Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация услуг

В этом блоке расположены материалы занятий Б. А. Еремеева по означенной учебной дисциплине (психолого-педагогический факультет, группа 12-60, направление - социальная работа).

ЛК-1. Введение. Определение рабочих понятий учебной дисциплины СКОКСУ

В жизни осознание чего бы то ни было обеспечивается его категоризацией, превращающей любой объект действительности в предмет, или объект-для-себя. Категоризация зависит от степени увлечённости объектом. Выделяя что-то, мы его сначала обозначаем, или называем. Затем мы выделяем его главные (для нас!) ипостаси, или определяем взятый объект. И далее мы конкретизируем его для себя: по мере надобности детализируем, или характеризуем взятый объект «вширь и вглубь». И делаем это до тех пор, пока такая категоризация будет иметь для нас хоть какой-то смысл. А объективно – хоть какое-то значение... И тогда начинается наука.

Подробнее...

ПЗ-1. Рабочие понятия учебной дисциплины СКОКСУ

Цель занятия – осознание значения и смысла у исходных ориентиров учебной работы, у её рабочих понятий. Для этого на занятии используется семиотическая парадигма: предлагается конкретизировать субъективные аспекты семантики, синтактики и прагматики у рабочих понятий, определения которых были предложены на вводной лекции (ЛК-1). Конкретизация проводится в двух планах: атрибутивном и субстратном.

Подробнее...

ЛК-2. Определение базовых понятий учебной дисциплины СКОКСУ

К базовым учебным понятиям относятся понятия, задающие и раскрывающие предметную область учебной дисциплины. Эти понятия берутся из понятийного аппарата науки, из понятийного аппарата образовательного направления и специализации (или профиля), опираются на них, включают в себя их материал, формируются из этого понятийного материала. Снова перечислю словосочетания, из которых складывается формулировка названия нашей учебной дисциплины. Это функциональные значащие единицы, фиксирующие для нас базовые понятия учебной дисциплины: социальная квалиметрия, оценка качества, стандартизация услуг. Возьмём эти единицы в качестве вопросов лекции. И начнём с исходных определений. Итак, вопросы лекции:

1. Исходные определения

2. Социальная квалиметрия

3. Оценка качества

4. Стандартизация услуг

Подробнее...

ПЗ-2. Базовые понятия учебной дисциплины СКОКСУ

Цель занятия – осознание формулировок базовых понятий для работы в рамках учебной дисциплины СКОКСУ, предложенных на лекции (ЛК-2). В частности, предлагается:

Подробнее...

ЛК-3. Качества социальных объектов

1. Ситуация социальной работы

2. Люди

3. Блáга

4. Отношения 

Подробнее...

ПЗ-3. Ориентирование

Цель занятияактивизация личного опыта в рамках психологической подготовки к освоению новых жизненных ситуаций. Предполагается уменьшить субъективную неопределённость новых ситуаций за счёт осознания её базовых компонентов (их качеств).

Подробнее...

ЛК-4. Измерение при познании различных объектов

Начнём с характеристики того, где и когда появляется измерение (п.1). Затем познакомимся с характеристикой самогó измерения (п.2). Посмотрим также на сложности и трудности познания и измерения психики (п.3).

1. Познание

2. Измерение

3. Психометрия: измерение психики

Подробнее...

ПЗ-4. Измерение личностной позиции

Цель работы на этом занятии – осознать проявления своей личностной позиции. В частности, осознать своеобразие профессиональных отношений, возникающих в условиях социальной работы, в отличие от личных, приятельских или дружеских отношений.

Подробнее...

ПЗ-5. Измерение личной позиции

Цель работы на этом занятии – осознать свою личную позицию, в частности, свой взгляд на природу души (психики) и на ситуацию социальной работы.

Подробнее...

ЛК-5. Квалиметрия: теория и практика

Здесь квалиметрия берётся как наука (теория) и как практика. Во-первых, это раздел квалитологии: науки о качестве. Квалиметрия как её раздел предполагает изучение способов количественного описания того, насколько выражено совершенство взятой отдельности в её сравнении с эталонным вариантом отдельности того же рода. Во-вторых, квалиметрия берётся как практика количественного описания того, насколько выражено совершенство у взятой отдельности в сравнении с эталонным её вариантом. В лекции конкретизируются три вопроса:

Подробнее...

ПЗ-6. Человек для людей: спонтанная самопрезентация

Цель работы – осознание общих, социально типичных форм человеческого самовыражения как неявных сообщений, посланий от человека к человеку. Эти формы самовыражения, эти послания в условиях каждой культуры – и субкультуры – распознаются: обнаруживаются, различаются и опознаются. Иными словами, обозначаются и прочитываются.

Подробнее...

ЛК-6. Социальность и социальные исследования

В названии этой лекции использованы слова «социальность» и«исследование». Начнём с конкретизации того, о чём уже говорилось ранее: во второй и третьей лекциях. Затем выделим общее и особенное у социальных исследований. Итак, два вопроса:

1. Конкретизация социальности

2. Социальные исследования качества: общее и особенное

Подробнее...

ПЗ-7. Самопрезентация социального работника

Цель работы – осознание специфики самопрезентации у социального работника как произвольного, целенаправленного образования, или как формирования своего имиджа. На занятии выделяются вводная часть, две рабочих части и выводы. Начнём с конкретизации самопрезентации в современных условиях.

Подробнее...

ЛК-7. Социальная квалиметрия и оценка качества социальных объектов

Социальная квалиметрия как отрасль новой науки ставит проблемы измерения и, в частности, количественной оценки качества любого вида человеческой деятельности. А как область практики социальная квалиметрия решает эти проблемы. Так, можно сказать, что в организационном плане:

Подробнее...