ЛК-2. Определение базовых понятий учебной дисциплины СКОКСУ

К базовым учебным понятиям относятся понятия, задающие и раскрывающие предметную область учебной дисциплины. Эти понятия берутся из понятийного аппарата науки, из понятийного аппарата образовательного направления и специализации (или профиля), опираются на них, включают в себя их материал, формируются из этого понятийного материала. Снова перечислю словосочетания, из которых складывается формулировка названия нашей учебной дисциплины. Это функциональные значащие единицы, фиксирующие для нас базовые понятия учебной дисциплины: социальная квалиметрия, оценка качества, стандартизация услуг. Возьмём эти единицы в качестве вопросов лекции. И начнём с исходных определений. Итак, вопросы лекции:

1. Исходные определения

2. Социальная квалиметрия

3. Оценка качества

4. Стандартизация услуг

1. Исходные определения

Виктор Михайлович Аллахвердов (р. 1946) в своей книге «Сознание как парадокс» обобщил фундаментальные законы познавательной деятельности (СПб.: «Изд-во ДНК», 2000. – 518 с.). Один из этих законов гласит: «все знаки – и синонимы, и омонимы одновременно». Аллахвердов называет этот закон «лингвистическим» (с.445). По-моему, лучше всё-таки называть его «семиотическим». – Потому что этот универсальный закон распространяется на все (!) знаковые системы в человеческой практике. А лингвистический контекст для собеседников раскрывается через сочетания слов в пары и через объединения слов в формулировки высказываний в заданных условиях беседы. И в нашем случае в названии учебной дисциплины вполне очевидно выделяются три пары: «социальная квалиметрия», «оценка качества», «стандартизация услуг».

Но вспомним о познавательной роли определения. Зачем оно нужно? Что оно делает?.. Осознание чего бы то ни было начинается с его выделения среди всего прочего. И в речи это делается посредством указания («это», «то») и посредством называния. А предкам нашим потребовались тысячелетия отвлечённых размышлений, чтобы прийти к выводу: «В сущность всякой вещи вникнешь, коли правдиво наречешь ея».

Однако только назвать, выделяя некую отдельность среди прочих, на практике познания бывает недостаточно. И тогда название раскрывается (или конкретизируется) посредством определения. В определении, по возможности, учитываются сущностные ипостаси у взятой отдельности – как главные аспекты её бытия для познающих субъектов. И уже эти аспекты становятся ориентирами при последующей конкретизации взятой отдельности, при её дальнейшем осознании, уже в форме характеристики. А характеристика взятой отдельности имеет самые различные формы: нарратив, экскурс, дискурс и т.д. Формы характеристики ограничиваются только ситуативными обстоятельствами познания. По содержанию же любая характеристика полностью зависит от включённости в познавательную ситуацию её участников, с их целеполаганием и компетентностью. Например, познающие могут выделять и обозначать атрибуты взятой отдельности, раскрывать её собственную атрибутивную природу (как порождение каких-то источников), выделять деятельностно-инструментальную природу взятой отдельности (её место и роль в жизни), рассматривать различные факты, иллюстрирующие каждое положение, и т.д.

Для нас в учебной работе по взятой дисциплине, прежде всего, существенно именно определение, занимающее в познании место между названием и характеристикой. Будем исходить из того, что полезные, или «хорошие», определения прямо работают на практику во всех её сферах (кстати, каковы эти сферы?) и удобны в использовании. А это значит, что они удовлетворяют ряду требований к их содержанию и форме. Будем иметь в виду, что по содержанию «хорошие» определения:

(а) фиксируют своеобразие взятой отдельности среди прочих,

(б) фиксируют способ существования (или «механизм») взятой отдельности и

(в) фиксируют место и роль взятой отдельности среди прочих.

Будем также иметь в виду, что по форме «хорошие» определения:

(а) кратки: фиксируют только необходимые и достаточные аспекты взятой отдельности,

(б) понятийны: фиксируют общее и особенное во взятой отдельности,

(б) внутренне непротиворечивы: их компоненты дополняют друг друга.

В нашем случае логическая сумма трёх частичных формулировок включает в себя знаменательные слова, обозначающие шесть объектов. Это шесть отдельностей, существующих вне зависимости от того, будем мы ими интересоваться или нет. В их числе: «социальность», «квалиметрия», « оценка», «качество», «стандартизация», «услуги».

Мы знаем, что слова многозначны и что в любом контексте их многозначность уменьшается. Больше всего это уменьшение происходит при устойчивом употреблении слов в социально типичных практических ситуациях. Значения слов произвольно уточняются собеседниками и, прежде всего, в профессиональных, в научных и в образовательных условиях их использования. Тогда (в пределах контекста!) появляются термины: слова, в значении которых преобладает ситуативно-функциональный (прагматический) аспект с акцентом уже не на общем, а на особенном или даже на их единичном содержании.

Для интуитивного читателя смысл каждого слова в названии подсказывается значением остальных слов в названии, а в пределе – всей ситуацией словоупотребления. В нашем случае смысл слов в названии подсказывается местом учебной дисциплины СКОКСУ среди других дисциплин в образовательной программе направления и специализации (профиля). Для каждого из шести слов, раскрывающих название этой дисциплины, контекст самого названия задан пятью остальными словами. При научном подходе значения и смыслы слов и выражений опосредствуются также предметом этой науки – системой понятий о действительности. Будем искать «хорошие» определения, которые будут помогать нам разбираться в существующем положении дел. Будем при этом опираться на словарные определения и на определения в научных текстах. Будем отталкиваться от того, что нам предлагает Интернет и будем продвигаться к «хорошим» определениям, руководствуясь психологической теорией, методологией и практикой в различных её формах, культивируемых на психолого-педагогическом факультете.

 

2. Социальная квалиметрия

Начнём свои поиски подходящих определений с социальности.

Социальность , в дословном переводе на современный русский язык, – это общественность как сущность собственно человеческого бытия. Однако практика употребления обоих слов, «общественность» и «социальность», предполагает выделение у них специфики, которая порождена этой практикой и которая раскрывается в их семиотике.

Владимир Иванович Даль (1801-1872) всемирно известен как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Даль указал на французские корни слова « социальность» и определил обозначаемое им как «общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношенья и обязанности гражданского быта, жизни». (Даль В. И. Толковый словарь. М.: Русский язык , 1978).

По содержанию определение Даля конкретизирует общее и особенное у выделенной стороны действительности: «общественность, общежительность» и «гражданственность». В определении Даля обозначены и способ существования «общественности» (как «отношения и обязанности»), и её инструментальная роль: обеспечение «взаимности» в «быту, жизни»...

По форме здесь девять слов, которые фиксируют общее (общественность жития, взаимность отношений) и фиксируют особенное: гражданственность и соответствующие обязанности, быт. Выделенные аспекты и компоненты согласуются друг с другом.

Философ Виславий Иванович Зорин (р.1932) предложил своё определение «социальности». «Социальность – совокупность приобретённых человеком свойств, способствующих его жизнедеятельности и инкорпорации всоциум. Социальность – субъективный подход к процессу социализации. Однако социальность нельзя понимать как процесс самообразования и воспитания: термин более всего подходит для выражения ценностей, приобретённых человеком непосредственно от социальной группы, и выразителем которых он стал. Понятие социальности описывает ситуацию, при которой актор действует непосредственно от лица группы, представляет её интересы, ценности, нормы». (Зорин В. И. Евразийская мудрость от А до Я: философский толковый словарь. — Алматы: Создiк-Словарь, 2002. – 408 с.).

Определение профессора Зорина содержит, прежде всего, констатацию наличия приобретённых свойств у человека, живущего среди людей, – свойств, которые выражают межчеловеческую общность и способствуют выживанию каждого человека.

По форме предложенное определение состоит из 61 слова. Причём общее в определении «социальности» здесь сводится к частным моментам. Это и «совокупность» (т.е. «куча») свойств у человека. Это и «субъективный подход к (…) социализации» (?). Это и «выражение ценностей». Это и «действия» человека «от лица группы», и это даже «ситуация», в которой «действует» человек… Получается, что вместо определения атрибута «социальности» профессор Зорин предложил нам примеры, иллюстрирующие проявления этого атрибута.

В рамках нашей учебной работы по курсу будем исходить из двух самых общих, собственно языковых значений слова. Социальность (или общественность) чего-либо будем понимать, во-первых, как его принадлежность обществу (как его атрибут); а во-вторых, – как его включённость в общество (как его компонент). Такая исходная установка в условиях работы по дисциплине СКОКСУ подводит нас и к особенному пониманию социальной работы. Для нас она будет выступать (в перспективе или уже сейчас) как профессиональное посредничество в различных сферах жизни для нуждающихся в нём людей: в сферах производства, распределения и/или потребления насущных благ. В том числе – в сфере «Социальная защита и социальное обслуживание семей и детей».

А теперь перейдём к определению квалиметрии.

Квалиметрия – это, дословно по-русски, измерение качества. Подробнее: происходит это слово «от латинского корня «квали» (образующего слова qualitas — качество, свойство, характер и qualis — какой, какого качества) и [от] древнегреческого слова «метрео» — мерить, измерять». (Азгальдов Г. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии. – М.: Изд-во стандартов, 1973. С.18). Слово это было предложено в качестве термина авторами процитированной книги, профессионалами в области теории и практики « измерения и количественной оценки качества продукции» (там же, с.6). А позже Г. Г. Азгальдов назвал квалиметрию «областью практической и научной деятельности» по разработке «теоретических основ и методов измерения» и по «количественной оценке качества». (Энциклопедический словарь-справочник «Техническое творчество: теория, методология, практика» / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. – М.: НПО «Информ-Система», 1995.).

Теперь посмотрим на определения слов «качество» и «измерение» порознь.

В общем, языковом значении качество определяется как «то или иное свойство, достоинство, степень ценности кого-нибудь, чего-нибудь». (Краткий толковый словарь русского языка / Под. ред. В. В. Розановой. – 7-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1990. С.77). Здесь в перечислении вариантов нетрудно заметить семантическую последовательность: «принадлежность – положительная принадлежность – принадлежность с разной степенью положительности». Принадлежность сначала констатируется, затем оценивается как положительная, а затем указывается на наличие у неё диапазона («степени») положительности.

Научное понимание качества, близкое к современному его пониманию, было отображено уже в словаре: « Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890 – 1907». (https://ru.wikipedia.org/wiki/). Но важно иметь в виду, что, излагая философские тексты, многие авторы часто сводят реальность к её субъективному аспекту и, тем самым, «воспаряют над реальностью». Не избежал этого и автор статьи в Википедии: «Ка́чество – философская категория (?), выражающая (?) совокупность (?) …». И т.д.

Отвлечёмся от «философской категоризации», от «выражения» и от подспудного стремления многих авторов отобразить взятые ими множества отдельностей как «совокупности», или, что то же на уровне обыденного языка, как «кучи». Выделим семантическое ядро при философской трактовке качества. Таковым ядром является указание на то, что качество «отличает» взятую отдельность «в целом» от других отдельностей и « неотделимо» от неё. Для практики познания исходным является именно различение отдельностей.

В масштабе различения, наряду с качеством любой отдельности, актуальны также ещё четыре её атрибута того же уровня обобщённости. Это пространство, время, энергия и информация (как структурная сложность). Владимир Александрович Ганзен (1927 – 1997) обозначил эти атрибуты как «пентабазис» для описания любой реальности. Правда, на место качества как принадлежности взятой отдельности – или её атрибута – сам Ганзен поместил «субстрат», или носителя атрибутов. (Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. С.46). Но сравнительный семиотический анализ высказываний Ганзена позволяет признать, что для него субстратным, под лежащим, или носителем пяти названных общих атрибутов («пентабазиса») является любой объект, или любая отдельность, существующая вне связи с тем, познаёт её кто-то или нет.

В рамках нашей учебной работы по курсу будем исходить из двух самых общих языковых значений слова «качество» и с учётом его научного значения. Во-первых, качество будем понимать как устойчивый во времени и пространстве атрибут (принадлежность) взятой отдельности, или её определённость. Определённость эта сохраняется при всех изменениях взятой отдельности во времени – на фоне её «самодвижения». С другой стороны, определённость эта выделяет взятую отдельность в пространстве, среди сосуществующих с ней других отдельностей (как «фоновых»). Во-вторых, будем иметь в виду распространённое на практике понимание качества чего-либо – как наибольшую выраженность его совершенства в заданном отношении, или как его эталонность для отдельностей того же рода.

Далее остановимся на измерении.

В общеязыковом плане «измерять» значит «определять величину чего-нибудь». (Краткий толковый словарь русского языка / Под. ред. В. В. Розановой. – 7-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1990. С.72). А в философском плане среди наиболее чётких и гносеологически содержательных формулировок можно выделить такую формулировку: «В конечном счёте измерение сводится к сравнению измеряемой величины с некоторой однородной с ней величиной, принятой в качестве эталона (единицы)». (Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – 590 с.; то же: Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989; http://terme.ru/dictionary/180/word/izmerenie). Или, ещё короче: «…Процесс определения отношения одной величины (измеряемой) к другой, принятой за постоянную единицу измерения». (Глоссарий философских терминов проекта «Distance»; http://terme.ru/dictionary/191/word/izmerenie).

В рамках нашей учебной работы в понимании измерения будем исходить из очевидности словоформы как знака, с одной стороны («из меры»), и из психологической природы соответствующего познавательного действия – с другой стороны. Будем также иметь в виду и обобщение многочисленных формулировок, предлагаемых в различных источниках.

И тогда под измерением будем понимать соотнесение двух объектов, при котором один из них принимается за эталон (за «меру») в некотором существенном плане, а другой объект («измеряемый») получает информативное описание («отображение») посредством первого.

А теперь вернёмся к выражению социальная квалиметрия.

В рамках учебной дисциплины СКОКСУдля нас социальная квалиметрия будет выступать как практика и теория использования подходящих оснований для конкретизации насущных отдельностей общественной природы. В число подходящих оснований для конкретизации входят меры, в том числе – критерии, или, по-русски, «меры оценивания». Среди насущных отдельностей общественной природы в социальной работе выделяются, п режде всего, люди, их блáга, отношения между ними (как объективные связи и субъективные соотношения), а также атрибуты трёх названных отдельностей.

 

3. Оценка качества

Качество мы уже условились в этой лекции понимать двояко.

Во-первых, это устойчивый атрибут взятой отдельности, или её определённость – во времени и в пространстве. Напомню, что определённость во времени предполагает сохранение взятой отдельности при всех изменениях, происходящих с ней от её зарождения до её исчезновения. Эта определённость обеспечивается за счёт внутренней обобщённости (единства) у взятой отдельности. Напомню также, что определённость в пространстве предполагает своеобразие взятой отдельности среди множества других отдельностей, сосуществующих со взятой. И при выделении взятой отдельности как «фигуры» прочие отдельности выступают по отношению к выделенной «фигуре» как «фон». А качество взятой отдельности в этом случае обеспечивается уже её внешней обобщённостью, или, точнее, противоположным полюсом этой обобщённости, а именно своеобразием (или специфичностью) взятой отдельности среди прочих.

Конкретизация устойчивой атрибутивности (или качества) проводится с выделением двух её (или его) базовых форм – с выделением у взятой отдельности её различных свойств и её различных состояний.

Свойство – это устойчивое во времени частное качество. Оно возникает, формируется и проявляется у взятой отдельности в её различных отношениях с другими отдельностями. Свойств у отдельности много: столько, сколько различных отношений с окружающим миром.

Состояние – это преходящее во времени глобальное качество. Оно возникает, формируется и проявляется у взятой отдельности в целом как включённой в наличную ситуацию на правах её компонента. У каждой отдельности различные её состояния сменяют друг друга по мере перехода из одной ситуации в другую.

Принцип реальности предполагает признание происходящего в действительности. Качественная определённость чего бы то ни было дополняется его неизбежной изменчивостью. Единство того и другого обеспечивает существование и развитие каждой отдельности – от её возникновения до её исчезновения (до перехода в иное качество).

Понимание этого нашло себе выражение в двоякой трактовке природы качества, в том числе и в нашей работе в рамках данной учебной дисциплины.

С учётом сказанного становится актуальным также и второй вариант нашего понимания качества. В этом случае качество чего бы то ни было понимается как наибольшая выраженность его совершенства в некотором отношении. Однако наличие вариантов выраженности, а, в общем, наличие диапазона выраженности чего-либо является следствием его изменчивости. Изменчивость – это вторая сторона, обязательный атрибут у любой отдельности как сохраняющейся, как существующей и развивающейся. Причём именно изменчивость любых отдельностей в природе, в обществе, в сфере духа оказывается общим условием для их сохранения.

Конкретизацию происходящих изменений у взятой отдельности также проведём с выделением двух базовых форм изменения – с выделением различных функций и процессов.

Функция – это естественное для существования отдельности, периодически повторяющееся, цикличное изменение (в частности, движение); это изменение имеет начало, середину и конец. Каждая функция «привязана» к некоторой структуре, отправлением которой она является.

Процесс – это непрерывная (во взятом временном диапазоне существования) последовательность взаимосвязанных изменений у взятой отдельности.

Важно подчеркнуть, что любой атрибут у любой отдельности при его конкретизации и на практике, и в теории обнаруживает свою природу и как свойства, и как состояния, и как функции, и как процесса. (Так ли это?.. И как аргументировать сформулированное здесь суждение?..).

На фоне предложенной общей конкретизации качества перейдём к конкретизации оценки. При определении оценки начнём с того, что обратимся к словарям, как это уже делалось ранее.

Оценка – «мнение о качестве, достоинстве кого-нибудь, чего-нибудь». Оценивать – «определять, признавать роль, значение кого-нибудь, чего-нибудь, давать оценку…» (Краткий толковый словарь русского языка / Под. ред. В. В. Розановой. – 7-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1990. С.128).

Википедия сообщает о многозначности слова «оценка» и приводит варианты этих значений ( https://ru.wikipedia.org/wiki/). Вот их примеры.

Оценка (в философии) — способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта.

Оценка (в педагогике) — выраженное в числе мнение преподавателя (другого проверяющего лица) об уровне знаний ученика (о качестве его работы).

Оценка (в экономике) — установление стоимости материальных и нематериальных объектов с учётом прав на них и интересов в отношении их [у] субъектов гражданских прав.

Оценка (в метрологии) — приближённое значение величины или параметра, найденное по экспериментальным [в смысле – «эмпирическим». – Б.Е.] данным.

Оценка эксперта , точнее заключение эксперта при экспертизе (…).

[Оценка – это] процесс [и результат] оценивания, определения количественных или качественных параметров (…).

[Оценка – это] мнение, суждение или отзыв о чём-либо (…).

[Оценка – это] школьная отметка, выставляемая в учебных заведениях (…).

Обобщим это разноообразие.

В собственно психологическом плане существенно, что оценивание чего-либо – это всегда умственное соотнесение его с ценностно нагруженным эталоном. То есть, это суждение познающего о соответствии чего-либо тому, что является значимым, что имеет ценность.

Используемые при оценивании эталоны имеют внешние и внутренние формы существования, которые постоянно переходят друг в друга. Это и формирование психического образа того, что используется на практике в качестве объективной меры (интериоризация). Это и материальное воплощение, овеществлениепредставлений о подходящих мерах (экстериоризация). Внешние эталоны получают телесное и/или символическое выражение и, поэтому, называются объективными. Их наиболее распространённой формой является шкала, или ось, или «лестница». Шкала имеет определённые пределы и дробность (градации, «ступени»), число которых чаще всего находится в пределах 7±2.

Внутренние эталоны субъективны. Это критерии, или меры оценивания, производные от актуального, ситуативного состояния того, что называют «субъективным опытом». С другой стороны, эти меры оценивания производны также и от ситуации-для-субъекта. Или – от субъективной картины того, что происходит «здесь и сейчас». Феноменологически, на уровне сознания, внутренние эталоны обнаруживают себя только через данность объектов субъекту, ибо они определяют (задают) координаты этой данности. (Еремеев Б. А. Оценивание человека: внешние и внутренние эталоны // Психология общения. Энциклопедический словарь / Учреждение РАО «Психологический институт» / Под общ. ред. А. А. Бодалёва. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.85).

В рамках учебной работы по нашей учебной дисциплине будем понимать оценку как измерение с использованием субъективно значимого, ценностно нагруженного эталона. В оптимальном случае эталон при оценивании имеет ситуативно-функциональную природу, то есть извлекается из ситуации познания, а не привносится в неё извне. А оценку качества в рамках учебной работы мы будем понимать и конкретизировать, в общем, как ситуативно-функциональную атрибутивную категоризацию действительности с использованием различных подходящих оснований – субъективных мер и/или объективных шкал.

 

4. Стандартизация услуг

Начнём с определения понятия услуги.

В общеязыковом плане услуга понимается двояко. Во-первых, – как «действие, которое приносит пользу, оказывает помощь (…)». Во-вторых, (только во множественном числе: услуги) – как «работа по (…) удовлетворению чьих-нибудь потребностей». (Краткий толковый словарь русского языка / Под. ред. В. В. Розановой. – 7-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1990. С.216). Таким образом, двойственность значения в общеязыковом плане раскрывается в разных масштабах и с различными акцентами. В одном значении – это ситуативное выделение положительной прагматики у отдельного действия с позиции перцепиента этого действия. В другом случае – это прагматически нейтральное выделение сферы услуг в качестве особой сферы профессиональной занятости (или в качестве социальной работы).

Именно второй вариант значения у слова «услуга», прежде всего, так или иначе конкретизируется в Википедии ( https://ru.wikipedia.org/wiki/).

«Услуга – результат (?), по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействиипоставщика и потребителя (!?), и, как правило, нематериальна (?)».

В Российской Федерации понятие услуги было определено в статье 2 федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 N 157-ФЗ:

Услуги предпринимательская деятельность , направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. (…)

В 2004 году 157-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ. В новом законе определения понятия услуги не даётся (!).

«Налоговый кодекс РФ» вводит понятие услуги для целей налогообложения (!):

Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность (!), результаты которой не имеют материального выражения (?), реализуются (!) и потребляются (!) в процессе осуществления этой деятельности (…)

По Викисловарю в статье « Услуга» фактически воспроизведены общеязыковые значения: «действие, совершаемое в интересах другого, помощь » и «работа, выполняемая для удовлетворения чьих-либо потребностей (...)» (https://ru.wiktionary.org/wiki/ ).

В рамках нашей учебной работы, говоря об услуге, будем понимать её как ситуативно определённую форму социального посредничества, облегчающую жизнь и деятельность тех, кто в таком посредничестве нуждаются. Услуги будем рассматривать как функциональные единицы, или как «живые клетки» социальной работы. (По аналогии с известным определением Льва Семёновича Выготского (1896-1934)…).

Наконец, последнее в нашем перечне базовых учебных понятий – понятие стандартизация.

Слово «стандартизация» является производным от английского standard – норма, образец, мерило, эталон. В Википедии даётся то же самое определение стандарта со следующими дополнениями. Эти объекты «принимаются за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов»; «общепринятый, исторически сложившийся набор правил»; «изделие, служащее в качестве образца»; «в переносном смысле –шаблон, трафарет, не содержащий ничего оригинального».

Стандартизация в Википедии определяется со ссылкой наФедеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ и на « ГОСТ Р 1.0 – 2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения». Формулировка определения состоит из 103-х слов (!?) и выглядит следующим образом:

«Стандартизация – деятельность по разработке, опубликованию и применению стандартов (?!); также деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учётом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач».

Здесь при определении мы встречаемся с элементами прагматической редукции, тавтологии, перечисления частных примеров. И следует отметить, что статья, содержащая это определение стандартизации и её последующую конкретизацию, сопровождается ремаркой о том, что она «должна быть полностью переписана» (https://ru.wikipedia.org/wiki/).

Обобщим содержание приведённой выше формулировки с учётом интересов нашей учебной работы и её психолого-педагогических условий. Будем понимать стандартизацию каксогласованное приведение типичных объектов практики к конечному числу и упорядоченности их определённых форм, которые наиболее приемлемы для их пользователей в заданных обстоятельствах.

И тогда стандартизацию услуг мы будем понимать как типизацию ситуаций и основных форм социального посредничества на профессиональных основаниях в актуальных сферах жизни и деятельности у тех, кто нуждается в таком посредничестве. При этом исходным для нас, в условиях получения образования в РГПУ им. А. И. Герцена, на психолого-педагогическом факультете, становится общий принцип антропоцентризма. Этот принцип предполагает учёт каждого участника взаимодействия из числа вовлечённых во взятую ситуацию – и при познании этой ситуации, и при её преобразовании с целью оптимизации.

Итак, мы с вами ознакомились на уровне предварительных определений с базовыми понятиями учебной дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация услуг». Последующая конкретизация этих понятий планируется с акцентом на их сравнительном инструментальном потенциале и на их ситуативно-функциональном «заземлении» – операциональном и эмпирическом.

_____________________________________

Вопросы по «ЛК-2. Определение базовых понятий учебной дисциплины СКОКСУ»

1. У участников обсуждения одного вопроса (темы) бывает различное понимание одних и тех же слов и выражений. Запишите начало высказывания и завершите его: «1. Чтобы предупредить недоразумения, следует…» Что сделать?

2. Общественность (или социальность) называют сущностью собственно человеческого бытия. Что это значит, с Вашей точки зрения? Начните со слов: « 2. Сущность чел. бытия – …» В чём она? Или: Как она раскрывается, в общем?

3. Слова «работа», «профессия» и «деятельность» имеют различные, но пересекающиеся значения.

А. Дайте краткие определения этих значений и укажите источник(и).

Б. В каких парных отношениях находятся значения трёх взятых слов? (Подсказка: связи – это объективные отношения, а соотношения – субъективные отношения).

В. Что объединяет значения трёх взятых слов? Или: Каково предметное ядро их значений?

«3а. Работа – это …» (Что?); (Ист.: …).

«профессия – это … » (Что?); (Ист.: …).

«деятельность – это …» (Что?). (Ист.: …).

«3б. Работа и профессия связаны …» (Чем?).

«Работа и профессия соотносятся …» (Как?).

«Работа и деятельность связаны …» (Чем?).

«Работа и деятельность соотносятся …» (Как?).

«Профессия и деятельность связаны …» (Чем?).

«Профессия и деятельность соотносятся …» (Как?).

«3в. Работу, профессию и деятельность объединяет …» (Что?).

4. «4. Думаю, что слово «квалиметрия» стали использовать вместо выражения «измерение качества»:

(4а) потому что … » (Почему?);

(4б) для того, чтобы …» (Для чего?).

5. «5а. Качественное своеобразие чего-либо …» (Что делает? Или: Какова его функция?).

«5б. Выраженность качества чего-либо …» (Что делает? Или: Какова её функция?).

6. «Выражение «ситуативная функциональность меры» значит, …» (Что? Или: Каково значение этого выражения?).

7. Верно ли, что «любой атрибут у любой отдельности при его конкретизации и на практике, и в теории обнаруживает свою природу и как свойства, и как состояния, и как функции, и как процесса»? Аргументируйте свою позицию. Начните так: «7. Это верно (Или: Это неверно), потому что …». (Почему?)

8. «8а. Оценка субъективна, потому что …». (Почему?)

«8б. Оценка объективна, если …». (При каких условиях?).

9. Каковы условия, необходимые и достаточные для оценки качества? Начните так: «9.Условия для оценки качества: …»

10.А. Что значит выражение «медвежья услуга»? Б. Какие изменения в формулировке услуги, принятой на прошедшей лекции, соответствуют «медвежьей услуге»?

«10а. «Медвежья услуга» – это …». (Что?).

«10б. Услуга становится «медвежьей», если …» (Что происходит?).

11. «11. Думаю, что стандартизация:

(11а) проводится, если … (При каких условиях?);

(11б) нужна, потому что … (Почему?);

(11в) нужна для того, чтобы … (Для чего?).

____________________________________