ПЗ-1. Рабочие понятия учебной дисциплины СКОКСУ

Цель занятия – осознание значения и смысла у исходных ориентиров учебной работы, у её рабочих понятий. Для этого на занятии используется семиотическая парадигма: предлагается конкретизировать субъективные аспекты семантики, синтактики и прагматики у рабочих понятий, определения которых были предложены на вводной лекции (ЛК-1). Конкретизация проводится в двух планах: атрибутивном и субстратном.

Задание 1. Атрибутивная конкретизация. Ниже приведена таблица. Её размер в протоколе – примерно на страницу. В первом слева столбце таблицы перечислены рабочие понятия осознаваемых действий: цель, объект, предмет, задачи, методы, средства, результаты. В остальных столбцах предложены условия дляатрибутивной характеристики каждого понятия с выделением его различных аспектов. Это значит, что не нужно будетраскрывать понятие. Это значит, что следует ответить на общий вопрос: «Какое оно?», – в значении: « Какие качества имеет?..».

Таблица

Атрибутивная характеристика рабочих понятий

Понятия

Какие

качества имеет

это слово?

Какие

качества имеет

значение

этого слова?

Какие качества имеет смысл этого слова на психолого-педагогическом факультете (ППФ)?

Качества у смысла:

 

для меня:

для студентов, в общем:

для препо-

давателей, в общем:

для препо-давателя

СКОКСУ:

 

Качества у слова:

Качества у значения:

 

Цель

             

Объект

             

Предмет

             

Задачи

             

Методы

             

Средства

             

Результаты

             

 

Задание 2. Субстратная конкретизация. Проводится определение собственных рабочих понятий для работы по у.д. СКОКСУ. Что значит для Вас каждое из этих понятий? Перепишите в протокол начатые формулировки и завершите их, раскрывая собственное понимание того, зачем, что и как Вам предстоит делать.

«1. Моя цель в работе по данной у.д.: …».

«2. Объект для меня: …».

«3. Предмет: … ».

«4. Задачи: …».

«5. Методы: …».

«6. Средства: …».

«7. Мои результаты (в оптим. случае): …».

 

Выводы (в виде завершения неоконченных предложений)

«1. Сейчас я понимаю у.д. СКОКСУ как …». (Что Вы сегодня можете сказать об этой дисциплине, в общем?) (Подсказка: можно иметь в виду три уровня краткой характеристики, а в пределе – даже только их обозначение:

1а) по месту и роли в жизни;

1б) по своеобразию – в сравнении с другими учебными дисциплинами;

1в) по внутреннему строению – по составу основных её компонентов).

«2. Я понимаю:

(2а) высш. проф. образ-е… (Как?)

(2б) подготовку по напр-ию «Соц. работа»… (Как?)

(2в) подготовку по профилю «Соц. защита и соц. обслуж. семей и детей»…». (Как?

Что Вы можете о них сказать, в общем и в частности?)

«3. Рабочие понятия у.д. СКОКСУ …». (Что Вы можете о них сказать, в общем?)

«4. Для моих определений рабочих понятий, в общем, характерно …». (Что, в отличие от предложенных преподавателем? Какие они, Ваши определения?)

«5. На занятии семиотич. подход проявился, в общем, … ». (В чём?)

«5а. Семантика рабочих понятий учтена …». (Как?)

«5б. Синтактика рабочих понятий учтена …». (Как?)

«5в. Прагматика рабочих понятий учтена …». (Как?)

«6а. Объективное значение работы на этом ПЗ …». (В чём?)

«6б. А её субъективный смысл для меня – …». (В чём?)

«6в. Моя работа сегодня … ». (Что Вы делали и сделали?)

«6г. Моя работа сегодня …». (Какова проделанная работа?)

_________________________________