ПЗ-6. Человек для людей: спонтанная самопрезентация

Цель работы – осознание общих, социально типичных форм человеческого самовыражения как неявных сообщений, посланий от человека к человеку. Эти формы самовыражения, эти послания в условиях каждой культуры – и субкультуры – распознаются: обнаруживаются, различаются и опознаются. Иными словами, обозначаются и прочитываются.

Люди по-разному сообщают о себе окружающим, и это осознаётся с незапамятных времён. Для неречевых (невербальных) сообщений о себе Эрик Берн ввёл метафорическое обозначение – «футболки с надписью». Обычно такие сообщения воспринимаются и расшифровываются (интерпретируются) окружающими людьми интуитивно.

 

Задание. На занятии предлагается рассмотреть набор типичных «футболок» (сообщений), восстановить текст каждого сообщения, а затем проанализировать этот материал. Протокол оформляется в виде ответов по пяти пунктам и выводов. В работе потребуется дополнительный листок (вкладыш в протокол) для черновика.

 

1. «Футболки». Какие человеческие проявления (качества и/или их показатели, знаки) подразумеваются в перечисленных ниже сообщениях о себе – «футболках с надписью»? Что означает каждая из них? Последовательно, в каждой строчке (или через строчку, при широком почерке), восстановите по одному все сообщения. Если какое-то из них сразу не поддаётся восстановлению, переходите к следующему сообщению, оставив строчку, чтобы потом вернуться и, всё-таки, подобрать подходящую формулировку.

Всего нужно раскрыть 44 «футболки» в течение 45-и (55-и?) минут:

1 мудрая сова

2 трусливый заяц

3 синий чулок

4 музыкант в душе

5 жертва

6 надутый индюк

7 со слоновьей силой

8 кроткий ягнёнок

9 банный лист

10 ходячая энциклопедия

11 настоящий подлец

12 ни рыба, ни мясо

13 вещь в себе

14 настоящий артист

15 борец за справедливость

16 преследователь

17 подкаблучник (находящийся под башмаком)

18 хитрая лиса

19 ещё тот подарок

20 свинья в ермолке

21 преданная собака

22 подколодная змея

23 сама добродетель

24 нежный цветок

25 поэт в душе

26 ничтожество

27 спасатель

28 важный павлин

29 холодная луна

30 назойливая муха

31 настоящий волшебник

32 упрямый осёл

33 беспечный жаворонок (или стрекоза)

34 широкая натура

35 художник в душе

36 глупый баран

37 хищное растение

38 с рыбьей кровью

39 глоток воды в знойный день

40 трудолюбивый муравей

41 открытая книга

42 флюгер

43 лягушка в сметане

44 хамелеон

____________

 

2. Группировка, или «таксономия футболок». Сгруппируйте предложенные 44 «футболки», объединив близкие друг другу по содержанию и разделив различные. Число и объём групп определите по своему усмотрению. Для этого на черновом листке (с «шапкой» на обороте) запишите первую «футболку» с её номером. Затем прочтите следующую. Как соотносится её содержание с содержанием предыдущей «футболки»? Если содержание той и другой сходно, близко по смыслу, то запишите номер и «имя» второй «футболки» под «именем» первой. Если смысл здесь явно иной, то запишите это «имя» с номером рядом с первым столбиком, справа от него. Третью «футболку» сравните по смыслу с первой и со второй и либо продолжайте один из начатых столбиков, либо начинайте третий столбик. И т.д., пока все 44 варианта не будут распределены по группам («таксонам»).

 

3. Категоризация «таксонов». Дайте общие названия выделенным группам в черновике-вкладыше. Запишите эти названия, обозначения категорий, в протокол, каждое – с новой строки. В каждой строке запишите номера «футболок», вошедших в соответствующую группу, по их исходному списку. В конце каждой строки, справа, у края страницы, запишите количество вариантов, а затем сложите по всем группам. Должно получиться 44. Если получилось другое число, сверьтесь с черновым листком и исправьте построчные записи групп в виде последовательности номеров у «футболок».

 

4. Дополнительные «футболки». Понятно, что предложенный Вам перечень «футболок» далеко не исчерпывает их фактического разнообразия. Исходя из своей группировки, примите решение: какие варианты, или виды «футболок» Вы могли бы добавить к исходному их перечню? Если можете, то запишите их в протоколе, но не более десяти. Присвойте дополнительным «футболкам» номера – с № 45 по № 54 (не более).

 

5. Оценка устойчивости «футболок». Насколько часто встречаются в нашей жизни различные «футболки»? Распределите все их номера в окончательном перечне (с учётом дополнительных «футболок») по пяти столбикам:

Очень часто

Часто

Трудно сказать

Редко

Очень редко

 

Выводы

Прокомментируйте полученные квалиметрические результаты:

1. Каков психологический подтекст (содержание) одного из обычных для нашей культуры, чаще других встречающегося в обиходе самовыражения – «футболки с надписью»? Начните со слов: «1. Среди самых частых – «футболка» … (№ …). Её психологическое содержание: …».

2. Чем можно объяснить частоту именно такой «футболки»? («2. Её частота объясняется …»).

3. Каков психологический подтекст (содержание) одной из самых редких из числа учтённых в данной работе «футболок» – форм самовыражения людей? (« 3. Среди самых редких – «футболка» – … (№ …). Её психологическое содержание: …»).

4. Чем объясняется сравнительная редкость таких «футболок»? («4. Её редкость объясняется …»).

5. О чём свидетельствуют составленные Вами группы, или «таксоны», «футболок»? Как Вы могли бы интерпретировать (объяснить) именно такой их набор? (« 5. Думаю, что моя группировка («таксономия») «футболок» говорит о …»).

6. Запишите в протоколе начало высказывания (слова можно сокращать) и завершите его: «6. Объективное значение моей работы на этом ПЗ – …». В чём?

7. Запишите в протоколе начало высказывания (слова можно сокращать) и завершите его: «7. Субъективный смысл для меня работы на этом ПЗ (или её прикладное значение) – …». В чём?

____________________________________________________________