Сбитнева А. А. Когнитивный стиль «ригидность/гибкость» в структуре межличностного восприятия представителей различных типов субъект-объектных ориентаций

По определению А.А. Бодалева, познание человека человеком «составляет одну из содержательных сторон процесса общения, где личностная сущность человека является предметом психического отражения». [7, с.7] Наиболее важными компонентами структуры межличностного познания являются восприятие и понимание. [2,7] Восприятие и понимание можно воспринимать и как этапы межличностного познания. Межличностное восприятие происходит в непосредственном общении, в форме отражения объективных свойств человека (внешнего облика, поведения, деятельности) и определения на их основе социально-психологических особенностей партнера (первое впечатление). Процесс понимания может быть отложен во времени и происходить с опорой на образ партнера, хранящийся в памяти. Понимание - это «осознание и вербализация познавательного эффекта, выраженного в понятиях и суждениях». [7, с. 25] Процесс познания людей друг другом результируются в целостном представлении о личности партнера (способности, характер, интересы, ценности, социальные и межличностные роли, стиль поведения и др.)

В ходе изучения межличностного познания было показано, что в процессе межличностного познания отражение объекта не всегда бывает точным, не всегда адекватным, но оно всегда субъективно. Чем определяется субъективность межличностного познания? Прежде всего, характеристиками самого субъекта познания.

Мы полагаем, что можно выделить две характеристики субъекта познания, в наибольшей степени влияющие на процесс межличностного познания: 1)  свойства восприятия субъекта (детерминируют непосредственное восприятие); 2) личность познающего субъекта (детерминирует понимание).

Интегральной характеристикой, отражающей особенности восприятия человека, является когнитивный стиль (КС). По определению М.А. Холодной, когнитивные стили - это «индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего». [9, с. 38]

Выделяют более двух десятков различных когнитивных стилей. В данной статье мы рассматриваем как характеристику межличностного познания один из них - ригидность/гибкость.

Первые исследования когнитивного стиля «ригидность/гибкость познавательного контроля» относятся к 30-50 гг. 20 в. в зарубежной психологии (J. Stroop, R. Gardner) и к 70-м гг. в отечесвенной (В.А. Колга) [9] Результаты изучения ригидности/гибкости когнитивной сферы на данном этапе обобщила М.А. Холодная: когнитивный стиль «ригидность/гибкость познавательного контроля» «имеет прямое отношение к механизмам интеграции словесно-речевой и сенсорно-перцептивной форм опыта, а также к процессам непроизвольной и произвольной регуляции познавательной активности в условиях их конфликта» при непосредственном восприятии объекта. [9, с. 71]

В современной психологической науке ригидность воспринимается как общесистемное свойство - свойство, описывающее систему «личность человека» в целом. Э.В. Галажинский считает, что механизм ригидности/гибкости проявляется на уровне типов личности. Проблема ригидности личности становится актуальной при смене образа жизни, при сломе жизненных стереотипов. Если говорить о межличностном познании, эта проблема актуальна при смене или расширении круга  общения, в ситуации изменения норм и правил общения, в ситуациях, требующих от человека изменения коммуникативных установок, стереотипов или привычного стиля общения. По словам Э.В. Галажинского ригидность/гибкость - «интегральный, наиболее общий показатель открытости психологической системы», «чем выше ригидность, тем сильнее блокируются каналы выхода во внешнюю среду». [3] Таким образом, можно предположить, что ригидность/гибкость межличностного восприятия и познания является детерминантой его точности, адекватности и полноты. Определение ригидности как системного свойства позволяет предположить, что ригидность/гибкость когнитивной сферы человека влияет на его межличностное восприятие не только на этапе непосредственного общения, но и на этапе интерпретации полученной при восприятии информации и понимания личностей других людей.

Цель данной статьи - описание индивидуальных проявлений когнитивного стиля «ригидность/гибкость» у представителей различных типов субъект-объектных ориентаций.

Концепция субъект-объектных ориентаций разработана Е.Ю. Коржовой. Субъект-объект­ные ориентации характеризуют человека как субъекта жизнедеятельности, отражают особенности общего способа отношения человека к жизни, ко всем жизненным ситуациям, в которых протекает его бытие, а следовательно, и к другим людям как части жизненных ситуаций.  Термин «субъект-объектные ориентации» включает в себя и жизненные ориентации, проявляющиеся в жизненных ситуациях, и смысложизненные ориентации, т.к. в них отражается понимание человеком смысла своей жизни, и ценностные ориентации, поскольку характеризует основные ценности человека. Субъект-объектная ориентация определяется на основании двух измерений: 1. трансситуационное творчество - трансситуационное приспособление; 2. внутренний трансситуационный локус контроля - внешний трансситуационный локус контроля. Таким образом, по сочетанию этих признаков, выделяются четыре типа субъект-объектных ориентаций человека в жизненном пространстве [4,5]:

  • Преобразователь жизненной ситуации (творческий интернальный тип)
  • Гармонизатор жизненной ситуации (творческий экстернальный тип)
  • Пользователь жизненной ситуации (адаптивный интернальный тип)
  • Потребитель жизненной ситуации (адаптивный экстернальный).

 В исследовании приняли участие 280 человек: студенты очно-заочной формы обучения РГПУ им. А.И. Герцена и Петербургского государственного университета путей сообщения в возрасте от 19 до 35 лет.  По данным Е.Ю. Коржовой, примерно половина людей принадлежит к чистым типам [6]. В нашем исследовании выборка составила 134 человека (48% опрошенных), из них - 64 мужчины и 70 женщин. Респонденты распределились по группам следующим образом: группа 1 (Преобразователь) - 33 человека, группа 2 (Гармонизатор) - 39, группа 3 (Пользователь) - 30, группа 4 (Потребитель) - 32.

Тип субъект-объектной ориентации респондента выявлялся с помощью  «Опросника субъект-объектных ориентаций» Е.Ю. Коржовой. [3] Для изучения КС «ригидность/гибкость» использовался Томский опросник ригидности (ТОР), предложенный Г.В. Залевским в 1987 г. Опросник позволяет выявить ригидность как устойчивую генерализованную характеристику когнитивной сферы и поведения человека, охарактеризовать динамику ее развития в течении жизни испытуемого, оценить эмоциональный и рациональный компоненты отношения испытуемого к «новому», его готовность к изменению собственного поведения в соответствии с требованиями жизненных ситуаций. [6]

Для определения индивидуальных различий в проявлении ригидности/гибкости мы провели анализ медиан значений по шкалам ТОР. Для оценки значимости различий между группами, мы воспользовались критерием различия Н-Краскала-Уоллеса (таб.1).

Таблица 1. Медианы значений показателей шкал ТОР

Шкала ТОР

Группа 1

Преобра­зователь

Группа 2

Гармони­затор

Группа 3

Пользо­ватель

Группа 4

Потре­битель

Достоверность различий

Общая ригидность

115

122

129

131

?2=11,9; р=0,0078

Сензитивная ригидность

30

34

31

38

?2=12,1; р=0,007

Установочная ригидность

20

24

29

32

?2=49,5; р=0,0001

Ригидность как состояние

13

14

14

16

?2=3,7; р=0,29

Преморбидная ригидность

30

35

40

39

?2=16,6; р=0,0008

Актуальная ригидность

25

31

34

34

?2=16,3; р=0,001

 Анализ полученных данных  позволил установить, что уровень ригидности значимо различается при переходе от группы к группе по всем шкалам ТОР, кроме шкалы «Ригидность как состояние». Данные показывают, что испытуемые всех групп в определенном психическом и физическом состоянии (страха, утомления) склонны к фиксированному поведению.

Наибольшие различия выявились по шкале «Установочная ригидность», наиболее интересной с точки зрения анализа особенностей межличностного познания. Шкала «установочной ригидности» характеризует установки испытуемого с точки зрения их изменчивости. Установки играют важную роль в межличностном познании: направляют поиск социальной информации, обеспечивают избирательность восприятия.

Гибкими установками обладают типы «Преобразователь» и «Гармонизатор», ригидными -  «Пользователь» и «Потребитель». Опора на предыдущий опыт при обработке новой информации характерна для всех людей, но излишне ригидные установки могут препятствовать рефлексии нового опыта. По мнению Э.В. Галажинского, ригидность установок влияет на саму возможность рефлексии, блокирует работу сознания, обеспечивают излишнюю избирательность восприятия. [3] Можно предположить, что представители «ригидных» типов как бы не видят, не замечают в окружающей социальной среде того, что не согласуется с их установками. Опора только на опыт прошлого поведения будет препятствовать выработке ими новых форм общения и гибкому реагированию в актуальных социальных ситуациях.

Ранее было показано, что жизненные цели «Пользователей жизненной ситуации» узки, прагматичны, конкретны, диктуются потребностями карьеры и других конкретных обстоятельств жизни. Пользователи активны, направлены на достижение успеха, но не создают нового, а адаптивно «встраиваются» в существующие в социальном пространстве системы. Пользователи не сближаются с людьми, используют их в своих целях. [4] Нам представляется, что ригидность установок - органичная характеристика их поведения и общения,  помогающая им воспроизводить их жизненный стиль.

Тип «Потребитель жизненной ситуации» не имеет определенных жизненных целей или не осознает их. Потребителю свойственно поведение «плывущего по течению», крайне пассивное и отрицающее возможность изменить сложившийся способ проживания жизни. Свойственная им ригидность установок помогает игнорировать новый социальный опыт.

Типы «Преобразователь» и «Гармонизатор» проявляют большую социальную активность. Тип «Гармонизатор жизненной ситуации» характеризуется «направленностью к людям», для него важны эмоциональные отношения с другими, он обладает большой способностью к эмпатии. Гибкость установок - еще один механизм, обеспечивающий Гармонизаторам точность, адекватность и полноту межличностного восприятия.

Тип «Преобразователь» имеет активную жизненную позицию, направленную на произведение изменений во внешнем мире. Представители этого типа имеют разнообразные жизненные цели, стремятся к самосовершенствованию как в различных сферах жизнедеятельности, так и в сфере своего внутреннего мира, проявляют желание максимально смореализоваться.  Для них характерна «направленность на дело» и меньшая «направленность на людей».  В.Э. Галажинский пишет, что опора на опыт позволяет человеку не превращать каждую текущую ситуацию в проблемную, не превращать жизнедеятельность в постоянное решение новых задач. [3] Гибкость установок «Преобразователя» позволяет ему осуществлять постоянные акты самореализации, но и усложняет взаимодействие с миром.

Полученные данные можно проанализировать с точки зрения гипотезы «селективной экспозиции информации», согласно которой субъект демонстрирует социальную избирательность в двух случаях: информация отбирается и при наличии очень сильного, и при наличии очень слабого аттитюда на объект. [1] Человек запоминает либо информацию, соответствующую установке, либо противоречащую ей, но игнорирует нейтральную. Это согласуется с данными о проявлении КС «когнитивная дифференцированность» у представителей типов субъект-объектных ориентаций, полученными в этом же исследовании. Представителям типа Преобразователь (крайний субъектный тип) присуща высокая когнитивная дифференцированность, они хорошо видят различия между социальными объектами, их картина социального пространства сложна и многомерна. Представителям типа Потребитель (крайний объектный тип) свойственна низкая КД,  «глобальный», «синтетичный» тип социального познания, упрощенное восприятие социальных объектов.  Представителям типов Пользователь и Гармонизатор свойственно разделять социальные объекты на два противоположных класса. При этом «биполярность» восприятия не зависит от степени когнитивной дифференцированности сознания. [8]

Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальные различия в проявлении КС «ригидность/гибкость» согласуется с общим жизненным стилем представителей различных субъект-объектных ориентаций и, возможно, является элементом присущего им стиля  межличностного восприятия.

 

Список литературы

  1.  Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1999.
  2. Бодалев А.А. Психология общения. - М., Воронеж, 2002. - 320 с.
  3. Галажинский Э.В. Ригидность как общесистемное свойство человека и самореализация личности// Флогистон. URL: http//flogiston.ru/articles/general/galazhinsky (10.01.2011).
  4. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2002. - 334 с.
  5. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. - СПб.: Изд-во РХГА, 2006. - 384 с.
  6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2005. С. 382-388.
  7. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. - СПб.: Речь, 2005. - 324 с.
  8. Сбитнева А.А. Когнитивная дифференцированность как характеристика межличностного познания представителей различных типов субъект-объектных ориентаций// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 198-204.
  9. Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с. (Мастера психологии).

Опубликовано: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. - СПб.: Издательство НИИРРР, 2011. - С. 145-149.