ПЗ-4. Измерение личностной позиции

Цель работы на этом занятии – осознать проявления своей личностной позиции. В частности, осознать своеобразие профессиональных отношений, возникающих в условиях социальной работы, в отличие от личных, приятельских или дружеских отношений.

Слово «личность» многозначно. Среди его бытующих значений важно различать следующие. 1) Личность – отдельный человек со всеми его особенностями. 2) Личность – особенный человек, выделяющийся чем-то среди других. 3) Личность – социальное качество человека как живущего среди людей и связанного с ними различными отношениями.

Будем иметь в виду, что значение любого слова в каждом отдельном случае конкретизируется за счёт оттенков смысла, который в него вкладывает говорящий. Это находит себе выражение во всём высказывании и в условиях его порождения и восприятия, то есть в социальном контексте использования слова. Это и ситуация высказывания, и общий словарный состав высказывания. По аналогии с выражением: «Короля делает свита». Это значит, что мы в ком-то распознаём короля по тому, как с ним взаимодействуют окружающие.

Будем иметь в виду понимание личности как социального качества человека. Это качество раскрывается в том, какое место занимает человек среди людей и кáк это его место раскрывается. В общем, – через его интенции как члена общества, через его потенции в этом плане и через его тенденции (или формы общественной активности). Проявляется всё это в акциях (действиях), имеющих общественное значение. Мера личности – это соответствие между человеческими проявлениями в трёх взятых отношениях (интенции, потенции и тенденции) и должными, эталонными их проявлениями в условиях данной субкультуры, с точки зрения господствующих интересов её носителей.

Интенции человека как члена общества характеризуются через его цели и ценности. Цели, в общем, – это то, к чему человек стремится, будучи членом общества. Ценности – это то, чем человек руководствуется, продвигаясь к цели, или объективные ориентиры в его общественной жизни. Через ценности конкретизируется побудительный аспект жизни человека среди людей, определяющий культурную опосредствованность человеческого взаимодействия. По месту среди других человеческих атрибутов ценности оказываются объективной основой для субъективных критериев отношения к действительности – при её познании, при переживании происходящего и при формировании готовности действовать определённым образом. Цели и ценности отвечают на вопросы, для чего и почему человек должен вести себя среди людей тáк или иначе. В некоторых (суб)культурах эти два момента, «почему» и «для чего», не различаются.

Потенции человека как члена общества характеризуются через его роли и функции. Роли, в общем, – это обозначение того, чтó человек должен делать, живя в обществе. Роли определяются разно- и многообразием социально-типичных отношений, в которые вступает человек. Функция, в социальном контексте, – это устойчивое исполнение действия, имеющее начало, середину, конец и определённый эффект (результат). Каждая функция – это отправление своего органа (или органов); говорят, что функции «привязаны» к определённым структурам. Для описания сложной деятельности используется понятие «функциональной системы». Оно учитывает множественность и многоаспектность структур, функций и их эффектов. Роли раскрываются через одну или множество функций. Роли и функции отвечают на вопросы о том, чтó человек должен делать, в общем и в частности, занимая определённое место в межчеловеческих отношениях.

Тенденции человека как члена общества характеризуются через его нормы и ритуалы. Нормы, в общем, – это образцы поведения, предписываемые общностью своим членам. Нормы характеризуют форму межчеловеческого взаимодействия. Ритуалы – это устойчивые поведенческие формы в определённых социально-типичных ситуациях. Ритуалы строго обусловлены культурными традициями и обычаями. Нормы и ритуалы отвечают на вопросы о том, кáк человек должен вести себя, в общем и в типичных ситуациях, будучи среди носителей данной культуры (субкультуры). (Пример: 16 символов дресс-кода, 13 основных и три дополнительных, которые используются в приглашениях на современные светские и деловые мероприятия…).

При осознании личностной позиции возможны различные акценты: на интенциях человека, на его потенциях, на тенденциях. На практическом занятии задача работы – определить (а) вероятные личностные предпочтения среди общечеловеческих ценностей у носителей различных ролей (часть 1) и (б) вероятные личностные предпочтения в условиях социальной работы (часть 2).

 

Часть 1. Личностные предпочтения среди общих ценностей

Предлагается список ценностей (по М. Рокичу) (см. с.5), из которого предстоит семь раз выбрать по 12 наиболее подходящих ценностей с различных позиций: для себя (1), для школьников-подростков (2), для школьных учителей (3), для студентов (4), для вузовских преподавателей (5), для социальных работников (6) и для их клиентов (7).

Эта работа выполняется на полной странице протокола в виде таблицы с восемью столбцами и 38-ю строчками.

Предпочтения ценностей с различных личностных позиций

Ценности

Для различных личностных позиций

(1) для себя

(2) для школьников-подростков

(3) для школьных учителей

(4) для студентов

(5) для вузовских препода-вателей

(6) для социальных работников

(7) для клиентов социальных служб

1 активность

             

2 мудрость

             

             

35 эффективность

             

36 чуткость

             

Процедура работы.

Для каждой личностной позиции, начиная со своей (1), из 36 предложенных ценностей следует выбрать самую предпочтительную и поставить в соответствующей ячейке единицу («1»). Затем нужно выбрать следующую ценность, наиболее предпочтительную из 35 остальных, и маркировать её цифрой «2». И так далее – вплоть до двенадцатой ценности.

Затем выборы проводятся с наиболее вероятной позиции школьников-подростков (2); затем – с позиции школьных учителей (3) и так далее для всех семи взятых личностных позиций. На все выборы отводится до 15 мин.

Вопросы:

1. Какая из шести вероятных личностных позиций оказалась ближе всего к Вашей собственной позиции? Начните так: «1. Ближе всего – … (f совп.=?)». (Для ответа на этот и на следующий вопросы подсчитайте, сколько выборов из двенадцати у Вас совпали в столбце «для себя» и в каждом из шести остальных столбцов).

2. Какая из шести вероятных личностных позиций оказалась дальше всего от Вашей собственной позиции? Начните так: «2. Дальше всего – … (f совп.=?)».

3. Каковы вероятные причины полученных результатов, наибольшего и наименьшего сходства? Начните так: « 3. Думаю, что выраженность сходства объясняется …» (Чем?).

Часть 2. Личностные предпочтения в условиях социальной работы

Предположим, что Вы вышли на практику в организацию, которую сочли наиболее подходящей для себя, когда работали на предыдущем практическом занятии (ПЗ-3). Таким образом, Вы погружаетесь в воображаемые условия, которые, в общем, должны быть для Вас вполне благоприятны.

Возьмём за основу документ, подготовленный Кейт Лэнгфорд; он был опубликован в книге Марка Доэла и Стивена Шадлоу «Практика социальной работы» (с.47-48). Рассмотрим вопросник, подготовленный на основе этого документа. Ответим по пунктам этого вопросника. При этом в протоколе будем ставить только номер вопроса по порядку и свой ответ – один из трёх вариантов: «да» (1), «нет» (2) или «В зависимости от …» (3). Если Вы выбираете третий вариант ответа, то он у Вас должен быть частным и конкретным, а не общим и не абстрактным. Здесь Вы прямо говорите, от чего зависит Ваша позиция. В протоколе ответ оформляется таким образом: проставив номер вопроса, вместо слов «Это зависит…» Вы ставите многоточие и далее ответ: «…от …».

 

Конкретизация ситуаций взаимодействия социального работника с клиентом

1 Вы допускаете, чтобы Ваши клиенты называли Вас по имени?

2 Вы допускаете, что будете называть своих клиентов по имени?

3 Допустим, что клиент предлагает связать Вам джемпер. Вы приняли бы такую услугу?

4 Клиент предлагает найти неисправность в Вашей машине. Вы приняли бы такую услугу?

5 Клиент предлагает устранить повреждение электропроводки в Вашем доме. Вы приняли бы такую услугу?

6 Допустим, Вы посещаете клиента на дому. Вы согласились бы на чашку чая?

7 Допустим, Вы посещаете клиента на дому. Вы согласились бы на алкогольные напитки?

8 Допустим, Вы посещаете клиента на дому. Вы согласились бы на предложение поесть?

9 Допустим, Вы находитесь на своём рабочем месте: в рабочей комнате, в кабинете или в больничной палате. Стали бы Вы говорить с кем-либо о личных делах в присутствии других людей?

10 Допустим, Вы находитесь на своём рабочем месте: в рабочей комнате, в кабинете или в больничной палате. Стали бы Вы готовить чашку чая для клиента?

11 Стали бы Вы сравнивать собственный жизненный опыт с жизненным опытом клиента? Дали бы Вы клиенту понять, что Вы чувствуете по поводу его (её) ситуации?

12 Дали бы Вы клиенту информацию о том, как сложился Ваш день?

13 Стали бы Вы говорить о своей работе с другими клиентами?

14 Стали бы Вы делиться личной информацией с Вашими клиентами?

15 Вы поделились бы с Вашими клиентами хорошими новостями? Например, тем, что Ваш(а) супруг(а) получил повышение по службе?

16 Вы поделились бы с Вашими клиентами плохими новостями? Например, тем, что у Вашего отца – болезнь Альцгеймера?

17 Вы дали бы клиенту номер своего телефона?

18 Вы дали бы клиенту свой домашний адрес?

19 Вы приняли бы от клиента приглашение на вечеринку?

20 Вы приняли бы от клиента приглашение на свадьбу?

21 Будете ли Вы избегать часто посещать место работы своего клиента?

22 Дадите ли Вы деньги в долг Вашему клиенту?

23 Пожмёте ли Вы руку клиенту при первой встрече?

24 Допускаете ли прикосновения к клиенту, если он расстроен?

25 Считаете ли Вы возможным дотронуться до предплечья клиента?

26 Считаете ли Вы возможным обнять клиента за плечи?

27 Считаете ли Вы возможным прикоснуться к колену клиента?

28 Допускаете ли Вы для себя возможным играть с детьми клиентов?

29 Допускаете ли Вы для себя возможность ласкать детей клиентов?

30 Допустим, что в настоящее время клиент работает. Если он(а) незаконно потребует пособие, то Вы проигнорируете это требование?

31 Допустим, что в доме клиента есть растения, обычно используемые наркоманами, например, конопля. Вы проигнорируете это?

32 Допустим, что в доме клиента Вы заметили жульническую переделку электропроводки. Вы это проигнорируете?

33 Допустим, что Ваш клиент находится под подпиской о невыезде, но не является в полицию, в суд или даже объявлен в розыск. Вы это проигнорируете?

Обобщение позиции .

1. Подумайте, на вопросы какого рода Вы давали положительные ответы? Начните свой ответ со слов: « 1. Мне кажется, что для меня вполне приемлемы ситуации взаимодействия с клиентом, в которых …» Что происходит? Какие это ситуации?

2. Подумайте, на вопросы какого рода Вы давали отрицательные ответы? Начните со слов: « 2. Мне кажется, что для меня неприемлемы ситуации, в которых …» Что происходит? Какие это ситуации?

3. Подумайте, на вопросы какого рода Вы давали обусловленные ответы? Начните со слов: « 3. По-моему, обстоятельства играют решающую роль для приемлемости или неприемлемости ситуаций взаимодействия с клиентом, в которых …» Что происходит? Какие это ситуации?

 

ВЫВОДЫ

«1. Личностная позиция …». Что Вы теперь можете о ней сказать?

«2. Предпочтения человека в заданной социально-типичной ситуации …». Что Вы можете о них сказать?

«3. Межличностные отношения социального работника и его клиентов …». Что Вы можете о них сказать?

«4. Личностные отношения социального работника…». Что Вы можете о них сказать?

«5. Измерение личностной позиции проводится:

(5а.) на основе … »; (На какой основе?).

«(5б.) посредством …». (С помощью каких средств?).

«6. Объективное значение моей работы на этом ПЗ – …». (В чём?).

«7. Субъективный смысл для меня работы на этом ПЗ (или её прикладное значение) – …». (В чём?).

 

________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ к ПЗ-4 Измерение личностной позиции

ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕННОСТЕЙ (по М. Рокичу)

1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл как результат)

3. Здоровье (физическое и психическое)

4. Интересная работа

5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

8. Наличие хороших и верных друзей

9. Общественное признание (уважение окружающих, товарищей по работе)

10. Познание (получение образования, расширение кругозора, интеллектуальное развитие)

11. Продуктивная жизнь (максимальная реализация своих потенциалов)

12. Развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование)

13. Развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

14. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

15. Счастливая семейная жизнь

16. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

17. Творчество (возможность творческой деятельности)

18. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

19. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

20. Воспитанность (хорошие манеры)

21. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

22. Жизнерадостность (чувство юмора)

23. Исполнительность (дисциплинированность)

24. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

25. Непримиримость к недостаткам в себе и других

26. Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

27. Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

28. Рациональность (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)

29. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

30. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

31. Твердая воля (умение настаивать на своем, не отступать перед трудностями, преодолевать препятствия)

32. Терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения

33. Широта взглядов (умение принять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

34. Честность (правдивость, искренность)

35. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

36. Чуткость (внимательность)

______________________