ПЗ-6. Познание человека и его проблем

На предыдущих занятиях мы с вами узнали о выделении психических явлений и уровней души как сущности. Мы узнали также о том, что такое проблемы и ознакомились с примерами научных проблем и с примерами жизненных проблем у учителей.

Цель этого практического занятия– осознать, в общем плане, основные формы и аспекты познания человека и того, что с человеком связано. В работе две части: исходные определения и оценочные суждения о выразительном поведении человека. Завершают работу выводы.

  

Часть 1. Исходные определения

«1. Познание любой отдельности начинается …». С чего?

«2. Начавшееся познание продолжается …». Чем?

«3. Любое познание завершается …». Чем?

«4. Познание отдельных отношений опосредствуется …». Чем?

«4а. Пространственные и/или временные отношения познаются …». Как, в общем?

«4б. Отношения сходства и/или различия, подобия и/или контраста познаются …». Как, в общем?

«4в. Отношения причины и/или следствия, явления и/или сущности, случайности и/или закономерности познаются …». Как, в общем?

5. Распознание чего бы то ни было раскрывается как последовательность обнаружения, различения и опознания. Как Вы понимаете эти действия в контексте курса ПиП?

«5а. Обнаружить что-либо – значит …». Что? «Для этого нужно …». Что сделать?

«5б. Различить что-то – значит …». Что? «Для этого нужно …». Что сделать?

«5в. Опознать что-то – значит …». Что? «Для этого нужно …». Что сделать?

«5г. Обнаружить проблему – значит …». Что? «Для этого нужно …». Что сделать?

«5д. Различить проблему – значит …». Что? «Для этого нужно …». Что сделать?

«5е. Опознать проблему – значит …». Что? «Для этого нужно …». Что сделать?

6. Субъективное отношение человека к чему бы то ни было, как и смысл чего-либо для человека, имеют три универсальных аспекта: познавательный, эмоциональный, регулятивный. Как Вы их понимаете?

«6а. Познавательный аспект субъективного отношения раскрывается …». В чём?

«6б. Эмоциональный аспект субъективного отношения раскрывается …». В чём?

«6в. Регулятивный аспект субъективного отношения раскрывается …». В чём?

 

Часть 2. Оценочные суждения о поведении 
(по: Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2001. – С изменениями).

Предварительная инструкция.

1. В этом задании предстоит дать оценки и самооценки и соотнести их. На целой странице протокола (чтобы поместилось!) сделайте таблицу с семью столбиками по ширине страницы и с 22-я строчками (20-ю рабочими и двумя – на «шапку») по высоте (см. ниже). В первом столбце будут пронумерованные суждения, в пяти столбцах – варианты оценок и в последнем столбце – результаты подсчётов.

2. Затем следует разбиться на пары. Будем считать, что члены пар достаточно хорошо знают друг друга, чтобы каждый мог выступить в роли Эксперта по отношению к другому.

3. Члены пары обмениваются протоколами; каждый Эксперт сначала работает с протоколом своего партнёра. Над таблицей пишется: « Эксперт Фамилия И.О.», – и в скобках оценивается мера знакомства с партнёром, в баллах, из 100 возможных (… баллов). Шкала знакомства: от первого впечатления (0÷20) через представления, достаточные для совместной работы (40÷60), до знания «как себя» (80÷100).

4. Инструкция эксперту. Вы часто общаетесь с … и хорошо знаете его (её) привычное поведение. Пожалуйста, оцените некоторые особенности его (её) поведения в таблице его (её) протокола. Оцените частоту, с которой проявляются эти особенности поведения у ... в общении с Вами и с другими людьми.

5. После этого каждый Эксперт оценивает вероятное поведение своего партнёра, поставив букву «э» в подходящий столбик его протокола. Партнёр, в свою очередь, в это время выступает как Эксперт по отношению к своему Эксперту: оценивает меру своего знакомства с ним и его вероятное поведение.

«Эксперт – Фамилия И.О.(мера знакомства – … баллов)

Суждения

Оценки

|∆|

все-

гда

ча-

сто

ред-

ко

слу-

чай-

но

ни-

ког-

да

1. У него (у неё) бывают «жесты-паразиты», которые мешают в общении, затрудняют понимание его (её) слов и внутренних состояний.

           

2. По Вашему поведению он(а) может понять, как Вы относитесь к происходящему, к другим людям, к событиям.

           

3. В конфликтной ситуации он(а) может сдержать мимику, жесты, которые усиливают неприязнь, вызывают гнев у окружающих, углубляют конфликт.

           

4. Он(а) может по выражению Ваших глаз, по взгляду понять, что Вы хотите о чём-то спросить или что Вы нуждаетесь в поддержке, в сочувствии.

           

5. В различных ситуациях общения, делового и личного, его (её) жесты, мимика, интонации гармонично сочетаются.

           

6. Он(а) умеет без слов, только взглядом привлечь внимание, выразить поддержку или укор.

           

7. Когда Вы чем-то озадачены или удивлены, он(а) понимает это по выражению вашего лица.

           

8. Его (её) жесты, мимика, интонации соответствуют словам, дополняют содержание его (её) речи.

           

9. Своей мимикой и позой он(а) может продемонстрировать, желает или нет общаться, поддержать контакт.

           

10. Если это необходимо, он(а) может сдерживать внешние проявления гнева, недовольства или обиды.

           

11. Когда в Вашем голосе звучит неодобрение или предостережение, он(а) это понимает.

           

12. У него (у неё) бывают некрасивые, непривлекательные, с Вашей точки зрения, позы и движения.

           

13. Он(а) использует мягкие, доверительные интонации, когда хочет вызвать на откровенность, расположить к себе.

           

14. По изменениям в Вашем поведении он(а) умеет определить изменения в настроении, в состоянии в целом.

           

15. При помощи различных неречевых средств он(а) может передать оттенки, нюансы своих эмоций и чувств.

           

16. Он(а) умеет деликатно показать своё доброжелательное отношение к другим: приветливость, симпатию, заинтересованность.

           

17. У него (у неё) есть индивидуальные, неповторимые жесты и позы, понятные другим и выражающие его (её) своеобразие.

           

18. Даже если Вы стараетесь не демонстрировать своё отношение к нему (к ней), он(а) может его понять.

           

19. Попадая в непривычную, незнакомую ситуацию, он(а) бывает скован(а) в движениях, в жестах, в позе.

           

20. Когда Вы расстроены или не расположены к общению, он(а) понимает это.

           

6. Затем члены пары возвращают друг другу протоколы занятия, знакомятся с экспертными оценками и оценивают у себя в протоколе уже СВОЁ выразительное поведение, выставляя букву «я» в подходящий столбик.

7. Оценки и самооценки (О и С) выразительного поведения соотносятся – учитывается их рассогласованность. Для этого выполняются следующие действия.

7а. Присваиваем баллы заданным вариантам временнóй устойчивости поведения: от 4-х («всегда») до 0 («никогда»).

7б. По каждому из 20-и суждений подсчитываем абсолютную величину разницы между баллами «э» (О) и «я» (С) и записываем эту разницу – без знака! – в столбик |∆|.

7в. Складываем содержимое ячеек в столбике |∆| и записываем сумму: Σ|∆| = ?

7г. Суммарная рассогласованность оценок и самооценок может быть в пределах от 0 до 80 (в среднем Σ|∆|  = 40). Что Вы можете сказать о рассогласованности оценок и самооценок (О и С) по своему результату? Начните так:

«Полученный результат …». Какой? (С учётом сказанного выше о диапазоне возможных результатов).

«Это значит …». Что означает полученный Вами показатель суммарной разницы Σ|∆|? Как Вы понимаете его значение?

 

Выводы

«1. Исходные определения нужны …». Для чего?

«2. Оценочные суждения использованы и рассмотрены на занятии, потому что …». Почему?

«3. На этом ПЗ я …». Что делали?

«4. Объект. значение работы на этом ПЗ …». В чём?

«5. Субъект. смысл для меня этой работы …». В чём?

__________________________________________