Васильева С. В. К проблеме ценностей в психологии

Среди всего многообразия проблем, относящихся к психологии, феномен ценностей является наиболее противоречивым и неоднозначным для изучения. В существующей на сегодняшний день литературе, посвящённой данной проблематике, понятию ценность, его определению и содержанию уделяется достаточно большое внимание, причём понимание ценностей представлено в многообразии различных, альтернативных подходов и концепций.

Отсутствие единства  объяснения природы ценностей, а так же недостаточная обоснованность и аргументированность существующих концепций понимания ценностей определяют актуальность изучения ценностной проблематики.

В существующей на сегодняшний день научной литературе существует множество трактовок и объяснений понятия ценность, но ни одно из них не является достаточно обоснованным и исчерпывающим. Несмотря   на многообразие концепций ценностей в научной литературе выделяется два основных аспекта дифференцирования этих концепций.  Первый заключается в различии методологических подходов, лежащих в основе ценностных моделей, в этом случае ценностные концепции построены по принципу конфронтации. Второй аспект заключается в отношении к феномену ценностей в различных науках: в психологии, социологии, философии этот феномен трактуется по-разному.

Теоретический анализ литературы позволяет сделать выводы о том, что многие исследователи рассматривают ценности как некий высший уровень в иерархии побуждений, потребностей, интересов человека, то есть описывают структуру ценностей.

С появлением интереса к проблеме ценностей ученые столкнулись с рядом трудностей не только теоретического обоснования и толкования ценностей, но и диагностического измерения этого междисциплинарного феномена. Второй аспект данной проблемы является более актуальным для психологов-практиков.

Для того, чтобы определиться с методами диагностики особенностей ценностной сферы человека, особенно важно иметь четкое представление о структуре ценностей.

Широко известна структура Б.Д. Парыгина, он описал 4 индикатора, или последовательные стадии в присвоении ценностей:

  • Знание, когда индивид информируется о ценностных значениях.
  • Стереотип восприятия, когда индивид эмоционально-рационально (положительно или отрицательно) реагирует на информацию о ценностях.
  • Установка (или убеждение), когда ценностные значения формируют у индивида готовность действовать.
  • Побуждение, когда благодаря волевому усилию готовность действовать превращается в само действие.

Похожие критерии разработал А.В. Иващенко. Степень сформированности ценностей складывается из трех критериев: интеллектуального, поведенческого и мотивационного.

В.А. Армавичуте критериями интернализации личностью ценностей называет глубину и действенность знаний о ценностях, правомерность и обоснованность отношения к ним, а так же характер эмоциональных переживаний, связанных с ценностями.

Наконец, И. А. Сурина  в структуре ценностей выделяет 3 подсистемы: когнитивную, эмотивную и поведенческую, которые в совокупности фиксируют ценности.

Обобщая все модели и схемы ценностей, можно выделить 4 блока критериев: интеллектуальный; поведенческий; мотивационный и оценочно-эмоциональный.

Именно учет всех этих критериев представляется необходимым при диагностике ценностей человека.

Опубликовано: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2005».- СПб.: Изд-во СПб университета, 2005.