Васильева С. В. Материальная обеспеченность семьи и формирование ценностей у подростков

В исследовании, проводившемся в 2005-2006 годах, была выдвинута гипотеза о том, что одним из социальных факторов, влияющим на формирование ценностей подростков, является материальная обеспеченность семьи.

На основании результатов анкеты, заполненной подростками, были выделены две группы семей: семьи со средним и выше материальным уровнем; семьи с материальным уровнем ниже среднего.

Статистически значимые различия по степени выраженности ценностей по t-критерию Стьюдента на 5% у подростков из семей с разным материальным уровнем выявились только по ценности «сохранение собственной индивидуальности» (методика «ОТЕЦ», И.Г. Сенина). Ценность более выражена у подростков из семей со средним и выше материальным положением, что может говорить о стремлении этих подростков отличаться от других людей, не поддаваться влиянию окружающих. Важным является сохранение своих взглядов, мнений, убеждений, то есть собственной «линии жизни». По остальным ценностям статистические различия не были выявлены, но по результатам факторного анализа ценности подростков объединились в общие факторы. Для конкретизации содержания ценностей подростков был использован модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения».

Первый фактор был условно назван «Обучение и образование».

Результаты контент-анализа незаконченных предложений показали, что 47 % подростков из семей с материальным уровнем ниже среднего и 70% подростков из семей со средним и выше достатком отметили ценность обучения и образования как значимую для себя. Были получены следующие варианты ответов на предложение «В моей жизни важно...»: «Получить образование», «Хорошо учиться», «Успешно закончить школу», «Поступить в институт», «Получить диплом» и др. Подростки из семей с материальным уровнем ниже среднего связывают обучение и образование, прежде всего, с достижением высокого материального положения - получение образования должно гарантировать в будущем высокую зарплату и материальный достаток. А так же образование должно быть престижным, то есть цениться и одобряться в обществе (собственный престиж). 22% подростков основным результатом обучения видят возможность достижения материальных благ. На предложение «Учатся, для того, чтобы...» были получены следующие варианты ответов: «Заработать деньги на жизнь», «Обеспечить себя», «Крепко встать на ноги и не от кого не зависеть» и др.

Подростки из семей со средним и выше материальным уровнем связывают обучение с активными социальными контактами, а также с возможностью раскрытия своей индивидуальности и реализацией творческого потенциала (креативность). Значение имеют как творческие достижения в сфере обучения и образования («Учатся, чтобы получать знания, открывать что-то новое», «делать открытия»), так и возможность благоприятного общения и взаимодействия с другими людьми в процессе обучения и образования («Учатся для того, чтобы найти новых знакомых», «уметь общаться с людьми»).

Второй общий фактор был условно определен как «Духовное удовлетворение».

У подростков из семей со средним и выше материальным уровнем ценность духовного удовлетворения выделилась в отдельный фактор. Данный недифференцированный фактор отражает ценность морального удовлетворения во всех сферах жизни. Для подростков из этой группы личные интересы и внутреннее удовлетворение являются определяющими ценностями в жизни. Ценность духовного удовлетворения в незаконченных предложениях отметили 4% подростков, отметив важным для себя «быть честным, отзывчивым», «порядочным человеком», «иметь душевное равновесие» и др.

Подростки из семей с материальным уровнем ниже среднего ценность духовного удовлетворения конкретизируют - для них важно получать моральное удовлетворение в творчестве (креативность), общении (активные социальные контакты) и развитии, прежде всего, в сферах семейной и профессиональной жизни.

Ответы подростков на незаконченные предложения подтвердили результаты факторного анализа. Не отметив значимость духовного удовлетворения в рейтинге своих ценностей («В моей жизни важно...), они конкретизировали необходимость получения морального удовлетворения в отдельных сферах. Например, в профессиональной деятельности важным является «реализация в любимой профессии», «иметь работу для души», «чтобы профессия приносила моральное удовлетворение» и др. В семейной жизни важно «моральное и духовное благополучие», «чтобы была гармония», «быть счастливыми», «радоваться жизни», «жить в согласии друг с другом» и др.

Опубликовано: Ананьевские чтения - 2007. Материалы научно-практической конференции 23-25 октября 2007 года. - СПб.: изд-во СпбГУ, 2007.