Васильева С. В. Отношение к материальной обеспеченности у студентов как отражение современной социальной ситуации

Социально-экономическая ситуация в России на современном этапе характеризуется огромным разрывом между бедными и богатыми, который становится значительнее год от года. Согласно данным Росстата за 2005 год обращает на себя внимание тот факт, что более четверти бедного населения - это россияне в возрасте 16-30 лет, то есть наиболее активная группа населения. Таким образом, среди бедных все больше становится людей молодых - людей с наиболее высокими социальными ожиданиями. [Кравченко А.И., Анурин В.Ф., 2003]

Рассматривая влияние материального фактора на личность, следует отметить его значимости для формирования социальной идентичности. [Андреева Г.М., 2005] По мнению В.С. Агеева, ведущая роль в процессе формирования социальной идентичности принадлежит факторам материального характера. [Агеев В.С. 1999]

В этой связи важно понимать, что проблема идентичности (личностной и социальной), наиболее остро переживаемая в юношеском возрасте, еще более усугубляется в условиях социального неравенства и расслоения общества. Молодежь из разных социальных слоев имеет неодинаковые шансы уже на этапе жизненного старта. И если для молодого россиянина из семьи с высоким материальным достатком - это выбор между учебой в отечественном и зарубежном вузе, для юноши или девушки из семьи некоторых категорий служащих - между учебой и работой, то выходцам из малообеспеченных, многодетных и неполных семей часто приходится выбирать между жалким существованием и криминалом. [Зубок Ю.А, 2003]

Говоря о проблеме социального неравенства в молодежной среде, интересным представляется обратиться к результатам социологического исследования, проведенного в 2003 году центром социологии РАО, объектом которого были студенты московских вузов.  М.Г. Руднев, автор исследования, указывает, что каждый десятый студент (9,9%) относит свою семью к слою с низким уровнем дохода. К слою же со средним уровнем и высоким отнесли себя 70%. Это дает основание говорить о том, что в доступе к высшему образованию явно прослеживается влияние такого фактора, как материальное положение семьи. Изучая удовлетворенность студентов своим материальным положением, исследователи заключают, что студенты из низкообеспеченного слоя острее воспринимают бедность родительской семьи, нежели свою собственную, т.е. здесь проявляется желание вырваться из данного социального слоя. Студенты, оценивающие свое материальное  положение как отличное от среднего ("бедные" или "богатые"), чаще других испытывают потребность в сокрытии своего положения, причем высокообеспеченные делают это, чтобы не вызывать зависть бедных, а низкообеспеченные стесняются своего материального положения. Оценивая отношение студентов к представителям различных по своей материальной обеспеченности групп, исследователи указывают, что в отношении к более богатым позитивное отношение проявляется заметно реже, чем к более к бедным (соответственно: 32,8% и 95%). По отношению к более богатым более распространены негативные реакции - 18,9% (в отношении же к более бедным доля таких ответов составляет 4,4%).

Обобщая результаты данного социологического исследования, важно с практической стороны показать, что в юношеском возрасте проблема социального неравенства не снимается. Более того, само студенчество не является монолитной группой. Напротив, здесь встают проблемы социального неравенства, и собственное материальное положение переживается весьма остро.

Обращаясь к образу современной российской молодежи, следует сказать, что ценности, жизненные стратегии и модели поведения нынешнего поколения  несут на себе отпечаток тех социально-экономической трансформаций, которые произошли в российском  обществе в постсоветское время, а также испытывают влияние жесткой и все более глобализирующейся среды. [Лисаускене М.В., 2006] Многие исследователи, изучая динамику жизненных стратегий и ценностей современной учащейся молодежи, единодушно отмечают, что студенты ориентированы на успех в жизни, в большей мере озабочены открытием собственного дела и поиском высокооплачиваемой работы, даже основным мотивом получения высшего образования является материальный -  стремление получить профессию, позволяющую иметь хорошо оплачиваемую работу. [ Сорокина Н.Д., 2003]

Таким образом, современное российское общество рыночного типа, предоставляя разнообразные возможности для реализации, побуждает молодых людей быть предприимчивыми, энергичными, прагматичными, независимыми и успешными. Возможности создают предпосылки для возрастания уровня притязаний молодежи, их стремления к достижениям. С другой стороны, проблема социального неравенства порождает неудовлетворенность, личностные проблемы и в определенной степени тормозит процесс социализации молодых людей с низким уровнем достатка, из необеспеченных семей.

Поскольку в обществе на данном этапе доминируют материальные ценности, соответственно у молодых людей преобладают определенные стратегии жизни как "структуры мотивов и установок в своей целостности, включающей личные ценности и субъективные смыслы". [ Грановская Р.М., Никольская М.Н., 1999]

В  нашем исследовании, проводившемся в 2007 году, принимали участие студенты РГПУ им. А.И. Герцена в возрасте 20-23 лет.

Обратимся к наиболее интересным результатам исследования.

Для выявления степени удовлетворенности испытуемых своим материальным положением была использована проективная методика "зрительно-аналоговая шкала" Хорнблоу-Кидсона. Уровни материальной обеспеченности и удовлетворения потребностей семей студентов определялись на основании специально разработанной анкеты. Для выявления отношения испытуемых к материальным ценностям использовалась модифицированная, проективная методика "Пословицы", которая отражает установку, как на материальные, так и на нематериальные ценности.

Сравнение показателей методики "Пословицы" показывает, что у испытуемых, несмотря на незначительное количественное расхождение (10,56 и 10,28), но все же преобладает установка на нематериальные ценности.

Средние значения показателя методики Хорнблоу-Кидсона, отражающего удовлетворенность материальным положением испытуемых по самооценке (4,22), выше средних значений показателей анкеты - уровня удовлетворения потребностей (2,53) и уровня материальной обеспеченности семей испытуемых (1,09), что указывает на очевидное противоречие. На основании этого можно предположить, что испытуемые, оценивающие свои семьи на уровне среднего и низкого достатка, бессознательно стремятся завысить степень удовлетворенности своим материальным положением, то есть выдать желаемое за действительное. Либо они стремятся к сокрытию своего реального материального положения, переживая и испытывая стеснение по этому поводу.

Для выявления более точной и объективной картины отношения студентов к материальным ценностям и более полного изучения представлений испытуемых о значимости фактора материальной обеспеченности для них был использован контент-анализ незаконченных предложений.

Результаты контент-анализа показали, что 50% испытуемых в незаконченном предложении "Быть материально обеспеченным - это..." понимают фактор материальной обеспеченности как независимость, что является естественной и наиболее острой проблемой для периода ранней взрослости, когда молодые люди стремятся отделиться от родительской семьи и образовать близкие отношения с другими людьми. Это является важным этапом в социальной адаптации молодых людей.

Также материальная обеспеченность в понимании 22% испытуемых ассоциируется с высоким уровнем жизни, с достатком, когда человек может "позволить себе все", "жить выше среднего уровня", "иметь доходную работу, квартиру, недвижимость и т.п.".

Около 16% респондентов характеризуют материальную обеспеченность как "удовлетворение главных, необходимых потребностей", как "жить в меру своих желаний и возможностей", "покупать все, что необходимо". Иными словами, удовлетворять потребности на базовом уровне, согласно теории А.Маслоу.

Таким образом, из приведенных выше данных следует, что большая часть студентов понимает материальную обеспеченность как независимость, как возможность "чувствовать себя свободным в обществе".

Анализируя ценностный аспект значимости денег в незаконченном предложении "Для большинства людей деньги - это...", значительная часть респондентов (62,5%) отмечает, что деньги - это средство для существования и лишь для 12,5% испытуемых деньги оказываются смыслом жизни.

Анализ ответов на незаконченное предложение "При наличии "больших" денег люди становятся..." позволил условно выделить фактор отрицательного влияния больших денег, так как 81% молодых людей связывают "большие" деньги с различными пороками, среди которых мотовство, эгоизм, равнодушие и высокомерие. Испытуемые отмечают, что при наличии "больших" денег люди становятся "жадными, как в мультике про золотую антилопу", "более избирательными в выборе общения", становятся "высокомерными или заносчивыми, не уважают других ниже себя по уровню достатка", "перестают ценить маленькие радости". Около 10% испытуемых считают, что у людей с "большими" деньгами изменяются приоритеты в ценностных ориентациях. Тем не менее, 50% испытуемых отмечают и положительную сторону "больших" денег. Прежде всего, по мнению 28% испытуемых, они дают "уверенность в завтрашнем дне". Также около 19% студентов отмечают, что люди при наличии "больших" денег становятся "уверенными в себе" и способными материально помогать другим людям.

Большая часть испытуемых (22%) в незаконченном предложении "Материальная обеспеченность позволяет..." указывают, что материальная обеспеченность дает возможность "не экономить и ни в чем себе не отказывать", "организовать достойное существование" и "позволить себе многие желанные вещи". Можно сказать, что материальная обеспеченность понимается молодыми людьми как качество жизни, предполагающее удовлетворение различных потребностей человека. Наименьшее количество респондентов (12,5%) соотносит материальную обеспеченность с ценностью "гедонизм". Кроме этого 19% испытуемых отмечают, что материальная обеспеченность позволяет "быть уверенным в завтрашнем дне" и такой же процент респондентов рассматривает этот фактор как средство достижения целей и реализации своих желаний.

Таким образом, большинство студентов связывают материальную обеспеченность с понятием "качество жизни", которое предполагает степень удовлетворения материальных и др. потребностей, с социальной защищенностью и стабильностью ("уверенность в завтрашнем дне"), что, согласно концепции А.Маслоу, напрямую связано с удовлетворением базовых потребностей существования, а также с возможностью личностной реализации.

В оценке незаконченного предложения "Много зарабатывает тот, кто..." 47% респондентов полагают, что много зарабатывает тот, кто много работает. Это свидетельствует о наличии устойчивого стереотипа. Также около 16% испытуемых считают, что такие качества как целеустремленность и упорство помогают хорошо зарабатывать и 12,5% студентов отмечают нечестный способ зарабатывания денег ("...тот, кто больше всех ворует", ...тот, кто ведет нечестный, преступный бизнес").

Результаты контент-анализа также показали, что "отсутствие материальной обеспеченности приводит..." к личностным проблемам (44%), среди которых испытуемые отмечают неуверенность в себе, низкую самооценку, отчаяние, депрессию и как следствие соматические нарушения, деградацию личности ("алкоголизм", "девиантное поведение", "проституция"). 48% испытуемых отмечают снижение качества жизни как следствие отсутствия материальной обеспеченности.

Таким образом, согласно мнению большинства испытуемых, неудовлетворенность потребностей существования на базовом уровне является причиной различных личностных проблем и снижения уровня жизни.

На основании проведенного контент-анализа незаконченных предложений можно сделать следующий вывод: материальная независимость является значимым фактором в социализации и формировании адекватной идентичности молодых людей, рассматривается как определяющее условие  самостоятельности  и отделения от родительской семьи.

Понятие "большие деньги" воспринимается негативно молодыми людьми: обладание "большими" деньгами, по мнению большинства студентов, определяет систему ценностных приоритетов личности, в которой материальные ценности, доминируя над духовными, определяют соответствующее поведение человека.

Важным представляется и тот факт, что уровень материальной обеспеченности, как указывают 22% молодых людей, влияет на самооценку в юношеском возрасте, что связано с достижением  идентичности и самоопределением - центральными проблемами этого периода.

Таким образом, определяя отношение испытуемых к материальной обеспеченности на основании вышеприведенных фактов, необходимо отметить, что для большинства студентов в нашей группе  материальная обеспеченность  означает, прежде всего, быть независимым. Отношение испытуемых к материальным ценностям неоднозначно. С одной стороны,  молодые люди стремятся к высокому уровню материальной обеспеченности, к достатку, и поэтому материальные ценности являются довольно значимыми для них. Материальная обеспеченность является условием стабильности и социальной защищенности, средством достижения целей. С другой стороны, у испытуемых преобладает установка на нематериальные ценности. Большинство испытуемых отрицательно относятся к "большим" деньгам, считая их социальным злом, что можно рассматривать как следствие установки, сформированной в детско-подростковом возрасте, которая соответствует ценностным ориентациям их родителей. Стать чуть-чуть богаче мешает негативное отношение к деньгам, которое долгое время воспитывалось обществом. Либо это можно объяснить особенностью выборки - девушки 20-23 лет в основном из семей с низким и средним уровнем материальной обеспеченности

Выбор студенческой молодежи в качестве объекта исследования нам показался интересным, так как именно молодые люди являются наиболее прогрессивной и динамичной частью общества, с которой обычно связывается его будущее. Социально-экономические изменения, произошедшие в российском обществе за последние десятилетия, повлекли за собой соответствующие изменения в сознании, психологии и системе ценностей россиян. На сегодняшний день материальные ценности все более доминируют в молодежной среде. Проблема исследования влияния внешних социальных факторов, и в частности материального фактора, на наш взгляд, является актуальной на данном этапе развития российского общества.

Опубликовано: Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 210-летию Герценовского университета и 10-летию психолого-педагогического факультета. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.