Васильева С. В. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации старших подростков

Исследования особенностей адаптации человека к разным условиям, на разных этапах жизни всегда были в значительной мере представлены среди психологических исследований. Такая ситуация сохраняется и сейчас. Объясняется это тем, что условия существования человека постоянно меняются, вместе с ними изменяется и человек. [8] Следовательно, необходимы все новые и новые исследования, которые дают знания о факторах, позволяющих человеку достичь гармонии со средой меньшей ценой, так как случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срыву профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам.

 

В природе человека генетически заложена большая способность к адаптации. Практика, а также научные исследования показывают, что человек обладает значительными адаптационными способностями в условиях природной и социальной среды, изменяющихся даже в критических пределах. И как пишет В.И. Гарбузов, судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности - врождённой и приобретённой способности к адаптации, то есть приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. [3]

Особое значение в последние десятилетия приобрел социально-психологический аспект адаптации. Современное общество очень динамично, изменения происходят с большой скоростью, особенно в России: меняется экономическая ситуация, меняется политическая ситуация, меняются ценности, на основе которых люди выстраивают отношения друг с другом...

Наиболее общим показателем успешного процесса адаптации можно считать взаимную удовлетворённость человека и социальной среды. Состояние личности, позволяющее достигать таких взаимоотношений с социумом, называется социально-психологической адаптивностью. При этом человек без длительных внутренних и внешних конфликтов выбирает жизненный путь и принимает решения, продуктивно осуществляет свою деятельность, удовлетворяя при этом основные социогенные потребности, в полной мере соответствует ролевым ожиданиям эталонной группы, самореализуется и раскрывает свой творческий потенциал. [6,4]

Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из возрастов, представляющий особый, кризисный период становления личности. Являясь определённым отрезком жизни между детством и зрелостью, переходный возраст обычно характеризуют как переломный, критический. Он сопровождается рядом специфических особенностей, кардинальных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. «Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности - учебной, производственной, творческих занятий». [1]

Старший подростковый возраст - это период принятия ответственности за свою судьбу и близких, начало подлинно взрослой жизни, сложной как внутренне, так и внешне, адаптации к жизни, включая принятие многих условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам человека в данный момент времени. Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определёнными людьми. [7]

Расширяется диапазон социальных ролей, которые примеряются на себя. Проявляются психологические трудности взросления, противоречивость и нестабильность представления о себе.

Именно поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствуют их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, попытки осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. [5]

Если ребёнок в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он «уходит» из школы, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально. Это является проявлением социально-психологической дезадаптации, признаками которой считаются повышенная тревожность и неуверенность личности в себе, агрессивность и чувство малоценности, чрезмерное увлечение курением, компьютерами, длительные внутриличностные и межличностные конфликты, переживаемые без поисков возможных решений. [2]

Что же сами подростки думают о том, какие качества им необходимы для успешной адаптации в социуме?

Для того, чтобы данные были более достоверны, проведем сравнение представлений о тех качествах, которыми должен обладать успешно адаптирующихся человек у обычных подростов, и тех подростков, которые в силу жизненных обстоятельств (они более 2-3 раз меняли место жительства и школу, а, следовательно, и круг общения, переезжая вместе с родителями-военнослужащими) вынуждены были не один раз адаптироваться в новой социальной среде (исследование проведено в рамках ВКР студенткой психолого-педагогического факультета Сурковой Еленой, 2003 г.)

Таблица 1. Представления переезжающих подростков о тех качествах, которыми должен обладать успешно адаптирующийся человек.

Ранговый № Категории анализа Абсолютная величина встречаемости Процент встречаемости от общего числа выборки (%)
1 Общительность 15 50
2 Приспосабливаемость 10 33.3
3 Доброжелательность 4 13.3
4 Терпение Хитрость 3 10
5 Трудолюбие
Спокойствие
Отзывчивость Взаимовыручка
Способность оставлять любимое
Чувство юмора
Смелость
2 6.7

Таблица 2. Представления непереезжающих подростков о тех качествах, которыми должен обладать успешно адаптирующийся человек.

Ранговый № Категории анализа Абсолютная величина встречаемости Процент встречаемости от общего числа выборки (%)
1 Общительность 12 40.0
2 Самоуверенность (уверенность в себе) 8 26.6
3 Доброжелательность 6 20.0
4 Терпимость 3 10.0
5 Выдержанность
Всеготовность
Смелость
Открытость
2 6.7

Из данных, представленных в таблицах, видно, что общительность является наиболее значимым качеством успешно адаптирующегося человека. Также было выявлено осознание подростками необходимости успешного приспособления к новой социальной среде (отмечают такое качество, как приспосабливаемость). Кроме того, в «портрете» успешно адаптирующегося человека представлены и другие качества, связанные с успешностью в сфере общения: отзывчивость, взаимовыручка, смелость, а также представлены волевые качества (терпение, трудолюбие). Значимым является и факт осознания подростами, вынужденными часто менять место жительства, эмоциональных проблем, являющихся следствием расставание с тем, что тебе дорого (способность оставлять любимое) и необходимости включения интеллектуального потенциала, всесторонней оценки ситуации для успешного вхождения в новую группу (хитрость).

В перечне качеств обращает на себя внимание такое выделенное качество как самоуверенность. На наш взгляд, это тоже является показательным результатом, так как самоуверенность напрямую связана с самооценкой человека, и именно самооценка играет одну из важнейших ролей в развитии личности подростка. Также значимым является и качество доброжелательности, т.е. успешно адаптирующийся подросток должен быть одновременно и самоуверенным и доброжелательным, что еще раз подтверждает парадоксальность психологии подростка.

Очень интересным является тот факт, что, по мнению самих часто переезжающих подростков, они обладают многими из тех качеств, которые им необходимы для успешного вхождения в группу, т.е. эти качества были выработаны им вследствие частых жизненных перемен. Но обращает на себя внимание появление таких качеств как скрытность и практичность, одновременно с дружелюбием и выносливостью.

Таблица 3. Представления переезжающих подростков о новых качествах, которые приобретает человек, вынужденный часто менять место жительства.

Ранговый № Категории анализа Абсолютная величина Встречаемости Процент встречаемости от общего числа выборки (%)
1 Общительность 16 53.3
2 Приспосабливаемость 7 23.3
3 Выносливость
Дружелюбие
4 13.3
4 Скрытность 3 10
5 Выдержанность
Вежливость
Практичность
2 6.7

Таким образом, можно сделать вывод о том, что успешная адаптация подростков в первую очередь связана для них с успешным вхождением в группу, которое требует значительных затрат, и включения интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств личности.

Какими же чертами обладают подростки, для которых постоянная адаптация к новому социуму стала жизненной необходимостью? Особое внимание необходимо уделить тем чертам личности, которые проявляются в сфере общения.

Таблица 4. Значимые различия в показателях социально - психологической адаптации переезжающих и непереезжающих подростков.

Наименование признака Переезжающие Неперезжающие
Х + ? Х + ?
1 Эмоциональная экспансивность 103.5 + 2.55* 102.2 + 2.15
2 Зависимость - послушность 6.0 + 2.21 7.4 + 2.52*
3 Кол-во индивидуальных хар-к в Я-концепции 12.1 + 4.88 15.0 + 3.80*
4 Кол-во соц-ролевых хар-к в Я-концепции 7.1 + 4.65* 4.7 + 3.27

Условные обозначения:

* - статистически достоверные различия p 0.05

х - средние значения

? - средне квадратичное отклонение

Данные, представленные в таблице 4, свидетельствуют о том, что у переезжающих подростков уровень эмоциональной экспансивности выше, чем у непереезжающих, а также больше социально-ролевых характеристик в Я-концепции. У непереезжающих подростков, соответственно больше индивидуальных характеристик, а также они более зависимы от окружающих, чем переезжающие подростки, они более мягки, доверчивы, склонны к восхищению окружающими.

Всё вышеперечисленное даёт возможность предположить, что сфера социального взаимодействия для переезжающих подростков более значима, чем для непереезжающих; они проявляют большую активность в установлении социальных контактов.

Остановимся подробнее на различиях в стилях межличностного взаимодействия [см. рисунок 1].

Рисунок 1. Гистограмма, отражающая различия в стилях межличностного взаимодействия переезжающих и непереезжающих подростков.

Анализ средних значений даёт возможность предположить, что подростки из группы непереезжающих более уступчивы, робки, эмоционально сдержанны, послушны и обязательны, чем ребята из группы переезжающих. Также они более мягки и доверчивы, склонны к восхищению окружающими.

Переезжающие подростки, в отличие от непереезжающих, менее мягки, деликатны и ответственны по отношению к другим, а также менее бескорыстны и отзывчивы. Переезжающим подросткам в большей степени, чем подросткам, постоянно проживающим на одном месте, присущи такие качества, как соперничество, независимость, прямолинейность.

Инвариативными показателями в структуре социально-психологической адаптации (по данным корреляционного анализа) явились такие, как сотрудничество - конвенциальность и количество индивидуальных характеристик в Я-концепции.

Таким образом, в структуре социально-психологической адаптации есть ядро и есть составляющие, более подверженные изменениям.

Такими вариативными показателями в группе переезжающих подростков выступили: зависимость - послушность, властность - лидерство, эмоциональная экспансивность, уровень самопрезентации, общая тревога. Можно предположить, что успешная адаптация переезжающих подростков к новой коммуникативной среде связана с навыком самопрезентации, с умением и желанием налаживать новые коммуникативные связи и отношения. Также можно предположить, что успешность социально-психологической адаптации переезжающих подростков достигается ценой значительных эмоциональных затрат, связанных с повышением уровня тревожности.

Вариативными показателями в структуре социально-психологической адаптации в группе непереезжающих подростков выступили: независимость - доминантность, групповая психологическая атмосфера. Можно предположить, что успешность социально-психологической адаптации в группе непереезжающих определяется психологическим климатом, царящим в коллективе, а также умением и возможностью составить конкуренцию членам коллектива.

Таким образом, по данным проведённого исследования можно сказать, что в целом адаптация у подростков, вынужденных часто менять место жительства, протекает достаточно успешно, об этом свидетельствует оценка подростками психологической атмосферы в классе (субъективный критерий социально - психологической адаптации), а также достаточно высокие социометрические статусы переезжающих подростков (объективный критерий социально-психологической адаптации). Такой важный вид деятельности подросткового возраста, как общение со сверстниками, внешне не вызывает у переезжающих ребят каких-либо трудностей, они прекрасно находят общий язык со сверстниками, осознавая необходимость успешного приспособления к новой социальной среде. Они уверены в себе, готовы помогать окружающим, ответственны, в случае необходимости умеют пойти на компромисс, стремятся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими, они более независимы и самостоятельны. В Я-концепции у них доминируют социально-ролевые характеристики, что говорит о большой значимости сферы социальных взаимодействий.

Подводя итог исследования, можно сделать общий вывод о том, что в условиях перемен актуализируется адаптационный потенциал человека, и те качества, которые расцениваются как привлекательные среди членов новой группы, а также качества, позволяющие более быстро и безболезненно войти в новую группу, оказываются на первом плане среди других характеристик личности подростка.

Литература

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. 2-е издание, СПб., 1998.
  2. Волков Б.С. Психология подростка. М., 2001
  3. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб.,1994.
  4. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: (формы, механизмы и стратегии). Ер.: Изд-во АН Арм.ССР,1988.-347 с.
  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.,1999
  6. Осухова Н.Г., Лотова И.П., Шадура А.Ф. Социально-психологическая адаптация военнослужащих, уволенных в запас и отставку. М.: «Логос», 1999.-136 с.
  7. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1997
  8. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности.-СПб.,2001.

Опубликовано: Психология человека: Интегративный подход в психологии: Сборник научных трудов. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.