ЛК-3. Качества социальных объектов

1. Ситуация социальной работы

2. Люди

3. Блáга

4. Отношения 

1. Ситуация социальной работы

Для нас функциональная единица (или «живая клетка») социальной работы– это услуга: ситуативно определённая форма социального посредничества, облегчающая жизнь и деятельность тех, кто в таком посредничестве нуждаются.

При анализе реальной жизненной ситуации будем считаться с тем, что каждый её компонент развивается в зависимости от его места в отношениях с другими компонентами, в зависимости от природы этих других компонентов и в зависимости от природы самогó этого выделенного компонента и от влияний, исходящих из его внутренней среды.

В ситуации социальной работы очевидно (по определению), что есть социальный работник – тот, кто оказывает услугу; есть получатель услуги – тот, кто в ней нуждается и ею пользуется; есть взаимодействие того и другого, опосредствующее удовлетворение потребности у получателя в определённых блáгах. И это главные структурообразующие объекты социальной работы. Но есть и ещё один обязательный, хотя и менее очевидный объект. Это условия социальной работы.

Будем иметь в виду сказанное. Потому что в управленческом обиходе, в официальных документах и в средствах массовой информации «социальными объектами», а также «объектами социальной сферы», называют только здания и сооружения. В рамках нашей учебной работы – это важные, но не достаточные условия для социальной работы.

Каждый объект, будь то ситуация в целом или какой-нибудь из её компонентов или аспектов, берётся, в общем, как отдельность, существующая вне связи с тем, познаём мы её или нет. Эта абстракция помогает нам разбираться в существующем положении дел.

При теоретическом познании любой отдельности учитываются пять её базовых атрибутов. В число этих общих атрибутов входят пространство объекта, его время, его качественная определённость («субстанциальность», в том числе – «субстратность»), его энергийность (энергетика) и информационность (или структурная сложность). (В. А. Ганзен (1927-1997). Системные описания в психологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. С.44-46). Учёт названных атрибутов превращает взятый объект в объект-для-нас, или в предмет: в наше знание об объекте. Причём каждый названный атрибут при познании реальной жизненной ситуации берётся в его различных особенных проявлениях: конкретизируется и специализируется. Иными словами: в общем качестве выделяются частные качества.

Теперь посмотрим, каковы же основные качества у людей; какие основные блага люди потребляют; какие общие отношения между названными объектами следует принимать во внимание в социальной работе, имея в виду необходимость измерять их различные качества (или проводить социальную квалиметрию).

 

2. Люди

Все люди и каждый человек в отдельности имеют качества, раскрывающие их природу на разных уровнях и с различных сторон. Будем иметь в виду обобщённую модель человека, которая учитывает его качества как индивида, личности, персоны (частного лица), субъекта деятельности и индивидуальности (Б. Г. Ананьев (1907-1972)). Причём на каждом из этих уровней раскрываются интенции, потенции и тенденции человека.

Индивид . Здесь выделяются три подуровня качеств. Самые общие, или антропологические качества человека как индивида – это его пол, возраст и раса.

Пол – это биологическое качество живого существа, раскрывающее его место и роль в системе воспроизводства вида. Женское начало в человеке обеспечивает сохранение всего благоприобретённого видом. Мужское начало в человеке обеспечивает выживание в экстремальных условиях среды. Пол находит себе выражение в диморфизме женских и мужских организмов. Носители женского пола характеризуются сравнительно мéньшим разнообразием между организмами и бóльшим диапазоном изменений отдельного организма в течение жизни. Носители мужского пола имеют бóльшее разнообразие между организмами, но пределы изменений организма, совместимые с жизнью, у них гораздо меньше, чем у женских особей. (В. А. Геодакян (1925-2012)).

Возраст – это биологическое качество живого существа, раскрывающее его потенциал в системе воспроизводства вида: как половозрелого (фертильного), как не достигшего половой зрелости и как утратившего её. Соответственно выделяются три стадии жизни человека как индивида, или три биологических возраста: детство, зрелость, старость.

Раса – это биологическое качество живого существа как принадлежащего к подвиду, обитавшему в особых географо-климатических условиях. У людей различаются три большие расы: европеоидная, монголоидная, негроидная. Наряду с ними различаются австралоидная и американоидная расы. В рамках больших рас различаются десятки малых. Потомство у представителей различных рас оказывается весьма жизнеспособным и плодовитым.

Особенные качества человека как индивида (индивидно-типичные, или типологические, или качества особи) – это его конституция, сенсомоторика и нейродинамика.

Конституция внешне проявляется в особенностях телосложения. По существу же это – закон обмена организма со средой: обмена веществ, энергии и информации. Распространена классификация «типов» телесной организации, предложенная немецким исследователем Эрнстом Кречмером (1888-1964) («Строение тела и характер», 1921). Выделены пикнический, астенический и атлетический «типы» сложения. В соответствие этим «типам сложения» поставлены особенности работы организма: висцеротония, церебротония и соматотония. Но соответствия здесь обнаруживают себя только в виде тенденций разной выраженности. Строго говоря, между сущностными характеристиками конституции (как закона обмена) и телесной организацией (как их внешним проявлением) складываются взаимно многозначные отношения. Напомню: это значит, что в одном признаке проявляются различные грани сущности, а одна грань сущности проявляется в различных признаках.

Сенсомоторика – это система органов чувств и органов движения. Раскрывается в своеобразии развития отдельных компонентов (подсистем) и в их различном вкладе в общую активность организма. Так, считается, что до 90% всей информации человек получает посредством зрительного анализатора. Считается также, что неандерталец был вытеснен человеком современного вида как более подвижным. Ограничение подвижности любого вида фауны однозначно ведёт к его вырождению.

Нейродинамика – это работа нервной системы, которую характеризуют определённые свойства. Заслуга их открытия и исследования принадлежит И.П. Павлову (1849-1936) и его школе. В частности, были выделены сила нервных процессов, возбуждения и торможения, их подвижность, уравновешенность, динамичность (как скорость переделки связей), лабильность (как скорость возникновения процесса, или активизации) и другие свойства.

Третий подуровень качеств человека как индивида – организменный, или функциональный, или уровень жизненных связей со средой. В число этих качеств входят: структура органических потребностей, функциональная асимметрия и система безусловных рефлексов (или рефлекторная организация).

Потребность, в общем,это объективная необходимостьв чём-то, обеспечивающем общий баланс в отношениях организма со средой. Для человека это блага. Различаются две базовые группы потребностей:

- потребности сохранения вида (в их числе – сексуальные и родительские);

- потребности сохранения индивида. В их числе потребности самосохранения – как поддержания целостности организма – и потребности потребления: питания (широко – как обмена веществ) и ориентировки (широко: как получения впечатлений и движения).

Функциональная асимметрия – особое качество работы всех парных органов. Это качество органов движения, органов получения впечатлений («органов чувств»), органов управления организмом как целым – больших полушарий головного мозга.

Так, асимметрично развитие мышц на руках и на ногах. Асимметрична выраженность различных функций у органов зрения, слуха и осязания. Асимметрична выраженность различных функций у правого и левого полушарий мозга. Считается, в частности, что у большинства людей – в тенденции! – правое полушарие ответственно за общую ориентировку в пространстве, за образное мышление, за эмоциональную жизнь. Левое полушарие ответственно за тонкий анализ, за речевые функции и за деятельность со знаками вообще (т.е. за символическую деятельность).

Система безусловных рефлексов – особое качество того, кáк обеспечивается общий гомеостаз – постоянство процессов во внутренней среде, – а также стабильность в отношениях организма со средой. Именно безусловные рефлексы, эти автоматизированные реакции на самые общие воздействия, обеспечивают базовое самосохранение организма.

Следует отметить гносеологическую «привязку» рефлексов к потребностям как формы к содержанию. В павловской физиологической школе говорили о «пищевых рефлексах», об оборонительных, ориентировочных и других…

Разноуровневые характеристики человека как индивида находятся в различных отношениях друг с другом и с характеристиками других уровней. Выявление этих отношений становится целью научных исследований. Популяризация полученных результатов не всегда конструктивна. (Например, Екатерина Лахова поняла информацию о бóльшей выраженности функциональной асимметрии мозга у мужчин как свидетельство того, что у них «работает только одна половина головы»…).

В психологическом плане индивид характеризуется темпераментом.

Темперамент генетически первичный уровень психической интеграции; видовой опыт на уровне индивида в его базовых отношениях со средой; инструмент самосохранения и ориентации в самых общих условиях обитания как полезных и/или вредных. По качеству своему темперамент формально-динамичен. Это значит, что энергетические и временные признаки у аффективной формы душевной жизни единообразны, несмотря на всё много- и разнообразие её содержания. Неважно, с чем имеет дело индивид; его темперамент определяет то, кáк (по силе, по времени) индивид имеет дело с чем бы то ни было.

Личность – это социальное качество человека, возникающее и формирующееся в условиях его жизни в обществе. Важны условия определённой культуры, условия созданных людьми особых миров. Это «очеловеченная» природа, вещи (техника), различные знаковые системы: нравственность, искусство, религия, мораль, наука, литература и др.

Личность раскрывается, в общем, через цели и ценности человека, через его роли и функции, нормы и ритуалы. Общество предлагает их своим членам, фактическим и потенциальным, в качестве условий для совместной жизни. И в этом плане личность – это должное в человеке, или то, чем человек должен быть (в пределе) для других людей.

Цели и ценности раскрывают общие устремления (интенции) у людей в обществе, или согласованность различных устремлений у членов общества.

Роли и функции раскрывают возможности приложения людьми своих сил в соответствии с общественными ожиданиями и предложениями.

Нормы и ритуалы раскрывают приемлемые формы человеческой жизни в условиях определённой культуры (и субкультуры).

В психологическом плане личность характеризуется сознанием.

Сознание социальный, или личностный уровень психической организации человека; опыт общества на уровне отдельного человека, существующий в форме социального опосредствования психического отражения; инструмент включения в общество, в мир культуры, и ориентации в них; инструмент сохранения человека как личности. Качественное своеобразие сознания раскрывается в его содержании. Иными словами: оно обогащается через всё, что обнаруживает своё существование для человека. Именно в этом смысле любое новое знание, любое понятое сообщение о чём бы то ни было, расширяет горизонты мира для человека, расширяет его сознание.

Персона (или частное лицо)– это особенное качество у отдельного человека как общественного существа. Его раскрывают такие частные качества, как влечения и мотивы, умения и навыки, привычки и стереотипы.

Влечения – это предпочтения, которые сформировались на базе органических потребностей в социально-типичной среде и в конкретных обстоятельствах собственной жизни.

Мотивы – это «предметы, в которых узнаёт себя потребность» (А.Н. Леонтьев (1903-1979)), побуждающие носителя потребности к внешней активности. Мотивы – внутренние причины, порождённые в конкретных обстоятельствах собственной жизни. Свой голод по-разному удовлетворяют жители крайнего севера, средней полосы и экваториальной зоны.

Умение – владение каким-либо способом действия.

Навык: а) в общем – устойчивая приобретённая форма поведения; б) в частности (у человека) – эффективное устойчивое действие, реализуемое без контроля сознания, т.е. автоматически.

Привычки – это приобретённые, устойчивые, самоподкрепляющиеся (ставшие потребностью) поведенческие формы.

Стереотипы – это приобретённые, устойчивые формы внешнего и/или внутреннего поведения, выступающие в роли эталонов, или субъективных критериев, при отражении действительности и при взаимодействии с ней.

Частное, или персональное в человеке зарождается только в условиях общего, социального его существования как личности. Только в условиях общественной жизни появляются смысл и значение у обособления каждого человека. Появляется «Я», появляется личное пространство и личное время, появляются частная собственность, личная инициатива и личная жизнь…

В психологическом плане персона (частное лицо) характеризуется памятью.

Память личный, или частный уровень психической организации; прижизненный опыт субъективного отражения действительности, или опыт собственной жизни; инструмент самосохранения и ориентации в типичных для данного человека жизненных ситуациях. Качественная определённость памяти – в единстве индивидной («темпераментной») формы психической жизни и её личностного («сознательного») содержания. Это – общая характеристика памяти. Своеобразие её проявляется и в каждом её факте, и в её сущности, сохраняющих обстоятельства взаимодействия с миром у носителя памяти.

Человек как субъект. Это качество предполагает выраженную активность. Поэтому бывает, что говорят о сравнительнойсубъектности отдельных индивидов, личностей или персон (частных лиц). А выделение собственносубъектности, субъектности как особого уровня человеческого бытия, предполагает выраженность двух особенных форм активности. Это преобразование действительности и это сопротивление вредным влияниям. Субъектность раскрывается через направленность, способности и характер человека.

Направленность – это качество вектора (интенции) у приложения человеческих сил в актуальных сферах. Направленность конкретизируется распределением активности по сферам деятельности. Самые общие сферы человеческой деятельности – это общение, труд, познание, ценностные ориентации.

Способности – это качество потенциала человека как субъекта деятельности в определённой сфере.

Характер – это качество устойчивой формы (тенденции) у проявлений субъектности при реализации направленности за счёт способностей.

Субъектность человека рождается и существует только при преодолении препятствий, внешних и внутренних. И в высших проявлениях – при преодолении собственной ограниченности.

В психологическом плане субъектность обнаруживает себя при решении задач..

Психическая субъектность – это практический уровень душевной организации, опыт преодоления препятствий и сопротивления вредоносным воздействиям, инструмент самосохранения и ориентации в новых и в неопределённых условиях жизни. Качество субъектности имеет две основные грани. Во-первых, оно раскрывается в творческой активности человека, которая формируется в условиях преодоления препятствий различного рода. В самом общем плане – это преодоление неопределённости («Хаоса»); в частных случаях – это разрешение актуальных противоречий. Во-вторых, опытраскрывается в форме психической устойчивости человека (или его психической резистентности) – как способности конструктивно сопротивляться негативным воздействиям. Несформированность этой грани субъектности у некоторых талантливых людей обозначается в быту как их «душевная ранимость».

Индивидуальность это качество человека как оптимально организованной, саморегулирующейся автономной системы. В плане развития – это предел совершенства и абсолютный эталон, к которому человек может стремиться. Примеры приближения к нему дают вошедшие в историю носители человеческого совершенства. В плане существования индивидуальность конкретна: это единство всех уровней и сторон человеческого бытия. Специфичны для этого уровня духовные качества: разум, воля и чувства человека.

Разум – высший инструмент человеческой ориентации в мире; воля – высший инструмент человеческой саморегуляции; и чувства – высшая форма человеческих субъективных отношений к действительности.

В психологическом плане индивидуальность раскрывается в форме духовности.

Духовность – индивидуальный уровень психической организации; опыт теоретического, в частности, семиотического освоения действительности; инструмент ориентации и самосохранения в мире значений и смыслов, имеющих социокультурную, антропоцентрическую природу. Вопреки обиходным представлениям, качество духовности не сводится к религиозному сознанию, хотя духовность и зародилась в его недрах. Духовная жизнь обобщает все предыдущие уровни психической организации человека и все национально- и культурно-своеобразные течения теоретической мысли. Духовная жизнь человека инвариантна для различных языков и культур.

 

3. Блáга

Блага. Говоря о них, имеют в виду то, к чему человек стремится; то, что удовлетворяет человеческие потребности.

На уровне организма удовлетворяются витальные потребности. Это самосохранение (поддержание баланса обменных процессов – по веществу, энергии и информации) и сохранение вида: сексуальные и родительские потребности.

На уровне личности удовлетворяются социальные потребности: быть в контакте с себе подобными, обращать на себя их внимание, быть принятым, получать подкрепления своей активности, иметь позитивную перспективу своего развития в межчеловеческих отношениях разных уровней.

На уровне персоны (частного лица) удовлетворяются личные потребности: в уединении, в личном пространстве и времени, в личной собственности, в личных интересах, занятиях и увлечениях, в личных предпочтениях и выборах.

На уровне субъекта удовлетворяются потребности человека в практической деятельности, в преодолении сопротивления внешних обстоятельств при стремлении изменить их, преобразовать их так или иначе (конструктивно или деструктивно). А также – в сопротивлении негативным внешним воздействиям, в стремлении устоять вопреки их влиянию, несмотря ни на что.

На уровне индивидуальности удовлетворяются высшие потребности человека: в саморазвитии, самовыражении, самоутверждении, самоотождествлении (самоидентификации). – Причём, в пределе, это выходит в сферу духовной практики: когда распознаются, соотносятся и созидаются смыслы и значения человеческого бытия: и своего собственного, и других людей, с выходом на предельно широкие обобщения.

Человековеды-гуманисты говорят о возвышении человеческих потребностей: от индивидных (витальных) до индивидуальных (духовных). Также приходится слышать о том, что насущные блáга свидетельствуют о качестве жизни – и отдельных людей, и групп населения в различных странах и социальных группах. На этом отношении между людьми и благами базируется, в частности, и квалиметрия образа жизни в различных странах: по «Индексу развития человеческого потенциала». (URL: http://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info ).

 

4. Отношения

Под отношением, в общем, будем понимать качество (или определённость) любого отдельного взаимодействия в паре объектов; взаимодействия, выделенного среди множества иных взаимодействий. В нашем случае выделяются отношения людей и благ. Их главные общие виды (качества) по сферам человеческой жизни – это потребление, распределение и производство.

Потребление благ. Перечислим его основные формы.

На уровне индивида потребляются (используются), прежде всего, условия для бодрствования и для сна (для активной и пассивной жизнедеятельности организма). Потребляются также жидкости (вода и её производные) и пищевые продукты, а также возможности для движения и впечатлений, в том числе – в формах сексуального и родительского поведения.

На уровне личности потребляются возможности для взаимодействия с себе подобными (для общения) и для совместной деятельности в игре, учении, познании, труде. Человек получает (и, как следствие, проявляет) участие и внимание, игнорирование и/или принятие, стимулирование и/или торможение, поощрение и/или наказание. Полноправное включение в общественные отношения предполагает потребление особых форм взаимодействия. Предметами потребления становятся отношения взаимной зависимости (ответственность и требовательность) и другие объективные отношения: партнёрства и соподчинения, сотрудничества и соперничества, помощи и… вредительства.

На уровне персоны потребляются возможности для личной (или свободной) активности. В частности, потребляются: возможность занимать свободное пространство и время, иметь личные вещи (собственность), иметь хобби, свободно выбирать повседневные занятия и формы заработка средств для существования. (Сейчас у нас становится распространённой жизненная позиция – «быть фрилансером: не иметь договора о постоянной работе»…). Предметами потребления становятся также личные отношения: симпатии и антипатии, привлечения и отторжения, авторитетности и уничижения.

На уровне субъекта потребляется информация о неопределённостях, о противоречиях и о возможностях для их преодоления.

На уровне индивидуальности потребляются проявления субъективных смыслов и объективных значений происходящего.

Распределение благ. На уровне индивида – это родительское поведение, прежде всего, материнское, по обеспечению жизнедеятельности ребёнка.

На уровне личности – это участие в общественном разделении труда и, как следствие, – обладание какой-то долей общественного продукта, которая (в тенденции) должна соответствовать общественной роли и функциям человека, его вкладу в производство этих самых благ.

На уровне персоны происходит перераспределение благ, находящихся в распоряжении каждого данного человека, который поступает с ними по собственному усмотрению. Если же у окружающих появляется сомнение в логичности и целесообразности поступков этого человека, то они ставят вопрос о его дееспособности и обращаются по этому поводу в органы социальной защиты и опеки.

На уровне субъекта человек участвует в распределении и перераспределении благ в форме преодоления возникающих при этом противоречий, в форме решения определённых задач, в том числе занимаясь благотворительностью, участвуя в волонтёрских движениях, в правозащитной и/или политической деятельности.

На уровне индивидуальности участие человека в распределении и перераспределении социальных благ предполагает осмысление складывающегося при этом положения вещей, выявление возникающих противоречий, объективных и субъективных, и выработку решений по оптимизации происходящего.

Производство благ. На уровне индивида человек делает всё, что от него зависит, для оптимизации собственной жизнедеятельности, для сохранения и поддержания здоровья и, по возможности, даже для его улучшения.

На уровне личности активность человека по производству и воспроизводству социальных благ в быту и на работе распространяется на всё, что его окружает, и на всех окружающих его людей. Как минимум – при непосредственном взаимодействии, как максимум – и при взаимодействии, опосредованном пространством и временем. И обеспечивается это, прежде всего, следованием общим нормам и правилам жизни в обществе.

На уровне персоны человек производит и воспроизводит социальное благополучие, создавая и поддерживая его для себя и своих близких, в своём доме и вокруг него.

На уровне субъекта человек в оптимальном случае является творцом, созидателем различных благ и для себя, и для других, и для самого творчества – как процесса и как его результатов.

На уровне индивидуальности человек продуктивен в своей духовной работе. Продуктивен в распознавании смыслов и значений, в их соотнесении (для установлении истины) и в созидании новых смыслов и значений, отвечающих возникающим жизненным ситуациям. При этом человек гармоничен, руководствуется нравственным императивом и не допускает агрессии в отстаивании даже самых правильных истин. Ведь «как только у проповедника добра на губах появляется пена, рождается зло» (Г. С. Померанц (1918-2013)).

Таким образом, анализ ситуации социальной работы и её главных компонентов раскрывает перед нами открытое множество качеств, которыми обладают эти, существенные для нас объекты действительности. Важно уметь ориентироваться в таких множествах, выделять ситуативно главные качества и использовать их в качестве оснований при социальной квалиметрии. Для этого мы будем опираться на базовые качества любой отдельности и на их конкретизацию. Для этого мы будем также исходить из анализа фактических жизненных ситуаций.

_____________________________

 

Вопросы по «ЛК-3. Качества социальных объектов»

1. «1. В число комп-ов любой ситуации соц. работы входят:

1а. …; (Кто?).

1б. … ». (Что?).

2. «2. Любой соц. объект имеет …». (Какие качества?).

3. Раскройте оба варианта такого качества как пол в его современном социальном отображении – в форме гендерных представлений:

«3а. Думаю, что женственность раскрывается …».(В чём? В каких особых качествах?).

«3б. А мужественность раскрывается …». (В чём? В каких особых качествах?).

4. «4. В оптим. случае компетентный соц. работник …». (Какие качества имеет?).

5. «5. Думаю, что в соц. помощи нуждаются, как правило, …». (Кто? Носители каких качеств?).

«5а. П.что …». (Почему?).

6. «6. Думаю, что при удовлетворении своих потребностей нуждаются в проф. посредничестве (в участии соц. работника) … ». (Кто? Носители каких качеств?).

«6а. П. что …». (Почему?).

7. «7. Участие соц. работника (проф. посредничество) …». (Что даёт?).

8. «8. Думаю, что возвышение потребностей зависит … ». (От чего?).

9. «9. Думаю, что по отношениям между людьми и благами можно судить, в общем, …». (О чём?).

«В частности же, можно судить:

9а. по потреблению благ – …; (О чём?)

9б. по распределению благ – …; (О чём?)

9в. по производству благ – … ». (О чём?)

______________________________