Рабочая программа по дисциплине НИПД (после ММОНИ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«российский государственный педагогический

университет им. а. и. герцена»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

М2.Б.1 «Научные исследования в профессиональной деятельности

психолого-педагогического направления»:

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА

по направлению

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

магистерская программа

 

« Психолого-педагогическая диагностика развивающейся личности»

Квалификация (степень) выпускника – магистр

Утверждено на заседании кафедры

методов психологического познания

Протокол № ____ от ______ 20__ г.

Зав. кафедрой

д.пс.н., проф.

Королева Н.Н.

 

Утверждено на заседании Совета

психолого-педагогического

факультета

Протокол № ___ от _______ 20__ г.

Председатель Совета

д.пс.н., проф.

Семикин В.В.

Санкт-Петербург

2015 г.


 

ДИСЦИПЛИНА Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

Место дисциплины в структуре ООП: М2. Б.1 Профессиональный цикл - Базовая дисциплина

Трудоемкость и аттестация по дисциплине:

Дисциплина /

семестр

Трудоемкость

Аудиторная нагрузка, часы:

Форма итоговой аттестации / семестр

Всего кредитов /

из них на экзамен

Всего часов на теорети-ческое обучение

из них:

Лекции

Практи-ческие занятия

Лабора-торные занятия

Ауди-торная нагру-зка

Самостоя-тельная работа

Научные

исследования

в профессио-

нальной деятель-

ности психолого-педагогического

направления /

2 семестр

2/0

72

18

54

4

14

-

Зачет / 2 семестр

 

 

Цель изучения дисциплины «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» (НИПД…)специализируется в общем контексте требований к формированию и развитию у обучающихся следующих компетенций:

- способность изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);

- владение методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

- умение организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

- умение организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);

- способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

- владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);

- способность применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8).

На основе сказанного цель учебной дисциплины НИПД… – активизировать вероятную профессиональную рефлексию у студентов магистратуры как исследователей в области психолого-педагогической деятельности, в её теоретическом, методологическом и методическом аспектах.

 

Задачи изучения дисциплины

Задачи учебной дисциплины НИПД… специализируются как действия, обеспечивающие в условиях ВПО формирование и развитие актуальных компетенций. В общем, это включение в учебно-познавательную деятельность, моделирующую научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления (casestudies). А именно, в соответствии с ГОС ВПО:

1. изучение, анализ и обобщение результатов отечественных и зарубежных научных исследований в области педагогики и психологии образования с целью определения проблем исследования;

2. разработка и использование современных, в том числе, информационных и компьютерных методов психолого-педагогического исследования, с использованием современных средств обработки результатов, баз данных и знаний (сетевых, интернет-технологий);

3. проектирование и реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исследовательских и социальных проектов в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения;

4. анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в психолого-педагогической области;

5. экспертиза образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям обучающихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной психологии;

6. создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;

7. разработка и реализация коррекционно-образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности [у] участников образовательного процесса;

8. изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, прежде всего, в условиях коррекционного обучения.

На основе сказанного, задачи учебной дисциплины НИПД… – этоопределениеосновных понятий научного психолого-педагогического исследования, соотнесение этих понятий и их использование при решении специализированных учебно-исследовательских задач (casestudies), моделирующих научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

 

Основное содержание дисциплины:

1. Тематический план

 

Разделы и темы

Виды работы

всего

лекц

практ

самост

Раздел 1. Основы научного познания в психолого-педагогическом исследовании

Тема 1. Введение в работу по учебной дисциплине НИПД ППН – после ММОНИ

2

-

2

4

Тема 2. Педагогическая ситуация и научные исследования

2

-

3

5

Раздел 2. Психология научного познания в психолого-педагогическом исследовании

Тема 3. Психология педагогической отметки: соотнесение учебного ответа с эталонным

-

2

4

6

Тема 4. Учительский дневник: наблюдения, оценки, интерпретации

-

2

5

7

Тема 5. Соотнесение учтённых форм познания в учительском дневнике

-

2

6

8

Тема 6. Содержательное разнообразие учтённых категорий в учительском дневнике

-

2

7

9

Тема 7. Описание, оценка и интерпретация (…) результатов группового опроса

-

2

8

10

Тема 8. Средние шкальные баллы и коэффициенты корреляции…

-

2

9

11

Тема 9. Субъективное пространство шкал личностного опросника

-

2

10

12

Итого

4

14

54

72

 

2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Основы научного познания

в психолого-педагогическом исследовании

Тема 1. Введение в работу по учебной дисциплине НИПД ППН – после ММОНИ

Во вводной лекции исходные определения даются с учётом работы в прошлом семестре по родственной учебной дисциплине «Методология и методы организации научного исследования» (ММОНИ). Сначала подводятся содержательные итоги по курсу ММОНИ, а затем даются ориентиры по предстоящей работе в рамках учебной дисциплины «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» (НИПД…).

Тема 2. Педагогическая ситуация и научные исследования

Эти понятия выделяются на основе анализа и специализации материалов ГОС ВПО, в соответствии с его общими дидактическими единицами:

Апробация и применение научно обоснованных методов и техник психологических и педагогических обследований. (В их числе: мониторинг, наблюдение, анкетирование, опрос, глубинные интервью, беседа, комплексные и проективные тесты, приемы развития и др.) Методы организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации. Принципы (и навыки) проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области. Методы профессиональной диагностики (консультирования, коррекции и профилактики). Планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме; проведение научно-исследовательской работы; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; составление отчета о научно-исследовательской работе; публичная защита выполненной работы или публикация ее результатов. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования.

В частности, выделяются и конкретизируются вопросы: педагогическая ситуация, получение научной информации, её анализ и переработка.

Раздел 2. Психология научного познания

в психолого-педагогическом исследовании

Тема 3. Психология педагогической отметки: соотнесение учебного ответа с эталонным

На практическом занятии (ПЗ-1) предполагается осознать собственные познавательные действия при педагогическом оценивании частного учебного ответа («работа с документами»). Требуется установить содержательную общность между учебным ответом и его эталонным вариантом, используя подходящие процедуры научного описания: индуктивный анализ содержания двух ответов, учебного и эталонного, и количественное описание общности между ними с использованием понятий и показателей трансгрессии и регрессии.

Тема 4. Учительский дневник: наблюдения, оценки, интерпретации

В материалах ГОС ВПО фиксирована необходимость, в частности, выделять и оценивать: внешние и внутренние факторы риска нарушения образовательного пространства; показатели уровня психологического стресса; текущее состояние, ресурс и потенциал развития учащегося; интерпретировать всё это и разрабатывать научно-обоснованные методы повышения эффективности педагогических воздействий с учетом возрастных норм.

На практическом занятии (ПЗ-2) предполагается осознать основные действия при дедуктивном анализе содержания – на материале дневниковых записей учителя при его наблюдении за учеником. Предложено выделить в тексте учительские проявления трёх основных познавательных форм (или единиц анализа): констатации, оценивания и интерпретации.

Тема 5. Соотнесение учтённых форм познания в учительском дневнике

На практическом занятии (ПЗ-3) предполагается осознать действия по обработке результатов дедуктивного и смешанного контент-анализа. Во-первых, это учёт общей конкретности у взятых категорий анализа в форме традиционного соотнесения «объёмов» у трёх взятых единиц анализа – по накопленным единицам счёта («механическое объединение»). Во-вторых, это учёт общей конкретности у взятых категорий анализа в той же форме – по накопленным единицам счёта, но уже в рамках дифференцированного подхода: при категоризации по дням наблюдения.

Тема 6. Содержательное разнообразие учтённых категорий в учительском дневнике

На практическом занятии (ПЗ-4) продолжается осознание действий по обработке результатов дедуктивного и смешанного контент-анализа. Ставится задача учесть сложность у взятых общих категорий анализа – как имеющих собственное внутреннее строение. В частности, предлагается сгруппировать единицы счёта и выделить подкатегории анализа. На этой основе нужно оценить содержательное разнообразие учительского дневника по трём взятым категориям и по их подкатегориям.

Тема 7. Описание, оценка и интерпретация первичного обобщения результатов группового опроса

На практическом занятии (ПЗ-5) осознаются действия при осмыслении первичного количественного описания результатов группового опроса с использованием стандартизованного личностного опросника. Рассматривается эмпирическое распределении ответов по градациям заданной шкалы, выдвигаются вероятные содержательные гипотезы и одна из них подвергается статистической проверке с использованием F-критерия Фишера и угловой интерпретации относительных частот (долей).

Тема 8. Средние шкальные баллы и коэффициенты корреляции между распределениями шкальных баллов по выборке опрошенных

В материалах ГОС ВПО, в частности, говорится о необходимости:

[различать] показатели становления гражданской и профессиональной зрелости человека, показатели интеллектуального, нравственного и волевого развития ребёнка, показатели уровня психологического стресса; уметь их интерпретировать; владеть средствами оценки межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (и формирования их позитивной системы).

На практическом занятии (ПЗ-6) предполагается осознать действия по осмыслению результатов традиционной количественной обработки материалов стандартизованного опроса. Это, в частности, подсчёт и соотнесение средних шкальных баллов и это корреляционное описание условных распределений шкальных баллов по выборке. Проводятся сравнение средних баллов и оценка статистической значимости у разниц между средними, а также описание эмпирического распределения коэффициентов корреляции.

Тема 9. Субъективное пространство шкал личностного опросника

На практическом занятии (ПЗ-7) предполагается осознать действия по выявлению имплицитной структуры у результатов традиционной обработки материалов группового опроса. В их числе – средние шкальные баллы и корреляционное описание условных распределений шкальных баллов по выборке. Рассматривается то, как с использованием этих материалов восстанавливается внутренняя композиция субъективного пространства шкал личностного опросника у выборки опрошенных – совокупного субъекта познания. Вскрывается положение каждой шкалы в её парных отношениях с остальными шкалами – на основе тригонометрической интерпретации коэффициента корреляции (как углового расстояния, по Фишеру, в радианах). Для наглядного отображения субъективного пространства шкал на плоскости используется корреляционный граф с распределением его вершин относительно вертикали (ординаты) по их специфичности в отношениях взаимного сходства (близости).

 

Основные понятия дисциплины:

 

Учебная работа, её цель, объект, предмет, задачи, методы, средства, результаты.

Компетенции: требования к осведомлённости, к владению способами действий, к включённости в практические отношения. Компетентность – как наличие и выраженность определённых знаний, умений, отношений к действительности.

Наука и исследование, деятельность и профессия, психология и психика, её носители, педагогика как практика и теория. Педагогическая ситуация и её психологические аспекты. Тема научного исследования и его проблема (проблемы), цель (цели) исследования, его объект и предмет, его гипотезы, задачи, методы, средства и результаты.

Этапы исследования: определение ситуации и её компонентов, сбор информации, её переработка, принятие решения и его оформление. Исследователь и исследуемый в психологических экспериментах.

Анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение и специализация, сличение (в том числе – сравнение). Упорядочение (как структурирование) и его уровни: в пределах взятого целого (отдельности), между отдельностями, в пределах ситуации.

Диагностика (распознавание): обнаружение, различение, опознание. Соотнесение (сличение), измерение, оценивание (по различным основаниям), интерпретация: структурная, каузальная (причинная), прогностическая.

 

 


Организация текущей аттестации:

Оценивается отработка каждой темы курса. «Весомость» работы определяется тремя обстоятельствами:

а) трудоёмкостью темы (в часах учебной работы – по учебному плану);

б) включённостью студента в работу (проявляется как следование инструкции при оформлении ответов на вопросы и решении задач и/или как активность – в форме вопросов и комментариев по теме, а также в наиболее выраженной форме – как инициативная работа по курсу);

в) усвоением учебного материала (проявляется как приближение выполнения предложенных заданий, ответов на вопросы и решения задач, к эталонному выполнению).

Посещение аудиторного занятия (2 ак. часа) оценивается в 1 балл, но только при условии включённости в работу. Возможен дополнительный балл – за особую активность и/или за качество выполнения заданий, свидетельствующее об усвоении материала. Таким образом, аудиторная работа (18 ак. час) может принести от 9 до 18 «сырых» баллов, а самостоятельная работа за пределами аудитории – от 27 до 54 «сырых» баллов. Итого 72 «сырых» балла, которые принимаются за 100%, или за 100 «нормативных» баллов.

Пропущенные занятия отрабатываются самостоятельно и сдаются в письменной форме. Засчитывается (оценивается в 1 балл) отработка, приближающаяся к её эталонному варианту на 25% и более. Дополнительный (второй) балл начисляется при сближении с эталоном более чем на 50%.

В контексте учебно-тематического плана учитывается самостоятельная работа по курсу. В частности, учитывается выполнение заданий для самостоятельной работы с оценкой его в «сырых» баллах пропорционально выделенному времени.

Дополнительно к основной учебной работе учитываются также:

1. Инициативное выполнение творческой учебной работы (учебно-исследовательской работы – УИР; научно-исследовательской работы – НИР) по одной из тем курса – от 5 до 15 баллов.

2. Доклад по выполненной УИР-НИР, сделанный на занятии (10-15 мин), оценивается 2 баллами, на научной студенческой конференции – 3 баллами.

3. Подготовка тезисов, статьи по вопросам теории, методологии, методов, методик, процедур, технологий проведения научного исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления (в том числе совместно с преподавателем) – от 5 до 10 баллов.

Накопленная сумма «нормативных баллов» за текущую работу соответствует определённым значениям отметки, традиционной для отечественного образования:

до 54 баллов включительно (38 «сырых» баллов) – «неудовлетворительно»,

от 55 до 74 баллов включительно (39-53 «сырых» балла) – «удовлетворительно»,

от 75 до 89 баллов включительно (54-64 «сырых» балла) – «хорошо»,

от 90 баллов и выше (65 «сырых» баллов и выше) – «отлично».

Аттестуются за текущую работу – и допускаются к выполнению контрольной (зачётной) работы по всей программе учебной дисциплины – студенты, которые набрали 55 «нормативных» баллов и выше, что соответствует 39-и и большему числу «сырых» баллов. Такой промежуточный результат признаётся « удовлетворительным» («на зачёт»). (54-64 «сырых» балла соответствуют отметке «хорошо» и 65 «сырых» баллов и выше соответствуют отметке «отлично»).

 

Организация итоговой аттестации (с критериями оценивания):

Осуществляется в форме выполнения зачётной работы по всей программе учебной дисциплины. Допускаются к выполнению контрольной (зачётной) работы по всему курсу студенты, которые набрали 55 «нормативных» баллов и выше, что соответствует 39-и и большему числу «сырых» баллов. Работа проводится в форме группового тестирования: с постановкой открытых вопросов по всей программе, предполагающих краткие ответы в течение одной – полутора минут каждый. Предполагается, что все они ставились в процессе текущей работы по курсу и должны быть известны учащимся. По содержанию это вопросы трёх видов: на знание основных понятий, на их соотнесение и использование. Каждый ответ оценивается в «сырых» баллах:

- 0 баллов – нет ориентировки по вопросу («неудовлетворительно»),

- 1 балл – есть слабые признаки ориентировки по вопросу («удовлетворительно»),

- 2 балла – дан общий правильный ответ («хорошо»),

- 3 балла – дан конкретный ответ, в частности, учтено общее и особенное в том, о чём идет речь («отлично»),

- 4 балла – дан безупречный (эталонный) ответ на вопрос («отлично+»).

Отсутствие попытки ответить на вопрос оценивается «минус» четырьмя баллами.

В отличие от допустимости совместной текущей работы, при итоговой аттестации работа должна быть персональной и без использования каких-либо технических средств. Использование мобильников, печатных материалов и ксерокопий исключено. Можно пользоваться своими рукописными материалами – конспектами и шпаргалками, имеющими персональную маркировку – без замазывания и исправлений.

Оценка (отметка) за выполнение итоговой (зачётной) контрольной работы даётся по 100-балльной шкале – как отношение суммы баллов по всем ответам к их эталонной сумме, которая равна числу вопросов, умноженному на четыре.

При 100-балльной оценке для возвращения к традиционной отечественной отметке могут быть актуальны: (а) формальный квартильный подход, (б) социально-психологический подход – с опорой на групповой «ниво»-эффект и (в) сочетание обоих подходов.

При формальном подходе:

- «удовлетворительный» результат соответствует 25 баллам из ста и более,

- «хороший» результат – 50 баллам и более,

- «отличный» результат – 75 баллам и более.

При социально-психологическом подходе учитывается распределение персональных результатов в группе. «Отличными» признаются максимальные показатели, а остальные рассматриваются в сравнении с ними.

Смешанный подход предполагает сохранение нижнего порога для «удовлетворительного» ответа и учёт распределения всех остальных показателей – для выставления «хороших» и «отличных» отметок.

Разработчики из Министерства образования и науки предлагают «взвешивать» баллы за текущую и итоговую работу в пропорции 60-70% – баллы за текущую работу и 30-40% – баллы при выполнении итоговой контрольной работы. В нашей практике учитываются обе отметки (за текущую работу и по итоговой (зачётной) контрольной работе) как их сумма.

Для зачёта работы по учебной дисциплине НИПД… нужно набрать 55 баллов + 25 баллов = 80 баллов и более. Вся информация по учебной успешности доводится до сведения магистрантов через три-четыре дня после выполнения итоговой (зачётной) контрольной работы.

Примерные вопросы к зачету:

Учебная деятельность

Профессиональная деятельность

Научная деятельность

Педагогическая деятельность

Психологическая деятельность

Психическая деятельность

Педагогика и образование

Образование и развитие

Компетенции и компетентность

Психика и психология

Психология в педагогике

Если при характеристике активности человека исследователь говорит о его «деятельности и общении», то… Что можно сказать о проявившейся исследовательской позиции?

Если, перечисляя общие функции учителя, исследователь называет «образование, обучение, воспитание и развитие», то … Что можно сказать о проявившейся исследовательской позиции?

Если в психическом явлении исследователь выделяет «познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты», то … Что можно сказать о проявившейся исследовательской позиции?

Если в научном тексте слова «исследование» и «изучение» («тема» и «проблема», «объект» и «предмет» и др.) используются как синонимы, то … Что можно сказать о проявившейся исследовательской позиции?

Наука и исследование

Объект науки

Предмет науки

Объект и предмет в науке

Проблемы науки

Принципы науки

Гипотезы в науке

Методы науки

Наблюдение, эксперимент, моделирование – как общенаучные методы

Средства науки

Отражение, отображение, изображение в познании

Результаты научной и практической деятельности

Тема исследования

Проблема в исследовании

Цели научного исследования

Объект в исследовании

Предмет в исследовании

Гипотезы в исследовании

Задачи в исследовании

Методы в исследовании

Наблюдение, эксперимент, моделирование – как методы сбора информации

Средства в исследовании

Результаты исследования

Отражение, отображение, изображение в исследовании

Констатация, оценивание, интерпретация в исследовании

Педагогическая ситуация

Условия для возникновения педагогической ситуации

Участники педагогического взаимодействия

Проблемы педагогической ситуации

Теоретический и эмпирический уровни исследования

Определение понятия: теоретическое, операциональное, эмпирическое

Пентабазис атрибутов любой отдельности

Континуальность и дискретность в действительности и в познании

Величины и их значения

Анализ и синтез

Абстрагирование и конкретизация

Обобщение и специализация

Сравнение

Упорядочение

Группировка, классификация, типизация

Единицы наблюдения, единицы анализа, единицы счёта

Количественное описание однородных множеств

Распределения: безусловные и условные

Частота, абсолютная и относительная

Корреляционное описание

Факторизация: одно- и многофакторные описания

Графопостроение

(…)

 

Организация самостоятельной работы:

В общем, предлагается действовать, исходя из содержания и формы аудиторных занятий, по аналогии с ними.

Во-первых, предлагается выявить определения исходных понятий учебной дисциплины, обозначенных во вводной лекции как «рабочие» и как «базовые», по различным источникам: через Интернет и по доступной литературе. Количество различных определений каждого понятия – от одного до 7±2. Следует оценить взятые варианты и вариант, предложенный на лекции, используя критерии «хорошего» определения (по содержанию и форме), и выбрать по своему усмотрению более подходящий вариант для последующей работы. Свой выбор следует аргументировать.

Во-вторых, предлагается проанализировать основные понятия в реальном психолого-педагогическом исследовании, используя их определения на второй лекции (ЛК-2) в качестве эталонных.

В-третьих, каждое практическое занятие (ПЗ) становится примером для самостоятельной работы с материалом, представляющим предметную область собственных научных интересов у каждого магистранта.

В частности же, предлагается в рамках самостоятельной работы учесть возможность дополнения к учебному плану в формах творческой инициативы. Сюда относятся: выполнение УИР – НИР по одной из тем курса; выступление на занятии и/или на научной студенческой конференции; подготовка тезисов, статьи по вопросам разработки и проведения научного исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления (см. Организация текущей аттестации).

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

Богдановская И. М., Королева Н. Н., Проект Ю. Л. Организация и планирование психологического исследования. Учебное пособие. Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 99 с.

Ильин Е. П. Психология для педагогов. – СПб.: Питер, 2012.

Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии [Текст] : учебник для бакалавров : [для студентов вузов по направлению и специальностям психологии] ; Психол. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд. ; доп. и перераб. - М. : Юрайт, 2012. – 483 с.

Сидняев Н. И. Теория планирования эксперимента и анализ статистических данных. Учебное пособие для вузов. М. : Изд-во Юрайт, 2011. – 399 с. Гриф УМО. [Электронный ресурс] : Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов. http://ibooks.ru/reading.php?productid=22580

б) дополнительная литература:

Актуальные проблемы теоретической и прикладной современной психологии / Изотова Е. И. и др. Прометей. МПГУ, 2011.

Аллахвердов В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – СПб.: Изд-во «Речь», 2003.

Брызгалова С. И.Введение в научно-педагогическое исследование: учебное пособие. – Калининград: Изд-во Балтийск. федер. ун-та (БФУ) им. И. Канта, 2012. – 170 с.

Дискурс в современном мире [Текст] : психологические исследования / Рос. акад. наук, Ин-т психологии ; отв. ред. : Н. Д. Павловой, И. А. Зачесовой . - М. : Ин-т психологии РАН, 2011. – 366 с.

Еремеев Б. А. Семиотические аспекты практической психологии // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Тезисы докладов межвузовской научной конференции (Санкт-Петербург, 18-20 мая 1999 г.). – СПб., 1999. С.94-96.

Еремеев Б. А. Рациональная основа исследовательской культуры // Исследовательская культура: методы, приёмы, процедуры: Материалы региональной научной конференции: Северо-Запад России 22 апреля 2005 г. / Под ред. Козловой А. Г., Буториной Т. С., Тряпицыной А. П. – Вып.2. – СПб.: ООО Нестор, 2005. С.6-14.

Еремеев Б. А. Основные понятия психологии (из опыта профессиональной рефлексии) // Методология и история психологии. 2006. Том 1. Вып. 1. С.41-54.

Еремеев Б. А. Основные понятия психологического исследования // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Вып. 3. С.29-42.

Еремеев Б. А. Психометрика мнений о людях. Учебно-методическое пособие. 2014. – 110 с. (ISBN 978-5-4458-6567-4; формат pdf) www.biblioclub.ru – ЭБС Университетская библиотека онлайн

Еремеев Б. А. Учебная успешность и ценности у студентов педвуза: психологические основания, технология и процедуры измерения, некоторые результаты. Монография. 2014. – 202 с. (ISBN 978-5-4458-7202-3; формат pdf) www.biblioclub.ru – ЭБС Университетская библиотека онлайн

Землянская Е. Н., Ковригина Л. П., Ситниченко М. Я. Исследовательская и педагогическая практика магистрантов. – М.: Изд-во «Прометей», 2011. – 120 с.

Изотова Е. И., Авдулова Т. П., Костяк Т. В., Гребенникова О. В. Актуальные проблемы теоретической и прикладной современной психологии. М.: Изд-во «Прометей», 2011. – 168 с.

Каменская В. Г. Современные методы диагностики и коррекции социальных дезадаптаций и аддикций у участников образовательного процесса: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – 272 с.

Королева Н. Н. Психосемантические методы диагностики личности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – 63 с.

Королева Н. Н., Богдановская И. М. Психология познания. Методическое пособие для студентов бакалавриата по направлению «030300 — Психология». – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 57 с.

Костенкова Ю. А. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития. Монография. – М.: Изд-во «Прометей», 2011. – 140 с.

Куликов Л. В. Психологическое исследование : метод. рекомендации по проведению : [учебное пособие]. – СПб. : Речь, 2001. – 183 с.

Лактионова Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: монография. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2013. – 288 с.

Луговая В. Ф., Трегубенко И. А. Психодиагностические методы и развивающие программы в деятельности школьной психологической службы: Уч.-метод. пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – 191 с.

Морозова И. С., Субботина Л. Г. Практические аспекты формирования профессиональных компетенций студентов социально-психологического факультета. – Кемерово: Изд-во КемГУ, 2011. – 170 с.

Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный : психологическое исследование субъекта в его бытии. – СПб. [и др.] : Питер, 2008 (СПб.: ОАО "Техн. книга"). – 400 с.

Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.

Носов С. С., Абдукаримов М. Ж. Диагностика защитных механизмов: подход Фиби Крамер. – М.: Изд-во «Флинта», 2011. – 112 с.

Писарева С. А. Педагогическое исследование: развитие научного знания [Текст] : моногр. ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб. : Изд-во РГПУ, 2003. – 129 с.

Подымова Л. С. Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект. Монография. – М.: Изд-во «Прометей», 2012. – 207 с.

Познание в деятельности и общении. От теории и практики к эксперименту / Ананьева К. И., Харитонов А. Н., Барабанщиков В. А., Жегалло А. В. – М.: Когито-Центр, Ин-т психологии РАН, Моск. гор. пс.-пед. ун-т, 2011.

Роботова А. С. Педагогика повседневная и научная: опыт, оценки, размышления. Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – 183 с.

Романко В. К. Статистический анализ данных в психологии : учебное пособие. – М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2012. – 312 с. (Гриф: Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии).

Самылкина Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения. – М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2012. – 172 с.

Северо-Запад России : педагогические исследования… 2004 (в 2-х т.), 2005, 2006 (в 2-х т.), 2007.

Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе. Логос, 2012.

Худяков А. И. Психология измерений / РГПУ им. А. И. Герцена. – СПб.: ООО «Копи-Р Групп», 2013. – 220 с.

Худяков А. И. Можно ли измерить душу? // Преемственность психологической науки в России : традиции и инновации : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 215-летию Герцен. ун-та. – СПб., 2012. – С. 254-259.

Шадриков В. Д. Зиновьева Н. А., Кузнецова М. Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах. Монография. Логос, 2011. [сравнительные исследования]

Шестак Н. Е., Астанина С. Ю., Чмыхова Е. В. Андрагогика и дополнительное профессиональное образование. Монография. Современная гуманитарная академия (СГА). 2008.

Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: уч. пособие для аспирантов и магистрантов. – М.: Изд-во «Флинта», 2011. – 300 с.

Шмелёв А. Г. Практическая тестология. Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. – М.: ООО «ИПЦ «Маска»», 2013. – 688 с. Стандарт требований к психодиагностическим методикам (предварительная версия). – http://cc.psytest.ru/ru/Sertifikacija_metodik/Standart_trebovani_k_psihodiagnosticheskim_metodikam

 

в) электронно-библиотечные системы (ЭБС):

 

№ п/п

Дисциплина

Ссылка на информационный ресурс

Наименование разработки в электронной форме

Доступность

1.

Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

http://ibooks.ru/

Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

http://www.iprbookshop.ru/

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

http://www.biblioclub.ru

Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

http://e.lanbook.com

Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань»

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для проведения лекционных и лабораторных занятий требуется аудитория, оснащенная мультимедийным оборудованием.

 

Разработчики:

кафедра методов психологического познания

 

профессор, д.пс.н., профессор

     

Еремеев Б. А.

             

 


 

Приложение

Обеспеченность учебно-методической документацией

по дисциплине « Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»

(за полный прошедший учебный год)

 

№п/п

Наименование

дисциплины

Наименование

учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций

Количество экземпляров

Обеспеченность студентов учебной литературой (экземпляров на одного студента)

1.

Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

Богдановская И. М., Королева Н. Н., Проект Ю. Л. Организация и планирование психологического исследования. Учебное пособие. Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 99 с.

   

Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии [Текст] : учебник для бакалавров : [для студентов вузов по направлению и специальностям психологии] ; Психол. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд. ; доп. и перераб. - М. : Юрайт, 2012. – 483 с.

   

Сидняев Н. И. Теория планирования эксперимента и анализ статистических данных. Учебное пособие для вузов. М. : Издательство Юрайт, 2011. – 399 с. Гриф УМО. [Электронный ресурс] : Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов. http://ibooks.ru/reading.php?productid=22580