ПЗ-5а. Описание, оценка и интерпретация первичного обобщения результатов группового опроса

Цель занятия – осознание действий по осмыслению первичного количественного описания результатов группового опроса посредством стандартизованного личностного опросника (в виде анкеты) «Смысловые базовые установки» (СБУ).

В соответствии с инструкцией учащиеся читали каждое из 35-и предложенных утверждений и оценивали своё отношение к нему по шкале «несогласия – согласия» с ним, имеющей пять градаций. Выбранный вариант ответа, одну из пяти градаций, от «-2» (при несогласии) до «+2» (при согласии), респонденты записывали в ячейку рядом с номером утверждения на «Бланке ответов».

В таблице представлено количественное обобщение выполнения инструкции в двух выборках учащихся: мужского пола – 14-18 лет, и женского пола – 14-16 лет.

Группы опрошенных

учащихся

Градации шкалы

«несогласие – согласие»

Количество

(сумма)

ответов

по выборке

-2

-1

0

+1

+2

муж пол 14-18 лет, N=171

875

15

785

13

1030

17

1427

24

1868

31

5985

100

жен пол, 14-16 лет, N=46

260

16

253

16

172

11

462

28,5

463

28,5

1610

100

Примечание: в ячейках таблицы в числителе – абсолютное количество выборов по группе опрошенных, а в знаменателе – их относительное количество, в процентах (относительные результаты приведены с округлением для упрощения их восприятия в таблице).

 

Вопросы и задачи

1. Что Вы можете сказать о распределении ответов по градациям использованной шкалы? Начните со слов: «1. Думаю, что: 1а. в общем, …; 1б. в частности, …».

2. На Ваш взгляд, какой дополнительный столбец в этой таблице исследователь мог бы использовать для первичного обобщения результатов группового анкетирования? Начните со слов: «2. По-моему, в этой таблице …». Чего не хватает? Аргументируйте своё предположение: «Потому что …».

3. Какие содержательные гипотезы можно выдвинуть (и проверить статистически), имея дело с таким первичным обобщением ответов по пунктам опросника? Начните со слов: «3. Думаю, что в познавательном плане здесь информативны гипотезы:

3а. …;

3б. … », – и т.д., на Ваше усмотрение.

4. Выберите одну из выдвинутых Вами гипотез для проверки и аргументируйте свой выбор. («4а. … . Потому что эта гипотеза …»). Проверьте гипотезу, используя угловую интерпретацию φ, в радианах, относительных частот (долей p) (к ПЗ-3а. Приложение 1), и F-критерий Фишера (к ПЗ-3а. Приложение 2). 4б. ρ1 =?, φ1=?» и т.д.).

Общие выводы по занятию (завершение начатых высказываний)

«1. Объём выборок при описании рез-тов научн. иссл-я нужен …». Зачем?

«2. При представлении эмпирич. рез-тов нужны абс. величины, а не только относит-е, …». Почему?

«3. Колич-ое описание выполнения инструкции в научном исслед-нии нужно …». Зачем? (Возможны варианты ответа).

«4а. Работа на данном ПЗ заключалась …». В чём? В каких действиях?

«4б. Объективн. знач-е у работы на этом ПЗ …». В чём?

«4в. Субъективный смысл для меня работы на этом ПЗ …». В чём?

___________________________________________________