ЛК-1. Исходные понятия учебной дисциплины

В жизни осознание чего бы то ни было обеспечивается его категоризацией, превращающей любой объект действительности в предмет, или объект-для-себя. Категоризация зависит от степени увлечённости объектом. Выделяя что-то, мы его сначала обозначаем, или называем. Затем мы выделяем его главные (для нас!) ипостаси, или определяем взятый объект. И далее мы конкретизируем его для себя: по мере надобности детализируем, или характеризуем взятый объект «вширь и вглубь». И делаем это до тех пор, пока такая категоризация будет иметь для нас хоть какой-то смысл. А объективно – хоть какое-то значение... И тогда начинается наука.

В рамках нашей учебной работы мы будем иметь дело с понятиями. Мы выделим ограниченный круг общих понятий, определим каждое и постараемся использовать их для решения учебно-исследовательских задач.

Учебная дисциплина «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» (НИПД…) предусмотрена Основной образовательной программой (ООП) подготовки магистра по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование» (ППО)со специализацией «Психолого-педагогическая диагностика развивающейся личности» (ППДРЛ).

Исходные понятия учебной дисциплины распадаются на две группы. Во-первых, это понятия, раскрывающие предстоящую учебную работу. Во-вторых, это понятия, раскрывающие учебный материал. Первую группу понятий будем называть «рабочими понятиями учебной дисциплины». Вторую группу понятий будем называть «базовыми учебными понятиями».

1. Рабочие понятия учебной дисциплины

2. Базовые учебные понятия

1. Рабочие понятия учебной дисциплины

Рабочие понятия учебной дисциплины (УД) раскрывают перспективы предстоящей учебной работы. В частности, будем различать цель учебной работы, её объект и её предмет, её задачи, её методы и её средства, её результаты.

Цель – это нужное нам, или то, чего нужно достичь. В психологическом плане – это «образ потребного будущего». Общие цели подготовки магистров заданы ФГОС ВПО, ООП по направлению 050400.68 ППО. Там целью подготовки названы готовность к научно-исследовательской деятельности (п.4.3) и обладание различными компетенциями. В их число включены: ОК-1, ОК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8 и др. Компетенции, предусмотренные Стандартом, приведены в «Методических указаниях…». На фоне общеобразовательных целей особенная цель нашей учебной дисциплины (УД)– активизировать вероятную профессиональную рефлексию студентов-психологов как исследователей. И, прежде всего, – в психолого-педагогической деятельности, в её теоретическом, методологическом и методическом аспектах. В частности, предполагается:

1) уточнить, обобщить и упорядочить (реинтегрировать) имеющиеся знания по психологии в их инструментальной роли, прежде всего, для проведения научных исследований в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;

2) осознать инструментальность общих (базовых учебных) понятий в качестве основы для научных исследований в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;

3) сформировать установку для самостоятельного (и совместного – в группе) проведения научных исследований в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления с опорой на его теорию, методологию и методы;

4) осознать свою позицию профессионального психолога. Прежде всего, – осознать проблемность любой ситуации в деятельности психолого-педагогического направления.

Объект – это любая отдельность, существующая вне зависимости от нас – от тех, кто познаёт эту отдельность. Объект нашей УД– это основные понятия и отношения между ними в системе научной психологии, предусмотренные учебной программой.

Предмет – это объект, попавший в чью-либо сферу деятельности, или объект-для-субъекта. Предметлюбой УД, в том числе и нашей, – это личное знание как усвоение основных понятий и отношений между ними, это личное осмысление программного материала. В нашем случае – это то, что студент магистратуры использует при психологическом подходе к действительности; это то, чем студент оперирует, решая профессиональные и, в том числе, исследовательские задачи.

Задачи, в общем, – то, что нужно делать для достижения цели. Каковы же основные задачи для достижения поставленной цели в предстоящей учебной работе? Их три:

1) это определение исходных понятий дисциплины,

2) это соотнесение используемых понятий;

3) и это использование исходных понятий для ориентировки в действительности. Прежде всего, это ориентировка:

(а) в программном материале учебной дисциплины,

(б) во взятых психологических понятиях, методах и фактах,

(в) в теоретических основаниях, методах и средствах психолого-педагогических исследований,

(г) и, наконец, в психолого-педагогической природе складывающихся практических ситуаций.

Методы , в самом общем случае, – это способы действий. Общий метод работы по нашей УД– это учебно-познавательная деятельность. Она конкретизируется в форме лекций (по плану – 4 час.), практических занятий (по плану – 14 час.) и самостоятельной работы: по плану – 54 час. Всего – 72 часа.

Предполагаются: (а) получение информации на лекциях и при самостоятельной работе с литературой, а также (б) верификация личных конструктов, формирующихся на этой основе, на практических занятиях и в самостоятельной работе – при выполнении отдельных учебных заданий: при поиске ответов на вопросы и при решении предложенных задач.

Средства , в общем, – это объекты, расширяющие возможности субъекта в его взаимодействии с действительностью. Какие основные средства в нашей работе расширяют возможности студентов при усвоении учебного материала?

Прежде всего, это:

- программа УД, которая конкретизируется в её учебно-методических материалах. Это тексты лекций (их две) и заданий к практическим занятиям (их семь), а также «Методические материалы…»;

- литература;

- преподаватель;

- регламент;

- сокурсники;

- техническое и, в частности, компьютерное обеспечение;

- расходные материалы.

Начнём конкретизацию обозначенных средств.

Учебно-тематический план аудиторных занятий по УД НИПД…:

1. ЛК-1. Исходные понятия учебной дисциплины: рабочие и базовые

2. ЛК-2. Основные понятия психолого-педагогического исследования

3. ПЗ-1. Понятие о проблеме

4. ПЗ-2. Определённость проблемы и цели исследования

5. ПЗ-3. Объект и предмет в исследовании

6. ПЗ-4. Психологическое познание человека

7. ПЗ-5. Определённость задач и методов исследования

8. ПЗ-6. Распознание психических образований и их свойств

9. ПЗ-7. Уровни структурного подхода в исследовании

Литература по курсу дополняет основное содержание каждой темы и включена в текст рабочей программы. См. также: «Методические материалы…»

Среди основных пособий по курсу могут быть названы следующие:

Корнилова Т. В. Методологические основы психологии [Текст]: учебник для бакалавров: [для студентов вузов по направлению и специальностям психологии] / Корнилова, Татьяна Васильевна, Смирнов, Сергей Дмитриевич; Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов; Психол. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд.; доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2012. – 483 с.

Нартова-Бочавер С. К. Введение в психологию развития. 3-е изд. – М.: Изд-во «Флинта», 2011. – 216 с. (Гриф: УМО).

Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный [Текст]: психологическое исследование субъекта в его бытии / Нартова-Бочавер, Софья Кимовна ; С. К. Нартова-Бочавер. – СПб. [и др.] : Питер, 2008 (СПб.: ОАО «Техн. книга»). – 400 с.

Романко В. К. Статистический анализ данных в психологии: учебное пособие. – М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2012. – 312 с. (Гриф: Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии).

Шипилина Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: уч. пособие для аспирантов и магистрантов. – М.: Изд-во «Флинта», 2011. – 300 с.; http://www.litres.ru/ludmila-shipilina/metodologiya-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniy-uchebnoe-posobie/ или:

http://fictionbook.ru/pages/read_book_online/?art=657675&show_reminders_subscr=1&pagenum=1

Роль преподавателя при наличии учебно-методического обеспечения раскрывается как, прежде всего, руководство самостоятельной работой студентов в форме: (а) общей ориентации их усилий (в форме создания «социальной установки»), (б) обеспечения обратной связи в форме консультаций и (в) подведения промежуточных и окончательных итогов работы по курсу – как текущего и итогового контроля.

Регламент работы по курсу определяется, с одной стороны, учебным планом и, с другой стороны, нормами самоорганизации.

Так, предполагается отработка девяти аудиторных занятий: двух лекций и семи практических занятий. На лекциях предполагается учёт включённости в текущую работу – в форме ответов на вопросы по теме. Работа на практических занятиях имеет групповой характер, поэтому опоздания на практические занятия не допускаются. Опоздавшие, как и отсутствовавшие по каким-либо причинам, отрабатывают аудиторные занятия самостоятельно. Тексты лекций и задания к практическим занятиям доступны для студентов в электронном виде. При наличии пропуска занятие отрабатывается самостоятельно и сдаётся преподавателю в течение недели после пропуска (в течение трёх дней – после последнего аудиторного занятия по календарному плану: не позже, чем за три дня до зачётного занятия [09.06.2014]). Обязательным является выполнение требований к оформлению и всех протоколов аудиторных занятий (ЛК и ПЗ), и всех самостоятельных письменных работ. Эти требования конкретизированы в четвёртой части «Методических материалов…».

Сокурсники являются естественными посредниками в отношениях студентов с миром, в том числе – посредниками при вхождении в актуальную предметную сферу деятельности. Поэтому в текущей учебной работы совместное выполнение заданий не возбраняется. Люди, обмениваясь впечатлениями и рассуждениями, действительно обогащают друг друга. Приходя к совместному ответу на вопрос или к совместному решению задачи, в протоколе следует отметить в скобках: «совм. с Имярек». Иногда бывает так, что кто-то ну никак не может ни сам выполнить задание на рациональных основаниях, ни участвовать в обсуждении. В таком случае лучше всего отдаться на волю воображения и просто фантазировать, опираясь на свой опыт и имея в виду, что интуиция может оказаться весьма продуктивной. В крайнем случае, можно просто списать то, что кажется подходящим, снабдив свою запись соответствующей ссылкой в скобочках: «ист. такой-то». Источником может стать и чья-то публикация, и работа товарища, и даже его подсказка. Отсутствие попытки ответить приравнивается к физическому отсутствию на занятии. Само собой разумеется, что оптимальной является персональная учебная работа.

Компьютерное обеспечение в учебной работе расширяет возможности получения информации – через выход в Интернет. Оно может использоваться также для обработки эмпирического материала, в том числе – при выполнении вычислений.

Расходные материалы. На лекциях для ответов на вопросы потребуется одинарный листок из ученической тетради или листок формата А5 – половинка от стандартного формата А4. На каждом практическом занятии для ведения протокола потребуется двойной листок из тетрадки или свёрнутый пополам лист формата А4. При размашистом, широком почерке потребуются вкладыши.

Результаты – то, к чему удалось прийти на пути к цели при наличных условиях, имея дело с определёнными предметами, решая определённые задачи и используя определённые методы и средства. Общие результаты работы по курсу НИПД… характеризуютсяпо содержанию и по форме.

По содержанию оптимальным является достижение поставленных целей. Напомню: это (1) обобщение и реструктурирование профессиональных знаний, (2) это осознание роли исходных понятий учебной дисциплины; (3) это готовность к научной исследовательской работе и (4) это рефлексия профессиональной психолого-педагогической позиции как осознание актуальных противоречий.

По форме предполагается отработка учебного плана и выполнение итоговой (зачётной) контрольной работы. Учитывается текущая и итоговая успешность учебной работы.

Оценивается отработка каждой темы. «Весомость» работы определяется тремя обстоятельствами. Это трудоёмкость темы – в часах работы по учебному плану. Это включённость магистранта в работу. Она проявляется как следование инструкции при оформлении ответов на вопросы. И это выполнение заданий, активность (в форме вопросов и комментариев по теме) и усвоение материала по теме. Усвоение проявляется в приближении ответов на вопросы и решения задач к эталонным их вариантам.

Предусматриваются различные формы аудиторной и самостоятельной работы, которые конкретизированы в пятой части «Методических материалов…».

Работа по курсу НИПД… засчитывается при условиях: (а) выполнения текущей учебной работы с отметкой 55 баллов из 100 возможных и выше и (б) выполнения итоговой (зачётной) контрольной работы по курсу с отметкой в 25 баллов и выше из 100 возможных. Всего нужно набрать 80 баллов и более из 200 возможных. Информация по учебной успешности доводится до сведения магистрантов через три-четыре дня после зачётной работы.

Итак, в первой части вводной лекции определены рабочие понятия учебного курса: его цель, объект, предмет, задачи, методы, средства и результаты. Конкретизация этих понятий ориентирует магистрантов в том, зачем, что и как предстоит делать в рамках учебного курса.

 

2. Базовые учебные понятия

К базовым учебным понятиям относятся понятия, задающие и раскрывающие предметную область данной учебной дисциплины. Эти базовые понятия «вырастают» из понятийного аппарата образовательного направления и специализации (или профиля), опираются на него, включают в себя его материал, формируются из этого понятийного материала. Перечислим знаменательные слова, обозначающие значимые для нас понятия:

- психология, педагогика, образование;

- психология, педагогика, диагностика, развитие, личность;

- наука, исследование, профессия, деятельность, психология, педагогика, направление.

Логическая сумма трёх формулировок включает в себя слова, обозначающие одиннадцать понятий. В их числе: «деятельность», «диагностика», «исследование», «личность», «направление», «наука», «образование», «педагогика», «профессия», «психология», «развитие». Осознавая многозначность слов, очень важно уточнять их значения. Особенно тогда, когда недостаточен только контекст каждого из этих слов – все остальные слова взятого перечня как конечного множества значимых для нас слов (!).

Один из универсальных законов познания, обобщённых В. М. Аллахвердовым (2000), гласит: «все знаки – и синонимы, и омонимы одновременно». Аллахвердов называет этот закон «лингвистическим» (с.445), но, по-моему, лучше всё-таки называть его «семиотическим». – Потому что этот универсальный закон распространяется на все знаковые системы. А лингвистический контекст конкретизируется через сочетания слов в пары и через их объединения в формулировки высказываний.

В нашем случае это пары: «психолого-педагогический», «диагностика (…) личности», «развивающаяся личность», «научные исследования», «профессиональная деятельность», «направление деятельности». Это также объединения слов в высказывания: «психолого-педагогическое образование», «психолого-педагогическая диагностика», «диагностика развивающейся личности», «научные исследования в профессиональной деятельности», «деятельность психолого-педагогического направления». Наконец, «научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления».

Конкретизируем определения базовых понятий.

Деятельность в данном контексте понимается как целенаправленная человеческая активность, имеющая объективный результат и социальное значение. В традициях ленинградской – петербургской человековедческой школы различаются четыре базовые сферы деятельности: труд, общение, познание и ценностная ориентировочная деятельность (Б. Г. Ананьев, 1969; М. С. Каган, 1974). Труд – это деятельность, целью которой является создание потребляемых благ.Общение – это деятельность, целью которой является информационное воздействие человека на человека, в том числе и на самого себя. Познание – это деятельность, целью которой является оптимизация субъективной картины мира и/или её фрагментов. Ценностно-ориентировочная деятельность имеет целью определение актуальных критериев (мер) отношения к действительности. Любая человеческая деятельность характеризуется единством её базовых сфер. А в конкретных ситуациях практики она имеет качественно своеобразные формы – выступает как многообразные частные деятельности различного рода и вида.

Диагностика (по-русски – распознавание) – это форма познания, при которой происходит соотнесение образа чего-либо с образом его варианта, принятого за эталон. Современный познающий человек, в общем, использует вероятностные модели, в которых взятые качества и их признаки объединены по конечному числу оснований. В частности, познающий человек посредством категоризации соотносит актуальные признаки с определёнными качествами у познаваемого. На эмпирическом уровне соотнесение признаков и качеств обеспечивается чёткой последовательностью действий, раскрывающих структуру диагностики как последовательности трёх этапов. Это обнаружение признаков – их локализация как существующих. Это различение признаков – как свидетельствующих об определённых качествах у их носителя и как отнесённых преимущественно к отдельным категориям. И это опознание носителя признаков – как принадлежащего к определённому роду и виду (классу и подклассу), что и фиксируется при категоризации познаваемого объекта.

Исследование, в общем, – это отдельный акт познания, в котором происходит перевод непосредственных впечатлений в опыт. В оптимальном случае исследование становится инструментом для формирования рациональной структуры опыта. Устанавливаются связи между явлениями и сущностями, между признаками и качествами, между знаками и их значениями.

Специфика научного исследования раскрывается при наложении ограничений на общее определение исследования. (См.: Наука). Имеется в виду уже отдельный акт познавательной деятельности на понятийном уровне – как сознательное обобщение поступающей информации с целью уточнить выделенный фрагмент и/или аспект в картине мира. Исследование рассматривается как «живая клетка» науки, на уровне которой происходят все жизненные процессы науки как целостного организма. В исследовании становятся явными «детско-родительские» отношения науки и практики. Наука, порождённая практикой и существующая в её условиях, сама выступает как особая форма практики – как практика познавательной деятельности в её высших формах. В научном исследовании непосредственно обнаруживает себя деятельностная природа познания: и в плане целенаправленности, и по затратам «живого» труда, и получением обобщённых инвариантных результатов.

Личностью называют человека, имея в виду различные его грани (проекции). В том числе часто имеют в виду: (а) отдельного человека, (б) особенное в нём, (в) социальность человека, (г) социальность, личное своеобразие и субъектность человека – как объединение в рамках одного уровня разных уровней развития человека)… Я следую социокультурной парадигме понимания личности – как человека для людей. Для меня номинация «личность» отсылает, прежде всего, к социальной природе человека (пункт «в», или предпоследний вариант из четырёх названных). Личность рассматривается как качество человека, возникающее и формирующееся в условиях его жизни в обществе: среди людей, в условиях определённой культуры. Человека как личность характеризует всё, что общество предлагает своим членам в качестве условий совместной жизни. Это должное в человеке как члене общества, или то, чем человек должен быть (в пределе) для других людей, в трёх основных отношениях: по его интенциям (устремлениям), по его потенциям (возможностям) и тенденциям – по формам проявления активности. Носителями всех этих характеристик являются, так сказать, «зрелые» члены общества, представители поколений, составляющие деятельную «плоть и кровь» общества.

Направление , в общем, это ориентация движения (или, шире, изменения) чего бы то ни было: в пространстве и/или времени, в природе, в обществе, в культуре, в технике, в знаковых системах, в субъективной реальности…

Наука – это рациональный аспект социального познания, открытая система понятий, обеспечивающая универсальную ориентировку общества в мире. Оформляется наука в виде особого социального института. Этот институт организует множество целенаправленных актов познания (исследований) в условиях определённой культуры с её материальными и духовными составляющими и с практикой их использования, воспроизведения и преобразования. И в этом плане наука выступает уже как совокупный субъект познания, вскрывающий сущность действительности для Человека разумного, живущего в развивающемся обществе с его дифференцированностью, структурированностью, функциональностью, интегрированностью… Как самостоятельный социальный институт, наука появляется при достаточно высоком уровне развития общества. Она обеспечивает ориентацию социального носителя активности в окружающем мире, прежде всего, как его рефлексию, в условиях, когда другие формы общественного сознания оказываются не достаточными.

Образование, в общем, – это становление определённости чего бы то ни было. В том числе – и «по образу и подобию» чего-либо и/или кого-либо. В частности же, это системная форма целенаправленной и организованной педагогики (и андрогогики) при наличных социокультурных и цивилизационных условиях. Поэтому очевидно, что образование различается и на разных этапах социогенеза, в историческом плане, и в различных странах, в различных социокультурных условиях. Оно различается также в каждой стране на разных своих ступенях, и в отдельных образовательных учреждениях со сходными формальными характеристиками.

Педагогика – практика и теория коммуникации культуры её носителями для её перцепиентов. Педагогика возникает при «встрече» носителей и перцепиентов культуры как (а) имеющих «разность потенциалов» по вовлечённости в какую-либо предметную область, (б) осознающих эту разность, (в) имеющих намерение её преодолеть и (г) имеющих возможности для преодоления этой разности в виде коммуникативной ситуации и полилога её участников.

Профессия – это род трудовой деятельности, которая (а) порождается общественным разделением труда и обменом потребительными стоимостями (благами), и которая (б) определяет своеобразие развития человека в плане его интенций, потенций и тенденций.

И под развитием мы будем понимать однонаправленную, закономерную последовательность изменений у любой отдельности от её возникновения до исчезновения.

Обозначенные и получившие определение базовые понятия учебной дисциплины становятся для нас исходными во всей последующей работе по её содержанию, по материалу, по предмету, с которым предстоит непосредственно иметь дело.

Поэтому соответствующие словосочетания в нашей работе будут иметь такие значения. «Психолого-педагогический» будет значить для нас «имеющий отношение и к психологии, и к педагогике». Под «развивающейся личностью» будем понимать человека как члена общества с учётом этого состояния человека в настоящем, прошлом и будущем. «Диагностика (…) личности» для нас будет выступать как распознавание социокультурных человеческих проявлений с использованием соответствующих эталонов. Под «научными исследованиями», в общем, будем понимать выявление посредством понятийных конструктов общего и особенного в отдельных фактах действительности. А «научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» мы будем понимать как теоретическое и методологическое осмысление гуманитарной проблематики в педагогической практике. Причём предполагается делать это с антропоцентрической позиции и под углом зрения прикладной психологии: в плане диагностики и проектирования личностного развития человека.

Итак, мы приступили к работе по учебной дисциплине «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления». Напомню: наш учебный контекст – это подготовка магистров по специальности «Психолого-педагогическая диагностика развития личности». Различные учебные дисциплины в нашем случае могут рассматриваться как особые отображения – или модели на уровне сознания – особых граней («сфер») социального бытия человека. И в нашем случае это моделирование научных исследований субъективной реальности у участников педагогических ситуаций. На следующей лекции рассмотрим нормативную модель научного исследования с акцентом на его условиях – на профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. А затем на практических занятиях будем рассматривать примеры фактических исследований и «примеривать» их к собственной работе.

_____________________________

Вопросы по «ЛК-1. Исходные понятия учебной дисциплины»

1. Завершите предложение: «1а. Думаю, что, начиная новое дело, в т.ч. работу по новому учебному курсу, сначала нужно определить…» Что? Аргументируйте свой ответ:

«1б. Потому что…» Почему?

2. Предмет учебной дисциплины (УД) парадоксален: он одновременно и меньше, и больше объекта УД. Почему так получается? Дайте аргументированный ответ, формулируя его по аналогии с предыдущим (1-м) и последующими (3-м и др.) ответами.

3. Завершите предложение: «3. Существенным для людей обычно становится …» Что?

4. Будем иметь в виду преобразования объекта и предмета при переходе от науки через систему образования к персональной учебной работе отдельного учащегося. Что Вы можете сказать, в общем, об отношениях между объектом и предметом? Закончите два предложения:

«4а. Объект и предмет связаны между собой…» (Как?);

«4б. Объект и предмет можно соотнести» (Как?).

5. Завершите предложение: «5. Разведение аудиторной и самостоятельной работы …» Что Вы можете о нём сказать, в общем? Подсказка: ответ может быть констатирующим и/или оценивающим и/или интерпретирующим.

6. Завершите предложение: «6а. Когда говорят об «эталонном выполнении» учебного задания, то обычно имеют в виду…» Что? Что фактически принимается за эталон в процессе образования, будь то образование «по жизни», частное образование или посредством каких-либо государственных образовательных учреждений? Аргументируйте свой ответ: «6б. Потому что…» Почему?

7. Лектор Светлана Адоньева, говоря о развитии человека, в частности, сказала: «…На самом деле, мы смотрим на мир не своими глазами, в этом проблема. И не средства массовой информации в этом виноваты, это глубокое заблуждение. Мы смотрим теми глазами, которые нам «вставили» по мере нашего воспитания, образования и взращивания. Эти глаза вставлены, мы ими смотрим, мы ими оцениваем, мы дальше воспроизводим ту реальность, в которую нас поместили». [Адоньева С. Об обрядах перехода, высших потребностях и реальности, которую нужно создать. 17 марта 2014. – Электронный ресурс: http://kinote.info/articles/12318 [Время доступа: 30.03.2014;15:22]].

Завершите формулировки:

«7а. Если этот отрывок лекции органичен для всей преподавательской работы автора, то … (Что можно сказать, в общем, о психолого-педагогической позиции автора?).

7б. Думаю, что автор понимает развитие человека … (Как? Подсказка: в какой парадигме?).

7в. Думаю, что в контексте данного высказывания авторский смысл у слова «образование» – … (Какой?).

7г. Потому что … (Почему?)».

8. Завершите предложение: «8. Думаю, что антропоцентризм как универсальный принцип педагогики предполагает … (Что? Подсказка: принцип – это краткое обобщение продуктивного опыта, используемое в качестве руководства к действию)».

9. Завершите предложение: «9. Конкретизация исходных понятий УД, рабочих и базовых, производится:

(9а) … (Когда? При каких условиях?);

(9б) потому что … (Почему?);

(9в) чтобы … (Для чего?).

________________________________________