ПЗ-3а. Соотнесение учтённых форм познания в учительском дневнике

Цель этого и следующего занятий – осознание действий по обработке результатов дедуктивного и смешанного контент-анализа.

Напомню, что при индуктивном контент-анализе исследователь учитывает субъективные категории (единицы анализа), использованные самим автором текста. Это делается при выявлении позиции самогó автора текста. В нашей работе это было уместно при соотнесении учебного ответа с эталонным ответом (ПЗ-1а.).

При дедуктивном контент-анализе исследователь использует объективные категории (единицы анализа), руководствуясь своими представлениями о должном и подходящем при исследовании взятого текста. Такую позицию мы заняли при анализе учительского дневника, в котором выделяли проявления трёх общих познавательных форм: констатации, оценивания, интерпретации (ПЗ-2а.).

В работе на этом занятии две части. Во-первых, это учёт общей конкретности у взятых категорий анализа в форме традиционного соотнесения «объёмов» у трёх взятых единиц анализа – по накопленным единицам счёта («механическое объединение»). Во-вторых, это учёт общей конкретности у взятых категорий анализа в той же форме – по накопленным единицам счёта, но уже при категоризации по дням наблюдения.

 

Часть 1. Общая конкретность взятых категорий анализа

(запишите в протоколе)

Показатель конкретности (или «объёма») взятой категории – это количество наполняющих её единиц счёта. (См. таблицу: «Анализ дневника наблюдений. Выделение: ученических проявлений, учительских оценок, учительских интерпретаций», – в задании к ПЗ-2а. Учительский дневник…).

 

1.1. Абсолютная конкретность категорий анализа

Здесь воспроизводится количество единиц счёта по каждой из взятых категорий анализа:

 

1.2. Относительная конкретность учтённых категорий анализа

(на фоне суммы показателей их абсолютной конкретности)

Здесь подсчитывается доля единиц счёта по каждой из трёх взятых категорий анализа от суммы этих единиц по трём категориям:

 

1.3. Оценка статистической значимости у разницы между относительной конкретностью категорий (между двумя эмпирическими долями)

Возможно, что два показателя относительной конкретности из трёх (а, может быть, и все три показателя) отличаются от 0,333…

Тогда можно проверить гипотезу о статистической неслучайности разницы между максимальным и минимальным показателями, или между максимальной и минимальной дóлей (ρмакс. и ρмин.) и (а в общем случае – между двумя любыми долями).

Для оценки статистической значимости у разницы между двумя любыми долями можно использовать F-критерий Фишера. Широкий («абсолютный») диапазон сопоставимых долей является преимуществом F-критерия в сравнении, например, с t-критерием Стьюдента, «работающем» в диапазоне относительных частот 0,20 ≤ p0,80.

Сделайте статистически обоснованный вывод о соотношении показателей относительной конкретности (о сравнительном «объёме») учтённых категорий анализа: трёх форм познания в учительском дневнике.

 

1.4. Выбор наглядной формы для иллюстрации полученного результата и аргументация выбора

Подберите подходящую иллюстрацию для полученного результата. Сделайте соответствующий рисунок (эскиз: от руки) и снабдите его подписью. Аргументируйте свой выбор именно такой иллюстрации.

 

Часть 2. Общая конкретность взятых категорий анализа по дням наблюдения

 

Здесь схема контент-анализа учительского дневника, реализованная выше, распространяется на результаты наблюдения по каждому из пяти дней, отображённых в дневнике. Запишите в дневнике: «2.1. Таблица. Результаты контент-анализа учительского дневника по пяти дням наблюдения (абс. / отн., ‰)».

2.1. Результаты контент-анализа учительского дневника по пяти дням наблюдения (абс. / отн., в % или )

Дни

наблюдений

Конкретность категорий анализа

(абс. / отн., в % или )

Всего

(абс. / отн.,

в % или )

констатация

оценки

интерпретация

1

/

/

/

/100 или 1000

2

/

/

/

/100 или 1000

3

/

/

/

/100 или 1000

4

/

/

/

/100 или 1000

5

/

/

/

/100 или 1000

2.2. Запишите: «2.2. Заполнение таблицы». В ячейках таблицы в виде дроби записаны абсолютные (в числителе) и относительные (в знаменателе – в процентах, %, или в промúллях, ) показатели конкретности для трёх учтённых категорий анализа – порознь и вместе. Абсолютное количество единиц счёта по каждой категории анализа для каждого дня наблюдений берётся из таблицы «Анализ дневника наблюдений…» (ПЗ-2а.), столбцы 1, 3 и 5.

Относительные показатели конкретности берутся в процентах, если суммарный объём единиц счёта меньше 101:

Относительные показатели конкретности берутся в промúллях, если суммарный объём единиц счёта больше 100, но меньше 1000:

2.3. Проанализируйте каждую из трёх частных последовательностей относительных показателей конкретности. Если Вы усмотрели какую-либо тенденцию, назовите её. Начните со слов: «2.3. Отн. показатели конкретности у … (какой категории анализа?) …». Как изменяются?

2.4. Проанализируйте каждую из четырёх последовательностей абсолютных показателей конкретности: три частных и четвёртую суммарную («Всего»). Если Вы усмотрели какие-либо тенденции, назовите их. Если намечается только одна тенденция, то начните со слов: « 2.4. Абс. показатели конкретности у … (какой категории анализа?) …». Как изменяются?

Если прослеживаются две и более тенденций, то назовите каждую. И тогда маркируйте суждения о каждой из них буквами русского алфавита: «2.4а. …», « 2.4б. …» и т.д.

 

Общие выводы по занятию (завершение начатых высказываний)

«1. Соотносить взятые категории анализа нужно …». Зачем? (Возможны различные варианты ответа).

«2. Конкретность отд-х категорий (а) и суммарная конкретность (б) свидетельствуют: …». О чём? «2а. …»; «2б. …».

«3. Относит. конкретность нужна …». Зачем?

«4. Контент-анализ дневника по дням недели нужен …». Зачем?

«5. По результатам проведённой работы, конкретность взятых категорий анализа (констатации, оценивания и интерпретации) в учительском дневнике …». Что Вы можете сказать о ней, в общем («5а. …»), и в частностях («5б. …»)?

«6а. Работа на данном ПЗ заключалась …». В чём? В каких действиях?

«6б. Объективн. знач-е у работы на этом ПЗ …». В чём?

«6в. Субъективный смысл для меня работы на этом ПЗ …». В чём?

____________________________________________________________________________________

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Углы "фи", в радианах

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Стандартные значения F-критерия Фишера для оценки разницы между долями (относительными частотами) на трёх уровнях вероятности безошибочных прогнозов (Р).