ПЗ-7. Самопрезентация социального работника

Цель работы – осознание специфики самопрезентации у социального работника как произвольного, целенаправленного образования, или как формирования своего имиджа. На занятии выделяются вводная часть, две рабочих части и выводы. Начнём с конкретизации самопрезентации в современных условиях.

Имидж – это значащее целостное выражение определённой социальной позиции; это выражение, которое становится актуальным в условиях ролевого взаимодействия.

Оформление внешности (одежда, причёска, украшения, косметика и парфюм), а также речь, уверенность в поведении, демонстрация готовности вступить в контакт,– всё это различные способы и средства самовыражения.

Со второй половины ХХ века, по сравнению с предшествующими временами, значительно увеличилось разнообразие в оформлении внешности среди жителей городов. Стремление выделиться за счёт оформления внешности особенно распространено среди представителей молодого поколения. Используются и различные надписи на элементах одежды, и демонстрация производственных ярлычков («лейблов»), которые в предыдущие десятилетия прикреплялись с изнанки. Используются значки с высказываниями разного рода, как серьёзными, так и шутливыми. Получили распространение даже надписи – татуировки, подобные тем, какие были в ходу когда-то только в маргинальных, прежде всего, в криминальных сообществах.

Вот примеры прямых высказываний (текстов), используемых при оформлении внешности: «Я участвовал в марафоне»; «Я люблю жизнь»; «Хочешь похудеть? Спроси меня – как»; «Кампания по атомному разоружению»; «Иисус жив!»; «Спасите кита»; «Горжусь, что я – голубой»; «Секс – на продажу»; «Мир – против наркотиков»; «Место женщин – среди единомышленниц»; «Здесь ничего не написано»… И т.д.

Подобные декларации в разной степени уместны в различных условиях, допускающих разную степень неопределённости и, следовательно, разную степень свободы поведения, в том числе и оформления внешности. Существуют различные «групповые потенциалы» влияния на человека, среди которых исходным является «потенциал неопределённости» (Борис Дмитриевич Парыгин (1930-2012)). Марк Доэл и Стивен Шадлоу приводят для сравнения примеры нескольких ситуаций с явно различной семантикой, диктующей социальному работнику уместные формы самовыражения. В их числе такие ситуации оказания социальной помощи:

- визит на дом к человеку, впавшему в депрессию;

- палатный обход в больнице;

- приём в дом престарелых;

- работа в группе помощи женщинам «Уверенность в себе»;

- заседание суда по делам несовершеннолетних;

- поездка на уикенд с группой несовершеннолетних преступников…

Авторы говорят о необходимости отдавать себе отчёт в том, что любые внешние проявления человека могут оказывать влияние на окружающих, в том числе и на клиентов. И важно гибко реагировать на возникающие экспектации, или ожидания-требования окружающих. При оказании социальной помощи оптимальным является осознанное примеривание на себя «различных одежд», в широком смысле этих слов. Оптимальна подстройка к ситуации – в соответствии с актуальными ожиданиями её основных участников.

Попробуем конкретизировать обобщённые внешние проявления профессионализма при работе с людьми в различных ситуациях.

Вот примеры типичных ожиданий от профессионала. (Запишем в протоколе подзаголовок: «1. Ож-я от проф-ла»).

1. Профессионал должен быть обаятельным, привлекательным и уметь входить в положение других людей. Должен вести себя естественно, быть сердечным.

Вопросы:

В чём именно могут проявляться перечисленные здесь должные качества? Начните со слов: « 1. Думаю, что возможны следующие проявления качеств:

1а. обаяния – в … ;

1б. привлекательности – в … ;

1в. умения входить в положение других людей – в … ;

1г. естественности – в … ;

1д. сердечности – в … ».

Общее время ответов на эти вопросы – от 5 до 10 мин.

2. Другой пример. Говорят, что профессионал должен быть целенаправленным, объективным и уметь оставаться за рамками ситуации. Он должен быть компетентным и сохранять хладнокровие .

Вопросы:

В чём именно могут проявляться перечисленные здесь должные качества? Начните со слов: «2. Думаю, что возможны следующие проявления качеств:

2а. целенаправленности – в … ;

2б. объективности – в … ;

2в. умения оставаться за рамками ситуации – в … ;

2г. компетентности – в … ;

2д. хладнокровия – в … ».

Общее время ответов на эти вопросы – от 5 до 10 мин.

Может возникнуть вопрос: всегда ли совместимы различные ожидания-требования к профессионалу? И как социальный работник может внешне выразить, обозначить то, что ему присущи различные качества, ожидаемые от него клиентами?..

Человек, работавший в домах для людей с ограниченными возможностями, привыкает и к непритязательности в оформлении своей внешности, и к неформальным взаимоотношениям, и к естественности физических контактов. Такой человек может испытывать затруднения, попадая в служебные ситуации с выраженными формальными требованиями, в том числе – с жёсткими требованиями к одежде. И наоборот. Тот, кто привык к формально-ролевому, функциональному взаимодействию, может испытывать стресс, оказываясь там, где рамки межчеловеческих отношений и поведения в целом более неопределённы. Человек просто теряется, если не имеет чётких указаний «на все случаи жизни».

Начинающий социальный работник может иметь острое желание помочь людям. Вероятна непосредственная идентификация его с клиентом, возможно также возникновение дружеских отношений. Практически это может выражаться, к примеру, в таких формах общения, как общение в кафе или в баре, как разговор «по душам» у постели больного… Это может проявляться и в форме вечерних велосипедных прогулок или в форме вечерних бесед «о жизни» с подопечными подростками… Но не всегда такое поведение будет конструктивным. Ибо не всегда его правильно понимают даже те, ради кого социальный работник всё это делает. А ведь есть ещё начальство (администрация), есть коллеги…

Каковы же внешние проявления профессионализма?

Пофантазируем. Поставим себя на место клиента (бенефициара), имеющего установку на получение помощи. Даже если Вам лично не приходилось попадать в какое-нибудь такое положение, то – будем фантазировать: как будто бы Вы попали в такое положение… Запишем в протоколе подзаголовок: « 2. Принятие роли клиента». Возьмём примеры пяти ситуаций.

1. Ситуация 1. Вы – пациент с зубной болью. А. Опишите с возможно большей полнотой профессиональные проявления, внешние признаки того, от кого Вы можете получить помощь. Каков имидж зубного врача – профессионала? Начните со слов: «1а. Врач-профи – ...». Каков он?

Б) Подумайте о своих отрицательных впечатлениях о зубном враче. Каков имидж такого врача? Опишите его внешность. Начните со слов: « 1б. Не нр. врач …». Какой?

2. Ситуация 2. Вы – человек, который жаждет овладеть иностранным языком. А. Опишите с возможно большей полнотой профессиональные проявления, внешние признаки того, от кого Вы ждёте помощи. Каков имидж преподавателя – профессионала? Начните так: «2а. Препод.-профи –…». Каков он?

Б) Подумайте о своих отрицательных впечатлениях о преподавателе иностранного языка. Каков имидж такого преподавателя? Опишите его внешность. Начните так: « 2б. Не нр. препод…». Какой?

3. Ситуация 3. Вы – человек, который взял в банке ссуду и должен её возвратить. А. Опишите с возможно большей полнотой профессиональные проявления, внешние признаки того, от кого Вы ждёте участия в этом случае. Каков имидж управляющего банком? Начните так: «3а. Управляющий-профи – …». Каков он?

Б) Подумайте о своих отрицательных впечатлениях о каком-либо работнике банка. Каков имидж такого работника? Опишите его внешность. Начните так: « 3б. Не нр. работник …». Какой?

4. Ситуация 4. Вы – квартиросъёмщик, у которого затопило подвал. А. Опишите с возможно большей полнотой профессиональные проявления, внешние признаки того, от кого Вы ждёте помощи. Каков имидж профессионального слесаря-водопроводчика? Начните так: «4а. Слесарь-профи – …». Каков он?

Б) Подумайте о своих отрицательных впечатлениях от общения с каким-нибудь слесарем-водопроводчиком. Каков имидж такого работника? Опишите его внешность. Начните так: «4б. Не нр. слесарь …». Какой?

5. Ситуация 5. Вы – отец (или мать) ребёнка, и Вы считаете, что школьная программа – слишком сложная и напряжённая. А. Опишите с возможно большей полнотой профессиональные проявления, внешние признаки того, от кого Вы ждёте помощи. Каков имидж профессионального школьного учителя? Начните так: « 5а. Учитель-профи – …». Каков он?)

Б) Подумайте о своих отрицательных впечатлениях о каком-либо учителе. Каков его имидж? Опишите внешность такого учителя. Начните так: « 5б. Не нр. учитель …» Какой?

Запишем в протоколе: «Проф. обобщение».

Вопросы:

1. Зависит ли Ваша точка зрения на профессиональные проявления работника от результата его действий? В частности, является ли снятие врачом зубной боли показателем его профессионализма? Начните так: «1. Рез-ты проф. действий в 10-и моих впечатлениях …» В какой мере в них учтены (или не учтены) результаты работы профессионала?

2. Допускаете ли Вы возможность ситуации, в которой человеку помогли, но при этом проявления помогающего были непрофессиональными? (Например, после посещения врача, обнаружившего непрофессиональные проявления, зубная боль была снята или хотя бы уменьшена). Начните так: «2а. Непроф. действия могут быть полезными для клиента, …». Когда? При каких условиях? Или: « 2а. Непроф. действия вообще не могут быть полезными для клиента».

В любом случае аргументируйте свою позицию. Начните так: «2б. Потому что …».

3. Допускаете ли Вы возможность явных проявлений профессионализма и – отсутствия реальной помощи, на которую так рассчитывал обратившийся за ней человек? (Например, различные проявления врача, его имидж, как будто бы свидетельствовали о явном профессионализме, но боль не была снята, не была даже уменьшена). Начните так: «3а. Проф. действия могут не быть полезными для клиента, …». Когда? При каких условиях? Или: « 3а. Проф. действия не могут не быть полезными для клиента».

В любом случае аргументируйте свою позицию. Начните так: «3б. Потому что …».

 

ВЫВОДЫ

1. Какое содержание, на Ваш взгляд, должно находить себе выражение при самопрезентации человека? О чём следует сообщать окружающим? Начните так: « 1. При самопрез. следует сообщать, пр. всего, о …».

2. Какие формы самопрезентации человека, образующие его имидж, Вам кажутся оптимальными? Начните так: «2. По-моему, оптимальна самопрез. …» Какая?

3. Что, на Ваш взгляд, составляет профессиональный имидж социального работника? (Или: Что во внешних проявлениях социального работника оказывается, прежде всего, знаковым для распознавания профессионала?) Начните так: «3. По-моему, в проф. имидже СР д.б. …». Что должно быть?

4. Насколько важен результат оказания помощи при оценке профессионализма социального работника? Начните так: « 4. Думаю, что при оценке проф-зма СР рез-т его работы…». Что Вы можете о нём сказать, в общем?

5. Каковы, на Ваш взгляд, вероятные причины того, что бывают рассогласования между имиджем работника и результативностью его работы? Начните так: « 5. По-моему, причины для рассогл-й м-у имиджем и рез-ми работы – это …». Что? Какие тут возможны варианты?

6. Каковы (а) объективное значение и (б) субъективный смысл для Вас у работы на этом практическом занятии? Начните так: «6а. Объект. знач-е моей работы на этом ПЗ – …». В чём?

«6б. Субъект. смысл для меня этой работы (или её прикл. знач-е) – …». В чём?

____________________________________________________________________