Смолина Т. Л. Методы активного обучения в работе с понятием «толерантность»

Понятие «толерантность» представляет собой сложный междисциплинарный феномен, который трактуется по-разному.  Цель данной работы  - обозначить основные методы работы с данным понятием на различных ступенях образовательного процесса.  Здесь рассматриваются как авторские модификации (метод «Четыре угла»), так и известные в рамках групповой психологической работы упражнения.  В работе представлено описание авторской методики с рекомендациями по ее использованию и ссылки (в том числе на электронные ресурсы) на методы работы с понятием «толерантность» отечественных психологов.

Упражнение «Четыре угла»

Цели упражнения: 1) ознакомить участников с основными определениями толерантности; 2) дать возможность аргументировать выбор того или иного определения толерантности; 3) развить навыки аргументации; 4) провести дискуссию в малых группах: 5) ознакомить участников с «Декларацией принципов толерантности».

Необходимое время: 40 минут.  Оснащение: листы ватмана или бумаги формата А4 (4 шт.), скотч, ножницы.  Порядок работы: этап 1 - разминочный, этап 2 - практический.

Ход работы.На первом этапе упражнения ведущий дает краткую инструкцию: «Сейчас Вам необходимо вспомнить значимую дату Вашей жизни - день рождения.  Четыре угла в этой комнате (классе, аудитории, помещении) представляют времена года: осень, зиму, весну и лето.  Вам необходимо встать в тот угол, который соответствует Вашему дню рождения».  После того, как участники разошлись по углам, ведущий просит их подобрать четыре аргумента (по количеству углов), обосновывающих привлекательность этого времени года для рождения («почему родиться весной, летом, осенью или зимой - это самое лучшее время года для человека»).  Затем участники в течение 5-10 минут придумывают и обсуждают аргументы в микрогруппах.  После этого, ведущий выслушивает аргументы каждого угла.

На следующем этапе ведущий прикрепляет листы с заранее подготовленными определениями толерантности в соответствующих углах помещения.  Участникам предлагается выбрать угол с соответствующим определением и аргументировать свой выбор, подобрав четыре аргумента в микрогруппах.  Определения толерантности («Декларация принципов толерантности», с. 153):

1.  «Толерантность - это гармония в многообразии».

2.  «Толерантность - это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».

3.  «Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

4.  «Толерантность - это способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнение».

Примечание.Первый этап, с одной стороны,  позволяет участникам лучше познакомиться друг с другом, а с другой стороны, подобрать аргументы на данном этапе значительно проще.  После первого этапа важно собрать участников в центре комнаты для того, чтобы у них не возникало желания остаться в том же углу комнаты с прежними участниками.  Кроме того, у участников данного упражнения возникает вопрос по поводу времен года, а именно: «День рождения соответствует погоде (климатическим условиям региона) или календарю?».  Особенно часто этот вопрос возникает среди иностранных участников.  Рекомендуется соответствовать календарю (т.е. март, апрель, май - весенние месяцы, декабрь, январь, февраль - зимние месяцы и т.п.)

Апробация данного упражнения на группах студентов разных специальностей (психологов, филологов, юристов) показала, что студенты-психологи чаще всего выбирают определение толерантности как «уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Студенты-юристы предпочитают следующее определение: «Толерантность - это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».  В данном определении подчеркиваются правовые основы толерантности, которые зафиксированы в российских и международных документах.

Среди аргументов чаще всего для первого определения толерантности («гармония в многообразии») участники выбирают такой аргумент как краткость.  В определении «толерантность - это способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнение» чаще всего подчеркивается многоуровневость определения (толерантность обозначается как на индивидуальном, так и на групповом уровне).  В случае если один из углов с определением толерантности не выбрал никто, ведущий (преподаватель) защищает позицию данного определения.

В качестве других определений толерантности, которые можно использовать при проведении упражнения «Четыре угла» можно порекомендовать нижеследующие.

«Толерантность(лат. Tolerantia Терпение) - терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо (Словарь иностранных слов, с. 608).  «Толерантность/интолерантность - это специфическое свойство личности (группы), возникающее там и тогда, где и когда в процессах общения и взаимодействия обнажается значимость различий как между отдельными людьми, так и между социальными группами» (Бардиер Г., с. 44). «Толерантность как мирное сосуществование групп людей с различной историей, культурой и идентичностью (Уолцер М., с. 16). «Толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог (Лекторский В., с. 49).

Следует отметить, что после данного упражнения рекомендуется провести упражнение(я) на сплоченность, которые широко представлены в работе К. Фопеля «Сплоченность и толерантность в группе» (2003).

Очевидно, что метод «Четыре угла» можно использовать не только для работы с понятием «толерантность», но и с любым другим понятием или теорией, которое(ая) предполагает многоаспектность и многозначность.

В качестве других методов работы с понятием толерантность можно указать упражнения «Что такое толерантность?», «Эмблема толерантности», «Лукошко», «Пантомима толерантности» (Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д.).  В данных упражнениях основными целями выступают: формулирование научного понятия толерантности, рассмотрение многоаспектности понятия «толерантность», работа с понятием при помощи ассоциативного ряда. В работе этих российских этнопсихологов  наиболее полно представлены упражнения на данную тему («Жить в мире с собой и с другими.  Тренинг толерантности для подростков» // Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д.  Москва: Генезис, 2001).  Электронная версия данного пособия размещена в Интернете на сайте http://www.tolerance.ru/.  Кроме того, в работе с понятием «толерантность» можно использовать разработки других отечественных психологов - Лебедевой Н.М., Луневой О.В., Стефаненко Т.Г., Аксельрода А., Любарской Е. и др.

 

Список литературы

  1. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности.  Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005.
  2. Декларация принципов толерантности / Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М.: Вербум-М, 2003.
  3. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников.  М.: Привет, 2004.
  4. Лекторский В. О толерантности, плюрализме и критицизме Философия, наука, цивилизация.  М., 1999.
  5. Мир различий. Сборник упражнений для учащихся общеобразовательных школ. Составители: Александр Аксельрод, Елена Любарская. Версия размещена в Интернет: http://www.tolerance.ru/.
  6. Словарь иностранных слов.  М.: Рус. Яз., 1988.
  7. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д.  Жить в мире с собой и с другими.  Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2001.
  8. Уолцер М. О терпимости.  М.: Идея-Пресс, 2000.
  9. Фопель К.  Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2003.

Опубликовано: Пути формирования установок толерантного сознания у детей и молодежи в системе образования.  СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. С.156-159.