СМОЛИНА ТАТЬЯНА ЛЕОНИДОВНА

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии человека (до 2014 г.)

Образование:

  • 2001 г.: закончила  РГПУ им. А. И. Герцена по специальности "Психология", квалификация - педагог-психолог
  • 2003 г.: окончила Центральный Европейский Университет (факультет социологии, Варшава, Польша), магистр социологических наук (британская научная степень, университет Ланкастера)
  • 2006 г.: защитила кандидатскую диссертацию, специальность 19.00.05 - социальная психология, тема диссертации: "Особенности этнического самосознания молодежи в зависимости от опыта проживания в инокультурной среде».

Дополнительное образование:

  • 1999 г.: семестр обучения в университете Северной Айовы (США)
  • 2007 г.:  Программа повышения квалификации «Дидактика высшей школы: тестология», РГПУ им. А.И.Герцена (72 часа)
  • 2005 – 2008 гг.: программа летних-зимних научных школ по теме «Социальные идентичности в трансформирующемся сообществе», Новосибирский Государственный Университет
  • 29 сентября – 3 октября 2008 г.: Программа «Гуманитарные технологии в социальной сфере: роль университета в решении региональных проблем» (24 часа), РГПУ им. А.И. Герцена, университет Хельсинки (Финляндия)
  • Июль 2008 г.: Программа «Уроки Холокоста – путь к толерантности» (90 часов), Фонд «Холокост», Яд Вашем (Израиль)
  • Апрель 2009 г.: Программа «Психологические традиции детской субкультуры» (16 часов), СПБГУ 
  • Октябрь 2009 г.: Всероссийская школа молодых ученых «Современная психология: методология, парадигмы, теории», СПБГУ
  • 2010 г.: стажировка на тему «Инклюзивное образование» по программе «Открытый мир» (США)

Профессиональная деятельность:

  • 2004 г. – 2007 г. – РГПУ им. А. И. Герцена, ассистент кафедры психологии человека
  • 2007 г. – 2010 г. – РГПУ им. А. И. Герцена, старший преподаватель кафедры психологии человека
  • 2010 г. - 2014 г. -  РГПУ им. А.И. Герцена, доцент кафедры психологии человека

Научные интересы:

  • Социальная психология
  • Этническая и кросс-культурная психология
  • Кросс-культурная адаптация

Основные публикации:

  1. Симптомы культурного шока: обзор и классификация // Психологическая наука и образование. Электронный журнал.  №3, 2012. С. 150-160. Электронный доступ: http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_3_3028.pdf
  2. Теории этапов кросс-культурной адаптации //  Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. №5, 2012. – С. 267-271.
  3. Социальная поддержка как стратегия преодоления культурного шока //  Социосфера.  Научно-методический и теоретический журнал.  №1, 2012.  – С. 29-34.  Электронный доступ: http://humanpsy.ru/smolina/support
  4. Psychological readiness to formation of professional career among Russian graduates // Acta Humanitas. Kolin, Chech Republic, 2012, №3.  Pp. 47-52.  ISSN 1805 - 2142 (co-authors - Lisovskaya N., Troshchinina E.)
  5. Аккультурация в инокультурной среде: российские визитеры в США/ Материалы Второй Международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии» 26-27 мая 2010 г. 2 том.  Отв. редактор В.В. Гриценко. – Смоленск: Изд-во «Универсум», 2010.  С.242-245. Электронный доступ: http://humanpsy.ru/smolina/accult
  6. Организация работы по формированию установок толерантного сознания в образовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. (в соавт. с Ю.А.Поссель, П.В. Румянцевой). СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. С. 36-47.
  7. Социальная установка. Предрассудок как вид социальной установки // Практикум по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной.  СПб.: Питер, 2008. ( в соавт. с Клециной И.С.) - С. 59 – 71.
  8. Адаптация к инокультурной среде: анализ родственных понятий // Психология человека: интегративный подход. Сборник статей. Санкт-Петербург: Изд-во АНО «ИПП», 2007. – С. 162-167.
  9. Этнопсихология. Учебно-методическое пособие.  СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2006. (в соавт. с Сикевич З.В., Поссель Ю.А., Румянцевой П.В.). – 107 с.
  10. Толерантность как социально-психологический феномен: технологии диагностики и формирования // Технологии формирования политической, этнической и религиозной толерантности: Учебно-методический комплекс. – СПб.: Изд-во РГПУ и. А.И.Герцена, 2007. (в соавт. с Ю.А.Поссель, П.В. Румянцевой). – С. 117 – 168.
  11. Globalization, Integration and Social Development in Central and Eastern Europe: International Round Table for Young Social Scientists from CEE.  Journal of Eurasian Research, Vol. 2, №1, 2004. P. 64.  
  12. Ethnicity: A Critical Analysis of the Concept in the Contemporary World.  Collection of papers of the Globalization, Integration and Social Development in Central and Eastern Europe.  Sibiu, Romania, 2003.  Pp. 259 – 263.

Полный список публикаций Татьяны Леонидовны Смолиной можно найти здесь.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

ПУБЛИКАЦИИ:

Смолина Т. Л. Адаптация к инокультурной среде: анализ родственных понятий

Проблема адаптации людей к другой культурной среде в последние десятилетия стала исключительно важной как в зарубежной, так и в российской науке. Причиной такого пристального внимания, отраженного в многочисленных теоретических и прикладных исследованиях, являются глобальные изменения современного мира. Большое количество миграций и других типов перемещений (туризм, деловые поездки, международные обмены и т.п.) стали на сегодняшний день обычным явлением. В связи с периодом советского «железного занавеса» такое явление как приспособление к инокультурной среде оставалось малоизученным в России и первые исследования на данную тему, ставшие ныне классикой, были проведены за рубежом.

Подробнее...

Смолина Т. Л. Аккультурация в инокультурной среде: российские визитеры в США

Acculturation in a New Cultural Setting: the Case of Russian Sojourners in the USA

This paper presents results of the in-depth interviews conducted in 2009-2010 among ten facilitators (interpreters) of the Open World Program.  Participants of the program (delegates) travel to the USA for a 10-day business visit accompanied by facilitators.  The aim of this research was to analyze short-term acculturation of Russian sojourners.

Аккультурация в инокультурной среде: российские визитеры в США

В данной работе представлены результаты глубинных интервью, проведенных в 2009-2010 гг. среди десяти сопровождающих переводчиков программы «Открытый мир».  Участники программы (делегаты) находятся в США в течение 10 дней в профессиональной поездке вместе с сопровождающими.  Основная цель исследования состояла в том, чтобы изучить опыт краткосрочной аккультурации российских визитеров.

Подробнее...

Смолина Т. Л. Визитеры как особый объект исследования в российской и зарубежной этнопсихологии

Проблема адаптации к новой культуре затрагивает многих людей, и обычно исследователи, занимающиеся процессом аккультурации, выделяют следующие категории объекта исследований: иммигранты, беженцы, временные жители. К временным жителям относятся люди, переезжающие за рубеж добровольно и возвращающиеся на родину. Причем время проживания в иной культурной среде может быть совершенно разным (от недели до нескольких лет). Эту группу людей обычно называют визитерами, так как они временно проживают в другой стране и возвращаются на родину. К этой категории обычно относят студентов, временных рабочих, дипломатов, миссионеров, туристов, участников международных программ обмена и т. п.

Подробнее...

Смолина Т. Л. Демографические и личностные факторы межкультурной адаптации визитеров

В данной статье представлен анализ феномена краткосрочной межкультурной адаптации российских визитеров (временно проживающих в другой стране и возвращающихся на родину). Межкультурная адаптация рассматривается как процесс, благодаря которому человек достигает соответствия с новой культурной средой, а также результат этого процесса. В качестве основной цели работы выступает анализ психологических факторов, влияющих на процесс краткосрочной межкультурной адаптации, что предполагает наличие опыта пребывания в другой культурной среде (на примере США) в течение 10 дней.

Подробнее...

Смолина Т. Л. К вопросу о проблемах межкультурного взаимодействия (на примере шведских студентов)

Проблемам межкультурного взаимодействия в настоящее время посвящается все больше теоретических и прикладных исследований, как в России, так и за рубежом. Современная ситуация характеризуется повышением мобильности и поэтому подобные исследования становятся все более востребованными в рамках различных дисциплин. В данной работе представлены результаты изучения адаптации к инокультурной среде и трудностей межкультурного взаимодействия между визитерами и местным населением.

Подробнее...

Смолина Т. Л. Методы активного обучения в работе с понятием «толерантность»

Понятие «толерантность» представляет собой сложный междисциплинарный феномен, который трактуется по-разному.  Цель данной работы  - обозначить основные методы работы с данным понятием на различных ступенях образовательного процесса.  Здесь рассматриваются как авторские модификации (метод «Четыре угла»), так и известные в рамках групповой психологической работы упражнения.  В работе представлено описание авторской методики с рекомендациями по ее использованию и ссылки (в том числе на электронные ресурсы) на методы работы с понятием «толерантность» отечественных психологов.

Подробнее...

Смолина Т. Л. Методы осознания и ослабления предрассудков в контексте психологической работы с мигрантами

Психологическая работа с мигрантами на сегодняшний день, как правило, включает в себя две основные стратегии. Первая состоит в оказании психологической помощи в процессе консультирования, а, вторая стратегия заключается в проведении программ тренинга. Формы тренинга тесно связаны с основными проблемами, с которыми сталкиваются мигранты. Среди основных видов тренинга необходимо выделить следующие: тренинг жизненных навыков, тренинг личностного роста, тренинг адаптации, тренинг межкультурной коммуникации. Один из важнейших элементов тренинговой работы не только с мигрантами, но и с людьми, проживающими в поликультурной среде - это осознание собственных стереотипов и предрассудков. Целью данной работы является ознакомление с понятием предрассудка и анализ методов работы с данным явлением.

Подробнее...

Смолина Т. Л. Роль международных стажировок в формировании межкультурной коммуникативной компетентности педагога

В современном обществе одной из важных сторон профессиональной подготовки педагога является формирование межкультурной коммуникативной компетентности и толерантности педагога.  Не случайно, в профессиональную подготовку молодых педагогов включены курсы по этнопсихологической тематике для формирования профессиональных компетенций в области межкультурного и межэтнического взаимодействия, применимых на различных ступенях образовательного процесса.  Для педагогов проводятся курсы повышения квалификации, направленные на развитие толерантности и овладение методами формирования толерантных установок у учащихся разных возрастных групп.

Подробнее...

Смолина Т. Л. Социальная поддержка как стратегия преодоления культурного шока

This article presents an overview of the cross-cultural research on the social support as a culture shock coping strategy. Social support is analyzed as one of the major strategies which positively correlates with successful level of adaptation in sojourners.  Major groups of people who can provide social support are categorized based on the criteria of cultural identity and closeness of social ties.

Key words:social support, coping, culture shock, acculturation

Понятие культурного шока вошло в науку в 1954 г. благодаря работе американского антрополога Калерво Оберга, который описывал культурный шок, с одной стороны, как заболевание, а, с другой стороны, как нормальную реакцию человека на непривычную обстановку [9].  С 60-х гг. XX в. вплоть до 90-х гг. ученых, занимающихся проблемой культурного шока, в основном, интересовали такие темы как, симптомы культурного шока и этапы приспособления к новой культурной среде. Об этом, в частности, писал М. Zapf (1991),  по мнению которого, значительное количество работ посвящены факторам, влияющим на успешную адаптацию, то есть выделению потенциальных характеристик (демографических и личностных), способствующих эффективному приспособлению к новой культурной среде [14].

Подробнее...