Смолина Т. Л. Методы осознания и ослабления предрассудков в контексте психологической работы с мигрантами

Психологическая работа с мигрантами на сегодняшний день, как правило, включает в себя две основные стратегии. Первая состоит в оказании психологической помощи в процессе консультирования, а, вторая стратегия заключается в проведении программ тренинга. Формы тренинга тесно связаны с основными проблемами, с которыми сталкиваются мигранты. Среди основных видов тренинга необходимо выделить следующие: тренинг жизненных навыков, тренинг личностного роста, тренинг адаптации, тренинг межкультурной коммуникации. Один из важнейших элементов тренинговой работы не только с мигрантами, но и с людьми, проживающими в поликультурной среде - это осознание собственных стереотипов и предрассудков. Целью данной работы является ознакомление с понятием предрассудка и анализ методов работы с данным явлением.

В психологии предрассудок рассматривается как особый вид социальной установки. Гордон Олпорт (1954) в своей классической работе «Природа предубеждения» под предрассудком понимал антипатию (негативную фиксированную идею), основанную на искаженных и неверных обобщениях. Объектом предрассудка может выступать как группа, так и представитель группы. В самом общем виде, предубеждение1 - это тенденция заранее судить о других людях на основании их принадлежности к группе [5].

В структуру предрассудка как социальной установки входят следующие компоненты: когнитивный, аффективный и поведенческий. Аффективный компонент предрассудка - это эмоции и чувства (что субъект чувствует). Когнитивным компонентом предрассудка является стереотип, т.е. обобщенный образ или «картинка мира в голове человека» (что субъект знает) [6]. И, наконец, поведенческий компонент выражается в реальных действиях субъекта по отношению к группе или представителю группы (что субъект делает).

Согласно теории Г. Олпорта, поведенческий компонент включает в себя пять стадий: 1) вербализация (шутки, оскорбления), 2) избегание, 3) дискриминация (исключение из некоторых сфер жизнедеятельности общества), 4) акты насилия, 5) истребление (уничтожение группы) [5].

На сегодняшний день наиболее известными формами предрассудков и дискриминации (по объекту) являются: расизм, сексизм, гомофобия (негативное предубеждение по отношению к гомосексуальности), эйджизм (предрассудки по отношению к пожилым людям).

Для ослабления предрассудков социальные психологи используют такие механизмы и способы как: осознание и признание предрассудков; контакт между группами, обладающими равным статусом и преследующими общие цели («гипотеза контакта»); специальный метод кооперативного обучения («мозаичный класс»)[2].

В данной работе мы рассматриваем два примера упражнения тренинга, которые направлены на выявление, осознание и ослабление предрассудков. Упражнения могут быть использованы как на семинарских занятиях в рамках учебной деятельности, так и в качестве упражнения тренинга толерантности.

 

Упражнение «Российский экспресс»2.

Цель: выявление и осознание собственных предрассудков.

Оснащение: списки пассажиров для упражнения «Российский экспресс» на отдельных листах.

Перед выполнением упражнения «Российский экспресс» ведущий дает краткую инструкцию: «Каждый из нас время от времени ездит на поездах. Отправляясь в путешествие и покупая билет на поезд, Вы не знаете своих соседей (за исключением тех случаев, когда Ваши попутчики - родственники или друзья). Представьте, что сейчас у Вас есть возможность выбрать себе попутчиков в поездке до Владивостока».

Ход работы.Каждому участнику представляется список пассажиров3.

Список пассажиров

  • Цыганка
  • Явный гомосексуал
  • Скинхед
  • ВИЧ-инфицированный молодой человек
  • Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком
  • Кавказец-мусульманин
  • Человек из деревни с большим мешком
  • Африканский студент
  • Подросток, похожий на наркомана
  • Бывший заключенный
  • Таджик в национальной одежде
  • Милиционер
  • Инвалид со складной коляской
  • Кришнаит
  • Китаец, который ест странно пахнущую еду
  • Афганский беженец
  • Человек, говорящий на непонятном языке

Далее ведущий задает следующий вопрос: «С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?». Участники индивидуально определяют три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбора (5-10 минут).

Затем участники делятся на группы по три человека. Каждая группа представляет собой купе. Если участников четное количество, то некоторые группы можно объединить в четверки или двойки (нестандартное купе). Цель - выбрать четвертого попутчика (предпочтительный выбор) и определить с кем вся группа не поедет (непредпочтительный выбор). Обсуждение в микрогруппах длится 10-15 минут. После этого группа собирается вместе и представляет результаты.

Каждая из групп получает следующее задание: 1) назвать предпочтительный и непредпочтительный выбор по результатам обсуждения в микрогруппе; 2) рассказать об атмосфере, которая была во время обсуждения (были ли разногласия в ходе обсуждения? Если да, то, по какому поводу? Все ли члены группы согласны с окончательным решением?).

Ответы каждой группы ведущий записывает на доске. Подсчитывается результат и определяется лидер среди предпочитаемых и непредпочтительных выборов. Далее следует групповая дискуссия (20-30 минут).

Вопросы для групповой дискуссии:

  • Почему у разных групп ответы оказались разными?
  • Почему иногда ответы всех групп совпадали?
  • Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Какие чувства вы испытываете к этим людям (аффективный компонент установки)? Когда нами руководит страх, когда - брезгливость, когда - неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?
  • Можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях?
  • Может ли кто-нибудь не захотеть ехать водном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?
  • Как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком?
  • Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?
  • Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?
  • Как лучше всего поступать в таких случаях?

Примечание. Этап групповой дискуссии является очень важным, так как он позволяет сопоставить результаты разных групп. Довольно часто в группах расходятся мнения и те или иные пассажиры попадают как в предпочитаемый, так и предпочитаемый выбор. Так, например, группы преимущественно с мужским составом выбирают гомосексуала в качестве непредпочтительного выбора, в то время как девушки называют явного гомосексуала в роли желательного попутчика. Необходимо заострить внимание участников на подобных особенностях при восприятии представителей сексуальных меньшинств. Кроме того, расхождения в группах могут быть обусловлены наличием в составе группы человека, у которого есть положительный опыт взаимодействия с представителями той или иной категорией пассажиров. Например, у одного из студентов может быть друг - бывший заключенный или соседи-цыгане. Здесь преподавателю нужно обратить внимание на роль контакта в ослаблении предрассудков («гипотеза контакта»).

 

Ролевая игра «Предрассудки»4

Цель: предоставить участникам возможность убедиться в том, что ответный отклик на высказывание-предубеждение может ослабить предрассудки.

Оснащение: списки с заданиями и сценариями.

Перед выполнением упражнения ведущий дает краткую инструкцию: «Сейчас мы начнем ролевую игру, направленную на ослабление предрассудков. Это сложное задание, так как ответ на предубежденное высказывание вызывает у собеседника враждебные чувства и заставляет защищать свою позицию. В нашей жизни мы довольно-таки часто слышим откровенно негативные высказывания о группе людей или ее представителе. Как быть в такой ситуации? Как лучше всего ответить предубежденному человеку? Согласно последним исследованиям в области предрассудков, даже одно высказывание против предубеждения может значительно повлиять на реакцию других людей. В то же время, принятие и равнодушие по отношению к предрассудкам увеличивает количество предубежденных мнений. Конечно, данные исследования не говорят нам о том, как нужно отвечать. Сегодня мы попробуем с Вами разные подходы и оценим их результативность. Сейчас мы сконцентрируемся на отработке навыков, позволяющих снизить эмоциональное напряжение и ослабить предрассудок. В этом упражнении есть три роли. Каждый из участников должен попробовать себя в разных ролях. Это роли коммуникатора, реципиента и наблюдателя. У каждой роли есть свое задание. Сейчас нам нужно разбиться на триады и разыграть сценарии, в которых один человек (коммуникатор) высказывает предрассудок, а другой человек (реципиент) отвечает на него».

Задания:

Задание коммуникатора: Выберите сценарий (или придумайте высказывание5) и выскажите предубеждение.

Задание реципиента: Отвечайте на высказанное предубеждение таким образом, чтобы ослабить предрассудок.

Задача наблюдателя: Предоставьте участникам обратную связь. Скажите о том, как в целом проходила беседа, что было эффективным, а что - менее эффективным в диалоге.

 

Примеры сценариев:

1. Высказывание: Не нравятся мне цыгане, потому что они грязные попрошайки и воры.

Коммуникатор: дядя

Реципиент: племянник

Место действия: дом, семейный праздник.

2. Высказывание: Кавказцы-мусульмане - террористы, они всегда распространяли свою веру огнем и мечом.

Коммуникатор: друг

Реципиент: друг

Место действия: одна из улиц города, рядом находится ресторан кавказской кухни

3. Высказывание: Евреи жадные: они захватили все банки и природные ресурсы (добычу нефти, газа, золота).

Коммуникатор: подруга

Реципиент: подруга

Место действия: дома при просмотре программы «Новости» по телевизору

4. Высказывание: Все водители маршруток - чурки, понаехали эти нахрапистые мигранты и отбирают у русских людей работу.

Коммуникатор: пожилая женщина

Реципиент: девушка

Место действия: маршрутное такси

Ход работы. После ознакомления с инструкцией каждой микрогруппе раздаются сценарии и задания для того, чтобы каждый из участников попробовал себя в разных ролях. Ведущему следует сказать о том, что после того, как реципиент ответил на предубежденное высказывание, у участников есть 5-10 минут на дальнейшее развитие диалога. Наблюдатель дает обратную связь после каждого разыгрывания ролей.

Далее группы разыгрывают роли (20-30 минут).

Затем следует дискуссия.

Вопросы для групповой дискуссии:

• Легко или трудно было высказываться против предрассудка?

• Удалось ли Вам избежать конфликта?

• Какое ответное высказывание более эффективно?

• Как лучше всего отвечать - немедленно или выдержать паузу?

• Когда более эффектно звучит ответ - в общественном месте или частной беседе?

• В каких ситуациях было легче переубедить человека?

• Сможете ли Вы теперь вмешаться в подобную ситуацию (с друзьями, членами семьи и незнакомцами)?

Примечание. Дискуссия на эту тему всегда носит эмоциональный характер. Многие участники осознают насколько трудно переубедить другого человека. Кроме того, результатом этого упражнения может быть список возможных коммуникативных стратегий, ослабляющих предрассудки.

Вот некоторые примеры стратегий:

  1. Вместо того чтобы открыто высказать свое мнение в форме утверждения, задайте коммуникатору вопрос. Используйте следующий вопрос: «Вы думаете таким образом обо всех представителях этой группы?»

  2. Можно использовать когнитивный диссонанс для изменения позиции коммуникатора. Пример подобной стратегии: «Мне удивительно слышать такое от тебя. Я всегда думал (а), что ты открытый (свободный от предрассудков) человек».

  3. Скажите коммуникатору о своих чувствах, а не о том, как он должен себя вести. Например, вместо фразы «Ты не должен говорить так» скажите «Меня очень огорчает (печалит, волнует) подобное высказывание». Другие примеры: «Мне неприятно слышать подобное», «Меня оскорбляет такое высказывание». Фразу «Ты не должен говорить так» можно оспорить, а Ваши чувства - никогда!

 

Литература

  1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект Пресс, 1999. - 517 с.

  2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - 560 с.

  3. Мир различий. Сборник упражнений для учащихся общеобразовательных школ. Составители: Александр Аксельрод, Елена Любарская. Версия размещена в Интернет: http://www.tolerance.ru/.

  4. Шихирев П. Современная социальная психология. М.: ИП РАН, 2000. - 448 с.

  5. Allport, Gordon W., 1979, The Nature of Prejudice, Addison Wesley: Reading, Mass.

  6. Lippmann, Walter, 1946, Public Opinion. New York: Harcourt Brace.

  7. Plous S., 2000, Responding to overt displays of prejudice: A role-playing exercise. Teaching of Psychology, 27, 198-200.

  8. Schneider, David J., 1996, "Modern Stereotype Research: Unfinished Business" in Macrae, C. Neil, Stangor, Charles and Miles Hewstone (eds.) Stereotypes and Stereotyping, pp. 419-449, New York: The Gilford Press.

1 Предубеждение и предрассудок - это слова-синонимы.

2 Идея упражнения «Российский экспресс» заимствована из книги: Мир различий. Сборник упражнений для учащихся образовательных школ[3]. Теоретико-методологическая разработка, модификация и апробация проведена нами.

3 Список пассажиров можно варьировать в зависимости от состава группы и целей ведущего.

4 Идея ролевой игры «Предрассудки» заимствована из статьи: Plous, S., 2000, Responding to overt displays of prejudice: A role-playing exercise. Teaching of Psychology, 27, 198-200 [7]. Теоретико-методологическая разработка, модификация и апробация проведена нами.

5 В качестве предварительного задания можно использовать упражнение «дневник предрассудков». В течение недели участники собирают и записывают высказывания, в которых звучат предрассудки в повседневной жизни.

Опубликовано: Русский язык как инструмент интеграции мигрантов в российский социум. Материалы Круглого стола РОПЯЛ, проведенного на базе РГПУ им. А.И. Герцена в рамках Форума русского языка как неродного 30 марта 2007 г. СПб., 2007. С. 91-98.