НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

В этом блоке расположены материалы занятий Б. А. Еремеева по дисциплине "Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления" для магистрантов, обучающихся по программе "Психолого-педагогическая диагностика развивающейся личности".

ЛК-1. Исходные понятия учебной дисциплины

В жизни осознание чего бы то ни было обеспечивается его категоризацией, превращающей любой объект действительности в предмет, или объект-для-себя. Категоризация зависит от степени увлечённости объектом. Выделяя что-то, мы его сначала обозначаем, или называем. Затем мы выделяем его главные (для нас!) ипостаси, или определяем взятый объект. И далее мы конкретизируем его для себя: по мере надобности детализируем, или характеризуем взятый объект «вширь и вглубь». И делаем это до тех пор, пока такая категоризация будет иметь для нас хоть какой-то смысл. А объективно – хоть какое-то значение... И тогда начинается наука.

Подробнее...

ЛК-2. Основные понятия научного психолого-педагогического исследования

Определение исходных понятий и формирует, и обнаруживает осознание ситуации как методологическую основу предстоящих действий. Важно, что при этом выделяются и конкретизируются уровни познавательной компетентности: от эмпирического до теоретического.

Подробнее...

ПЗ-1. Понятие о проблеме

Цель занятия – активизация познавательной деятельности психолога-исследователя в теоретико-методологическом плане. Для этого рассматриваются научные тексты.

Подробнее...

ПЗ-2. Определённость проблемы и цели в исследовании

Цель занятия – осознание определённости проблемы и цели в исследовании. Предлагается дать сравнительную характеристику тому, как раскрыты эти понятия в нескольких диссертационных исследованиях.

За эталонные формулировки проблемы и цели принимаютсяих определения на лекциях. (См. также: [1; 2]).

Подробнее...

ПЗ-3. Объект и предмет в исследовании

Цель занятия – осознание фактических объекта и предмета в психологических исследованиях, исходя из эталонных определений, предложенных на лекции, с одной стороны, и из слов авторов диссертаций о том, чтó они исследовали и какую информацию собирали и перерабатывали, с другой стороны.

Подробнее...

ПЗ-4. Психологическое познание человека

Цель занятияосознание психологического познания человека и, в частности, характеристики человека в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. Используется материал, в котором отрефлексировано отношение человека к его роли Испытуемого.

Подробнее...

ПЗ-5. Определённость задач и методов исследования

Цель занятия – осознание определённости двух рабочих понятий в исследовании – понятий «задачи» и «методы». Предлагается дать сравнительную характеристику тому, как эти понятия раскрыты в диссертационных исследованиях восьми авторов. За эталоны при оценке формулировок принимаются рабочие определения, предложенные на лекциях. (См. также: [1]).

Подробнее...

ПЗ-6. Распознавание психических образований и их свойств

Цель занятияраспознавание отдельных психических образований и их свойств в реальных фактах сознания.

Подробнее...

ПЗ-7. Уровни структурного подхода и актуальные противоречия в исследованиях

Цель занятия – распознать исследовательские позиции по фрагментам из авторских текстов научных публикаций.

Задание: Ниже приводятся извлечения из работ, опубликованных в книге: Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 215-летию Герценовского университета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. –475 с.

Подробнее...