ПЗ-5. Измерение личной позиции

Цель работы на этом занятии – осознать свою личную позицию, в частности, свой взгляд на природу души (психики) и на ситуацию социальной работы.

Люди приходят в социальную работу по различным причинам. Одни имеют чёткую, устоявшуюся позицию и легко выражают её словесно. Другие же затрудняются сформулировать свои мотивы и убеждения. Кое-кто следует той или иной философской традиции или даже нескольким традициям. Другие могут иметь неустоявшиеся убеждения. У третьих вообще нет каких-либо жизненных принципов. Но у каждого из нас есть своя философия, свой взгляд на происходящее, свои способы его объяснения. И это не абсолютно, но в тенденции влияет на то, чтó и кáк мы делаем.

Выражаясь метафорически, можно сказать, что у каждого есть свои «очки», через которые он воспринимает мир, понимает его и действует в нём. С точки зрения психологии, эти «очки» представляют собой личный опыт. В личном опыте сплавлены три уровня душевной организации: видовой уровень, социальный уровень и уровень собственной жизни.

Видовой опыт находит себе выражение в нашем темпераменте. Темперамент определяет общую форму наших отношений с миром и проявляется в динамических характеристиках поведения – поведения выразительного (экспрессивного) и исполнительского (инструментального).

Социальный опыт находит себе выражение в нашем сознании. Сознание определяет содержание складывающихся отношений человека с миром. Проявляется сознание, прежде всего, в человеческих предпочтениях, в осознанных выборах, при которых человек называет то, с чем имеет дело. Осознать что-либо – это значит его назвать.

Опыт собственной жизни, или личный (персональный) опыт человека в узком смысле слова находит себе выражение в памяти. Память определяет текущее взаимодействие человека с миром. Она организует текущее взаимодействие и имеет структурный характер; в ней едины содержание и форма человеческих отношений. Проявляется память в соответствии между поведением и его условиями, или в адекватности поведения.

При характеристике личного опыта делают различные акценты. Когда упор сделан на социальном познании, говорят о мировоззрении. Если в своём взгляде на мир человек игнорирует возможность иных взглядов у других людей, то тем самым закладываются предпосылки для возникновения конфликтов. Появляются такие предпосылки и в случае, если человек не осознаёт собственного мировоззрения, его общих и особенных черт.

Задачи работы на практическом занятии – учёт личных представлений о душе (психике) (часть 1) и учёт личных взглядов на социальную работу (часть 2).

 

Часть 1. Личные представления о душе (психике)

Предлагаются различные суждения о душе (психике). Всего 33 (см. ниже). Суждения раскрывают природу психики (души) с различных позиций, под разными углами зрения. Согласны ли Вы с каждым из предлагаемых суждений? Ответ должен быть определённым: либо согласны, либо не согласны. Если согласны, тогда нужно ответить «да» или «ск(орее) да». Если Вы с суждением не согласны, нужно ответить «нет» или «ск(орее) нет». Следует определить своё отношение ко всем 33-м суждениям.

Для проведения опроса готовится бланк ответов. Лист протокола делится по ширине тремя линиями на четыре части на высоту в 12 строк. Эти линии становятся базой для формирования рабочих столбцов – так, как это показано ниже. При подготовке таблицы 1 в протоколе записываются только порядковые номера суждений. Ответы записываются в столбик справа от номеров.

Как правило, первый вариант, пришедший в голову, бывает самым подходящим.

Таблица 1

 

Отв.

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

Отв.

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

Отв.

23

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

29

 

30

 

31

 

32

 

33

 

 

  1. Вещество души – это истечение из объектов их мельчайших частиц.
  2. Душа – это идеальная принадлежность высокоорганизованного существа.
  3. Любая отдельность в Мире – это только комплекс моих ощущений и не более того.
  4. Эфемерные «слепки» с вещей проникают через органы чувств и оседают в теле, как в сосуде, в виде эйдосов (образов). Так складывается опыт.
  5. Мозг так же производит психические явления, как костный мозг производит кровяные тельца, а железы внутренней секреции – свои секреты.
  6. Свобода воли абсолютна, а это значит, что у человека нет и не может быть никаких преград.
  7. Душа – это результат вложения в тело, как в сосуд, бесплотной вечной субстанции.
  8. Душа, любое её явление, – это надстройка над физиологическими отправлениями организма, существующая на их основе.
  9. Душа – это инструмент самосохранения и ориентации в среде.
  10. Душа, любое её явление, – это отклик на прямое действие каких-то внешних сил.
  11. Душа неизменна, вечна; всё в ней предопределено, как и она сама в целом.
  12. Каков организм, такова и душа.
  13. Душа вообще непознаваема.
  14. Разобравшись с законами воздействия (физическими, химическими, биологическими, социальными…), мы, тем самым, разбираемся и с законами самой души.
  15. «В здоровом теле – здоровый дух».
  16. «Чужая душа – потёмки…» Да и в собственной душе далеко не всё ясно, скорее – наоборот: ясного очень мало…
  17. Задавая обстоятельства, мы, тем самым, задаём природу душевной организации.
  18. Болезнь тела или увечье всегда сочетаются с душевными муками.
  19. Душа познаваема, как и вообще любое другое явление.
  20. Душа, любое её явление – это лишь проявление Божественной Воли, или каких-то Высших Сил, или Космического Разума, или Судьбы…
  21. Все человеческие несчастья – это Божественное испытание, или Кара небесная...
  22. Когда наука продвинется в изучении души достаточно далеко, можно будет создавать одушевлённые технические устройства.
  23. Всё в жизни человека заранее предопределено.
  24. Душа – это субъективное отражение действительности.
  25. Душа познаётся опосредованно – через её внешнее телесное выражение.
  26. Всё происходящее расписано на скрижалях судьбы и находится под контролем Высших сил.
  27. Душа, любое её явление – это внесение гармонии в Хаос окружающей действительности, это конструирование мира.
  28. Душа познаётся опосредствованно – через рассуждения.
  29. «Ни один волос с головы человека не упадёт без воли Божией…»
  30. Мир – это только моё мнение о нём; если меня нет, то и Мира нет.
  31. Душа – очень тонкое «вещество», ухватить которое нам не позволяет ограниченность наших возможностей.
  32. Душа, любое её движение – это безусловное руководство к действию: «Что хочу, то и ворочу».
  33. Впечатления, возникающие благодаря работе органов чувств, подлежат внутренней переработке, итогом которой и становится суждение о душе.

Р(ациональность, объективность): 1,2,4, 5,8,9, 10,12,15, 17,19, 24, 25,28, 31, 33; =16+5=21

И(ррациональность, субъективность):3,6,7, 11,13,14, 16,18,20, 21,22,23, 26,27,29, 30,32; =17+4=21

Под перечнем суждений приведены эталонные ответы по шкалам. Используется две шкалы. Оценка по каждой определяется Вашим согласием с суждениями: подсчитываются ответы «да» и «ск(орее) да». Каждое согласие оценивается в один балл. Баллы суммируются в пределах шкалы.

Согласие с суждениями, номера которых в эталонном перечне выделены, оценивается двумя баллами.

Подсчитайте баллы по каждой шкале: Р.= ? ; И.= ?.

Средние оценки по обеим шкалам находятся в пределах от 9 до 14.

Оценки 8 баллов и ниже свидетельствуют о малой выраженности позиции.

Оценки 15 баллов и выше свидетельствуют о большой выраженности позиции.

Вопросы:

1. Каковы, на Ваш взгляд, общие отношения человека с миром при разной выраженности их рациональности (Р.) и иррациональности (И.):

1а. При малых оценках рациональности (Р.) и иррациональности (И.)?.. Начните так: «1а. При малых Р. и И. …».

1б. При средних оценках Р. и И.? Начните так: «1б. При средних Р. и И. …».

1в. При высоких оценках Р. и И.? Начните так: «1в. При высоких Р. и И. …».

1г. При преобладании рациональности (Р.)? Начните так: «1г. При Р. > И. …».

1д. при преобладании иррациональности (И.)? Начните так: «1д. При И. > Р. …».

2. Что Вы могли бы сказать, в общем, о своих отношениях с миром? Каковы они? Начните так: «2. По-моему, мои отн-я с миром …».

 

Часть 2. Личные взгляды на социальную работу

Предлагаются суждения, выражающие различные теоретические позиции, лежащие в основе социальной работы. Всего 41 суждение.

Согласны ли Вы с предлагаемыми суждениями? Ответ должен быть определённым: либо согласны, либо не согласны. Если согласны, тогда нужно ответить « да» или «ск(орее) да». Если Вы с суждением не согласны, нужно ответить «нет» или «ск(орее) нет». Своё отношение следует определить ко всем 41-му суждению.

Для проведения опроса готовится бланк ответов. Лист протокола делится по ширине тремя линиями на четыре части на высоту в 15 строк. Эти линии становятся базой для формирования рабочих столбцов – так, как это показано ниже. При подготовке таблицы 2 в протоколе записываются только порядковые номера суждений. Ответы записываются в столбик справа от номеров.

Как правило, первый вариант, пришедший в голову, бывает самым подходящим.

Таблица 2

 

Отв.

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

Отв.

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

Отв.

29

 

30

 

31

 

32

 

33

 

34

 

35

 

36

 

37

 

38

 

39

 

40

 

41

 

 

1. Принцип «здесь и сейчас» важен только как основание для более глубокого анализа.

2. Самое важное в работе – существующее «здесь и теперь»; только оно подлежит изменению.

3. Осознание затруднения – это первое условие для обращения за помощью.

4. В обществе постоянны и распределение власти, и наличие «козлов отпущения».

5. Причин обращения к социальным работникам много, но все они коренятся в практике повседневного поведения.

6. Личная жизнь каждого человека – превыше всего, ибо общество состоит из отдельных людей.

7. Общество жестоко по отношению к некоторым людям; рост благосостояния помогает смягчить жестокость.

8. Экономическая система порождает своих изгоев, которых она делает «козлами отпущения» за все свои недостатки.

9. Важно предупредить возникновение зависимости, при которой человек постоянно обращается за психологической помощью, если у него возникают проблемы.

10. Некоторые формы поведения неприемлемы в обществе, но не все люди могут справиться с выполнением требований общества или даже членов своей семьи.

11. «Осознание» – это отвлечённое понятие. Для практики формировать «осознание» – весьма неопределённая цель.

12. Существование каких-то «глубин» душевной жизни – всего лишь предположение, теоретический конструкт.

13. Чтобы научить кого-то разбираться в собственных проблемах, нужно длительное время тратить на это большие усилия.

14. «Способность понимать» – это отвлечённое понятие. Для практики формировать такую способность – слишком глобальная цель.

15. Социальный работник действует в рамках законодательства и в соответствии с политикой организации, которую он представляет.

16. Осознание личных проблем – важно, но главное – это их социально-культурные истоки.

17. Работа с клиентами оперативна. Она кратковременна и ведёт к малым изменениям в ситуативном поведении клиентов.

18. Изменения в обществе происходят только тогда, когда люди выходят за рамки социальных норм.

19. Система обвиняет угнетённые классы в том, что она сама же и спровоцировала.

20. Проблемы клиентов имеют реальные глубинные основания в их прошлой жизни.

21. Развитие самосознания в группах клиентов формирует их способность требовать от власть имущих, чтобы те решали общественные проблемы.

22. Реальные основания для возникновения проблем – это осознанные затруднения.

23. Чтобы научить кого-то разбираться в собственных проблемах, нужно наладить с ним оптимальные взаимоотношения.

24. Социальных работников должны беспокоить сегодняшние ненормальные явления в обществе.

25. Основой для личных проблем могут стать неразрешённые когда-то конфликты.

26. Социальная борьба – это патологическое проявление агрессии со стороны представителей сообщества бедных.

27. Система порождает ограничения и конкуренцию, а затем представляет факты в ложном свете и взваливает свою вину за происходящее на «козлов отпущения».

28. Цель социальной работы – помочь людям вести себя в трудных ситуациях лучшим образом, правильно выбирая подходящие действия.

29. Проблема может стать терпимой, когда личный конфликт преобразуется в просьбу о помощи.

30. Реальное позитивное развитие предполагает изменение установок человека, а не ситуативного поведения.

31. Частые причины обращения к социальным работникам – это трудности научения.

32. Трудно развить понимание того, чтó же является сущностью личных конфликтов.

33. Носители одной субкультуры – выходцы из одной среды, даже из одной семьи – ведут себя по-разному. Поэтому к каждому человеку нужен свой подход.

34. Социальные работники должны противостоять социально-экономической системе. Они должны использовать своё влияние на то, чтобы поднимать уровень гражданского самосознания у отдельных людей.

35. Нельзя рассматривать человеческие проблемы вне культурно-исторических условий.

36. Психологическая помощь человеку заключается в том, чтобы раскрыть для него его собственные возможности при анализе ситуации, при анализе конфликтов.

37. Кратковременная помощь имеет кратковременный эффект; она не ведёт к радикальным изменениям.

38. Реальные проблемы лежат в межчеловеческих отношениях; и, прежде всего, это отношения собственности.

39. Важны мысли, чувства и намерения клиента «здесь и сейчас», а не какие-то абстрактные их истоки, или корни.

40. Благосостояние может смягчать проблемы в обществе; но эти проблемы остаются, пока есть социальное неравенство.

41. Самое важное при обращении за социальной помощью – это наличное состояние человека.

«Индивидуальный» подход: 1,3,6, 9,13,20, 22,23,25, 26,29,30, 32,33,36, 37; = 16

«Социальный» подход: 4,8,12, 16,18,19, 21,27,34, 35,38,40; = 12

«Поведенческий» подход: 2,5,7, 10,11,12, 14,15,17, 24,28,31, 39,41; = 14

Под перечнем суждений приведены эталонные ответы по шкалам. Используется три шкалы. Оценка по каждой определяется Вашим согласием с суждениями: подсчитываются ответы «да» и «ск(орее) да». Каждое согласие оценивается в один балл. Баллы суммируются в пределах шкалы.

Подсчитайте баллы по каждой шкале: И.п.= ? ; С.п.= ?. П.п.=?

Вопросы:

1. Какая из трёх взятых позиций, «индивидуальная» (И.п.), «социальная» (С.п.) или «поведенческая» (П.п.), кажется Вам более подходящей для социального работника? Аргументируйте своё мнение. Начните так: «1. Для соц. работника больше всего подходит … Потому что …».

2. Здесь взяты три позиции. Очевидно, что возможны и другие варианты. Как можно выяснить позицию клиента? Что для этого нужно делать? Начните так: « 2. Чтобы выяснить позицию клиента, следует …».

3. Предположим, что личная позиция клиента не только отличается от позиции социального работника, но даже резко расходится с ней. Как это может повлиять на работу с клиентом? Начните так: «3. Различие личных позиций у соц. работника и клиента …».

4. Вы можете придумать случаи, когда было бы уместным бросить вызов взглядам клиента? Если можете, то приведите примеры таких случаев. Начните так: « 4. Думаю, что … ».

 

ВЫВОДЫ (в форме завершения начатых высказываний)

«1. Личная позиция человека …».Что Вы теперь можете о ней сказать, в общем?

«2. Личная позиция социального работника …».Что Вы можете о ней сказать, в общем?

«3. Личная позиция клиента …».Что Вы можете о ней сказать, в общем?

«4. Личные позиции социального работника и клиента …».Что Вы можете сказать об их соотношении, в общем?

«5. Измерение личной позиции проводится:

(5а.) на основе … »; На какой основе? «(5б.) посредством …». С помощью каких средств?

«6. Объективное значение моей работы на этом ПЗ – …». В чём?.

«7. Субъективный смысл для меня работы на этом ПЗ (или её прикладное значение) – …». В чём?.

___________________________