ЛК-7. Социальная квалиметрия и оценка качества социальных объектов

Социальная квалиметрия как отрасль новой науки ставит проблемы измерения и, в частности, количественной оценки качества любого вида человеческой деятельности. А как область практики социальная квалиметрия решает эти проблемы. Так, можно сказать, что в организационном плане:

(1) разрабатывается практическая тестология (см., например: Шмелёв А. Г. Практическая тестология. Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. – М.: ООО «ИПЦ «Маска»», 2013. – 688 с.);

(2) в различных городах Российской Федерации работают Центры оценки качества различных товаров и услуг, а наряду с ними также Центры оценки качества образования;

(3) в административном аппарате региональных органов исполнительной власти создаются специализированные отделы по контролю за качеством, в том числе и за качеством работы социальных служб.

В этой лекции предполагается и обобщить то, о чём шла речь в предыдущих лекциях, и сделать очередной шаг на пути в практику оценивания социальных качеств.

1. О развитии квалиметрии

2. Основные понятия социальной квалиметрии

3. Квалиметрия в работе социальных служб

4. Стандартизованная оценка качества социальных объектов

 

1. О развитии квалиметрии

Первые известные случаи квалиметрии имеют возраст 3,5 тыс. лет. В 15 в. до н.э. гончары острова Крит ставили на своих изделиях личное клеймо, которое гарантировало высокое качество их товара. Этот знак гарантии был фактическим использованием мерительной шкалы, которую теперь мы знаем как «шкалу наименований», или как «адресную шкалу». И в наше время фирменные знаки, а также другие знаки качества служат ориентиром при распознавании качества продукции.

(Вопрос: Какие фирменные знаки Вам известны? Назовите навскидку несколько любых, которые придут в голову).

Древнейшим примером экспертной оценки качества является дегустация вин. Довольно распространена разновидность экспертного метода – оценка качества продукции, основанная на обобщении опыта потребителей: в форме учёта «коллективной мудрости». Популярным примером такого учёта в наши дни является программа первого канала российского телевидения «Контрольная закупка».

Официальное время зарождения квалиметрии в нашей стране – 1922 г. Время зарождения у нас социальной квалиметрии – 1960-е годы. (Азгальдов Г. Г. О квалиметрии / Г. Г. Азгальдов, Э. П. Райхман, А. В. Гличев. М.: Стандартиздат, 1972; 2003).

Квалиметрия как практика и наука развивалась, прежде всего, в связи с нуждами производства, в рамках его технологических процессов. Причём сначала проводилось измерение качества промышленной продукции при массовом производстве средств производства. Методы оценки качества товаров стали практиковаться уже в 20-е и 30-е гг. XX в. – как за рубежом, так и в тогдашнем СССР.

В Советском Союзе предметное поле квалиметрии стало интенсивно расширяться лишь со второй половины ХХ в. В него постепенно стали вовлекаться и производство предметов потребления, и сфера распределения, а затем и сфера услуг во всех её вариантах, до информационных услуг включительно. Не говоря уже о многообразных измерениях различных человеческих проявлений и проявлений межчеловеческих отношений. Как самостоятельная наука квалиметрия оформилась уже в 70-е годы XX в. Её появление подстёгивалось насущной потребностью эффективно и на рациональных основаниях управлять качеством производства разнообразной продукции, её распределением, а затем и потреблением.

В практике государственного управления в социальную сферу включены образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальное обслуживание. Первые попытки определить показатели качества в социальной сфере и ввести соответствующие стандарты были предприняты уже в 30-е гг. ХХ века. Но особое внимание этим вопросам стали уделять на рубеже 60-х – 70-х годов XX в. Их стали обсуждать в средствах массовой информации, они попали в поле внимания исследователей. Всплеск количества публикаций по общим и специальным проблемам квалиметрии в Российской Федерации начался в 90-е годы ХХ в. и продолжается в XXI веке. И особенно – по квалиметрии в здравоохранении и в высшем специальном образовании.

В Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов (МИСиС) выпущено около 20 сборников трудов по квалиметрии в образовании. Появились труды по проблемам измерения качества специального образования (С. И. Григорьев, В. И. Жуков, А. И. Субетто и др.). (Субетто А. И. Квалиметрия (Монография) / А. И. Субетто. – СПб.: Астерион, 2002. – 288 с.).

Вышли труды математиков, предметом исследования которых стали квалиметрические методы в образовании, здравоохранении и социальном обслуживании.

В социологии стали использоваться понятия: «квалитология» (наука о качестве) и «квантификация»: количественное выражение качественных признаков.

Можно сказать, что в России к началу XXI в. была сформирована относительно новая наука и учебная дисциплина, которая стала востребованной специалистами различных отраслей и сфер жизни общества.

 

2. Основные понятия социальной квалиметрии

В понятийный аппарат социальной квалиметрии вошли такие понятия, как «качество жизни», «качество человека», «благополучная жизнь», «благополучная и неблагополучная семья», «качество образования», «качество духовности», «качество общественного интеллекта», «качество общественной морали», «качество человеческого капитала» и др.

(Вопрос: Как раскрываются перечисленные понятия, с Вашей точки зрения?).

К числу общих ключевых понятий социальной квалиметрии отнесены: «качество общества», «качество жизни», «качество социальной политики», «качество социальной защиты», «качество социального обеспечения и качество социального обслуживания», «качество социальных служб», «качество деятельности социального работника».

Такая конкретизация понятия «социальная квалиметрия» фактически раскрывает микроструктурный познавательный подход к взятому понятию. Он же реализуется и тогда, когда речь идёт о строении науки.

Квалиметрия , являясь комплексной наукой, состоит из общей теории качества (квалитологии), теории измерения (метрологии) и оценивания качества (квалиметрии), учения об управлении качеством. Об этом подробнее и с иллюстрациями речь шла в пятой лекции (ЛК-5).

Учение об управлении качеством рассматривает организационно-экономические методы, факторы, средства, модели воздействия на качество различных объектов для повышения их потребительского потенциала, или их «способности» удовлетворять существующие и потенциальные потребности населения.

Концепция общей квалиметрии раскрывается различными исследователями по-разному. (См., например.: Сущность и значение квалиметрии [Электронный ресурс:] http://humeur.ru/page/sushhnost-i-znachenie-kvalimetrii ).

Общее методологическое значение для квалиметрии имеет тот факт, что результат измерения и, в том числе, оценивания качества порождается в жизненной ситуации, в которой взаимосвязаны четыре компонента. Это объект оценивания, это субъект оценивания, это основание для оценивания и это способ оценивания. А при высокой определённости способа оценивания он раскрывается как строгая последовательность действий для получения нужного результата. И тогда говорят об алгоритме оценивания.

Для практиков социальной работы и для её исследователей наиболее очевидны разнородные варианты квалиметрии, которые выделяются по особенным чертам у процедуры проведения квалиметрии. Так, выделяются и перечисляются как однопорядковые такие её варианты, как экспертная квалиметрия, индексная, таксономическая (или квалиметрическая таксономия), нечёткая, вероятностно-статистическая, тестовая, цикловая-динамическая квалиметрии, а также теория оценивания эффективности как меры качества… Эти варианты уже раскрывались в пятой лекции (ЛК-5).

Специалисты в области социальной квалиметрии считают нужным подчёркивать, что в различных ситуациях при оценке социальных объектов и/или их атрибутов квалиметрия специализируется. И это находит себе выражение в её особенных формах, которые и обозначаются как «специальные квалиметрии».

Так, при анализе жизни общества региональные административные управленческие органы используют показатели и технологии, позволяющие им следить за состоянием и изменениями в социальном развитии. И, в том числе – за состоянием и изменениями в социокультурных процессах. Это обеспечивается с помощью различных технологий мониторинга, или слежения за выделенными процессами во взятых границах времени и в принятом временном масштабе. В рамках мониторинга используется экспертная информация. В современных условиях эта информация обрабатывается с учётом её семиотической природы: на основе теории размытых («нечётких») множеств, посредством методов логико-семантического моделирования.

В частности, на практике социальная квалиметрия раскрывается, прежде всего, как измерение качества деятельности в учреждениях социального обслуживания населения, которые оказывают населению различные социальные услуги.

В основу работы учреждений социального обслуживания кладутся национальные стандарты. Именно в них конкретизируются требования и к качеству учреждений, в общем, и к качеству отдельных социальных услуг – в частности.

 

3. Квалиметрия в работе социальных служб

В процессе мониторинга текущего состояния дел актуальна систематическая квалиметрия работы социальных служб. Для обеспечения систематической квалиметрии в административном аппарате создаются специализированные отделы по контролю за качеством работы социальных служб.

Считается, что в различных отраслях сферы услуг уже сложилась реальная конкурентная среда. Поэтому в рамках комплексной оценки качества сферы услуг используются, прежде всего, экономические показатели работы у фирм – поставщиков таких услуг. В число таких показателей включены прибыль, объём продаж, контролируемая доля рынка и им подобные показатели. Причём есть эксперты, которые считают, что именно такие показатели выражают предпочтения потребителей и степень их удовлетворённости. И именно экономические показатели становятся целевой функцией при математическом моделировании работы фирмы – поставщика услуг. И это учитывается в уравнениях, раскрывающих используемую математическую модель. Получается, что оптимизация значений именно у экономических показателей становится задачей и для математического описания того, как работает фирма, и для практических действий по улучшению её работы.

Однако теперь уже не только многие исследователи-гуманитарии, но и практики-администраторы признают, что для контроля за качеством услуг в социальной сфере учитывать только экономические показатели мало. Такие индикаторы качества работы в сфере услуг не достаточны, ибо учитывают только рыночный аспект межчеловеческих отношений. (См., например: Дабижа К. В., Шильдяева В. В. (Забайкальский государственный университет, Чита, Россия). Некоторые характеристики социальной квалиметрии [Электронный ресурс:] http://www.zabgu.ru/sites/default/files/dabiza_shildiaeva.pdf ).

И работники управленческого аппарата аргументируют своё суждение следующими обстоятельствами. Конкуренция среди учреждений образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства развита слабо. Поставщиками материальных ресурсов для учреждений и организаций социальной сферы являются монополисты. Государство регулирует тарифы на основные ресурсы со стороны... И всё это – социально-экономические факторы.

Работники управленческого аппарата региональных органов власти признают, что нужны и региональная конкретизация стандартов для социальных услуг, и координация в регионе научных разработок для такой конкретизации. Признаётся, что важно изучать потребности в социальных услугах у представителей различных категорий населения. Важно выявлять общественное мнение по различным вопросам социальной защиты. В частности, важно выявлять удовлетворённость населения социальным обслуживанием в регионе. И уже на таком социально-психологическом основании, с учётом социально-экономических факторов и общей нормативной правовой базы, следует формулировать общую концепцию и методологические основы, в том числе, принципы для разработки региональной политики в области социальной работы.

Таким образом, социальная квалиметрия, её процесс и результаты, включаются на правах компонентов и в разработку региональной политики в области социальной работы, и в воплощение на практике намеченных планов. Практически реализуется макроструктурный подход к действительности.

В связи с этим в последние годы в региональных Министерствах труда и социальной защиты начинают функционировать подразделения, отделы или комитеты, по контролю за качеством социальных услуг.

Главная («целевая») функция таких подразделений в органах исполнительной власти – это проверка полноты (объёма), своевременности и результативности предоставления социальных услуг организациями, учреждениями, фирмами, которые обеспечивают (поставляют) такие услуги.

Предполагается, что оказываемые социальные услуги решают различные материальные, нематериальные, финансовые, правовые, бытовые проблемы у клиентов. Или способствуют решению таких проблем, помогая клиентам преодолевать возникающие у них трудности. Предполагается, что оказываемые услуги способствуют улучшению состояния клиентов: физического состояния, нравственно-психологического, морально-психического. (Вспомним, в связи с этим, об Индексе развития человеческого потенциала). Предполагается, что эти услуги, в оптимальных случаях, повышают практическую и духовную активность у клиентов, раскрывая для них перспективы социальной жизни с преодолением имеющихся и возникающих ограничений.

Контроль качества социальных услуг в региональных исполнительных органах власти ведётся в соответствии с государственным стандартом социального обслуживания. При этом особое внимание уделяется шести основным условиям для работы поставщика услуг. В их числе выделены:

• наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение,

• условия размещения учреждения,

• укомплектованность учреждения специалистами соответствующей квалификации,

• специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, приборы, аппаратура и т. д.),

• состояние информации об учреждении, правила и порядок предоставления услуг клиентам социальной службы,

• наличие собственной и внешней системы (службы) контроля за деятельностью учреждения. (См.: http://www.zabgu.ru/sites/default/files/dabiza_shildiaeva.pdf).

Итак, стандарт предполагает обязательные условия для работы поставщика услуг.

Контроль за качеством услуг также ведётся при наличии необходимых для него условий. Среди них главным считается наличие квалиметрических методик.

Ведь работникам контролирующих органов приходится измерять и, в частности, количественно оценивать качества у объектов любого рода. В том числе приходится решать задачи комплексной оценки качества услуг в социальной сфере. При этом приходится:

• разрабатывать технологичные процедуры для оценивания качества (или отдельных свойств) индивидуального и/или коллективного труда, в том числе – отдельных государственных и социальных услуг;

• проводить мониторинг деятельности социальных служб;

• проводить мониторинг качества поставляемых услуг;

• разрабатывать технологичные процедуры для оценивания эффективности работы социальных служб;

• разрабатывать технологичные процедуры для оценивания того, как применяются стандарты профессиональных квалификаций и компетенций;

• рассматривать практику развития социальных учреждений в различных субъектах Российской Федерации и выбирать лучшие из них.

Вовлечённость работников контролирующих органов в такую работу способствует осознанию ими и важности комплексного измерения качества услуг в социальной сфере, и наличия ограничений для таких измерений. И вот как работники подразделений контроля за качеством социальных услуг конкретизируют свои претензии к квалиметрической теории и практике (по: http://www.zabgu.ru/sites/default/files/dabiza_shildiaeva.pdf ).

Используемые в настоящее время методы имеют ограниченный предметный характер. В частности, это и методы оценивания качества, и модели количественного обобщения (описания) результатов оценивания. Обычно оценивается конкретный вид социальных услуг, причём с узкоотраслевых позиций. Причём в каждой сфере социальных услуг накоплен свой арсенал и показателей качества, и методов его измерения. Но их применение для решения аналогичных задач в других сферах является проблематичным и, как правило, мало эффективно. С одной стороны, применяемые методы оценки качества недостаточно формализованы. С другой стороны, описания нормативов и критериев качества абстрактны. Поэтому и те, и другие мало пригодны для практического использования. А используемые на местах способы квалиметрии настолько специализированы, что большинство потенциальных пользователей не в состоянии их перенять, чтобы самостоятельно применить те же критерии к однотипным услугам.

На фоне приведённых оценок говорится о необходимости и научного обоснования, и разработки технологий для комплексной квалиметрии услуг в социальной сфере. Осознаётся необходимость для этого единой общей теории и методологии. Причём эта теория и методология должна быть открыта и для учёта ситуативной специфики измеряемых объектов: и по их масштабу, и по взятой форме атрибутивности. Получается, что заинтересованные работники контроля за качеством социальных услуг в региональных исполнительных органах власти осознают то, о чём речь шла в предыдущих лекциях нашей учебной дисциплины. Исходные определения становятся главными общими ориентирами при проведении социальной квалиметрии в конкретных жизненных ситуациях и, в частности, при оценке качества социальных объектов.

Однако условия работы в региональных властных структурах диктуют необходимость исходить из учёта, прежде всего, экономических показателей. Поэтому работники подразделений по контролю качества социальных услуг говорят о необходимости учитывать, прежде всего, социально-экономические и нормативные показатели работы у поставщика услуг. И уже на их фоне учитывать показатели удовлетворённости этими услугами у их потребителя.

В контексте нашей учебной дисциплины делается другой акцент. Для нас исходными становятся социальные качества (и их показатели) у их главных носителей – у участников человеческого взаимодействия в условиях социальной работы. И в этом социальном контексте проявление удовлетворённости клиента социальной услугой оказывается только одним из многих информативных показателей качества работы социальных служб.

 

4. Стандартизованная оценка качества социальных объектов

Ранее (ЛК-2) мы условились, что в рамках учебной работы по нашей учебной дисциплине будем понимать оценку как измерение с использованием субъективно значимого, ценностно нагруженного эталона. В оптимальном случае эталон при оценивании имеет ситуативно-функциональную природу, то есть извлекается из ситуации познания, а не привносится в неё извне. А оценку качества в рамках учебной работы мы условились понимать и конкретизировать, в общем, прежде всего, как ситуативно-функциональную атрибутивную категоризацию действительности с использованием различных подходящих оснований – субъективных мер и/или объективных шкал. И этот общий подход является для нас методологическим основанием при использовании частных процедур и отдельных методик.

Например, в Санкт-Петербурге проводится ежегодный конкурс среди учителей для выявления лучших и присуждения им премии городского правительства. Для сравнительной оценки профессиональной деятельности участников конкурса использованы шесть критериев с градациями от нуля до 10 баллов. Это результаты обучения при их позитивной динамике за последние три года (1). Это результаты внеурочной деятельности учащихся по учебной дисциплине (2). Это создание учителем условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта (3). Это эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационных (4). Это наличие у учителя собственной методической системы, апробированной в профессиональном сообществе (5). И это непрерывность собственного профессионального образования (6).

Другой пример. Комитет здравоохранения Правительства Москвы издал приказ№ 138 от 20 марта 2002 г. «Об утверждении Типового положения о хосписе». Это положение начинается со слов о предназначении хосписа как государственного учреждения «для оказания специализированной медицинской, социальной, психологической, юридической и духовной помощи инкурабельным (неизлечимым) онкологическим больным». ( http://www.mosgorzdrav.ru/mgz/komzdravsite.nsf/va_WebPages/npa_00153?OpenDocument ). В хосписе предполагается обеспечить таким больным «симптоматическое (паллиативное) лечение, подбор необходимой обезболивающей терапии, оказание медико-социальной помощи, уход, психо-социальную реабилитацию, а также психологическую и социальную поддержку родственников на период болезни и утраты ими близкого». Таким образом, и в этой ситуации фактически предлагаются шесть критериев деятельности работников хосписа. Это симптоматическое лечение с подбором необходимой обезболивающей терапии (1). Это медико-социальная помощь пациентам хосписа (2). Это уход за лежачим больным (3). Это психо-социальная реабилитация нуждающихся в ней (4). Это психологическая и социальная поддержка родственников на период болезни (5) и в связи с утратой ими близкого человека (6). По каждому названному основанию возможна оценка качества у взятой деятельности.

Может показаться, что взятые примеры деятельности исключают возможность какой-либо общности между ними. Но при всём много- и разнообразии социальных объектов всё-таки были выявлены определённые тенденции в психологической природе их оценивания. Наличие общих тенденций объясняется единством в организации всей душевной жизни у её носителя, у человека, при осознании человеком действительности, или при социальном её познании. Общие тенденции оценивания исследовали учёные в различных странах; их работа оформилась в виде особого научного направления, обозначенного словами: «экспериментальная психосемантика». В рамках этого направления были разработаны типичные процедуры для оценивания с использованием объективных шкал. Эти процедуры получили общее название – «семантический дифференциал». (OsgoodCh . E., SuciG., andP. Tannenbaum. The Measurement of Meaning. University of Illinois Press, 1957; Language, meaning and culture: the selected papers of Ch. E. Osgood / ed. byCharles. E. OsgoodandOliverC. S. Tzeng. New York (etc.) : Praeger, 1990 XIII; Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. — М.: Изд-во МГУ, 1983; Шмелев А. Г., Введение в экспериментальную психосемантику. М.: Изд-во МГУ, 1983; Белянин В. П. Психолингвистика: Учебник. 6-е изд.- М.: Флинта , Московский психолого-социальный институт , 2009; Королева Н. Н. Психосемантические методы диагностики личности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012 и др.).

Процедуры семантического дифференциала обеспечивают выявление и количественное описание эмоционально-экспрессивного аспекта у смысла объекта для оценивающего его субъекта. Появляется возможность сравнивать различные результаты оценивания, выполненного с помощью одних и тех же шкал. Тогда независимыми переменными выступают объекты оценки и/или субъекты оценки и/или время оценивания. Межситуативное постоянство оценочного инструментария (шкал) обеспечивается исследователем – организатором оценочной процедуры, который должен учитывать историю и практику возникновения семантического дифференциала и его использования.

Так, важно иметь в виду, что Чарльз Осгуд (1916-1991) с сотрудниками выделил три базовых составляющих у эмоционально-экспрессивного аспекта субъективной семантики: Силу, Активность, Оценку (или собственно оценку во внутренней структуре у эмоционально-экспрессивного аспекта субъективной семантики). Виктор Фёдорович Петренко (р. 1948) добавил к трём базовым компонентам более специфичные компоненты – Упорядоченность и Сложность. Добавляются и другие основания для оценивания, как правило, ситуативно конкретизирующие базовый исходный перечень оснований. В их числе, например, Приятность, Безопасность, Комфортность и др.

Чтобы ознакомиться со стандартизованным вариантом процедуры семантического дифференциала, мы воспользуемся примером оценочного листа, который содержит шкалы трёх базовых факторов: Силы (в таблице – пары 1, 4, 7, 10), Активности (пары 2, 5, 8, 11) и Оценки: пары 3, 6, 9, 12.

 

Таблица. Пример бланка оценивания при использовании процедуры семантического дифференциала

таблица

Инструкция: «Уважаемый эксперт! Оцените, пожалуйста, виды деятельности, перечисленные в «шапке» столбцов таблицы, с помощью каждого антонимичного (двухполюсного) качества из числа приведённых в строках таблицы. Какое впечатление эти виды деятельности у Вас вызывают? Отрицательный или положительный знак у качества – условный; он нужен только для обработки результатов. Ведь художник в живописном произведении не делит краски на «хорошие» и «плохие». Постарайтесь дать «портрет» каждому виду деятельности, используя предложенную палитру и градации выраженности качеств. Оцените близость каждому виду деятельности (они перечислены в «шапке» таблицы) каждого качества из левого или из правого столбца таблицы, используя шкалу с семью градациями: от «минус трёх» баллов до «плюс трёх» баллов через «нуль». При этом:

«+1» или «–1» значит, что качество присуще в незначительной степени;

«+2» или «–2» – качество присуще в средней степени;

«+3» или «–3» – качество присуще в сильной степени;

«0» – при Вашем затруднении судить о выраженности одного или другого полюса качества у данного вида деятельности».

На практике используются различные варианты объективных шкал семантического дифференциала. С их помощью обеспечивается стандартизация оценки качества у различных социальных объектов. За счёт этого становится возможным и выделять различные грани (аспекты) у одной оценки, и сопоставлять различные оценки. В основу использования процедуры семантического дифференциала положено открытие субъективных тенденций оценивания. В частности, – открытие наличия общих факторов при выражении познающим человеком смысла для него у каждого познаваемого объекта. И, прежде всего, – это общие факторы Силы, Активности и Оценки, раскрывающие впечатление эксперта об объекте.

Итак, в этой лекции обобщены и конкретизированы вопросы развития квалиметрии, предмета (актуального понятийного аппарата) социальной квалиметрии и её использования в работе социальных служб. Выделены также ключевые моменты для обеспечения оценки качества социальных объектов стандартизованным инструментарием. Примеры его использования будут рассмотрены на практических занятиях. На следующей лекции предполагается конкретизировать вопросы теории и практики стандартизации и использования стандартов.

 

Вопросы по «ЛК-7. Социальная квалиметрия и оценка качества социальных объектов»

1. В социальной практике сложилось так, что имя настоящего мастера своего дела становилось гарантией высокого качества у результатов его работы. Распространялась молва о достоинствах работы мастера, молва набирала силу, и росло число тех, кто хотел воспользоваться плодами его работы. А если мастер изготавливал товары длительного пользования, то на них мастер стал ставить своё личное клеймо. В современной трактовке это – прародитель «знака качества», или фирменного знака. Вопросы:

1а. Как образуется номинативная шкала для учёта множества однородных товаров? Или: Что становится градациями (пунктами) такой шкалы? Начните так:

«1а. Древняя номинат. шкала однородных товаров состоит из…». Из чего?

1б. Градации древней шкалы при учёте множества однородных товаров являются знаками. Каковы их значения, в общем? Или: Что значат градации такой шкалы, в общем? Начните так:

«1б. Значения у градаций древней номинат. шкалы однородных товаров – это …». Что?

1в. Каковы общие отношения, или связи, между знаками и значениями у номинативных шкал, описывающих однородные товары как в древности, так и в наши дни? Начните так: «1в. Пункты номинативных шкал и их значения связаны …». Как? Какими отношениями?

1г. Как по-Вашему, каковы общие исторические тенденции в развитии квалиметрии (измерения качества) в общем: и на практике, и в теории? Начните так:

«1г. Думаю, что развитие квалиметрии идёт … ». Как? В каких общих формах?

2. Главные условия для получения оценки качества – это носитель качества (объект), это оценщик качества (эксперт, или субъект оценки), это основания для оценки (её меры, или шкалы) и это способы оценивания – как соотнесения показателей качества с заданными шкалами. И каждое из этих четырёх условий оценки качества является социальным объектом, который, в свою очередь, можно оценить, или измерить по актуальному, ценностно нагруженному основанию. Вопрос: Какова психологическая природа у оценки качества каждого из четырёх главных условий оценивания? Начните так:

«2. Психол. природа оценки качества у каждого из условий оценивания … ». Какая? Или: Каким психическим образованием у человека обеспечивается такая оценка качества?..

3. Понятия, обозначенные в лекции как «основные понятия социальной квалиметрии», были сгруппированы следующим образом:

(1) общество, социальное учреждение, семья, человек;

(2) жизнь, деятельность, функционирование;

(3) политика, образование, обеспечение, обслуживание, защита;

(4) человеческий капитал, благополучие, моральность, интеллектуальность, духовность;

(5) социальная служба, контрольная служба, социальный работник, эксперт;

(6) измерение, оценивание, измерение качества, оценка качества, управление качеством.

Вопрос:

По каким группам распределены понятия, обозначенные в лекции как «основные понятия социальной квалиметрии»? Начните отвечать так:

«3а. Думаю, что выделенные группы можно назвать так: (1) – …, (2) – …, (3) – …, (4) – …, (5) – …, (6) – … ».

«3б. Думаю, что эти группы выделены … ». По каким основаниям?

4. В практике социальных служб в административных структурах разных уровней учитывались и учитываются, прежде всего, социально-экономические показатели того, как работают различные поставщики социальных услуг. Однако приходит и понимание того, что важен учёт потребности в социальных услугах у различных категорий населения, важен учёт удовлетворённости социальным обслуживанием в регионе, важно и выявлять мнения людей по различным вопросам социальной защиты. При этом используются уже социально-психологические показатели.

Вопросы :

4а. Учёт потребности, удовлетворённости и сопряжённых с ними мнений в рамках социальной квалиметрии обеспечивается посредством социально- психологических показателей. Почему? Начните отвечать так:

«4а. Учёт потребности, удовлетв-сти и мнений ведётся на социально-психологических основаниях, потому что …». Почему?

4б. Какие показатели являются социально-психологическими? Начните отвечать так:

«4б. Социально-психологич. показатели – это …». Какие показатели?

4в. Характеристика места и роли социальной квалиметрии в работе социальных служб является примером макроструктурного познавательного подхода к действителности. Почему? Начните отвечать так:

«4в. Место и роль соц. квалиметрии в работе соц. служб раскрывают её макроструктуру на практике, потому что …». Почему?

5. Работники контролирующих подразделений в региональных исполнительных органах власти осознают необходимость и научного обоснования, и разработки технологий для комплексной квалиметрии в социальной сфере. Одна из актуальных парадигм для этого –семиопсихометрическая, одно из технологичных научных направлений – экспериментальная психосемантика, а среди подходящих стандартизованных оценочных процедур выделяется семантический дифференциал. Вопросы:

5а. Какое психическое образование лежит в основе использования различных процедур семантического дифференциала? Начните так:

«5а. Использование шкал семант. дифф-ла опирается на …». Какое психическое образование?

5б. Какое психологическое основание объединяет оценки качества работы учителей и работы сотрудников хосписа? Начните так:

«5б. Оценки проф. достижений учителей и оценки работы сотрудников хосписа в психологическом плане объединяются …». Чем?

5в. Какое объективное (практическое) основание объединяет оценки качества работы учителей и работы сотрудников хосписа? Начните так:

«5в. Оценки проф. достижений учителей и оценки работы сотрудников хосписа объективно (в практическом плане) объединяются …». Чем?

_________________________________________