ПЗ-3. Ориентирование

Цель занятияактивизация личного опыта в рамках психологической подготовки к освоению новых жизненных ситуаций. Предполагается уменьшить субъективную неопределённость новых ситуаций за счёт осознания её базовых компонентов (их качеств).

Ориентирование в исходном, самом общем значении – это определение собственного положения в пространстве. Со временем значение слова «ориентирование» расширялось. Его стали использовать, обозначая определение собственного положения субъекта во времени. А ещё позже – для обозначения того, как человек определяет своё положение в социальном мире и, в частности, в мире культуры. В гуманитарных науках оформилось соответствующее понятие – ценностные ориентации.

В каждом отдельном случае ориентирование конкретизируется в соответствии с тем, насколько человек предрасположен выделять (распознавать: обнаруживать, различать, опознавать) существенные компоненты ситуации.

В современных условиях, на философском уровне познания общая ориентация в мире отдельностей разных порядков предполагает учёт пяти базовых свойств каждой отдельности, будь то ситуация в целом или какой-нибудь из её элементов. Это пространственные характеристики, временные, характеристики качественной определённости (и, в частности, «субстратности»), энергетические и информационные (или характеристики «структурной сложности»). (Ист.: В.А. Ганзен. Системные описания в психологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. С.44-46).

Пример.

...Ему было на вид лет девять, а на самом деле на два года больше. Одет мальчишка был явно не по сезону. Он бежал из интерната, в котором ему было совсем несладко.

Позже Максим рассказал, что его мать больна, а отец — в тюрьме. Когда его за­бирали из квартиры, в которой он жил с мамой, и произнесли словосочетание «детский дом», мальчик подумал, что его отвезут в лес, в тёплую избу с печкой. Он думал, что там живут дети, о которых за­ботятся, кормят их сладкими пирожками. Но всё оказалось иначе. В интернате Максим­ку неоднократно били. (Впоследствии это образовательное заведение было расформировано, а его руководители осуждены). Ин­тернатская жизнь оказалась для Максима невыносимой, и Максим стал отчаянным «бегунком»… (Ист.: Дылева Е. Небожитель // Пб Час пик № 43 (406) 26.10.2005. С.10. С ред. изм.)

В приведённом примере главными компонентами ситуации являются: Максим, детдом (он же назван в статье интернатом), положение Максима в детдоме как воспитанника, как одного из многих воспитанников, ожидания Максима, действительное положение дел в детдоме, реакция Максима на это положение.

 

Кроме того, выделяются некоторые аспекты ситуации, раскрывающие её за счёт конкретизации компонентов. Это характеристика Максима и условий его жизни в родительской семье; это характеристика детдома (интерната); это особенности положения Максима в детдоме как воспитанника и это своеобразие его реакции на данное положение.

Задание к практическому занятию состоит из трёх частей. Выделяются: (1) воспоминание о том, как в детстве Вами была открыта какая-либо новая жизненная ситуация; (2) воспоминание о том, как Вами был открыт для себя психолого-педагогический факультет РГПУ им. А.И. Герцена и (3) моделирование Вами предполагаемой личной ситуации социальной работы.

 

Часть 1. Воспоминание об открытии для себя новой жизненной ситуации

Вспомните о своём детском открытии какой-либо новой жизненной ситуации. Настройтесь на детальное осознание того, что когда-то произошло, в соответствии со следующими вопросами:

1. Какую информацию о предстоящем для Вас новом событии Вы получили и при каких обстоятельствах (где, когда, кто, что, как…)? Конкретизируйте ситуацию по своему усмотрению.

2. Как Вы отнеслись к предстоящему событию? (Что почувствовали?)

3. Какие ожидания у Вас возникли в связи с предстоящим событием?

4. Как соотносились Ваши ожидания с действительностью:

4а. что оправдалось,

4б. что оправдалось частично,

4в. что не оправдалось,

4г. что оказалось неожиданным.

5. Каким было осмысление Вами своего включения в новую ситуацию:

5а. какие её элементы (компоненты, аспекты) оказались наиболее существенными (важными),

5б. каким было переживание происходящего (или: какие чувства Вы испытывали),

5в. какие намерения у Вас появились в связи с этой ситуацией.

 

Часть 2. Воспоминание об открытии для себя психолого-педагогического факультета

Вспомните о своём открытии существования психолого-педагогического факультета (ППФ) РГПУ им. А.И. Герцена. Настройтесь на детальное осознание того, как это произошло, в соответствии со следующими вопросами:

1. Какую информацию о ППФ Вы получили и при каких обстоятельствах (где, когда, кто, что, как…)? Конкретизируйте ситуацию по своему усмотрению.

2. Какие чувства сопровождали Ваше намерение поступить на ППФ, в частности, на специализацию «социальная работа»?

3. Какие ожидания у Вас возникли в связи с факультетом после того, как Вы узнали о своём зачислении?

4. Как соотносились Ваши ожидания с действительностью в течение первой недели (первых недель) пребывания на факультете:

4а. что оправдалось,

4б. что оправдалось частично,

4в. что не оправдалось,

4г. что оказалось неожиданным.

5. Постарайтесь осмыслить свои первые впечатления от пребывания на факультете:

5а. какие элементы (компоненты, аспекты) новой ситуации оказались наиболее существенными (важными),

5б. каким оказалось переживание происходящего (или: какие чувства Вы испытывали в первое время),

5в. какие намерения у Вас появились в связи с обретением позиции студента ППФ.

 

Часть 3. Моделирование предполагаемой личной ситуации для практики социальной работы

Рассмотрим примеры.

Для практики в одной организации преподаватель предложил студентам вопросы и задачи на ориентирование, которые, с его точки зрения, были наиболее подходящими в данном случае. Студентка М. в своих ответах проявила нерешительность и бессодержательность. Возникло впечатление, что она считает работу по ориентированию пустой тратой времени. Исходное неприязненное отношение к заданию привело к тому, что М. сочла контакты с новыми людьми заведомо трудным для себя делом. Ситуация практики стала для неё пугающей и даже ужасающей. Для преодоления такого состояния пришлось перечислить возникшие затруднения от менее трудных к более трудным и «отрепетировать» с руководителем поведение, уместное в каждом случае.

Студент Б. подготовил лишь часть ответов. Он пытался педантично выполнять задание пункт за пунктом. Однако в одном случае он не застал на месте менеджера организации, специалиста по «уходу на дому». Выполнение всего задания застóпорилось, график работы нарушился. Позже студент вспоминал, что был и в юридической службе, но соответствующий вопрос для ориентирования в организации не задал, поскольку «ещё не дошёл» до него… В этом случае руководитель практики должен обратить внимание студента на определение им исходных рабочих понятий, начиная с определения цели практики.

Студентка Х. полностью выполнила задание на ориентирование. Все ответы были чёткие и исчерпывающие. Однако Х. сказала, что считает эту работу для себя пустой тратой времени, так как никогда не имела трудностей при ориентировании в новых условиях. Руководитель практики высоко оценил ответы Х., подчеркнув её понимание инструкции и умение выполнять её, и поблагодарил за откровенность. Однако отметил, что в жизни может быть всякое, поэтому даже самые рутинные дела не должны исключать возможность воображения. И привёл пример ирландской сказки, в которой три дорожных рабочих отвечали на вопрос, что же они делают. «Вожу тачку», – отвечал один. «Зарабатываю на хлеб», – отвечал другой. «Строю дорогу», – отвечал третий… Как говорится, почувствуйте разницу.

В одном из студенческих дневников по практике среди наиболее важных элементов рабочей ситуации выделены такие элементы: «климат» в подразделении; как встречают клиента; отношение сотрудников к клиентам; отношение сотрудников к организации; интерьер подразделения (офиса); возможность уединиться (или наличие укромного места на работе); рабочий темпоритм в подразделении (в сравнении с собственным темпоритмом) и др.

Среди контрольных вопросов, которые ставил руководитель практики, проходившей во вполне определённых организациях, были, например, такие вопросы. Кто является самым младшим (старшим) клиентом организации? Каков его возраст? Какие средства и в каком объёме поступили в бюджет организации в прошлом году? Что находится в холле офиса (или в гостиной) у боковой двери? Кто среди клиентов имеет хронические болезни? Какие это болезни? Кто среди сотрудников имеет квалификационную лицензию (право) оказывать первую медицинскую помощь? И т.д.

 

Отсюда следует вывод. Единица жизни, жизненная ситуация, с её основными элементами и их базовыми атрибутами, на практике конкретизируется каждым субъектом для себя. Это превращает данную жизненную ситуацию в предмет. Чтобы стимулировать такое превращение, нужно активизировать личный опыт, в том числе и воображение.

В третьей части ПЗ проводятся: выбор предполагаемого места практики, конкретизация предполагаемых условий (существенных моментов) практики, определение вероятных трудностей, методов и средств их преодоления и вероятных ресурсов для этого.

1. Ниже (на с.4) перечислены различные социальные организации, в рамках которых осуществляется социальная работа. Познакомьтесь со списком и выпишите в строчку через запятую номера тех организаций, работа в которых кажется Вам более предпочтительной, чем в других.

Подсчитайте общее число выборов и запишите его в конце строки у правого края страницы: Σ N = ? С одной стороны, чем больше это число, тем менее определёнными являются сейчас Ваши профессиональные установки. С другой стороны, чем больше это число, тем объективно проще было бы сейчас устроиться на работу…

Из числа самых предпочтительных организаций возьмите какую-нибудь одну. Назовите её. На её примере предстоит смоделировать то, как будет проходить Ваше ориентирование на практике по социальной работе. Итак, пофантазируем.

2. Какие элементы (компоненты, аспекты) Вашей работы, скорее всего, будут наиболее существенными (важными), когда Вы выйдите на практику?

3. Что может быть полезным для Вас в условиях предстоящей практики?

4. Что может быть вредным (или даже опасным) для Вас в условиях практики?

5. Какие трудности, с Вашей точки зрения, будут наиболее вероятны в первые дни Вашей работы в этой организации?

6. Какие (а) методы и (б) средства Вы считаете подходящими для того, чтобы преодолеть возникшие трудности?

7. Какие ресурсы, с Вашей точки зрения, Вы сможете использовать, когда будете выходить на практику социальной работы?

 

ВЫВОДЫ

«1. Ориентирование – это…». (Что?).

«2. Ориентирование человека в новой ситуации…». (Что Вы можете о нём сказать, в общем?).

«3. Вероятное ориентирование у большинства студентов на предстоящей практике социальной работы…». (Что Вы можете о нём сказать, в общем?).

«4. Думаю, что моё ориентирование на месте будущей работы…». (Что Вы можете о нём сказать, в общем?).

«5. Объективное значение моей работы на этом ПЗ – …». (В чём?).

«6. Субъективный смысл для меня работы на этом ПЗ (или её прикладное значение) – …». (В чём?).

__________________________________________

 

Различные организации, в которых проводится социальная работа

1. Бюро медико-социальной экспертизы

2. Бюро психоневрологической экспертизы

3. Бюро офтальмологической экспертизы

4. Бюро онкологической экспертизы

5. Бюро фтизиатрической экспертизы

6. Районные органы опеки и попечительства

7. Дом ребёнка

8. Психоневрологический дом ребёнка

9. Дошкольный детский дом

10. Детский дом

11. Детский дом для детей с отклонениями в развитии

12. Детский дом для детей с нарушением зрения

13. Детский дом-школа

14. Детский дом-школа для детей с отклонениями в развитии

15. Детский дом-школа с углублённым изучением иностранных языков

16. Социальная гостиница для выпускников-сирот

17. Школа-интернат

18. Школа-интернат для детей с задержкой развития

19. Школа-интернат для детей с отклонениями в развитии

20. Школа закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителй

21. Школа закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей с отклонением в развитии

22. Негосударственный приют для безнадзорных детей

23. Негосударственный семейный детский дом «Детская деревня»

24. Муниципальный детский сад

25. Муниципальный детский сад с художественно-эстетическим развитием

26. Муниципальный детский сад с коррекцией физического и психического развития

27. Муниципальный детский сад с интеллектуальным развитием

28. Муниципальный детский сад с компенсацией нарушений речи

29. Муниципальный детский сад с компенсацией нарушений опорно-двигательного аппарата

30. Муниципальный детский сад с оздоровительными группами

31. Частный детский сад

32. Муниципальная школа

33. Детский оздоровительный лагерь

34. Детский спортивно-оздоровительный лагерь

35. Кризисный центр для детей

36. Кризисный центр для женщин

37. Кризисный центр для мужчин

38. Кризисный центр для пожилых людей

39. Районный медико-социальный психолого-педагогический центр

40. Районная служба семьи

41. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

42. Приют для мальчиков

43. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних мам

44. Городской геронтологический центр

45. Государственный дом престарелых

46. Дом-интернат ветеранов сцены

47. Дом ветеранов войны

48. Центр социального обслуживания для лиц пожилого возраста

49. Частный дом престарелых

50. Региональная миграционная служба

51. Служба экстренной помощи МЧС

52. Негосударственные службы помощи лицам группы риска

53. Городские службы помощи лицам БОМЖ

54. Негосударственные службы помощи лицам БОМЖ

55. Районные комбинаты социального питания

56. Центры психологической помощи

57. Телефон доверия

58. Центры медико-социального обслуживания

59. Районные центры социального обслуживания

60. Центры социальной реабилитации

61. Городская детская больница

62. Частная детская больница

63. Детский физкультурный диспансер

64. Городская ожоговая детская больница

65. Городская онкологическая детская больница

66. Городская больница для детей с церебральным параличом

67. Областная детская больница ортопедической травматологии

68. Психоневрологический центр восстановительного лечения детей

69. Районный центр восстановительного психиатрического лечения детей

70. Городской детский сурдологический центр

71. Городской диспансерный центр по лечению детей с врождённой патологией развития лица

72. Городской психоневрологический центр восстановительного лечения детей с двигательными нарушениями

73. Детский городской диабетологический центр

74. Центры реабилитации детей-инвалидов

75. Детский хоспис

76. Муниципальная больница

77. Частная больница

78. Городская инфекционная больница (Боткинские бараки)

79. Городская онкологическая больница

80. Городская офтальмологическая больница

81. Городская фтизиатрическая (туберкулёзная) больница

82. Районный наркологический диспансер

83. Районный психоневрологический диспансер

84. Психиатрическая больница

85. Хоспис

86. Центры ветеранов и инвалидов войны

87. Объединение инвалидов спорта

88. Центры инвалидов по зрению

89. Центры инвалидов по слуху

90. Центры инвалидов-опорников (с патологией опорно-двигательного аппарата)

91. Ассоциация стомированных больных

92. Ассоциация детей-инвалидов

93. Ассоциация объединений родителей с детьми-инвалидами

94. Районные отделения Всероссийского общества инвалидов

95. Всероссийское общество глухих

96. Всероссийское общество слепых

97. Центры реабилитации молодых инвалидов

98. Психоневрологический интернат

99. Негосударственный центр поддержки и социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей

100. Приюты для животных

________________________________