ПЗ-5. Определённость задач и методов исследования

Цель занятия – осознание определённости двух рабочих понятий в исследовании – понятий «задачи» и «методы». Предлагается дать сравнительную характеристику тому, как эти понятия раскрыты в диссертационных исследованиях восьми авторов. За эталоны при оценке формулировок принимаются рабочие определения, предложенные на лекциях. (См. также: [1]).

В работе три части. В первой части предлагается проанализировать и коротко охарактеризовать предложенные формулировки задач. При этом основания для характеристики берутся студентом по собственному усмотрению. Во второй части ПЗ предлагается проанализировать и оценить формулировки методов – в частности, как более или менее связанные с формулировками задач. И в третьей части ПЗ предлагается оценить рассмотренные формулировки как свидетельства подготовки их авторов к проведению самостоятельных исследований. Завершают работу выводы.

Пример анализа и характеристики двух реальных исследований.

1) Так, например, Икс формулирует задачи своего исследования таким образом:

«1. Провести теоретический анализ ведущих отечественных и зарубежных подходов к проблеме субъективной реальности (…).

2. Разработать психологическую концепцию субъективной реальности (…).

3. Создать психологическую модель развития субъективной реальности в онтогенезе.

4. Практически изучить проявления субъективной реальности на разных этапах онтогенеза.

5. Определить перспективы исследования процесса развития субъективной реальности (…) ».

В данном случае четыре конкретизации из пяти по форме сравнительно логичны. Анализ различных подходов к проблеме, разработка концепции и/или создание модели (как синонимы) и определение перспектив исследования – это вполне определённые действия. Из этого ряда выпадает намерение автора «практически изучить проявления субъективной реальности». Это суждение нельзя рассматривать как формулировку задачи из-за его неопределённости. (См. [1]).

По содержанию самостоятельны первая, вторая и пятая задачи. Третья является частной по отношению ко второй: « модель развития» есть компонент «концепции» того, что развивается…

Другая работа. Игрек формулирует свои задачи следующим образом:

«1. Систематизировать теоретико-методологические и эмпирические исследования профессиональной помогающей деятельности.

2. Определить профессионально важные качества и функции психолога-консультанта с гуманистических позиций.

3. Проанализировать психологические основы подготовки к профессиональной деятельности.

4. Изучить психологические особенности субъектов профессиональной помогающей деятельности.

5. Выявить возможности феноменологического метода для исследования образа профессиональной роли и представленности в сознании ценностно-смыслового и мотивационно-волевого аспектов деятельности.

6. Определить содержание и критерии феномена психологической готовности к выполнению профессиональной роли.

7. Представить концептуальную модель подготовки к профессиональной деятельности.

8. Разработать и апробировать технологический алгоритм специальной процессуально-профессиональной подготовки психолога-консультанта.

9. Реализовать возможности экзистенциально-гуманистического подхода при формировании психологической готовности в контексте специальной процессуально-профессиональной подготовки к профессиональной деятельности психолога-консультанта ».

По форме восемь задач из девяти (за исключением четвёртой) предполагают вполне определённые действия: систематизировать, определить, проанализировать, выявить, представить, разработать, реализовать… Нарушение логики имеет место при формулировке четвёртой задачи: «изучить (…) особенности» профессионалов. Судя по контексту (!), здесь подразумевается выявление соответствующих особенностей.

По содержанию задачи раскрывают последовательность шагов при разработке темы исследования: от упорядочения исходной информации до разработки концептуальной модели и технологии на её основе и до реализации их на практике при профессиональной подготовке психологов-консультантов.

2) При описании методов Икс использовал следующие формулировки.

« 1. Теоретико-методологический анализ базовых психологических, философских, лингвистических и социологических (культурологических) подходов к проблеме субъективной реальности.

2. Метод экспериментальной психосемантики (семантический дифференциал Ч. Осгуда).

3. Психодиагностические методы объективного изучения личности (тест-опросник Г. Айзенка – Epi - в адаптации А. Г. Шмелева, методика изучения локуса контроля Д. Б. Роттера, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, опросник САМОАЛ и методика исследования самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева – МИС).

4. Методы статистической обработки и анализа данных (процедуры кластерного, корреляционного и факторного анализа, t – критерий Стьюдента для независимых выборок и коэффициент ранговой корреляции Спирмена ( rs )).

Математическая обработка данных проводилась на основе современного пакета статистического анализа Statistica 6.0. »

В этом случае по форме то, что должно конкретизировать методы, оказалось псевдопонятиями (по Л. С. Выготскому): аморфными, трансдуктивными, синкретичными. По содержанию можно сказать следующее. В первой формулировке обозначено то, что раньше было сформулировано как задача. Во второй формулировке «методом экспериментальной психосемантики» названа частная методика – методика « семантического дифференциала Ч. Осгуда». В третьей формулировке «методами объективного изучения личности» названы пять опросных личностных методик. В четвёртом случае говорится о методах «обработки и [?!] анализа», а варианты «процедур» рядоположены с показателями… Автор не понял, что программное обеспечение математической обработки является её средством, а не « основой».

Можно сказать, что Икс для решения своих задач использует литературный обзор, сбор эмпирического материала посредством опросных и, в частности, оценочных методик и статистическую обработку материала. В общенаучном плане это – демонстрационный эксперимент, выполненный «по образцу».

В работе Игрека, как говорит автор, «выбор методов определялся логикой исследования и задачами, решаемыми на каждом отдельном этапе». В частности, использован « комплекс взаимодополняющих методов исследования:

1] теоретический анализ монографий, статей и других научных публикаций (…);

2] психологический анализ профессиональной деятельности психолога-консультанта;

3] включенный трудовой метод;

4] диагностические тестовые процедуры;

5] феноменологические методы (фокус-группы, глубинное интервью, эссе);

6] формирующий эксперимент.

7] Для обработки эмпирических данных использовались качественные (феноменологический анализ, контент-анализ) и количественные статистические методы: вариационный кластерный анализ, факторный анализ, корреляционный анализ, определение различий по t-критерию Стьюдента ».

Игрек для решения своих задач, в общем, осознанно использует литературный обзор и теоретическое моделирование на его основе. При сборе эмпирического материала используется интроспекция, тестирование, герменевтика (толкование текстов). При обработке материала проводится его качественное и количественное описание. На основе теоретического конструкта и его эмпирического «наполнения» проектируется профессиональная подготовка психолога-консультанта. Проект практически реализуется.

Можно сказать, что в общенаучном плане имеют место наблюдение, эксперимент и моделирование, которые оказались включёнными в практику профессионального образования и стали фактором его развития.

3) Сравнительная оценка исследовательских позиций.

Икс плохо ориентируется в том, что и как он делает в позиции исследователя. Возможная причина этого – недостаточное внимание к психологической теории и методологии, недостаточная рефлексивность при проведении исследований, в том числе – при выполнении квалификационных работ.

Игрек хорошо ориентируется во взятой предметной области – в целом и при формулировании задач и методов работы – в частности. Понятия используются, в общем, корректно – с учётом их терминологического ядра.

Формулировки исходных понятий обнаружили, что Икс, в отличие от Игрека, глобален, эгоцентричен, синкретичен, самоуверен. Игрек же, в отличие от Икса, гораздо более аналитичен, децентрирован, логичен, объективен. Поэтому можно считать, что Игрек проявил себя более компетентным исследователем, чем Икс.

 

Часть 1. Анализ и характеристика конкретизации задач

Задание:

Проанализируйте и кратко охарактеризуйте каждую формулировку, используя подходящие, с Вашей точки зрения, основания. Общее время работы – до 15 минут.

 

А. Выделены теоретические, методические и эмпирические задачи.

Теоретические задачи:

1. На основе анализа литературы психологического и педагогического содержания определить сущностные характеристики понятия «фрустрация познавательной активности».

2. На основе анализа литературы определить связь познавательной активности с системой ценностно-смысловых отношений личности.

3. Систематизировать позиции зарубежных и отечественных психологов относительно природы, детерминант и механизмов возникновения фрустрации познавательной активности.

4. Определить ситуационные и личностные условия возникновения фрустрации познавательной активности у подростков.

5. На основе анализа психологической литературы обобщить подходы к проблеме конструктивного преодоления фрустрации познавательной активности, обобщить классификации типов фрустрационных реакций у старших подростков.

Методические задачи:

1. Разработать программу экспериментального исследования связи ценностно-смысловых отношений с переживанием и поведением старших подростков в ситуации фрустрации познавательной активности.

2. Подобрать методический инструментарий, адекватный целям и задачам исследования.

3. Определить эмпирическую выборку исследования.

Эмпирические задачи:

1. Провести сравнительный анализ типов реакций на фрустрацию познавательной активности в группах младших подростков, старших подростков и студентов.

2. Выявить особенности поведения старших подростков в ситуации фрустрации познавательной активности в межличностном взаимодействии.

3. Выявить связь поведенческих и эмоциональных фрустрационных реакций старших подростков с ценностно-смысловыми отношениями личности.

4. Выявить связь фрустрационных реакций с устойчивыми поведенческими установками старших подростков (ролевыми, коммуникативными, стратегиями преодоления).

5. Выявить влияние гендерных смысловых установок на поведение старших подростков в ситуации фрустрации познавательной активности.

 

Б. Задачи исследования:

1. Проанализировать различные подходы к пониманию психологической безопасности в отечественной психологической науке.

2. Определить понятие, критерии, показатели психологической безопасности младшего школьника в образовательной среде и способы ее изучения.

3. Теоретически обосновать компоненты и параметры образовательной среды, способные оказать влияние на психологическую безопасность и разработать инструментарий их оценки.

4. Эмпирически выявить влияние факторов образовательной среды начальной школы на психологическую безопасность младшего школьника.

5. Разработать рекомендации по созданию условий обеспечения психологической безопасности младших школьников.

 

В. Задачи исследования:

1. Изучить представления родителей и педагогов ДДУ о проблеме воспитания детей дошкольного возраста в мультикультурном обществе Эстонии.

2. Определить и исследовать структуру и показатели профессионально-личностной готовности педагогов ДДУ к взаимодействию с семьей в мультикультурной образовательной среде и установить уровень ее развития у студентов – будущих педагогов ДДУ.

3. Выявить и описать психологические типы студентов – будущих педагогов ДДУ с разными показателями профессионально-личностной готовности к взаимодействию с семьей в мультикультурной образовательной среде.

4. Разработать и апробировать программу развития профессионально-личностной готовности студентов – будущих педагогов ДДУ к взаимодействию с семьей в мультикультурной образовательной среде Эстонии в период их обучения в вузе и определить результативность экспериментальной работы.

 

Г. Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа научной литературы изучить сущ­ность процесса формирования активности в младшем школьном возрасте и разработать стратегии экспериментального исследования компонентов и ви­дов активности.

2. Выявить уровни развития структурных компонентов и видов активно­сти у младших школьников.

3. Раскрыть организационные и содержательные особенности процесса формирования активности в младшем школьном возрасте.

4. Выявить структурные и динамические особенности активности у младших школьников.

5. Разработать и реализовать в образовательном пространстве МОУ «Начальная школа – детский сад №1» систему формирования активности средствами изобразительной и художественно-практической деятельности в младшем школьном возрасте.

 

Д. Задачи исследования.

1. Изучить состояние проблемы в отечественной и зарубежной психологии с целью выявления научного знания о содержании, структуре и процессе формирования профессиональной Я-концепции.

2. Определить особенности профессиональной Я-концепции учителя.

3. Установить возможности формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей в условиях дистанционного обучения.

4. Проанализировать психолого-педагогические возможности аудиовизуальных технологий в формировании профессиональной Я-концепции будущего учителя.

5. Разработать и апробировать модель формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей в условиях дистанционного обучения.

6. Провести формирующий эксперимент для проверки результативности использования разработанной модели формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей в условиях дистанционного обучения.

 

Е. Задачи:

1. Изучить и сравнить уровни семейной сплоченности, семейной адаптации и удовлетворенности семейным функционированием, показатели внутрисемейных отношений и семейного воспитания в семьях детей с различными вариантами нарушения психического развития и в семьях здоровых детей.

2. Исследовать у родителей детей с нарушенным развитием типы отношения к болезни ребенка, копинг-стили, уровень и параметры конструктивной активности в лечебно-реабилитационном процессе.

3. Проанализировать связи между изученными показателями семейного функционирования и социально-демографическими характеристиками семей для определения мишеней психологической коррекции.

4. Выявить показатели семейного функционирования и социально-демографические характеристики семей, влияющие на конструктивную активность родителей, воспитывающих детей с различными вариантами нарушения психического развития, в лечебно-реабилитационном процессе.

5. Разработать программу дифференцированного психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с различными вариантами нарушения психического развития.

 

Ж. Задачи исследования:

- теоретические – провести аналитический обзор существующих подходов к изучению кризиса идентичности личности, рассмотреть особенности негативной и позитивной идентичности, выявить психологические индикаторы кризиса идентичности и его компонентов, провести аналитический обзор существующих подходов к проблеме жизнестойкости;

- эмпирические – выполнить эмпирическое исследование, направленное на изучение связи жизнестойкости личности и кризиса идентичности у студентов.

 

З. Задачи исследования.

1. Изучить мотивацию учащихся профильных классов, определяющую выбор профиля обучения.

2. Исследовать специфику индивидных, личностных и [, в частности,] речевых характеристик, [в том числе –] вербальной креативности [, у] учащихся профильных классов и охарактеризовать их взаимосвязи с учетом типа мотивации.

3. Выделить детерминанты выбора профиля обучения.

Обобщить полученные результаты в виде психологических «портретов» учащихся каждого профиля и предложить на основании этого практические рекомендации для педагогов-словесников по обучению школьников [в] разных профильных классах.

 

Часть 2. Анализ и характеристика конкретизации методов

Задание:

Проанализируйте и кратко охарактеризуйте каждую формулировку, используя подходящие, с Вашей точки зрения, основания. Общее время работы – до 15 минут.

А. Методы и методики исследования:

Для выявления особенностей реакций старших подростков в ситуации фрустрации познавательной активности были использованы следующие методы:

1. Теоретический анализ психологической литературы, направленный на детальное изучение исследуемой проблемы: анализ различных подходов к проблеме познавательной активности и психологических барьеров деятельности; анализ работ отечественных и зарубежных авторов по проблемам фрустрации и преодоления критических ситуаций; анализ концептуальных подходов к проблеме смысловой регуляции поведения.

2. Методы сбора и интерпретации эмпирического материала – тестирование, сравнительный анализ. В соответствии с поставленными задачами были выбраны следующие психодиагностические методики: «Вербальный фрустрационный тест» Л.Н. Собчик, методика Е.Б. Фонталовой «Свободный выбор ценностей», опросник Б.И. Додонова по изучению эмоциональной направленности личности, опросник «КСК» (Компетентность социально-коммуникативная), методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма.

3. Методы математико-статистической обработки эмпирических данных. Для оценки межгрупповых различий применялись: t-критерий Стьюдента, U- критерий Манна-Уитни, Н-критерий Краскала-Уоллеса, ф-критерий Фишера. Корреляционный анализ осуществлялся методом коэффициент корреляции r-Пирсона. Факторный анализ – с использованием критерия F-Фишера. Методы дескриптивной (описательной) статистики включали в себя оценку среднего арифметического и его средней ошибки. Математическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью стандартных методов статистики с использованием компьютерной программы для статистической обработки данных «SPSS 18».

Б. Методы и методики исследования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ, синтез, обобщение, систематизация; эмпирические – опрос, тестирование, экспертное оценивание; методы обработки – корреляционный, кластерный анализ и однофакторный дисперсионный анализ ANOVA. Обработка осуществлялась с помощью компьютерной программы Basic Statistic 6.0.

Методики: «Шкала виктимизации сверстников и учителей» И. А. Фурманова, «Опросник отношений к близким людям для детей 8-12 лет» М. Линча и Д. Чиккетти, «Методика оценки привлекательности классного коллектива» А.А. Реана, методика «Оценка субъективного благополучия ребенка» Т.В. Архиреевой, «Диагностика школьной тревожности учащихся начальных классов» Т.В. Архиреевой, опросник И.Ю. Кулагиной «Стиль контрольно-оценочной деятельности учителя», ряд авторских исследовательских методик – авторский вариант методики «Проблемные ситуации», «Анкета для младших школьников», «Экспертная оценка педагогом особенностей поведения младших школьников в образовательной среде школы», анкета для родителей «Экспертная оценка компонентов образовательной среды».

В. Методы исследования: теоретические (анализ литературы по исследуемой проблеме); эмпирические (эксперимент, анкетирование, метод экспертных заключений; стандартизированные диагностические методики); методы обработки эмпирических данных: качественные (контент-анализ) и количественные (описательная статистика, корреляционный, сравнительный и кластерный анализ, анализ достоверности различий средних арифметических по критерию t-Стьюдента); организационные (констатирующий и формирующий эксперимент).

Г. Методы и методики исследования. Для решения поставленной цели и задач были использованы следующие методы исследования: сравнительный метод исследования; эксперимент. На этапе сбора фактического материала применялись методы психологического тестирования, экспертных оценок и анкетирование, изучения продуктов деятельности. Применялись следующие методики: методика измерения степени выраженности черт личности Р. Кеттелла, Р. Коана; опросник формально динамических свойств личности В.М. Русалова; экспертиза результатов (продуктов) творческой деятельности младшего школьника и тесты креативного мышления П. Торенса (модификация Е.Е. Туник); опросник для изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой, опросник для определения мотивации достижения успеха и избегания неудачи А.А. Реана; методы математической статистики с применением критериев проверки познавательных гипотез: критерий оценки различий между двумя независимыми выборками – U-Манна-Уитни, критерий сравнения двух зависимых выборок – G-знаков, критерий х2; процедуры корреляционного анализа: корреляционный анализ Пирсона-Чупрова с применением коэффициента взаимной сопряжённости, коэффициент ранговой корреляции rs-Спирмена. Для обработки результатов исследования использовалась программа Microsoft Excel 2000.

Д. Методы исследования. Для достижения и реализации поставленных цели и задач были использованы теоретические методы: анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогического теоретического и эмпирического опыта, изучение нормативных материалов, определяющих требования к подготовке будущих учителей, структурно-функциональное моделирование; эмпирические методы: собеседование, опрос, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты; психодиагностические методы объективного изучения личности; методы статистической обработки и анализа данных на основе качественного, корреляционного и факторного анализов, вычисление процентных соотношений, описательный и индуктивный методы обработки информации.

Е. методы и методики исследования:

1. Клинико-биографический:

- анкетирование и интервьюирование родителей;

- исследование медицинской документации (история болезни ребенка).

2. Экспериментально-психологический метод:

- методика «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3) (Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, адаптированная М. Перре.);

- шкала оценки родительской удовлетворенности семейным функционированием (авторская шкала);

- методика «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллер, О.В. Черемисин;

- опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) В. Юстицкис, Э.Г. Эйдемиллер;

- методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) В.Е. Каган, И.П. Журавлев;

- опросник КПСС (Копинг-поведение в стрессовых ситуациях) Н. Эндлер, Д. Джеймс, А. Паркер, в адаптации Т.Д. Крюковой;

- анкета для оценки конструктивной активности родителей в лечебно-реабилитационном процессе (авторская анкета).

Математическая обработка данных исследования проводилась с использованием пакета прикладных программ STATISTIKA, версия 6.0. Производился процентный подсчет результатов. Достоверность различий показателей определялась при помощи U-критерия Манна-Уитни, Т-критерия Стьдента, Н-критерия Краскала-Уоллиса. Применялся корреляционный и регрессионный анализ для оценки связи и влияния исследуемых признаков. Также для оценки достоверности сдвига (оценка изменения исследуемых показателей после экспериментального воздействия), применялся Т-критерий Вилкоксона.

Ж. Психодиагностические методики:

1. Для изучения кризиса идентичности использовалась методика «Двадцать утверждений» М. Куна и Т. Макпартленда (Twenty statements self attitude Test - Kuhn M, Mc Partland Т., 1966) в модификации Ю.А. Васильевой (Ю.А. Васильева, 1998).

2. Для оценки уровня тревожности личности использовалась методика Дж. Тейлора (J. Teylor) в адаптации Т.А. Немчина (Т.А. Немчин, 1966).

3. Для изучения жизнестойкости личности использовался Тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой и Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.

Для статистической оценки надежности и достоверности полученных эмпирических данных использовались: критерий Колмогорова-Смирнова, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни, процедуры кластерного анализа и многомерного шкалирования. Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью статистических систем «Statistica 6.0» и «SPSS 17.0»

З. Методы исследования. На различных этапах работы использован широкий набор методов, обусловленных общими теоретическими подходами и задачами исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, метод тестирования, метод анализа и экспертной оценки учебно-творческих работ испытуемых.

Выбран следующий набор методик: для диагностики словесного творчества применялась методика Е.Е. Туник «Психодиагностика вербальной креативности». Для изучения личностных характеристик выбран стандартизированный метод исследования личности СМИЛ Л.Н. Собчик (полный вариант), комплекс методов для диагностики моторной асимметрии, предложенный Е.Д. Хомской (включает опросник Аннет, моторные пробы и теппинг-тест), опросник А.П. Чуприкова, ЭЭГ-метод. С целью выявления мотивов выбора образовательного профиля разработана анкета – опросник «Причины выбора профильного класса». В качестве методики контент-анализа письменных текстов использовался лингвистический уровневый анализ текста (Казарин Ю.А, Бабенко Л.Г.).

Экспериментальные данные подвергнуты статистической обработке с использованием программных пакетов Stat Plus, программы точных методов непараметрической статистики StatXact-8, Bayes Factor Calculator, применялся сравнительный анализ, методы непараметрической статистики, корреляционный и регрессионный анализ.

 

Часть 3. Сравнительная оценка выраженности исследовательских позиций

Заполните приведённую ниже таблицу. Ранжируйте рассмотренные исследовательские позиции по предложенным основаниям: (1) определённость задач (их ясность, понятность), (2) определённость методов (их ясность, корректность формулировок), (3) согласованность между формулировками задач и методов, (4) вероятность получения результатов, интересных лично для Вас, (5) подготовленность автора к исследовательской работе – его компетентность в этом плане.

Первый ранг (№ 1) присваивается позиции, имеющей, на Ваш взгляд, преимущество среди остальных позиций по взятому основанию; последний ранг (№ 10) присваивается позиции, которая, по Вашему мнению, наименее соответствует взятому основанию. В оптимальном случае каждая позиция получает свой ранг; лишь в крайних случаях позиции делят между собой соседние места.

Используется таблица с десятью рабочими строками и пятью рабочими столбцами (см. ниже). Строки соответствуют десяти взятым исследованиям, авторы которых обозначены буквами. Пять столбцов соответствуют основаниям, предложенным для сравнительной оценки. Время работы – до 15 минут.

Таблица

Сравнительная оценка выраженности исследовательских позиций (ранжирование)

Маркировка

исследований

Основания для ранжирования

Примечания

опреде-лённость

задач

опреде-лённость

методов

согласован-ность

задач и методов

интерес-ность ре-зультатов

компетент-ность

исследова-теля

А

           

Б

           

В

           

Г

           

Д

           

Е

           

Ж

           

З

           

Икс

           

Игрек

           

 

ВЫВОДЫ

Закончите следующие предложения, затратив на это до 15 минут.

«1. Определённость формулировки задач в исследовании … (Что о ней можно сказать в общем?) В данном случае определённость задач максимальна у автора …, а минимальна – у автора …. Потому что …».

«2. Определённость методов в исследовании … (Что о ней можно сказать в общем?) В данном случае эта определённость больше всего у автора …, а меньше всего – у автора … . Потому что …».

«3. Согласованность задач и методов в исследовании … (Что о ней можно сказать в общем?) В данном случае эта согласованность, на мой взгляд, наиболее выражена у автора …, а наименее выражена – у автора … . Потому что …».

«4. Интересность результатов исследования … (Что о ней можно сказать в общем?) В данном случае, на мой взгляд, наиболее интересными могут быть результаты исследования у автора …, а наименее интересными – у автора … . Потому что … ».

«5. Компетентность исследователя … (Что о ней можно сказать в общем?) В данном случае, по-моему, наиболее проявилась исследовательская компетентность у автора …, а наименее она проявилась у автора … . Потому что …».

6. Каково объективное значение работы на данном практическом занятии (ПЗ) в контексте магистерской подготовки на ППФ? (Начните ответ по аналогии с предыдущими).

7. Каков субъективный смысл для Вас работы на этом ПЗ? (Начните ответ по аналогии с предыдущими).

____________________________________________

Литература

1. Еремеев Б. А Основные понятия психологического исследования // Методология и история психологии. – 2007. Том 2. Вып. 3. С.29-42; http://humanpsy.ru/yeremeyew/psychology-studies

2. Шмелёв А. Г. Практическая тестология. Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. – М.: ООО «ИПЦ «Маска»», 2013. – 688 с. Стандарт требований к психодиагностическим методикам (предварительная версия). – http://cc.psytest.ru/ru/Sertifikacija_metodik/Standart_trebovani_k_psihodiagnosticheskim_metodikam