ПЗ-1а. Соотнесение учебного ответа с эталонным

Цель работы на этом занятии – осознать основные действия при педагогическом оценивании частного учебного ответа («работа с документами»).

Исходные положения (по: Еремеев Б. А., 2006, с изм.):

1. Исходной, базовой для учителя является установка на человека как ценность, или антропоцентризм в самом широком смысле слова, предполагающем ценностное отношение ко всему существующему, в том числе и к себе, и к окружающей среде: с заботой о сохранении и улучшении существующего.

2. Педагогика рассматривается в широком современном значении (а) как коммуникация культуры, (б) как организация образовательного процесса в его частных и конкретных формах, (в) как инструмент создания условий для личностного развития всех участников образовательного процесса.

3. Вовлечённость в актуальную предметную область, или образованность в определённом отношении, характеризуется единством осведомлённости, умелости и воспитанности. Иными словами – выраженностью субъективных отношений, соответствующих социальным ожиданиям-требованиям (экспектациям), как объективным ценностным ориентирам.

4. Любое ситуативное личностное проявление в связи с актуальной предметной областью (по её поводу) обнаруживает все грани образованности: и знания, и умения, и субъективные отношения, – как частные, так и общие. Можно говорить о разной их выраженности. Однако базовым остаётся признание того, что отношения между сущностью и явлением взаимно многозначны: каждый аспект сущности обнаруживает себя в различных явлениях, а каждое явление обнаруживает различные аспекты сущности.

5. Измерение проявлений любой грани образованности становится возможным на основе психологического толкования педагогической ситуации. По своему общему механизму образование (или организованная педагогическая практика) является коммуникацией культуры. В социально-психологическом плане образованность рассматривается как уподобление учащихся тем, кто их учит, в актуальных отношениях. Причём и сам образовательный процесс, и любое проявление образованности имеют семиотическую (знаковую) природу.

6. Учительские проявления по предмету являются естественными эталонами для того, чтобы измерять ученические проявления образованности во взятом отношении. Любые другие эталоны и, в частности, оценочные шкалы и тесты, используемые для диагностики определённых личностных проявлений, имеют вспомогательное значение.

Задание . Оценить содержательную общность между учебным ответом и его эталонным вариантом, используя подходящие процедуры научного описания. Для этого следует:

1. Воспользоваться реальным примером краткого учебного ответа (в том числе – собственного) по любой учебной дисциплине и соответствующего контрольного (эталонного) варианта ответа. Воспроизвести оба ответа в протоколе с маркировкой: У.о. («учебный ответ») и Э.о. («эталонный ответ»).

2. Провести индуктивный анализ содержания обоих текстов:

2а) для каждого текста составить алфавитный словарь – с учётом лексических основ слов,

2б) объединить оба словаря – учесть их логическую сумму с маркировкой общих слов.

3. Количественно описать содержательную общность между двумя ответами. Для этого используются два показателя:

а) показатель трансгрессии (или пересечения) словарного состава двух ответов (g, %). В этом случае исходим из гипотезы о том, что оба ответа даются с использованием одного словаря, так как являются частными вариантами проявления одной модели:

здесь gэ*у показатель общности как пересечения (трансгрессии) словарей обоих ответов, эталонного (э.) и учебного (у.);

б) показатель регрессии одного ответа относительно другого: подлежащего оценке – относительно принятого за эталон (по К. Пирсону, в теоретических пределах от минус единицы до плюс единицы: ρ). В этом случае мы исходим из гипотезы о том, что не исключена вероятность взаимной дополнительности словарей, так как ответы являются проявлениями двух различных моделей:

здесь ρу/э – показатель регрессии содержания учебного ответа относительно эталонного ответа (или зависимости учебного ответа от эталонного);

N – логическая сумма двух словарей. Это та предметная область, на фоне которой количественно оценивается регрессия;

 

Выводы

(в форме завершения начатых высказываний. Начала высказываний можно сокращать – с условием сохранения смысла у каждой формулировки ответа)

«1. Содержательная общность между У.о. и Э.о. оценивается коэффициентом трансгрессии gэ*у = ? и коэффициентом регрессии ρу/э = ?».

«2. Думаю, что это значит…». Что?

«3. Показатель трансгрессии (g, %) следует использовать …». Когда?

«4. Показатель регрессии (ρ) следует использовать …». Когда?

«5. Индуктивный анализ содержания – это …». Что?

«6. Использование контент-анализа и колич. описания общности при соотнесении учебного ответа с эталонным …». Что Вы можете о нём сказать, в общем?

«7. На этом ПЗ:

7а. … ». Что Вы делали?

«7б. Объективное значение этой работы - …». В чём?

«7в. Субъективный смысл её для меня - …». В чём?

__________________________________

Пример

1. Рассматриваются два ответа на вопрос о том, какие понятия следует определить в начале работы по новому учебному курсу:

У.о.: «…Предмет, объект, цель, средства, методы, рабочие понятия, научные понятия».

Э.о.: «…Цель, объект, предмет, задачи, методы, средства, результаты».

2. Таблица. Суммарный алфавитный словарь двух ответов.

Единицы анализа

и счёта

Эталонный

ответ

Учебный

ответ

1

задача

4

 

2

метод

5

5

3

научный

 

8

4

объект

2

2

5

понятие

 

7,9

6

предмет

3

1

7

рабочий

 

6

8

результат

7

 

9

средство

6

4

10

цель

1

3

Длина словаря, l

lэ=7

lу=8

 

Примечание. В ячейках таблицы указаны порядковые номера слов в их последовательности при ответе.

3. Общность содержания ответов:

3а. трансгрессия словарей:

3б. регрессия словаря учебного ответа относительно словаря эталонного ответа:

Результаты.

1. Общность словарных составов у учебного и эталонного (контрольного) вариантов ответа (50%) при формализованном квартильном подходе соответствует порогу между «удовлетворительным» и «хорошим» ответом.

2. Намечающаяся дополнительность словаря учебного ответа по отношению к словарю эталонного ответа (ρу/э) при наличной величине суммарного словаря статистически не подкрепляется. Отклонения в содержании учебного ответа от эталонного варианта можно считать результатом случайного стечения обстоятельств.

[Вывод. Для достоверного (статистически не случайного) суждения о вовлечённости автора данного учебного ответа в программный материал следует рассматривать множество его ответов на различные вопросы.]

______________________________________________