальная психология».
  • 2004-2008 гг.: РГПУ им. А.И. Герцена, кафедра психологии человека, аспирантура, специальность 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии. В 2008 году защитила кандидатскую диссертацию на тему "Содержательные и динамические характеристики переживаний ситуаций взаимодействия (на примере переживаний преподавателей и студентов)".

Дополнительное образование:

  • 2000-2004 гг.: Московский Гештальт Институт, программа подготовки гештальт-терапевтов
  • 2000-2002 гг.: Fernuniversitaet: Gesamthochschule in Hagen, программа "Psychologie im Anwendungsbereich Schule"
  • 2003-2004 гг.: РГПУ им. Герцена, образовательная программа "Преподаватель высшей школы"
  • 2012 г.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, программа повышения квалификации "Психоаналитическая теория и клиника Фрейда - Лакана".

Профессиональная деятельность:

  • 2002 г.: лаборатория ЛОКУС (тренер-консультант)
  • 2003-2005 гг.: ФГУП НИИ «Масштаб» (консультант по работе с персоналом)
  • 2004-2009 г.: РГПУ им. А.И. Герцена, кафедра психологии человека (ассистент)
  • 2009-2012 г.: РГПУ им. А.И. Герцена, кафедра психологии человека (доцент)
  • 2003 г. - по настоящее время: практикующий психолог-консультант, гештальт-терапевт.
  • 2010 г. - по настоящее время: организатор психоаналитического сообщества "Интерналия", психоаналитик лакановского направления.
  • Отвечала за воспитательную деятельность и информатизацию на кафедре психологии человека.
  • В рамках воспитательной деятельности кафедры ежегодно курировала учебную группу студентов 1 курса.
  • Администрировала сайт аспирантуры кафедры психологии человека и аспирантскую рассылку.
  • Администрирует сайт кафедры психологии человека humanpsy.ru.

Учебные курсы:

  • Психология человека (лекционные и лабораторные занятия)
  • Основы общей психологии (лабораторные занятия)
  • Введение в психологическую профессию (лекционные и лабораторные занятия)
  • Психология личности (лабораторные занятия)
  • Психология и педагогика (лекционные и лабораторные занятия)

Научные интересы:

  • Взаимоотношения людей, включённых в систему высшего образования
  • Дискурс-анализ, нарративный анализ
  • Психоанализ З. Фрейда и Ж. Лакана
  • Теория социальной коммуникации и кибернетическая эпистемология

Научные публикации:

  1. Психологическая работа в контексте студенческой жизни // Сопровождение в вузе: проблемы развития психологической службы. Материалы научно-практической конференции / Под общ. ред. Л.Н. Бережновой, В.В. Семикина, И.А. Хоменко. – СПб.: Астерион, 2004. – 80 с. С. 49-58.
  2. Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе // Сопровождение в вузе: проблемы развития психологической службы. Материалы научно-практической конференции / Под общ. ред. Л.Н. Бережновой, В.В. Семикина, И.А. Хоменко. – СПб.: Астерион, 2004. – 80 с. С. 10-14. (соавт. Векилова С. А., Аносова Н. Н.)
  3. К проблеме стереотипности взаимодействия студентов и преподавателей // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 55 с. С. 13-15.
  4. Мотивация профессионального развития как компонент компетентности преподавателя высшей школы // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Часть 4. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2003. – 241 с. С. 84-87.
  5. Коммуникативные стратегии преподавателей глазами студентов // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. – 292 с. С. 111-114.
  6. Преподаватели глазами студентов: опыт исследования переживания // Психология человека: Интегративный подход в психологии. Выпуск 4. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2006 г. (в печати)
  7. К вопросу о переживании студентами пола преподавателей. // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сборник научных статей по материалам Первого Международного Форума (Санкт-Петербург, 5-7 июня 2006 г.) / Под общ. ред. И. А. Баевой, Ш. Ионеску, Л. А. Регуш / Пер. Н. Л. Регуш, С. А. Чернышевой. - СПб.: ООО "Книжный Дом", 2006. - С. 297-298.
  8. Позиция студентов и переживание ими взаимодействия с преподавателем. // Ананьевские чтения - 2007: Материалы научно-практической конференции "Ананьевские чтения - 2007" / Под ред. Л. А. Цветковой. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. - С. 277-279.
  9. Использование метода репертуарных решёток в исследовании феномена переживания. // Психология человека: интегративный подход. Сб. статей. - СПб.: Изд-во АНО "ИПП", 2007. - С. 36-40.
  10. Особенности переживания студентами лекционных и практических занятий. // Вестник Санкт-Петербургского университета, сер. 6, вып. 2 (ч. II), 2007. - С. 58-62.
  11. Переживание взаимодействия с преподавателем в сознании студентов. // Психология сознания: современное состояние и перспективы: Материалы I Всероссийской конференции: 29 июня - 1 июля 2007 г., Самара. - Самара: Изд-во "Научно-технический центр", 2007. - С. 585-586.
  12. Переживание ситуаций педагогического взаимодействия в контексте семейного опыта студентов. // Современные проблемы психологии семьи. Сб. статей. - СПб.: Изд-во АНО "ИПП", 2007. - С. 16-19.
  13. Исследование переживания экзаменационной ситуации при помощи графической методики Мира-и-Лопеса (субтест "Зигзаг"). // Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 210-летию Герценовского университета и 10-летию психолого-педагогического факультета. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 332-334.
  14. Переживание разных видов педагогического взаимодействия. // Психология XXI века: Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых "Психология XXI века" 24-26 апреля 2008 года, Санкт-Петербург. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2008. - С. 231-233.
  15. Переживание экзамена как ситуации педагогического взаимодействия. // Ананьевские чтения - 2008. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход. Материалы научно-практической конференции.- СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2008. - С. 179-181.
  16. Образ психологии у людей, имеющих различный опыт взаимодействия с психологами. // Ананьевские чтения–2009: Современная психология: методология, парадигмы, теория // Материалы научной конференции «Ананьевские чтения – 2009», Выпуск 2. Методологический анализ теорий, исследований и практики в различных областях психологии / Под редакцией Л. А. Цветковой, В. М. Аллахвердова. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2009. - С. 116-117 (соавт. Короленко А. В.)
  17. Возможности аниметерапии в контексте психологии семейных отношений. // Современные проблемы психологии семьи. Вып. 4. Сб. статей. - СПб.: Изд-во АНО "ИПП", 2010. - С. 28-34.
  18. Социально-психологические аспекты феномена межпоколенческого конфликта в семье. // Современные проблемы психологии семьи. Вып. 4. Сб. статей. - СПб.: Изд-во АНО "ИПП", 2010. - С. 35-40 (соавт. Микляева А. В.)
  19. Использование материала аниме-сериалов в кинотерапевтической практике. // Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 22 – 24 апреля 2010 года. Санкт-Петербург / Под науч. ред. О. Ю. Щелковой – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. - С. 15-16 (соавт. Говин З. В.)
  20. Психологические проблемы женщин среднего возраста во взаимодействии с техникой. // Ананьевские чтения-2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции, 19-21 октября 2010 г. Часть 1. / Отв. ред. Л. А. Цветкова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. - С. 534-536.
  21. Дискурс-анализ как метод исследования доверия в интернет-коммуникации. // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. - СПб.: Издательство НИИРРР, 2011. - С. 197-201.
  22. Анализ романтического нарратива в фильме Х. Миядзаки "Ходячий замок". // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 5 / Науч. ред. С.А. Векилова. - СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2011. С. 37-44.
  23. Недоверие к описанию проблемной ситуации в публичной интернет-коммуникации. // Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 21 – 23 апреля 2011 года. Санкт-Петербург / Под науч. ред. О. Ю. Щелковой – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. С. 445-447.

Ссылки на более поздние публикации Волохонской появляются по мере рождения публикаций на её персональном сайте и на b17.ru.

Учебно-методические публикации:

  1. Введение в психологическую профессию. Учебное пособие - СПб: Изд-во АНО "ИПП", 2006. - 157 с. (соавт. Панфёров В. Н., Регуш Н. Л.)
  2. Контрольные работы по курсу "Основы общей психологии". - СПб.: Изд-во АНО "ИПП", 2007. - 67 с. (соавт. Васильева С. В., Микляева А. В., Кочура Ю. С.)
  3. Профессия - студент. Практические советы и рекомендации для студентов первого курса. - СПб.: Изд-во АНО "ИПП", 2007. - 35 с. (соавт. Васильева С. В., Сторчило И. С.)
  4. Психология личности. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. - СПб.: Изд-во АНО "ИПП", 2008. - 167 с. (соавт. Коржова Е. Ю., Семёнова Г. В.)
  5. Практикум по психологии человека. - СПб.: Изд-во АНО "ИПП", 2008. - 285 с. (соавт. Микляева А. В.)
  6. Общая психология. Программа учебной дисциплины. - СПб.: Изд-во АНО "ИПП", 2008. - 58 с. (соавт. Панфёров В. Н., Семёнова З. Ф., Васильева С. В.)
  7. Психология личности. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. – 2-е издание, переработанное и дополненное. - СПб.: Изд-во АНО "ИПП", 2009. - 178 с. (соавт. Коржова Е. Ю., Семёнова Г. В.)

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

ПУБЛИКАЦИИ:

Волохонская М. С. Особенности переживания студентами лекционных и практических занятий

В статье представлено исследование переживания ситуаций педагогического взаимодействия студентами высшего учебного заведения. Как известно, в психологии слову «переживание» приписываются различные значения в зависимости от используемого автором подхода. Поэтому мы считаем нужным пояснить, какая именно трактовка понятия имеется в виду.

Подробнее...

Волохонская М. С. Дискурс-анализ как метод исследования доверия в интернет-коммуникации

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Феномен доверия в публичной интернет-коммуникации», проект № 10-06-00354а

Подробнее...

Волохонская М. С. Анализ романтического нарратива в фильме Х. Миядзаки "Ходячий замок"

Слово "нарратив" имеет множество более или менее удачных определений и дословно переводится как "повествование" [1]. Нарративом можно назвать любую историю, которая в той или иной форме рассказывается или рассказана другому человеку или людям. Нарративы содержатся в том материале, который мы привыкли воспринимать как истории (то есть в романах, повестях, сказках, фильмах и сериалах); скрытые нарративы и их элементы можно обнаружить в самых неожиданных местах (например, в предметах домашнего обихода). Нарративы и их отдельные элементы могут становиться системообразующими или второстепенными компонентами картины мира, определять ценности, эмоциональные переживания, жизненный выбор человека. Историю жизни каждого из нас можно увидеть как один или несколько нарративов [2].

Подробнее...

Волохонская М. С. Недоверие к описанию проблемной ситуации в публичной интернет-коммуникации

Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект №10-06-00354а «Феномен доверия в публичной интернет-коммуникации»

Подробнее...

Волохонская М. С. Инструменты деконструкции историй домашнего быта в интернет-сообществах (на примере сообщества Flylady.ru)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Феномен доверия в публичной интернет-коммуникации», проект № 10-06-00354а

Подробнее...

Волохонская М. С. Когда на голову падает кирпич: к вопросу об означающих в психоанализе

Разговор о двойной функции слов в психоанализе, функции воображаемой и символической, разговор, который я попытаюсь завести в этом тексте, можно начать следующим образом. Допустим, я иду по улице, и мне на голову падает кирпич. У меня есть практически бесконечное число возможностей интерпретировать это событие. Кирпич на голову - это плохо и больно. Или хорошо и просветляюще. Кирпич - это часть дома, поэтому в падении на голову кирпича есть что-то про домашний уют или про монументальность современных многоквартирных зданий. Кирпич сделан из глины, поэтому упоминание о нём вызывает во мне образ мастерской скульптора, или берега какой-нибудь реки под Питером, или древнего идола в поселении «примитивных народов». И вообще, падение кирпича - это явное обращение к легендарным экспериментам Галилео Галилея на Пизанской башне. Et cetera et cetera.

Подробнее...