ЛК-1а. Введение в НИПД ППН – после ММОНИ

Актуальность предстоящей работы по учебной дисциплине «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» (НИПД…) определяется, прежде всего, запросами практики. В частности, постоянно возникает необходимость учитывать условия, ход и результаты педагогической деятельности. И постоянно возникают противоречия между проявлениями субъективных позиций у прямых и косвенных участников этой деятельности.

Конструктивное разрешение возникающих противоречий между носителями различных взглядов обеспечивается на основе фактов. А факты, в отличие от домыслов, имеют рациональные истоки, – в частности, добываются в научных исследованиях. Исследователи собирают факты, регистрируют, описывают, обобщают и интерпретируют. Интерпретация – структурная, объясняющая, прогностическая – обеспечивается посредством понятийного мышления и его основных инструментов: научных понятий и методов.

Об исходных определениях понятий (и для учебной дисциплины, и для научного исследования) у нас уже шла речь в рамках работы в прошлом семестре по учебной дисциплине «Методология и методы организации научного исследования». Поэтому в этой лекции сначала речь пойдёт о содержательных итогах предыдущего курса (п.1), а затем уже о предстоящей работе по учебной дисциплине «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» (НИПД…) (п.2).

 

1. Содержательное обобщение работы по у.д. ММОНИ

1.1. Предпосылки научных исследований

1.2. Целесообразная деятельность и её уровни (практика и наука, эмпирия и теория)

1.3. Объект и предмет деятельности

1.4. Задачи и методы научной деятельности

1.1. Предпосылки научных исследований

1. Конкретизируем исходное условие для осознанного выполнения любой инициативной работы. Это определение основных аспектов и/или компонентов предстоящей работы.В ихчисле – цель работы, её объект, предмет, задачи, методы, средства, вероятные результаты. Такая конкретизация определяется тем, что учёт перспективы предстоящей работы позволяет оптимизировать её подготовку и выполнение: предупредить отвлечения, повысить готовность к неожиданностям и снизить затраты времени и труда.

2. Конкретизируем объективную основу для методологии и методов исследовательской деятельности. Такой общей основой является практика повседневной человеческой жизни. А в частности – этопрактика познания, её осознание посредством языка и её оформление в виде общих научных парадигм (знаний, теорий, моделей) и частных образовательных стандартов (традиций) при подготовке научных кадров.

3. Конкретизируем субъективную основу для методологии и методов исследовательской деятельности. Здесь выделены три уровня гносеологической конкретизации – по В. А. Ядову. Это общее мировоззрение, это специальные научные знания и это установка на использование и расширение имеющихся инструментальных и процедурных возможностей (средств). То есть личный опыт каждого отдельного исследователя…

1.2. Целесообразная деятельность и её уровни (практика и наука, эмпирия и теория)

4. Цель осмысленной и осознанной человеческой деятельности – достижение определённого результата. Каковы общие цели у шести названных ниже субъектов?

4а. Цель науки, в общем,оптимизировать существующую картину мира: упорядочить её компоненты, сделать картину стройной, ясной, понятной (объяснить её) и регулярной: позволяющей делать прогнозы и готовиться к предстоящим событиям.

4б. Цель образования, в общем, обеспечить преемственность поколений: передачу (трансляцию) и развитие социального опыта, или приобщить членов общества к его культуре в её актуальных аспектах: сохранение, функционирование, созидание (творчество).

4в. Цель отдельной учебной дисциплины, в общем, – раскрыть для учащихся актуальное содержание и/или формы, предусмотренные образовательным стандартом и отображённые в учебных материалах.

4г. Цель учителя (педагога, преподавателя) – обеспечить организацию и реализацию коммуникации культуры при заданных условиях.

4д. Цель учащегося – приобщиться к определённой культуре (к её особой сфере).

4е. Цель исследователя –осознать (сформулировать) актуальное противоречие как проблему и. в оптимальном случае, разрешить проблему.

 

1.3. Объект и предмет деятельности

5. В познавательной практике выделяются различные объекты и субъекты. Определим общий объекту каждого из перечисленных далее субъектов.

«5а. Для науки, в общем, объект– этодействительность.

5б. Для образования объект, в общем, – этофакт культуры в единстве его различных аспектов: как свéдения, как способы действий, как ценностные ориентиры.

5в. Для учебной дисциплины объект,в общем,– это факт культуры, предусмотренный образовательным стандартом, в единстве трёх его общих аспектов: различных сведений, способов действия, ценностных ориентиров.

5г. Для учителя (педагога) объект, в общем,– этокоммуникация культуры: сведений, способов действия, ценностных ориентиров.

5д. Для учащегося объект, в общем,– это учебный материал, раскрывающий определённые сведения, способы действий, ценностные ориентиры.

5е. Для исследователя объект, в общем,– это любая значимая отдельность: тело, поле, отношение, атрибут, ситуация...

6. Объект , попадая в сферу субъективной деятельности, превращается в предмет. Определим, каковы предметы для шести названных ниже субъектов.

«6а. Для науки предмет, в общем, – это открытая система понятий (или знания) о действительности, выраженная терминологически.

6б. Для образования предмет – этоактуальные основы культуры и, прежде всего, науки, которыми владеют работники образования.

6в. Предмет для учебной дисциплины – этоактуальное содержание и/или формы, предусмотренные образовательным стандартом и отображённые в учебных материалах.

6г. Предмет для учителя (педагога, преподавателя) –рефлексия и обеспечение самоорганизации при коммуникации культуры: как её перцепиента и коммуникатора.

6д. Предмет для учащегося – то, что им усвоено, понято и используется.

6е. Предмет для исследователя –то, в чём для него обнаруживает себя объект исследования: как явление сущности, как знак с определёнными значениями и смыслами.

«7. Объект больше предмета, потому что субъект, как отдельность, ограничен в возможности охватить объект своей деятельностью».

«8. Предмет больше объекта, потому что субъект, как носитель активности, привносит в действительность своё отношение».

1.4. Задачи и методы научной деятельности

«9а. Задачи науки – упорядочивать наличную информацию, соотносить её фрагменты, вскрывать противоречия, пытаться их разрешать посредством обобщающих моделей.

9б. Задачи образования – выделять актуальные основы культуры и, прежде всего, науки и обеспечивать их коммуникацию членам общества.

9в. Задачи отдельной учебной дисциплины – раскрывать актуальное содержание и/или формы, предусмотренные образовательным стандартом и отображённые в учебных материалах, для коммуникации учащимся.

9г. Задачи учителя (педагога, преподавателя) – осознавать самоорганизацию при коммуникации фактов культуры (как их перцепиента и коммуникатора) и адаптироваться к изменяющимся условиям коммуникации.

9д. Задачи учащегося – усваивать, понимать и использовать учебный материал.

9е. Задачи исследователя – разбираться в происходящем: ставить вопросы, осознавать противоречия, выдвигать гипотезы, проверять их, корректировать свой опыт.

10. Жизненную ситуацию составляют, в общем,объект, субъект, предмет, референт (ориентиры), отношения между ними.

11. Субъективная реальность в жизненных ситуациях конкретизируется, в общем, через психические (душевные) явления: впечатления, мысли, чувства, намерения, – и другие формы психики как принадлежности своего носителя.

12а. Научные проблемы, в отличие от проблем в исследовании, универсальны для данной науки («всеобщи») и конкретны.

12б. Проблема в исследовании, в отличие от научной проблемы, специфична (особенна) для данного исследования.

13а. Эмпирическое научное познание, в отличие от теоретического, конкретно (детализирующе) и допускает множество точек зрения и ракурсов при описании объекта (плюралистично).

13б. Теоретическое научное познание, в отличие, от эмпирического, абстрактно и объясняет происходящее минимальным числом причин (монистично)».

14а. Гуманизм в быту, в отличие от научных исследований, проявляется в уважении людей друг к другу, в стремлении к взаимопониманию, терпимости и к компромиссу при столкновении интересов.

14б. Гуманизм в научных исследованиях, в отличие от бытовой повседневности, проявляется в учёте субъективных позиций у всех участников взаимодействия, в соотнесении этих позиций и в выделении особенного и общего в них.

15. Наблюдение, эксперимент и моделирование различаются осведомлённостью познающего о познаваемом и активностью познающего при познании.

16. В процессе образования как целенаправленной и организованной коммуникации культуры коммуникатор посредством научных понятий осознаёт происходящее, в том числе свои действия и их эффект – изменения вовлечённости в предмет у учащихся.

17а. Результаты научного исследования, в отличие от результатов учебной работы, опосредствуются понятиями (терминами), являютсяобобщёнными и однозначными.

17б. Результаты учебной работы, в отличие от результатов научного исследования, являютсяспецифичными (персонифицированными), образными (метафоричными), многозначными.

18. К основным этапам организации научного исследования относятся: определение рабочих понятий, разработка программы, подготовка проведения, сбор информации, обработка информации, оценка и интерпретация результатов, выводы, оформление.

 

2. Содержательное введение в у.д. НИПД ППН

2.1. Рабочие понятия учебной дисциплины НИПД…

2.2. Базовые учебные понятия

 

2.1. Рабочие понятия учебной дисциплины НИПД…

Рабочие понятия учебной дисциплины НИПД…, как и любой другой учебной дисциплины, как и вообще любой осознанной деятельности, – это цель, объект, предмет, задачи, методы, средства, вероятные результаты. С ними мы знакомились, работая по предыдущему курсу, ММОНИ. Аналогичную конкретизацию по курсу НИПД… можно найти на сайте: http://www.humanpsy.ru/nipd/lk-1 .

Однако в предстоящей работе есть коррективы – с учётом того, что было сказано в первой части этой лекции о цели и задачах в работе преподавателя. Опыт работы в прошлом семестре заставил меня изменить и содержание, и форму работы. Частично изменяется содержание лекций, больше всего – вводной. Полностью заменены практические занятия: упрощены и переведены в прикладной план. В список литературы добавлены две моих книжки, электронные версии которых опубликованы в Интернете в 2014 г. И форма работы теперь будет другая: с учётом запросов, возможностей и стиля деятельности у абсолютного большинства магистрантов.

Остаётся прежней установка на доступность текстов по каждому занятию. Однако учёт аудиторной работы будет более формализован. И итоговая зачётная работа будет проводиться в двух вариантах, по выбору магистрантов: в продуктивном и в репродуктивном вариантах.

 

2.2. Базовые учебные понятия

Напомню, что к базовым учебным понятиям относятся понятия, задающие и раскрывающие предметную область данной учебной дисциплины. Эти базовые понятия «вырастают» из понятийного аппарата образовательного направления и специализации (или профиля), опираются на него, включают в себя его материал, формируются из этого понятийного материала. Перечислим знаменательные слова, обозначающие значимые для нас понятия:психология, педагогика, образование; психология, педагогика, диагностика, развитие, личность; наука, исследование, профессия, деятельность, психология, педагогика, направление.

Логическая сумма трёх формулировок включает в себя слова, обозначающие одиннадцать понятий. В их числе: «деятельность», «диагностика», «исследование», «личность», «направление», «наука», «образование», «педагогика», «профессия», «психология», «развитие». Осознавая многозначность слов, очень важно уточнять их значения для использования этих слов в предстоящей работе. Конкретизируем определения базовых понятий.

Деятельность будем понимать как целенаправленную человеческую активность, имеющую объективный результат и социальное значение. В традициях ленинградской – петербургской человековедческой школы разведены четыре базовые сферы деятельности: труд, общение, познание и ценностная ориентировочная деятельность (Б. Г. Ананьев, 1969; М. С. Каган, 1974). Труд – это деятельность, целью которой является создание потребляемых благ. Общение – это деятельность, целью которой является информационное воздействие человека на человека, в том числе и на самого себя. Познание – это деятельность, целью которой является оптимизация субъективной картины мира и/или её фрагментов. Ценностно-ориентировочная деятельность имеет целью определение актуальных критериев (мер) отношения к действительности.

Любая человеческая деятельность характеризуется единством её базовых сфер. На практике, в каждой жизненной ситуации она имеет свою форму – выступает как иерархическая, полиструктурная система, имеющая множество родовых и видовых признаков.

Диагностика (по-русски – распознавание) – это форма познания, при которой образ чего-либо соотносится с образом его эталонного варианта. Познающий человек использует вероятностные модели объектов, в которых учтённые качества и их признаки объединяются по конечному числу оснований. Посредством категоризации познающий человек соотносит актуальные признаки с определёнными качествами у познаваемого. Соотнесение признаков и качеств складывается в чёткую последовательность действий, раскрывающих три этапа в структуре диагностики. Это обнаружение признаков – их локализация как существующих. Это различение признаков – как свидетельствующих об определённых качествах у их носителя и как относящихся преимущественно к отдельным категориям. И это опознание носителя признаков – как принадлежащего к определённому роду и виду (классу и подклассу), что и фиксируется при категоризации познаваемого объекта.

Исследование – это отдельный познавательный акт, в котором непосредственные впечатления переводятся в опыт. В оптимальном случае исследование становится инструментом для формирования рациональной структуры опыта. Устанавливаются связи между явлениями и сущностями, между признаками и качествами, между знаками и их значениями.

Специфика научного исследования заключается в том, что перевод текущих впечатлений в опыт опосредствован понятиями, которые выражены в терминах. И весь процесс познания происходит на понятийном уровне – как сознательное рациональное обобщение и специализация поступающей информации с целью уточнить выделенный фрагмент и/или аспект в картине мира. В научном исследовании обнаруживает себя деятельностная природа познания: и в плане целенаправленности, и по затратам «живого» труда, и получением обобщённых устойчивых результатов.

Личностью называют человека, имея в виду различные его грани (или жизненные проекции). В том числе часто имеют в виду: (а) отдельного человека, (б) особенное в нём, (в) социальную природу человека, (г) социальность, личное своеобразие и субъектность человека – как объединение в рамках одного уровня разных уровней развития человека… Я следую парадигме социокультурного понимания личности – как человека для людей. Для меня номинация «личность» отсылает, прежде всего, к социальной природе человека (пункт «в», или предпоследний вариант из четырёх названных выше). Личность рассматривается как качество человека, возникающее и формирующееся в условиях его жизни в обществе: среди людей, в условиях определённой культуры. Человека как личность характеризует всё, что общество предлагает своим членам в качестве условий совместной жизни. Это должное в человеке как члене общества. Или то, чем, в пределе, должен быть человек для других людей. Здесь выделяются три главные общие проекции: интенции (устремления) человека, его потенции (возможности) и его тенденции (или «тренды», «стили», формы проявления активности). Предполагается, что «эталонные» носители трёх этих характеристик – это «зрелые» члены общества, составляющие его деятельную основу, носители его культуры.

Направление – это ориентация движения (или, шире, изменения) чего-либо в пространстве и времени: в природе, в обществе, в его культуре, в технике, в знаковых системах, в субъективной реальности…

Наука как самостоятельная отдельность – это рациональный аспект социального познания, открытая система понятий, обеспечивающая универсальную ориентировку общества в мире. Она обеспечивает эту ориентировку в условиях, когда другие формы общественного сознания оказываются не достаточными.

Образование, в общем, – это становление определённости чего бы то ни было. В том числе – и «по образу и подобию» чего-либо и/или кого-либо. В частности же, это системная форма целенаправленной и организованной педагогики (и андрогогики) при наличных социокультурных и цивилизационных условиях. Поэтому очевидно, что образование различается и на разных этапах социогенеза, в историческом плане, и в различных странах, в различных социокультурных условиях. Оно различается также в каждой стране на разных своих ступенях, и в отдельных образовательных учреждениях со сходными формальными характеристиками.

Педагогика – практика и теория коммуникации культуры. Педагогика возникает при «встрече» носителей культуры с её перцепиентами. Те и другие на уровне субъектов деятельности: (а) имеют «разность потенциалов» по вовлечённости в какую-либо предметную область, (б) осознают эту разность, (в) имеют намерение её преодолевать и (г) имеют возможности для этого. При соблюдении четырёх названных условий оформляется оптимальная коммуникативная ситуация и складывается полилог (как упорядоченное, гармонизированное множество диалогов), объединяющий всех участников коммуникации.

Профессия – это род трудовой деятельности, которая (а) порождается общественным разделением труда и обменом потребительными стоимостями (благами), и которая (б) определяет своеобразие социального развития человека, его интенций, потенций и тенденций.

Психология – это наука о душе (психике). Душа же (психика) для нас выступает в трёх аспектах: как идеальная принадлежность её носителя (высоко организованного существа – животного организма), как субъективное отражение действительности и как инструмент самосохранения и ориентации в среде.

И под развитием мы будем понимать, в общем, однонаправленную, закономерную последовательность изменений у любой отдельности от её возникновения до исчезновения.

Базовые понятия учебной дисциплины, обозначенные выше и получившие определение, становятся для нас исходными во всей последующей работе по её содержанию, по материалу, по предмету, с которым нам предстоит непосредственно иметь дело.

Поэтому соответствующие словосочетания в нашей работе будут иметь такие значения. «Психолого-педагогический» будет значить для нас «имеющий отношение и к психологии, и к педагогике». Под «развивающейся личностью» будем понимать человека как члена общества с учётом этого состояния человека в настоящем, прошлом и будущем. «Диагностика (…) личности» для нас будет выступать как распознавание социокультурных человеческих атрибутов (как интересующие нас объекты) через их проявления для нас (как наши ситуативные предметы) с использованием соответствующих (подходящих для нас) ориентиров, или образцовых примеров (эталонов). Под «научными исследованиями» мы будем понимать выявление общего и особенного как закономерного в отдельных фактах действительностипосредством понятийного мышления.

А «научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» мы будем понимать как обобщения фактов, способствующие практическому разрешениюпроблем, возникающих при коммуникации культуры. Чем такие исследования отличаются от спонтанного, интуитивного, произвольного или даже волевого практического поиска на основе житейского опыта? Их опосредствованностью осмыслением гуманитарной проблематики в педагогической практике. Осмыслением, которое осознано на теоретическом уровне и имеет методологический потенциал. – То есть становится прямым руководством к действию. Предполагается, что такая опосредствованность обеспечивается с антропоцентрической позиции и под углом зрения прикладной психологии. Антропоцентризм предполагает учёт позиций у всех участников коммуникации культуры, вовлечённых в педагогическую ситуацию. Подход с позиции прикладной психологии предполагает диагностику и проектирование личностного развития человека, прежде всего, с учётом развития его субъективной сферы, с учётом развития его сознания.

Итак, мы приступили к работе по учебной дисциплине «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления». Различные учебные дисциплины в нашем случае могут рассматриваться как особые отображения – или модели на уровне сознания – особых граней («сфер») социального бытия человека. И в нашем случае это моделирование научных исследований субъективной реальности у участников педагогических ситуаций. На следующей лекции конкретизируем нормативную модель педагогической ситуации, в которой становятся актуальными научные исследования. А затем на практических занятиях будем рассматривать примеры фактических исследований и «примеривать» их к собственной работе.

 

Дополнительная литература (к списку по программе)

1. Еремеев Б.А. Психометрика мнений о людях. Учебно-методическое пособие. 2014. – 110 с. (ISBN 978-5-4458-6567-4; формат pdf)

2. Еремеев Б.А. Учебная успешность и ценности у студентов педвуза: психологические основания, технология и процедуры измерения, некоторые результаты. Монография. 2014. – 202 с. (ISBN 978-5-4458-7202-3; формат pdf)

www.biblioclub.ru – ЭБС Университетская библиотека онлайн

www.biblioclub.ru/shop – Интернет-магазин

www.biblioclub.ru/business

– Деловой портал