ПЗ-2. Базовые понятия учебной дисциплины СКОКСУ

Цель занятия – осознание формулировок базовых понятий для работы в рамках учебной дисциплины СКОКСУ, предложенных на лекции (ЛК-2). В частности, предлагается:

1) Во-первых, оценить соответствие каждой формулировки требованиям к «хорошим» определениям. (См.: ЛК-2, п.1).

Методические указания. При оценке используется ситуативно-функциональный подход. А это значит, что исполнитель как эксперт исходит из собственного понимания природы объекта (здесь – каждой формулировки) и того, какое основание подходит для оценки этого объекта при выполнении задания. Или «какие основания подходят», если существенны два и более оснований, в том числе и не включённые в перечень, предложенный на лекции.

2) Во-вторых, предлагается привести фактические примеры, иллюстрирующие каждое определяемое понятие.

При выполнении задания в протоколе занятия начало работы с каждым из 12-и определений маркируется римскими цифрами и соответствующим словом (словосочетанием). В тексте задания эта маркировка выражена жирным курсивом (см. ниже). Формулировки определений переписывать не нужно.

После маркировки каждого понятия исполнитель называет (записывает) подходящее для оценки основание и выносит (записывает)суждение о степени соответствия данной формулировки взятому основанию. По форме суждение исполнителя выглядит так: « По такому-то основанию определение этого понятия оценивается так-то…». Вынесенная оценка (суждение) аргументируется: «Потому что …». Затем приводится фактический пример, иллюстрирующий значение взятого слова (словосочетания). И так – по всем 12-и понятиям. Далее приводится их перечень.

I Социальность (или общественность) чего-либо – это его принадлежность обществу (атрибутобщества) и/или его включённость в общество (компонент общества).

II Социальная работа – это профессиональное посредничество в различных сферах жизни для нуждающихся в нём людей: в сферах производства, распределения и/или потребления насущных благ.

III Качество (1) – это устойчивый во времени и пространстве атрибут (принадлежность) взятой отдельности, или её определённость: (а) в отличие от изменения самой этой отдельности и (б) в отличие её от других отдельностей.

IV Качество (2) – это наибольшая выраженность совершенства взятой отдельности в заданном отношении, или её ситуативно-функциональная эталонностьдля отдельностей того же рода.

V Измерение – это соотнесение двух объектов, при котором один из них принимается за эталон (за «меру») в некотором существенном плане, а другой объект («измеряемый») получает информативное описание («отображение») посредством первого.

VI Социальная квалиметрия – это практика и теория использования подходящих оснований (мер, в том числе – критериев, или, по-русски, «мер оценивания») для конкретизации насущных отдельностей общественной природы.

VII Предлагается умозаключение: Любой атрибут у любой отдельности при его конкретизации на практике и в теории обнаруживает свою природу и как свойства, и как состояния, и как функции, и как процесса.

VIII Оценивание – это субъективное измерение, или соотнесение взятого объекта с ценностно нагруженным эталоном, явным, формализованным, и/или подспудным, имплицитным. Все оценки ситуативно-функциональны.

IX Оценка качества – это ситуативно-функциональная атрибутивная категоризация взятого объекта по подходящим основаниям – субъективным мерам и/или объективным шкалам.

X Услуга – это ситуативно определённая форма социального посредничества, облегчающая жизнь и деятельность тех, кто в таком посредничестве нуждаются; это функциональная единица,или «живая клетка» социальной работы.

XI Стандартизация –это согласованное (конвенциальное) приведение типичных объектов практики (тел, отношений и атрибутов тех и других) к конечному числу и упорядоченности определённых форм, которые наиболее приемлемы для их пользователей в заданных обстоятельствах, что и закрепляется документально.

XII Стандартизация услуг – это типизация ситуаций и основных форм социального посредничества в жизни и деятельности тех, кто нуждается в таком участии, а также документальное закрепление полученного перечня для его профессионального использования.

 

Выводы

«1. На этом ПЗ я …». (Что Вы делали?)

«2. Объективное значение моей работы на этом ПЗ – …». (В чём?)

«3. Субъективный смысл для меня работы на этом ПЗ (или её прикладное значение) – …». (В чём?)

__________________________________