ЛК-1. Введение. Определение рабочих понятий учебной дисциплины СКОКСУ

В жизни осознание чего бы то ни было обеспечивается его категоризацией, превращающей любой объект действительности в предмет, или объект-для-себя. Категоризация зависит от степени увлечённости объектом. Выделяя что-то, мы его сначала обозначаем, или называем. Затем мы выделяем его главные (для нас!) ипостаси, или определяем взятый объект. И далее мы конкретизируем его для себя: по мере надобности детализируем, или характеризуем взятый объект «вширь и вглубь». И делаем это до тех пор, пока такая категоризация будет иметь для нас хоть какой-то смысл. А объективно – хоть какое-то значение... И тогда начинается наука.

В рамках нашей учебной работы мы будем иметь дело с понятиями. Мы выделим ограниченный круг общих понятий, определим каждое и постараемся использовать их для решения учебно-исследовательских задач.

Учебная дисциплина «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация услуг» (СКОКСУ) предусмотрена Основной образовательной программой (ООП) подготовки бакалавра по направлению 040400/10 «Социальная работа» (СР)по профилю «Социальная защита и социальное обслуживание семей и детей» (СЗСОСД).

Исходные понятия учебной дисциплины распадаются на две группы. Во-первых, это понятия, раскрывающие предстоящую учебную работу. Во-вторых, это понятия, раскрывающие учебный материал. Первую группу понятий будем называть «рабочими понятиями учебной дисциплины». Именно они рассматриваются в первой, вводной лекции (ЛК-1). Вторую группу понятий, предварительно раскрывающих учебный материал, будем называть «базовыми учебными понятиями». О них речь пойдёт уже во второй лекции (ЛК-2).

Рабочие понятия учебной дисциплины (УД) раскрывают перспективы предстоящей учебной работы. В частности, будем различать цель учебной работы, её объект и её предмет, её задачи, её методы и её средства, её результаты.

Цель – это нужное нам, или то, чего нужно достичь. В психологическом плане – это «образ потребного будущего». Общие цели подготовки бакалавров заданы Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) по направлению 040400 Социальная работа. Там целью названа готовность к профессиональной деятельности (раздел IV) в различных областях (п.4.1), с различными объектами (п.4.2), в различных формах («видах»: п.4.3) с решением соответствующих задач: п.4.4. Для такой готовности следует обладать различными компетенциями (раздел V). В их число включены 20 общекультурных (ОК) и 35 профессиональных компетенций (ПК). Конкретизация всех этих материалов, в том числе компетенций, предусмотренных Стандартом, приведена в «Методических указаниях…».

На фоне общеобразовательных целей общая цель нашей учебной дисциплины (УД СКОКСУ)– активизировать вероятную профессиональную рефлексию у студентов бакалавриата как будущих социальных работников, которые проходят подготовку в системе высшего профессионального образования в условиях психолого-педагогического факультета. Причём, – по профилю «Социальная защита и социальное обслуживание семей и детей». Для этого предполагается:

1) ознакомиться с содержанием базовых учебных понятий, вынесенных в название учебной дисциплины. Предполагается раскрыть основные аспекты научных значений у этих понятий;

2) осознать инструментальность этих учебных понятий – их методологический и методический потенциал – в качестве рациональной основы для дифференцированного и обобщающего осмысления практических ситуаций социальной работы, их основных компонентов и атрибутов (в оптимальном случае – вплоть до моделирования включительно: как формирования структурно-функциональных развивающихся концепций);

3) сформировать установку для самостоятельного (и совместного – в группе) проведения социальной квалиметрии, в том числе оценивания, для осознанного использования, ревизии и оптимизации действующих стандартов в сфере социальной работы, в ситуациях оказания услуг;

4) осознать свою позицию будущего социального работника как профессионала, посвятившего себя служению людям на рациональных основаниях.

Объект – это любая отдельность, существующая вне зависимости от нас – от тех, кто познаёт эту отдельность. Объект любой науки – действительность. Объект нашей УД – это особенные научные понятия о рациональном познании человека в обществе и отношений ответственной зависимости между ними. Это понятия, предусмотренные учебной программой дисциплины СКОКСУ.

Предмет – это объект, попавший в чью-либо сферу деятельности, или объект-для-субъекта. Предмет любой науки – это понятия, раскрывающие её объект. Предмет любой УД, в том числе и нашей,– это личное понимание основных понятий и отношений между ними как их усвоение; иначе говоря, это личное осмысление программного материала. В нашем случае – это то, что студент бакалавриата будет использовать при подходе к действительности; это то, чем студент будет оперировать в актах социального познания.

Задачи, в общем, – то, что нужно делать для достижения цели. Каковы же основные задачи для достижения поставленной цели в предстоящей учебной работе? Их три:

1) это определение исходных понятий дисциплины,

2) это соотнесение используемых понятий;

3) и это использование исходных понятий для ориентировки в действительности при её профессиональном осмыслении. Прежде всего, это ориентировка:

(а) в программном материале учебной дисциплины,

(б) во взятых научных понятиях, методах и фактах,

(в) в выражении своих позиций по данной теме различными авторами,

(г) и, наконец, в психолого-педагогической природе ситуаций социальной работы.

Методы , в самом общем случае, – это способы действий. Общий метод работы по нашей УД– это учебно-познавательная деятельность. Она конкретизируется в форме аудиторной работы (лекций по плану – ЛК=20 часов, практических занятий по плану – ПЗ=32 часа) и самостоятельной работы: по плану – СР=56 часов. Всего – 108 часов.

Предполагаются: (а) получение информации на лекциях и при самостоятельной работе с литературой, а также (б) верификация личных конструктов, формирующихся на этой основе, на практических занятиях и в самостоятельной работе – при выполнении отдельных учебных заданий: при поиске ответов на вопросы и при решении предложенных задач.

Средства , в общем, – это объекты, расширяющие возможности субъекта в его взаимодействии с действительностью. Какие основные средства в нашей работе расширяют возможности студентов при усвоении учебного материала?

Прежде всего, это:

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа. Электронный ресурс:

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.petrsu.ru%2FAbit%2Fdoc_FGOS%2F040400_62_b_socrab.doc&ei=TlgJVNSgKYnfOtjDgLgJ&usg=AFQjCNGA8dk8t1RhbfLVMxgu39-CQk60lA&sig2=fvV0959_SodLmVqXdBCLzw&bvm=bv.74649129,d.d2s&cad=rjt .

- программа УД, которая конкретизируется в её учебно-методических материалах. Это тексты лекций и тексты заданий к практическим занятиям, а также «Методические материалы…». Лекции, задания к практическим занятиям, методические указания и другие справочные материалы, будут доступны на сайтах кафедры психологии человека и кафедры методов психологического познания. Электронные ресурсы:

http://www.humanpsy.ru , далее по ссылке «О кафедре – психология человека» слева в меню «Учебно-методические материалы» см. «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация услуг»;

http://kmpp.ukoz.ru/index/uchebnye_materialy/ - далее по ссылке «Библиотека» см. «Учебные материалы»;

- литература;

- преподаватель;

- регламент;

- сокурсники;

- техническое и, в частности, компьютерное обеспечение;

- расходные материалы.

Начнём конкретизацию обозначенных средств.

Учебный план аудиторных занятий по УД СКОКСУ предполагает лекции (ЛК), практические занятия (ПЗ) и самостоятельную работу (СР) с разработкой следующих тем:

1. Рабочие понятия учебной дисциплины СКОКСУ

2. Базовые понятия учебной дисциплины СКОКСУ

3. Качество: понятие и действительность

4. Измерение: практика и теория

5. Квалиметрия: теория и практика

6. Социальность и социальные исследования

7. Социальная квалиметрия

8. Оценка качества социальных объектов

9. Стандарты и стандартизация: теория и практика

10. Услуги и их стандартизация: практика и теория

Литература по курсу дополняет основное содержание каждой темы и включена в текст рабочей программы. См. также: «Методические материалы…»

Среди основных пособий по курсу могут быть названы:

Квалиметрия: первоначальные сведения. Справочное пособие с примером для АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» : Учеб. пособие / Г. Г. Азгальдов, А. В. Костин, В. В. Садовов. — М.: Высш. шк., 2011. – 143 с.

Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг : учебное пособие / Л. Г. Гуслякова, С. И. Григорьев, Г. В. Говорухина, Ю. А. Калинина, М. Б. Лига, И. А. Щеткина; под ред. Л. Г. Гусляковой. – М.: Издательство Алгоритм, 2011. – 249 с.

Дополнительная литература:

Антонова В. Н. Социальная работа с различными категориями населения. Якутск, 2001.

Беляева Л. А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания.// СОЦИС. – 2001. – № 6. – С. 44 – 53.

Богданов А. А. Тектология (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. – См.:

 

Богданов+Тектология.rar ; http://www.litmir.net/br/?b=89656 и др.

Гладкая И. В., Гутник И. Ю. Диагностические методики готовности выпускников бакалавриата к педагогической деятельности. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 164 с.

Градусова Т. К., Жукова Т. А. Педагогические технологии и оценочные средства для проведения текущего и промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации студентов. – Кемерово: Изд-во КемГУ, 2013. - 100 с.

Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М., 1995.

Каменская В. Г. Современные методы диагностики и коррекции социальных дезадаптаций и аддикций у участников образовательного процесса: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – 272 с.

Королева Н. Н. Психосемантические методы диагностики личности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – 63 с.

Костенкова Ю. А. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития. Монография. – М.: Изд-во «Прометей», 2011. – 140 с.

Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод / пер. с англ. П. С. Куслия. - Челябинск: Социум, 2010; http://www.litmir.net/br/?b=176549&p=1

Самылкина Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения. – М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2012. – 172 с.

Смирнова Т. М. Социальные проблемы в социологии и в социальной работе:

определение, анализ, решение. СПб.: Роза мира, 2005. – 241 с.

Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995.

Худяков А. И. Психология измерений / РГПУ им. А. И. Герцена. – СПб.: ООО «Копи-Р Групп», 2013. – 220 с.

Шабес В. Я. Событие и текст [Текст] / - М. : Высш. шк., 1989. – 175 с.

Шмелёв А. Г. Практическая тестология. Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. – М.: ООО «ИПЦ «Маска»», 2013. – 688 с. Стандарт требований к психодиагностическим методикам (предварительная версия). – http://cc.psytest.ru/ru/Sertifikacija_metodik/Standart_trebovani_k_psihodiagnosticheskim_metodikam

Шмелева Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. М., 2004.

Энциклопедия социальной работы (пер. с англ.). В 3-х тт. – М., 1993.

Юнгхолм С.-Э. Гуманистические ценности социальной работы, 1995.

 

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР), электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Электронные библиотечные системы (ЭБС):

1. iBooks.Ru (ссылка на информационный ресурс: http://ibooks.ru)

2. IPRbooks (ссылка на информационный ресурс: http://www.iprbookshop.ru)

3. Университетская библиотека онлайн (ссылка на информационный ресурс: http://www.biblioclub.ru)

4. ЭБС на платформе издательства «Лань» (ссылка на информационный ресурс:

http://e.lanbook.сom )

5. Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ): создана и

поддерживается как база электронных ресурсов для исследований и образования в области экономики, социологии, политологии, международных отношений и других гуманитарных наук http://uisrussia.msu.ru

6. Электронный каталог книг, диссертаций, газетно-журнальных статей библиотеки

МГПУ: http://www.mspu.edu.ru

7. «Рубрикон»: крупнейший энциклопедический ресурс Интернета,

http://www.rubricon.com/

8. Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки,

http://diss.rsl.ru

9. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов; является уникальным образовательным проектом в русскоязычном Интернете и объединяет в единое информационное пространство электронные ресурсы свободного доступа для всех уровней образования в России. В разделе Библиотека представлено более 17 000 учебно-методических материалов, разработанных и накопленных в системе федеральных образовательных порталов,

а также изданных в университетах, ВУЗах и школах России; http://window.edu.ru/window/library

10. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: полнотекстовая база данных

научных периодических изданий, http://www.elibrary.ru/

11. Интеллект-библиотека IQlib: электронная библиотека полнотекстовых версий

печатных изданий, снабжённая современной поисковой системой, позволяющей обрабатывать большой массив информации с высокой скоростью и эффективностью; электронный каталог библиографических описаний; энциклопедический и справочный аппарат. Постоянно пополняемый фонд электронной библиотеки IQlib в настоящий момент включает более 2000 полнотекстовых цифровых версий печатных изданий. В фонде IQlib представлены как современные издания, так и редкие книги прошлых лет; http://www.iqlib.ru/

12. Library.ru: Информационно-справочный портал при поддержке Министерствакультуры РФ. Включает: Журнальный жанр представлен качественной публицистикой, которая появляется на страницах современных периодических изданий. Читальный зал – многожанровая электронная библиотека текстов; помимо самих текстов произведений, здесь размещена дополнительная информация: аннотации на произведения, портреты и краткие биографии авторов. Ресурсы Интернета: каталоги, обзоры – аннотированные каталоги сетевых ресурсов: интернет-магазинов, сайтов издательств, электронных версий периодических изданий, электронных библиотек художественной литературы. 1-я Виртуальная справка – корпоративная виртуальная справочно-информационная служба, где

любой пользователь может получить ответ на свой вопрос посредством ресурсов Интернета. В работе службы принимают участие специалисты публичных библиотек различных регионов России, Украины и Казахстана: http://www.library.ru/

Роль преподавателя при наличии учебно-методического обеспечения раскрывается как, прежде всего, руководство самостоятельной работой студентов. Это руководство осуществляется в форме: (а) общей ориентации их усилий (в форме созданиявнешней «социальной установки»), (б) обеспечения обратной связи в форме консультаций и (в) подведения промежуточных и окончательных итогов работы по курсу – как текущего и итогового контроля.

Регламент работы по курсу определяется, с одной стороны, учебным планом и, с другой стороны, нормами самоорганизации.

Так, предполагается отработка 26-и аудиторных занятий: 10-и лекций и 16-и практических занятий. На лекциях предполагается учёт включённости в текущую работу – в форме ответов на возникающие вопросы. Работа на практических занятиях имеет групповой характер, поэтому опоздания на практические занятия не допускаются. Опоздавшие, как и отсутствовавшие по каким-либо причинам, отрабатывают аудиторные занятия самостоятельно. Тексты лекций и задания к практическим занятиям будут доступны для студентов в электронном виде. При пропуске занятия оно отрабатывается самостоятельно и сдаётся преподавателю в течение недели после пропуска (в течение трёх дней – после последнего аудиторного занятия по календарному плану: не позже, чем за три дня до последнего, зачётного занятия [его дата: 29.13.2014]). Обязательным является выполнение требований к оформлению и всех протоколов аудиторных занятий (ЛК и ПЗ), и всех самостоятельных письменных работ. Эти требования конкретизированы в четвёртой части «Методических материалов…».

Сокурсники являются естественными посредниками в отношениях студентов с миром, в том числе – посредниками при вхождении в актуальную предметную сферу деятельности. Поэтому в текущей учебной работе совместное выполнение заданий не возбраняется. Люди, обмениваясь впечатлениями и рассуждениями, действительно обогащают друг друга. Приходя к совместному ответу на вопрос или к совместному решению задачи, в протоколе следует отметить в скобках: « Совм. с Имярек». Иногда бывает так, что кто-то ну никак не может ни сам выполнить задание, ни участвовать в обсуждении. В таком случае лучше всего отдаться на волю воображения и просто фантазировать, опираясь на свой опыт и имея в виду, что интуиция может оказаться весьма продуктивной. В крайнем случае, можно просто списать то, что кажется подходящим, снабдив свою запись соответствующей ссылкой в скобочках: «По ист. такой-то». Источником может стать и чья-то публикация, и работа товарища, и даже его подсказка. Отсутствие попытки ответить на вопрос приравнивается к физическому отсутствию на занятии. Само собой разумеется, что оптимальной является, прежде всего, персональная учебная работа.

Компьютерное обеспечение в учебной работе расширяет возможности получения информации – через выход в Интернет. Оно может использоваться также для обработки эмпирического материала, в том числе – при выполнении вычислений.

Расходные материалы. На лекциях для ответов на вопросы потребуется одинарный листок из ученической тетради или листок формата А5 – половинка от стандартного формата А4. На каждом практическом занятии для ведения протокола потребуется двойной листок из тетрадки или свёрнутый пополам лист формата А4. При размашистом, широком почерке потребуются вкладыши в протокол.

Результаты – то, к чему удалось прийти на пути к цели при наличных условиях, имея дело с определённым предметом, решая определённые задачи и используя определённые методы и средства. Общие результаты работы по курсу СКОКСУ характеризуютсяпо содержанию и по форме.

По содержанию оптимальным является достижение поставленных целей. Напомню: для активизации рациональной профессиональной рефлексии предполагается:

(1) ознакомиться с основными аспектами научных значений у базовых учебных понятий, которые раскрываются в программном материале;

(2) осознать методологическую и методическую роль научных понятий как инструментов познания и, в частности, как инструментов осмысления действительности на рациональных основаниях: от анализа до обобщения и моделирования – как формирования структурно-функциональных развивающихся единиц опыта;

(3) подготовиться к самостоятельному (и совместному, с коллегами) проведению социальной квалиметрии, в том числе – к оцениванию, а также готовность использовать и оптимизировать существующие стандарты социальной работы, в том числе – в ситуациях оказания услуг;

(4) осознать собственную позицию будущего социального работника как профессионала, посвятившего себя служению людям на рациональных основаниях, с учётом действительности в её объективных и субъективных аспектах.

По форме предполагается отработка учебного плана и выполнение итоговой (зачётной) контрольной работы. Учитывается текущая и итоговая успешность учебной работы.

В течение семестра оценивается отработка каждой темы. «Весомость» работы определяется четырьмя обстоятельствами. Во-первых, это трудоёмкость темы – в часах работы по учебному плану. Здесь важна включённость студента бакалавриата в работу. Включённость проявляется, прежде всего, как выполнение заданий по ходу учебной работы. Во-вторых, это оформление ответов на вопросы и решения задач в соответствии с условиями работы, обозначенными в инструкции. В-третьих, это активность – в форме вопросов и комментариев по взятой теме. И, в-четвёртых, это усвоение программного материала. Усвоение проявляется в приближении ответов на вопросы и решения задач к эталонным их вариантам. Отработка одного занятия оценивается в 1 балл. За качество работы может быть добавлен ещё один (до одного балла). 52 балла за аудиторную работу приравниваются к 100%. Баллы за самостоятельную работу начисляются сверх этого.

Предусматриваются различные формы аудиторной и самостоятельной работы, которые конкретизированы в пятой части «Методических материалов…». Предполагается, что к итоговой аттестации допускаются студенты, отработавшие учебную программу семестра на 55% и более.

Итоговая успешность учебной работы обнаруживает себя при выполнении зачётной контрольной работы по курсу. Зачётная работа представляет собой выполнение заданий: ответы на вопросы и решение задач по всей программе. Содержание заданий таково, что ответ по каждому пункту требует не более 1-2 мин, а общее время, необходимое для выполнения всей контрольной работы, колеблется в пределах 55-70 мин. Практика такого рода заданий и их выполнения характерна для всех аудиторных занятиях, начиная с первого. То есть подготовка к подведению итогов идёт в течение всего семестра.

Ответ по каждому пункту зачётной работы оценивается по 5-балльной шкале: от нуля до 4 баллов. Отсутствие попытки ответить на вопрос или решить задачу оценивается «минус» четырьмя баллами. Предельная сумма баллов по всем пунктам принимается за 100%. «Удовлетворительной» считается работа, свидетельствующая об усвоении программного материала на 25% и более; «хорошей» – на 50% и более; «отличной» – на 75% и более. При необходимости принимается во внимание «ниво»-эффект: положение отдельных оценок в их общем распределении по группе. Тогда лучшая работа оценивается как «отличная», а остальные рассматриваются, уже исходя из получившегося распределения. Причём сохраняется нижний порог аттестации для зачёта – 25% усвоения программного материала от принятого эталона.

В отличие от допустимой совместной работы в течение семестра, при выполнении итоговой контрольной (зачётной) работы нужно отвечать самостоятельно и без использования каких-либо технических средств. Нельзя использовать ноутбуки, мобильники, прочие гаджеты, а также печатные материалы и ксерокопии. Можно пользоваться своими рукописными материалами – конспектами и «шпаргалками». При этом всё должно быть подписано – иметь персональную авторскую маркировку без замазывания и исправлений.

Разработчики из Министерства образования и науки предложили «взвешивать» отметки в пропорции 60-70% – за текущую работу и 30-40% – за итоговую контрольную работу. В моей практике обе отметки (за текущую работу и за итоговую контрольную) учитываются как простая сумма набранных относительных баллов. Её теоретический максимум – Σ=200, а минимум (для аттестации) – Σ=55+25=80.

Повторю. Работа по учебной дисциплине засчитывается: (а) при выполнении текущей учебной работы с отметкой 55 баллов из 100 возможных и выше и (б) при выполнении итоговой (зачётной) контрольной работы по курсу с отметкой в 25 баллов и выше из 100 возможных. Всего нужно набрать 80 баллов и более из 200 возможных.

Информация по итоговой учебной успешности доводится до сведения студентов группы через три-четыре дня после проведения зачётной работы.

Итак, во вводной лекции определены рабочие понятия учебной дисциплины: её цель, объект, предмет, задачи, методы, средства и результаты. Конкретизация этих понятий ориентирует студентов в том, зачем, что и как предстоит делать в рамках предстоящей учебной работы. На первом практическом занятии (ПЗ-1) предполагается порассуждать о рабочих понятиях учебной дисциплины, об их отношениях и о значении для нас тех и других.

Все учебные дисциплины можно рассматривать как особые отображения различных отдельностей в социальном бытии человека, как модели этих отдельностей на уровне сознания. Среди таких отдельностей – различные компоненты и/или различные грани («сферы») бытия. И в нашем случае это моделирование рационального познания в ситуациях социальной работы, прежде всего, в предметной области защиты и обслуживания семьи и детства.

На следующей лекции рассмотрим базовые понятия учебной дисциплины, включённые в формулировку её названия.

 

Вопросы по «ЛК-1. Исходные понятия учебной дисциплины СКОКСУ»

1. Завершите предложение: «1а. Думаю, что, начиная новое дело, в т.ч. работу по новой учебной дисциплине, сначала нужно определить…» Что? Аргументируйте свой ответ:

«1б. Потому что…» Почему?

2. Предмет учебной дисциплины (УД) парадоксален: он одновременно и меньше, и больше объекта УД. Почему так получается? Дайте аргументированный ответ, формулируя его по аналогии с предыдущим (1-м) и последующими (3-м и др.) ответами.

3. Завершите предложение: «3. Существенным для людей обычно становится …» Что?

4. Будем иметь в виду преобразования объекта и предмета при переходе от науки через систему образования к персональной учебной работе отдельного учащегося. Что Вы можете сказать, в общем, об отношениях между объектом и предметом? Закончите два предложения:

«4а. Объект и предмет связаны между собой…» (Как?);

«4б. Объект и предмет можно соотнести» (Как?).

5. Завершите предложение: «5. Разведение аудиторной и самостоятельной работы …» Что Вы можете о нём сказать, в общем? Подсказка: ответ может быть констатирующим и/или оценивающим и/или интерпретирующим.

6. Завершите предложение: «6а. Эталонное выполнение учебного задания значит, что такое выполнение соотносится с…» С чем? Что фактически является эталоном в процессе образования человека, будь то образование «по жизни», частное образование или посредством каких-либо государственных образовательных учреждений? Аргументируйте свой ответ: «6б. Потому что…» Почему?

7. Лектор Светлана Адоньева, говоря о развитии человека, в частности, сказала: «…На самом деле, мы смотрим на мир не своими глазами, в этом проблема. И не средства массовой информации в этом виноваты, это глубокое заблуждение. Мы смотрим теми глазами, которые нам «вставили» по мере нашего воспитания, образования и взращивания. Эти глаза вставлены, мы ими смотрим, мы ими оцениваем, мы дальше воспроизводим ту реальность, в которую нас поместили». [Адоньева С. Об обрядах перехода, высших потребностях и реальности, которую нужно создать. 17 марта 2014. – Электронный ресурс: http://kinote.info/articles/12318 [Время доступа: 30.03.2014;15:22]].

Завершите формулировки:

«7а. Если этот отрывок лекции органичен (т.е. характерен) для всей преподавательской работы автора, то … (Что можно сказать, в общем, о психолого-педагогической позиции автора?).

7б. Думаю, что автор понимает развитие человека … (Как? Подсказка: в какой парадигме?).

7в. Думаю, что в контексте данного высказывания авторский смысл у слова «образование» – … (Какой? Как автор понимает слово «образование»?).

7г. Потому что … (Почему Вы так решили?)».

8. Завершите предложение: « 8. Думаю, что антропоцентризм как универсальный принцип межчеловеческих отношений при социальном познании проявляется … (В чём?)».

9. Завершите предложение: «9. Конкретизация исходных понятий УД, рабочих и базовых, производится:

(9а) … (Когда? При каких условиях?);

(9б) потому что … (Почему?);

(9в) чтобы … (Для чего?).

___________________________________________________