Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. Глава 5. Заключение. Литература

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ТРУДНОСТЯМИ, ВОЗНИКАЮЩИМИ В СВЯЗИ С СОЦИАЛЬНЫМИ ИДЕНТИФИКАЦИЯМИ ЛИЧНОСТИ

В данной главе представлены методы групповой психологической работы в контексте проблем социальной идентификации личности. Безусловно, предлагаемые здесь методические средства не исчерпывают весь арсенал приемов психологической работы с социальной идентичностью. Мы приводим только те из них, которые были апробированы в нашей работе и доказали свое соответствие заложенному в них целевому потенциалу на практике.

В этой главе не приводятся техники разминочного и психогимнастического плана, здесь представлены только приемы, несущие основную смысловую нагрузку в каждом занятии. Каждое упражнение несет в себе двойственную целевую нагрузку. С одной стороны, они способствуют осознанию и трансформации участниками содержания собственных социальных стереотипов. С другой стороны, они создают условия для формирования позитивной социальной идентичности личности.

Упражнения представлены в таком виде, в каком они чаще всего встречаются в психологической литературе и, следовательно, наиболее известны в профессиональном сообществе. Каждое из них посвящено определенному аспекту социальной идентичности  - гендерному, этническому, возрастному и т.д. Однако подобная привязка к отдельным компонентам социальной идентичности не является жесткой. Любая представленная здесь методика допускает модификации для работы с другими социальными идентификациями. По сути, описанные упражнения можно рассматривать как формы, которые ведущий группы может наполнять необходимым ему содержанием.

 

«Суд над гендерным стереотипом»

ЦЕЛЬ МЕТОДИКИ - осознание и трансформация индивидуальных гендерных стереотипов.

ВРЕМЯ - 90 мин

МАТЕРИАЛЫ - доска, мел, ватман, фломастеры (1 набор), цветная бумага, ножницы.

ПОДГОТОВКА ВЕДУЩЕГО - навыки групповой работы c использованием активных методов обучения, навыки психологического консультирования групп.

ПРОЦЕДУРА

Этап 1. Участникам предлагается назвать как можно больше примеров гендерных стереотипов и предубеждений. Процедура проходит по принципу «мозгового штурма». Предварительно ведущий напоминает участниками основные правила его проведения - каждый участник свободно высказывается, все высказанные идеи принимаются и не критикуются. Называемые участниками стереотипы записываются на доске и формулируются обобщенно, короткими фразами: «все женщины - ...», «мужчины всегда...» и т.д..

Здесь более эффективным будет попросить участников называть те  представления и стереотипы, которые вызывают у них наибольший эмоциональный отклик. Таким образом выполнение упражнения приобретает более личностный характер и в большей степени будет способствовать осознанию и трансформации индивидуальных гендерных стереотипов.

Этап 2. Участникам предлагается выбрать гендерный стереотип, который наиболее для них значим, либо вызывает наибольший протест. С этой целью проводится голосование: каждый участник получает по 4-6 голосов (в зависимости от количества членов группы), далее он свободно распределяет их между вариантами стереотипов, выписанными на доске - может отдать все голоса одному «стереотипу» или разделить по несколько голосов между разными «стереотипами». Стереотип, набравший наибольшее количество голосов, становится «обвиняемым» на «Суде».

Этап 3. Участники вытягивают карточки с названиями ролей (Прокурор, Адвокат, Присяжный). Таким образом, образуются три группы - обвинители (Прокуроры), защитники (Адвокаты) и Присяжные (по численности данная группа должна быть в полтора раза меньше двух предыдущих). Прокуроры и Адвокаты в течение 15-20 минут готовят свое выступление: придумывают речь, создают образы вымышленных или реальных свидетелей, которые бы подтверждали их позицию. Присяжные разрабатывают критерии оценки выступлений, а также с помощью ватмана, фломастеров, цветной бумаги и других средств создают образ «Обвиняемого», творчески изображают выбранный для «Суда» гендерный стереотип.

Этап 4. Участники располагаются в помещении: Адвокаты и Прокуроры полукругом друг напротив друга, в центре полукруга судья (обычно его роль берет на себя преподаватель), замыкают круг присяжные, которые сидят в некотором отдалении. Процедура проведения «Суда» носит достаточно схематичный характер. «Судья»-ведущий произносит небольшую вступительную речь, затем присяжные представляют «Обвиняемого». Первой выступает группа Прокуроров: они зачитывают «обвинительную речь» и представляют «свидетелей». Адвокаты задают вопросы «свидетелям». Второй выступает группа Адвокатов: они представляют свою речь в защиту «обвиняемого» стереотипа и представляют «свидетелей». Прокуроры задают вопросы «свидетелям защиты». Далее Прокуроры и Адвокаты выступают с заключительными речами (данная процедура является не обязательной, достаточным может быть обобщение в конце выступления сторон, после выступления «свидетелей»). Затем Присяжные в течение 5-10 минут обсуждают услышанное и выносят «приговор», («виновен» или «не виновен»), а также сообщают, почему они приняли подобное решение.

Этап 5. В заключении проводится подведение итогов. Участники в свободном порядке делятся на группы по 4-5 человек (либо собираются в общий круг) и обсуждают следующие вопросы: какие мысли и чувства вызвал у меня «Суд»? Чем была полезна подобная работа? С какими трудностями я столкнулся в процессе данной работы?

Суд над гендерным стереотипом можно назвать одной из форм организации дискуссии. Данная форма работы позволяет максимально противопоставить противоположные точки зрения, выявить и озвучить все плюсы и минусы обсуждаемого феномена.

Подобная работа, особенно в силу того, что по заданию ведущего участники выбирают стереотипы, вызывающие у них наибольший протест, может задеть их глубинные эмоции и чувства. Для того, чтобы частично снять возможное эмоциональное напряжение, по окончанию «Суда» участники разбиваются на группы, где они могут поделиться возникшими у них мыслями и чувствами. Также эффективным является проведение какой-либо подвижной и веселой игры, где участники смогли бы много посмеяться по окончании «Суда».

 

Актуализация опыта переживания дискриминации по признаку пола

ЦЕЛЬ - осознание имеющегося опыта дискриминации по признаку пола, разрядка связанных с дискриминацией чувств, получение эмоциональной поддержки.

ВРЕМЯ - 30 - 40  мин.

МАТЕРИАЛЫ - часы или таймер для контроля за временем.

ПОДГОТОВКА ВЕДУЩЕГО - знание основных понятий переоценочного консультирования Х.Джекинса, навыки и опыт индивидуального психологического консультирования в рамках гуманистической парадигмы.

ПРОЦЕДУРА

Этап 1. Ведущий обсуждает с участниками понятия «подавление», «дискриминация», «дискриминация по признаку пола, просит привести примеры такой дискриминации, спрашивает, какие чувства испытывает человек в подобной ситуации.

Этап 2. Участниками предлагается в парах выполнить упражнение, для чего они распределяют роли «клиента» и «консультанта». «Клиент» вспоминает и рассказывает своему «консультанту» о ситуациях, когда ему или ей приходилось сталкиваться с дискриминацией по признаку пола (это может быть как личный опыт, так и истории, связанные со знакомыми, друзьями, родственниками). По истечении 7 минут студенты меняются ролями.

Этап 3. Студенты собираются вместе и рассказывают по одному случаю дискриминации по признаку пола на большом круге.

Этап 4. Общее обсуждение. Студенты делятся своими впечатлениями от выполнения упражнения, говорят о том, что дала им подобная работа.

Перед выполнением упражнения в парах важно напомнить участникам основные правила, выполнение которых необходимо для поддержания атмосферы психологической безопасности: «консультант» только слушает своего клиента, не дает советов, не перебивает, принимает его или ее безоценочно, относится к клиенту с полным вниманием. Выполнение упражнения иногда вызывает определенное сопротивление участников, которое может проявляться в том, что никакие случаи «не вспоминаются», поэтому здесь важно соблюдать временной регламент, не меняться ролями раньше времени, в отведенные семь минут человек может просто помолчать. Однако обычно во время выполнения задания на большом круге какую-то ситуацию, связанную с подавлением по признаку пола, могут вспомнить уже все участники. При обсуждении упражнения важно отметить, что подавление зачастую настолько прочно входит в нашу жизнь, что мы даже не замечаем, что подвергаемся дискриминации. Поэтому само осознание того, что данная ситуация ненормальна - это большой шаг вперед. Чтобы участники не слишком глубоко погружались в тяжелые чувства во время выполнения упражнения, о случаях дискриминации им предлагается рассказывать «легким тоном».

 

«Моя победа над дискриминацией»

ЦЕЛЬ - работа с чувствами беспомощности, возникающими в связи с дискриминацией по признаку пола.

ВРЕМЯ - 30 - 40  мин.

МАТЕРИАЛЫ - часы или таймер для контроля за временем.

ПОДГОТОВКА ВЕДУЩЕГО

Знание основных понятий переоценочного консультирования Х.Джекинса, навыки и опыт индивидуального психологического консультирования в рамках гуманистической парадигмы.

ПРОЦЕДУРА

Этап 1. Ведущий обсуждает с участниками вопрос о том, как мы реагируем на ситуации дискриминации по признаку пола, всегда ли можем им противостоять, что нам мешает отстаивать свои права. Ведущий напоминает, что на самом деле позитивный опыт противостояния дискриминации есть у каждого человека, и об этом опыте необходимо помнить, это наши важнейшие внутренние ресурсы.

Этап 2. Участниками предлагается в парах выполнить упражнение, для чего они распределяют роли «клиента» и «консультанта». «Клиент» вспоминает и рассказывает своему «консультанту» о ситуациях, когда ему или ей удалось успешно противостоять подавлению по признаку пола, случаи своей победы над дискриминацией. Об этих случаях нужно рассказывать подробно, с гордостью, радостным тоном, каждая история заканчивается фразой «Это была моя победа, я горжусь этим». «Консультант» помогает «клиенту» поддерживать победный тон. По истечении 7 минут участники меняются ролями.

Этап 3. Участники собираются вместе и рассказывают об одной из своих побед на большом круге. Группа радостно встречает каждую историю, поддерживая рассказчика аплодисментами.

Этап 4. Общее обсуждение. Участники делятся своими впечатлениями от выполнения упражнения, говорят о том, что дала им подобная работа.

Данное упражнение лучше выполнять после «Актуализации опыта переживания дискриминации по признаку пола».

 

«Я как подавитель»

ЦЕЛЬ - осознание механизмов передачи и закрепления системы гендерных стереотипов, собственной роли в данном процессе.

ВРЕМЯ - 40 - 50  мин.

МАТЕРИАЛЫ - часы или таймер для контроля за временем.

ПОДГОТОВКА ВЕДУЩЕГО - знание основных понятий переоценочного консультирования Х.Джекинса, навыки и опыт индивидуального психологического консультирования в рамках гуманистической парадигмы.

ПРОЦЕДУРА

Этап 1. Ведущий обсуждает с участниками вопрос о том, каким образом существующая в обществе система подавления и дискриминации по признаку пола сохраняется и передается из поколения в поколение. Ведущий напоминает, что внешний подавитель превращается во внутреннего, мы начинаем поступать с другими людьми и самим собой так же, как поступали с нами. Такое подавление не обязательно проявляется в действиях, это может быть, например, чувство осуждения другого человека по причине того, что его поведение не вписывается в диктуемые гендерными стереотипами нормы. .

Этап 2. Участника предлагается разбиться на группы по три человека. Каждому дается 5 минут на то, чтобы вспомнить случаи, когда он или она подавляли другого человека или самого себя по признаку пола.

Этап 3. Общее обсуждение. Участники делятся своими впечатлениями от выполнения упражнения, говорят о том, что дала им подобная работа.

Данное упражнение можно выполнять только после проведения работы над чувствами, связанными с переживанием опыта собственного подавления по признаку пола (упражнения «Актуализация опыта переживания дискриминации по признаку пола» и «Моя победа над дискриминацией»); невыполнение данного условия приведет к формированию у участников деструктивного чувства вины.

 

Десять «за» и десять «против» гендерных стереотипов

ЦЕЛЬ - осознание стереотипов

ВРЕМЯ - 20 мин.

МАТЕРИАЛЫ - листы бумаги и ручки по количеству малых групп

ПОДГОТОВКА ВЕДУЩЕГО - владение информацией о гендерных стереотипах, навыки использования активных методов обучения.

ПРОЦЕДУРА

Этап 1. Ведущий повторяет с участниками понятие «гендерный стереотип», рассматривает примеры гендерных стереотипов.

Этап 2. Участникам дается задание в течение 5-7 минут составить два списка. В первом должно содержатся десять пунктов в поддержку гендерных стереотипов (10 «за»), во втором списке - десять пунктов, указывающих на негативные последствия действия гендерных стереотипов на человека, группы мужчин и женщин, общество в целом (10 «против»). Участники разбиваются на группы по 4-6 человек и выполняют задание.

Этап 3. Каждая группа представляет результаты своей работы. Ведущий анализирует и обобщает высказывания участников.

 

КОММЕНТАРИИ

Упражнение хорошо использовать вначале занятий по теме гендерные стереотипы.

 

Идеальный мужчина и идеальная женщина

ЦЕЛЬ - осознание существующих в обществе гендерных стереотипов, а также стереотипности и противоречивости имеющихся представлений об эталонной женственности и мужественности.

ВРЕМЯ - 50-60 мин.

МАТЕРИАЛЫ - карточки с заданиями для разогревающегого этапа, листы ватмана, наборы цветных карандашей, фломастеров или маркеров (по числу малых групп).

ПОДГОТОВКА ВЕДУЩЕГО - владение информацией о гендерных стереотипах, навыки использования активных методов обучения.

ПРОЦЕДУРА

Этап 1. Жеребьевка. Участники разбиваются на малые группы по 4 - 6 человек. Для этого проводится разогревающее упражнение. Участникам раздаются карточки с названием какой-либо стереотипной гендерной роли, например «мачо», «феминистка», «синий чулок», «Барби». Число вариантов заданий должно соответствовать количеству малых групп. Получив карточки, участники должны невербально изображать доставшуюся роль, перемещаясь по аудитории и стремясь найти других исполнителей такой же роли.

Этап 2. Создание портретов идеальной женщины и идеального мужчины. В получившихся малых группах участники создают портреты идеального мужчины и идеальной женщины. Предлагается сначала обсудить эти понятия, а затем нарисовать получившиеся образы на листах ватмана. На выполнение задания дается 25 - 30 минут.

Этап 3. Презентация работ малых групп. Каждая малая группа показывает свой рисунок и рассказывает о нем всем остальным участникам.

Этап 4. Общее обсуждение. Участники делятся своими впечатлениями от выполнения упражнения, важно обсудить нереальность и противоречивость имеющихся у нас образов идеального мужчины и идеальной женщины, а также то, как имеющиеся стереотипные представления оказывают негативное влияние на межличностные отношения и жизнь в целом.

КОММЕНТАРИИ

При представлении участниками подготовленных портретов ведущий может специально записывать имеющиеся в образах противоречия, чтобы потом обратить на них внимание группы в ходе общего обсуждения.

 

Я проснулся женщиной или Я проснулась мужчиной

ЦЕЛЬ - осознание существующих гендерных стереотипов, а также их роли в построении межличностных отношений.

ВРЕМЯ - 40 - 50 мин.

МАТЕРИАЛЫ - листы бумаги и ручки по числу участников.

 

ПОДГОТОВКА ВЕДУЩЕГО - владение информацией о гендерных стереотипах, навыки использования активных методов обучения.

ПРОЦЕДУРА

Этап 1. Написание сочинений. Участникам предлагается представить себе, что они оказались в фантастической ситуации: проснувшись утром, обнаружили, что превратились в человека другого пола. Нужно написать небольшое сочинение о том, как пройдет в таком случае их день. На выполнение задания отводится 15 - 20 минут.

Этап 2. Зачитывание сочинений. После выполнения задания участниками ведущий собирает листочки и зачитывает сочинения вслух без каких-либо комментариев. Примеры подобных сочинений представлены в Приложении.

Этап 3. Общее обсуждение. Участники делятся своими впечатлениями от услышанного, обсуждают, какие стереотипы восприятия мужчин и женщин нашли свое отражение в написанных сочинениях.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Выдержки из сочинений «Я проснулся женщиной» и «Я проснулась мужчиной»:

«Если бы я однажды проснулся женщиной, то весь день был бы потерян. Не подошла бы одежда, не покидало чувство дискомфорта, обиды, смущения. Весь день я бы надеялся на скорейшее перевоплощение в противоположный пол».

 

«Интересно, что я надену сегодня в универ? Штаны и толстовка не подойдут. Эти длинные волосы мешают мне умываться. Где маникюрные ножницы? Я не могу нормально одеться.

Наверное, моими первыми ощущениями были бы страх, растерянность, дискомфорт и потерянность от всевозможных вопросов, которые вставали бы передо мной в течение всего сумасшедшего дня».

 

«Если бы я с утра проснулась мужчиной, то сначала бы подумала, что это сон, а потом бы дико рассмеялась и пошла делиться с братом, мы бы с ним вместе посмеялись. В институт я бы не пошла, а взяла у брата одежду и, если бы оказалась симпатичным парнем, пошла цеплять девчонок. ... А если бы были деньги, то можно было бы сходить в какое-нибудь увеселительное заведение и там почувствовать и попробовать, как ведут себя настоящие самцы».

 

«Проснувшись мужчиной, берешь на себя слишком много обязанностей. Но вместе с этим приходит чувство свободы, независимости и силы. Ты понимаешь, что многое в этой жизни зависит от тебя... Женщине не должно быть знакомо такое».

КОММЕНТАРИИ

При зачитывании сочинений важно сохранять их анонимность. Для этого можно, например, тщательно перемешать собранные листочки. При обсуждении услышанного важно обратить внимание на то, что многие сочинения оказываются удивительно похожими. Это помогает осознать, насколько имеющие у нас стереотипы обедняют и сужают восприятие другого человека.

 

 

 

 

Ярлыки старения (Пайнс Э., Маслач К.,  2000)

ЦЕЛЬ - осознание существующих социальных стереотипов, а также их роли в построении межличностных отношений.

ВРЕМЯ - 30 - 40 мин.

МАТЕРИАЛЫ -тестовые бланки и ручки по числу участников.

ПОДГОТОВКА ВЕДУЩЕГО - владение информацией о социальных стереотипах, навыки использования активных методов обучения.

ПРОЦЕДУРА

Участникам группы предлагается построить «психологические профили» одной из двух пациенток. Они почти идентичны, за одним исключением: первой пациентке шестьдесят девять лет, а второй -двадцать девять. По завершении индивидуальной работы ответы людей, работавших над одним и тем же «профилем», обобщаются.

Инструкция 1 для участников группы: «Сейчас вы прочитаете отрывок из клинического интервью. После этого вас попросят ответить на ряд вопросов об описанном че­ловеке. В опроснике приводятся варианты ответов, из которых вам нуж­но выбрать подходящие. На эти вопросы не существует «правильных» или «неправильных» ответов. Нас интересует только то, каким вам по­казался этот человек - ваши догадки и впечатления».

Инструкция 2 для участников группы (после предъявления профиля): «Теперь оцените, пожалуйста, этого человека по каждому из указанных качеств, обведя кружком число, которое лучше всего соответствует вашему суждению».

Тестовый бланк:

 

1. Независимая

1     2     3     4    5    6

Зависимая

2. Неискренняя

1     2     3     4    5    6

Искренняя

3. Совсем не ориентированная на успех

1     2     3     4    5    6

Ориентированная на успех

4. Неумная

1     2     3     4    5    6

Умная

5. Активная

1     2     3     4    5    6

Пассивная

6. Компетентная

1     2     3     4    5    6

Некомпетентная

7. Упрямая

1     2     3     4    5    6

Восприимчивая

8. Нечестолюбивая

1     2     3     4    5    6

Честолюбивая

9. Совсем не добрая

1     2     3     4    5    6

Добрая

10. Хорошо приспособленная

1     2     3     4    5    6

Плохо приспособленная

11. Неагрессивная

1     2     3     4    5    6

Агрессивная

12. Нечувствительная

1     2     3     4    5    6

Чувствительная

13. Доминантная

1     2     3     4    5    6

Уступчивая

14. Сердечная

1     2     3     4    5    6

Холодная

15. Очень нерешительная

1     2     3     4    5    6

Решительная

16. Хорошо сопротивляется внешнему давлению

1     2     3     4    5    6

Полностью поддается внешнему давлению

17. Забывчивая

1     2     3     4    5    6

Отличная память

 

Профиль пациентки 1:

Пациентке шестьдесят девять лет, она замужем, у нее был один ребенок. Она специалист в области истории науки и имеет ученую степень доктора философии. У пациентки отсутствуют жалобы на состояние здоровья. Результаты всестороннего медицинского обследования показывают, что она нормальная, здоровая женщина. Тем не менее пациентка жалуется на то, что недавно у нее резко изменилось состояний и настроение и она чувствует напряжение и тревогу, которые заметны также со стороны. С ее слов, у нее часто случаются приступы ярости, в вербальной и физической форме, которые случаются только дома. В то же время на работе она довольно хорошо владеет ситуацией, и только иногда ей бывает трудно сосредоточиться. В семейной жизни она не может справиться со своими семейными обязанностями и считает, что она не способна быть любящей подругой своему мужу. Ее беспокоит полное отсутствие нежности и душевного тепла с ее стороны во взаимодействиях с членами семьи, а в особенности - периоды полного отчуждения от собственного мужа. Она также жалуется на большие проблемы со сном, поскольку часто просыпается ночью из-за ярких и мучительных кошмарных сновидений. Пациентка также время от времени испытывает чувство безнадежности и отчаяния, и тогда она постоянно сомневается в ценности собственной жизни и своей адекватности как женщины.

Профиль пациентки 2:

Пациентке двадцать девять лет, она замужем, у нее один ребенок. Она специалист в области истории науки и имеет ученую степень док­тора философии. У пациентки отсутствуют жалобы на состояние здоро­вья. Результаты всестороннего медицинского обследования показыва­ют, что она нормальная, здоровая женщина. Тем не менее пациентка жалуется на то, что недавно у нее резко изменилось настроение и состояние и она чувствует напряжение и тревогу, которые заметны также и со стороны. С ее слов, у нее часто бывают приступы ярости, в вербаль­ной и физической форме, которые случаются только дома. В то же вре­мя на работе она довольно хорошо владеет ситуацией, и только иногда ей бывает трудно сосредоточиться. В семейной жизни она не может справиться со своими семейными обязанностями и считает, что она не способна быть любящей подругой своему мужу. Ее беспокоит полное отсутствие нежности и душевного тепла с ее стороны во взаимодействи­ях с членами семьи, а в особенности - периоды полного отчуждения от собственного мужа. Она также жалуется на большие проблемы со сном, поскольку часто просыпается ночью из-за ярких и мучительных кошмар­ных сновидений. Пациентка также периодически испытывает чувство безнадежности и отчаяния, и тогда она постоянно сомневается в ценно­сти собственной жизни и своей адекватности как женщины.

В обсуждении затрагиваются следующие вопросы:

  • Какие закономерности проявляются в полученных ответах?
  • Что эти результаты говорят о «ярлыках старения»?
  • Как «ярлыки старения» влияют на взаимодействие между людьми?

КОММЕНТАРИЙ

Аналогичный тестовый бланк можно использовать при анализе других разновидностей социальных стереотипов. В частности, обращение к этническим стереотипам может заключаться в такой работе с бланком, при которой участники группы отвечают на следующие вопросы:

  • Что в первую очередь приходит вам на ум, когда вы думаете об этой этнической группе?
  • Какие качества наиболее характерны для представителей этой группы?
  • Какие качества для них совершенно не характерны? (Чего вы от них не ожидаете, что бы вас в них удивило?)

Качества, из которых состоит дифференциал, в данном случае могут модифицироваться в соответствии с содержанием распространенных в обществе  этнических стереотипов.

 

Упражнение «Российский экспресс» (Аксельрод А., Любарская Е., 2004)

ЦЕЛЬ - осознание существующих социальных стереотипов, а также их роли в построении межличностных отношений.

ВРЕМЯ - 30 - 40 мин.

МАТЕРИАЛЫ - карточки со списком персонажей и ручки по числу участников.

ПОДГОТОВКА ВЕДУЩЕГО - владение информацией о социальных стереотипах, навыки использования активных методов обучения.

ПРОЦЕДУРА

Ведущий предлагает группе «отправиться в длительное путешествие на поезде». Участников просят заполнить анкету, которая сделает их путешествие максимально комфортным. Участники группы работают индивидуально. Каждый из них получает карточку со списком персонажей (он приведен ниже). Вопрос звучит так: «С кем из этих людей вы меньше всего хотели бы оказаться в купе поезда?». Участники должны определить сперва три самых непредпочтительных выбора, а потом - три предпочтительных.

Список:

  • Цыганка
  • Скинхед
  • Молодой человек, больной СПИДОМ
  • Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком
  • Кавказец-мусульманин
  • Человек из деревни с большим мешком
  • Африканский студент
  • Подросток, похожий на наркомана
  • Бывший заключенный
  • Таджик в национальной одежде
  • Милиционер
  • Инвалид со складной коляской
  • Китаец, который ест странно пахнущую еду
  • Человек, говорящий на непонятном языке

Затем группа делится на подгруппы по три человека. Каждая группа - купе. Цель - проранжировать список с тем, чтобы выбрать четвертого попутчика.  После этого группа собирается вместе.

Обсуждаются вопросы:

  • Трудно ли было придти к единому мнению?
  • Почем разных групп ответы оказались разными?
  • Почему иногда ответы всех групп совпадали?
  • Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда - брезгливость, когда неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?
  • Можем ли что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях? А нужно ли с ними что-то делать?
  • Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами?
  • Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать? Что они почувствуют, если увидят наше недовольство? Как лучше все поступать в таких случаях?

 

Ролевая игра «Общественная палата»

ЦЕЛЬ - осознание существующих социальных стереотипов, а также их роли в построении межличностных отношений.

ВРЕМЯ - 30 - 40 мин.

МАТЕРИАЛЫ - не требуются.

ПОДГОТОВКА ВЕДУЩЕГО - владение информацией о социальных стереотипах, навыки использования активных методов обучения.

ПРОЦЕДУРА

Обычный ход работы в общественной палате. Неожиданно приходит объявление о том, что выделяются дополнительные 100 млн. руб. и они будут направлены только в один отдел. Принимается решение о том, что тот министр, который наилучшим образом обоснует необходимость получения этих средств, получит их в свой отдел.

В игре принимают участие:

  • Министерство социальной защиты.
  • Министр по вопросам детства.
  • Министр по делам молодежи.
  • Министр по вопросам пожилых людей.
  • Министр труда.
  • Министр культуры.
  • Министр по юридическим делам и вопросам правопорядка.

 

Игроки, которые исполнят роли правительственных министров, выбираются до начала собственно ролевого этапа игры. Министры приглашаются в центр помещения, располагаются маленьким кругом.

Ход ролевого этапа игры:

Министры по очереди отвечают на основной вопрос заседания: Почему именно их министерство должно получить эти деньги?

Пока один отвечает, другие министры в произвольном порядке задают вопросы. Ролевой этап длится 20 минут. Затем игра заканчивается независимо от того, появился ли реальный претендент на деньги. Обсуждается самочувствие участников во время игры.

Вопросы для  обсуждения в группе:

  • Что вы думаете относительно доводов каждого игрока?
  • Насколько реалистичны предложенные проекты?
  • Что может от этого выиграть общество?
  • Будут ли выгоды от проекта долгосрочными или кратковременными?
  • Как принятое решение связано с существующими в обществе возрастными стереотипами?

 

Упражнение «Шаг вперед - шаг назад»

ЦЕЛЬ - осознание существующих социальных стереотипов, а также их роли в построении межличностных отношений.

ВРЕМЯ - 20 мин.

МАТЕРИАЛЫ - карточки со списком персонажей.

ПОДГОТОВКА ВЕДУЩЕГО - владение информацией о социальных стереотипах, навыки использования активных методов обучения.

ПРОЦЕДУРА

Участникам группы раздаются списки персонажей. Каждый игрок должен выбрать роль, которую он исполнит, но при этом держать свой персонаж в тайне. На задаваемые ведущим вопросы можно отвечать «да», «нет», «не знаю» от имени своего персонажа. Если игроки, согласно своим персонажам, отвечают «да» - они делают шаг вперед ,если «нет»-делают шаг назад, «не знаю»-остаются на месте.

Список персонажей:

  • Подросток-18 лет.
  • Вышедший на пенсию рабочий- 67 лет.(Выкуривал 50 сигарет в день в течении 50-ти лет.)
  • 70-ти летняя вдова живет на 600 рублей в месяц.
  • Очень состоятельный человек 65-ти лет.
  • Ушедший на пенсию банкир в очень хорошей форме.
  • Находящийся в хорошей физической форме, удачливый молодой человек 35-ти лет.
  • Ребенок состоятельных родителей 6-ти лет.
  • 80-ти летний человек, умственно здоровый, но глухой.
  • Мужчина, страдающий от депрессии 45-ти лет.
  • 65-ти летний человек в инвалидном кресле.
  • Ребенок бедных родителей 6-ти лет.
  • Слепой 50-ти летний человек.
  • 65-ти летний человек, сильно страдающий от артрита суставов на руке.

Вопросы:

  • Можете ли вы прогуливаться ночью и чувствовать себя в безопасности?
  • Можете ли вы получить медицинскую помощь именно тогда, когда она вам нужна?
  • Можете ли вы принимать решения самостоятельно?
  • Хотелось бы вам иметь возможность принимать больше решений, касающихся лично вас?
  • Можете ли вы открыть банку консервов?
  • Можете ли вы без труда подниматься по ступенькам?
  • Вас подвергали дискриминации?
  • Можете ли вы без труда самостоятельно ходить за покупками?
  • Получаете ли вы удовольствие от радио, телевидения?
  • Есть ли у вас достаточно денег для удовлетворения основных потребностей?
  • Есть ли у вас деньги на хобби, развлечения, дополнительные расходы?

После того, как вопросы закончились, на доске обозначается каждый персонаж, его начальное и итоговое положения (в виде схемы). Анализируются полученные результаты.

Обсуждаются чувства игроков, которые чаще всего делали шаги вперед, и чувства тех, кто все время отодвигался назад.

 

Упражнение «Паутина предрассудков» (Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д., 2001)

ЦЕЛЬ - осознание влияния социальных стереотипов на поведение людей.

ВРЕМЯ - 15 - 20 мин.

МАТЕРИАЛЫ - клубок ниток или моток веревок.

ПОДГОТОВКА ВЕДУЩЕГО - владение информацией о социальных стереотипах, навыки использования активных методов обучения.

ПРОЦЕДУРА

Ведущий предлагает участникам группы подумать, что испытывает человек, к которому в современном обществе относятся с нетерпимостью. Выбирается несколько добровольцев, они садятся на стулья посреди круга. Они изображают «народ», который в сознании группы представлены самым большим количеством негативных стереотипов, анекдотов. Группа называет бытующие негативные представления, рассказывает анекдоты, и после каждого высказывания ведущий обматывает «народ» веревкой, опутывая «паутиной предрассудков», до тех пор, пока тот не сможет пошевелиться.

Ведущий спрашивает «народ» о том, как он себя чувствует. «Народ» рассказывает о своем состоянии. Ведущий интересуется мнением группы, предлагает распутать «народ». Для этого необходимо вспомнить что-то хорошее об этом народе, посочувствовать ему. Участники по очереди высказываются, а кондуктор в этой время распутывает «паутину». Упражнение заканчивается, когда «народ» полностью освобожден от «паутины предрассудков».

Обсуждение предполагает анализ следующего вопроса: что было бы, если бы на месте «народа» оказались представители других дискриминируемых групп (люди с ограниченными возможностями, больные, материальное необеспеченные, без определенного места жительства и т.д.).

Заключение

 

Проблемы социальной идентификации личности в последние десятилетия приобрели в психологии особую популярность в связи с бурными социальными изменениями, происходящими во всем мире. Появились разнообразные теоретические подходы к исследованию этого феномена, накоплен богатый эмпирический материал. Однако ряд вопросов, связанных с социальной идентичностью личности, остаются на сегодняшний день дискуссионными.

К числу таких вопросов относится, прежде всего, субъективная значимость проблемы социальной идентификации для конкретного человека - носителя идентичности. Как показало наше исследование, процессы социальной идентификации личности широко отражены в обыденном сознании. Несмотря на то, что для обыденного сознания основанием для социальной категоризации иногда выступают телесные признаки человека, принадлежность к той или иной социальной группе осознается преимущественно посредством принятия / приписывания психологических и социально-психологических особенностей.  Кроме того, в обыденном сознании находят четкое отражение основные компоненты социальной идентичности личности: гендерный, этнический, возрастной и профессиональный.

Другой дискуссионный вопрос связан со структурой социальной идентичности и соотношением ее отдельных компонентов. Полученные нами эмпирические данные показали, что социальная идентичность личности представляет собой сложное многокомпонентное образование, различные компоненты которого могут актуализироваться под воздействием изменений социальной ситуации, отражая эти изменения. Актуализировавшиеся компоненты социальной идентичности играют наиболее существенную роль в регуляции социального поведения личности, в то время как остальные компоненты отходят на второй план, и участие связанных с ними норм и ценностей в регуляции социального поведения сокращается.

Еще одно «белое пятно» в исследованиях социальной идентичности связано с возрастной динамикой ее формирования, особенно в период дошкольного и младшего школьного детства. В нашем исследовании было показано, что социальная идентичность начинает формироваться в дошкольном детстве, и к младшему школьному возрасту дети четко идентифицируют «свои» и «чужие» социальные группы, демонстрируя более низкие оценки последних. При этом спектр социальных групп, представителями которых считают себя младшие школьники, отражает актуальные для современного российского общества компоненты социальной идентичности в полном объеме.

В исследовании также было выявлено, что социальная идентичность личности претерпевает изменения на протяжении ее жизненного пути. Эти изменения заключаются не в трансформации набора тех социальных ролей, с которыми идентифицирует себя человек, а со степенью их иерархизированности в структуре социальной идентичности. Оказалось, что в младшем школьном и особенно подростковом возрастах структура социальной идентичности более динамична, чем в период зрелости, когда у человека уже сформировался устойчивых приоритет одних ее компонентов над другими. При этом отдельные компоненты социальной идентичности (в частности, возрастная) проходят через закономерные кризисы. Можно предположить, что аналогичные кризисы могут претерпевать все компоненты социальной идентичности, в том случае, если человек попадает в ситуацию изменения соответствующих им социальных условий.

Полученные нами результаты задают направления последующих исследований социальной идентичности, среди которых наиболее интересными и перспективными нам представляются более детальное изучение тех компонентов социальной идентичности, которые не пользуются широкой популярностью у исследователей (возрастного, профессионального, городского и т.д.),  экспериментальное изучение иерархии компонентов социальной идентичности личности в различных социальных ситуациях, создание интегративной модели социальной идентичности личности.

Литература:

1.     Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. - М., 2000.

2.     Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов. // Вопросы психологии. 1986. №1. - С.95-101.

3.     Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. - М., 1983.

4.     Акопов Г.В. Российское сознание: историко-психологические очерки. - Самара, 2002.

5.     Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2008.

6.     Антонова Н. В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 131-143.

7.     Асмолов А.Г. Деятельности и установка. -  М., 1979.

8.     Баклушинский А.С., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. - М., 1998. - С. 64-85.

9.     Баранова Т.С. Теоретически модели социальной идентификации личности. // Социальная идентификация личности. - М., 1993. - С. 35 - 46.

10. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М., 2001.

11. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб., 1992.

12. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1988.

13. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 2001.

14. Бондырева С.А., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность жизни общества. - М., 2004.

15. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988.

16. Брушлинский А.В. проблемы психологии субъекта. - М., 1994.

17. Валентик Ю.В. Реабилитация в наркологии. - М., 2001.

18. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.

19. Волкова О.А. Профессиональная идентичность в условиях маргинализации российского общества.- М., 2005.

20. Глазычев В.Л. Городская среда, экологическое сознание и любовь к геометрии // Мир психологии и психология в мире. - 1995. - №4. - с. 48-51.

21. Голд Дж. Психология и география: основы поведенческой географии. - М., 1990.

22. Голенков С.И. Культура, смысл, сознание. - Самара, 1996.

23. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. - М., 1982.

24. Гулевич О.А., Онучин А.Н. Основные направления изучения эффектов межгруппового восприятия. // Вопросы психологии. - 2002. - №3. - стр.132-145.

25. Даудрих Н.А. Социальная идентичность: методический аспект // Социологические исследования. - 2000. - № 13. - с. 77-95.

26. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальт-упражнениями. - М., 1993.

27. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1997.

28. Дридзе Т.М. Человек и городская среда // Общественные науки и современность. - 1994. - №1. - с. 131-138.

29. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. - М., 1996.

30. Дружинин В.В. Психология семьи. - М., 1996.

31. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (Статья первая) // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 4. - с. 51-59.

32. Ермолаева Е. П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (Статья вторая) // Психологический журнал. - 2001. - Том 22. - №5. - с. 69-78.

33. Завалишина Д.Н. Профессиональная деятельность как смысл жизни // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни.  - М., 1997. - с. 72-81.

34. Заковоротная М.В. Идентичность человека: социально-философские аспекты. - Ростов-на-Дону, 1999.

35. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. - Ярославль, 2003.

36. Иванова Т.В. Городская ментальность как предмет психологического исследования. - Самара, 2003.

37. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара, 2000. - С. 641 - 655.

38. Иссерс О.С. , Кузьмина Н.А.Анекдот и когнитивные операции рефреймирования: лингводидактические аспект // Miscellania. - Омск, 2000.

39. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. - СПб., 1998.

40. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. - СПб., 2004.

41. Кон И. С. Введение в сексологию. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 1999.

42. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.

43. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поиска самоуважения к поискам смысла. // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 3. - С. 48 - 58.

44. Лебедева Н.Н., Минеева О.А. Метафора как ключ к пониманию имплицитной теории семьи //Психологические проблемы современной российской семьи. Мат-лы конференции. Часть 2. - М., 2003.

45. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1999

46. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых. // Советская этнография. - 1973. - № 5. - С. 123 - 131.

47. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.

48. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. - М., 1999.

49. Линч К. Современная форма в градостроительстве. - М., 1986

50. Лук Н.А. Юмор. Остроумие. Творчество. - М., 1977.

51. Луковицкая Е.Г. Сексуальность: стереотипы и реальность. // Практикум по гендерной психологии. / Под ред И.С.Клециной. - СПб.: Питер, 2003. - С. 404 - 414.

52. Малахов В.С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. - 1998. - №2. - с. 43-53.

53. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.

54. Мир различий: сборник упражнений для учащихся в общеобразовательных школах / Александр Аксельрод, Елена Любарская; Общественный фонд "Международный стандарт" в республике Башкортостан. - Уфа, 2004.

55. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Как возможно построение модели бессознательного? // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. В 4 томах. Т.4. - Тб., 1985. - 464 с. - С. 185-198.

56. Ожигова Л. Н. Психология гендерной идентичности личности. -Краснодар, 2006.

57. Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С.135-141.

58. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе. // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 1. - С. 75 - 88.

59. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб., 2000.

60. Парачев А.М. Символический анализатор мира (в рукописи, 1997).

61. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие. - Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.

62. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания: На материале политического менталитета. -М.: Изд-во МГУ, 1997.

63. Пибоди Д., Шмелев А.Г., Андреева М.К., Граменицкий А.Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросс-культурный аспект. // Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - С. 101 - 109.

64. Полторак С.Н. Динамика пространственных представлений петербуржцев // Я и Мы: история, психология, перспективы. - СПб., 2002. - с. 169-173.

65. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического сознания. - М., 1973.

66. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1967.

67. Проселова В.М. Диагностика профессионального самосознания психологов-практиков. Автореферат дис. ... к.пс.н. Казань, 2001.

68. Проценко Л.М. Социально-психологические инициации подростков во временных объединениях как условие развития личности. Автореферат дис. ... к.пс.н.  - М., 2001.

69. Рабжаева М.В., Семенков В.Е. Какая идентичность у жителей Санкт-Петербурга? // Социология культуры. - СПб., 2003. - с. 82-90.

70. Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи. - М., 2001.

71. Рикер П. Повествовательная идентичность // www.philosophy.ru/ library,2000.

72. Русский литературный анекдот конца XVIII - начала XIX века. - М., 1990.

73. Рыжова С.В. Некоторые аспекты национального самосознания русских в республиках Российской Федерации (по материалам эмпирического исследования). // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. - М., 1995.

74. Рябова Ю.В. Возрастные стереотипы в восприятии людей // Психология XXI века. Материалы конференции. - СПб., 2001. - с 341-342.

75. Самошкина И.С. Район проживания в чувствах и переживаниях // Communitas / Сообщество. - 2006.  - № 1. - С. 35-52.

76. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства. - М., 2004.

77. Сикевич З.В. Русские: образа народа. - СПб., 1996.

78. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. - М., 1995.

79. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

80. Снежкова И.А. Проблемы изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография. - 1982. - № 1.

81. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный тест Люшера. Методическое руководство. - М., 1990.

82. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989.

83. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.

84. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. - М., 2001

85. Социология города. - М., 2002.

86. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 1999.

87. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. - М., 1997.

88. Титова Т.А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях. - Казань, 1996.

89. Уолен С., Ди Гусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия. Когнитивно-бихевиоральный подход. - М., 1997.

90. Франкл Дж. Неизведанное «Я». - М., 1998.

91. Фрезер Дж. Золотая ветвь. - М., 1983.

92. Химик В.В. Анекдот как уникальное явление русской речевой культуры // Анекдот как феномен культуры. - СПб, 2002. - С.17-31.

93. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - СПб., 2000.

94. Чеботарева Е.Э. Борьба с морщинами как социальная теодицея // Философия старости: геронтософия. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 24. - СПб., 2002. - С.59-61.

95. Чхартишвили Ш.Н. К вопросу об онтологической природе бессознательного // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. В 4 томах. Т.1. - Тб., 1978. - 788 с. - С. 99-111.

96. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически-ориентированная психотерапия. - М., 1998.

97. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М., 1999.

98. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические обоснования и психодиагностические возможности. - М., 1983.

99. Шмелев А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных. // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С. 36 - 46.

100.        Щербаков Н.Н. Психология детского анекдота// Бюллетень клуба конфликтологов. - 1999. - №7.

101.        Элиаде М. Аспекты мифа. - М., 1996.

102.        Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.

103.        Эткинд А. М. Цветовой тест отношений и его применение в исследо­вании больных неврозами. // Социально-психологические исследования в пси­хоневрологии. Под ред. Е. Ф. Бажина. - Л., 1980. -  С. 110-114.

104.        Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара, 2000. - С. 589 - 601.

105.        Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности. - М., 1999.

106.        Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурная репрезентация гендерных отношений. // Социокультурный анализ гендерных отношений / под ред. Е.Ярской-Смирновой. - Саратов, 1998.

107.        Яцышин С.М. Проявление созависимости в ценностно-смысловой сфере матерей при наркотизации ребенка. Дис. ... к.пс. н. - СПб., 2003.

108.        Abes E. S., Jones S. R. Meaning-making capacity and the dynamics of lesbian college students' multiple dimensions of identity // Journal of College Student Development. 2004. #45. РР.  612-632.

109.        Allport G.W. Formation of In-groups. // Ethnic Identity in Society. / Ed. by A.Dashefsky. Chicago. College Publishing Company, 1976.  P. 73 - 89.

110.        Amiot C. E., de la Sablonni?re R, Terry D. J., Smith J. R.  Integration of Social Identities in the Self: Toward a Cognitive-Developmental Model. // Pers. Soc. Psychol. Rev. 2007; 11; 364 - 390.

111.        Bennett M., Sani F. Children's subjective identification with social groups: a self-stereotyping approach // Developmental Science 11:1 (2008), pp 69-75.

112.        Bettencourt B.A., Hume D. The cognitive contents of social-group identity: values, emotions, and relationships // European Journal of Social Psychology. 1999. Vol.29. P.113-121.

113.        Bochner S. The Social Psychology of Cross-Cultural Relations. // Cultures in Contact. Studies in Cross-Cultural Interaction. / Ed. by S.Bochner. Oxford: Pergamon Press, 1982. P. 5 - 44.

114.        Clark K. B., Clark M.K. Skin Color as a Factor in Racial Identification in Negro Preschool Children // Journal of Social Psychology, S.P.S.S.I. Bulletin, 1940, # 11, P. 159 - 169.

115.        Cohen Y. Gender identity conflicts in adolescents as motivation for suicide. //Adolescence. 1991.  Spring.  26(101). PP. 19-29.

116.        Dashefsky A., Shapiro H. Ethnicity and Identity. // Ethnic Identity in Society. / Ed. by A.Dashefsky. Chicago. College Publishing Company, 1976. P. 5 - 11.

117.        Egan S. K., Perry D. G. Gender identity: A multidimensional analysis with implications for psychosocial adjustment // Developmental Psychology, Vol 37(4), Jul 2001. pp. 451-463.

118.        Erikson E.H. The Concept of Identity in Race Relations: Notes and Queries. // Ethnic Identity in Society. / Ed. by A.Dashefsky. Chicago. College Publishing Company, 1976. P. 59 - 72.

119.        Gramzow R. H., Gaertne L. Self-Esteem and Favoritism Toward Novel In-Groups: The Self as an Evaluative Base // Journal of Personality and Social Psychology Copyright 2005 by the American Psychological Association. 2005, Vol. 88, No. 5, 801-815.

120.        Hilton, J. L., von Hippel, W.. Stereotypes. Annual Review of Psychology, vol.  47, 1996, 237-271.

121.        Hogg M., Ridgeway C. Social Identity: sociological and social psychological perspectives // Social Psychology Quarterly. - Albany, 2003. Vol. 66, # 2. P. 97 -100.

122.        Hogg М., Williams K. From I to We:Social Identity and the Collective Self. // Group Dynamics: Theory, Research, and Practice 2000, Vol. 4, No. 1,81-97

123.        Hunter J. A. Inter-Group Evaluative Bias and Self-Esteem among Christians. // Current Research In Social Psychology. 1998. Vol. 3 (7). P. 74 - 87.

124.        Kun M., McPartland T. An empirical investigation of self-attitudes // Am. Sociological Rev. 1954. Vol.19. No. 1.

125.        Phinney J.S. Ethnic Identity in Adolescents and Adults: Review of Research. // Psychological Bulletin. 1990. Vol. 108. # 3. P. 499 - 514.

126.        Piaget J., Weil A.M. The Development in Children of the Idea of Homeland and of Relations with Other Countries. // International Social Science Bulletin. 1951. Vol 3. P. 561 - 578.

127.        Postmes T., Lee A. T., Novak R. J. Individuality and Social Influence in Groups: Inductive and Deductive Routes to Group Identity. // Journal of Personality and Social Psychology , 2005, Vol. 89, No. 5, 747-763.

128.        Pushkin I., Veness T. The Development of Racial Awareness and Prejudice in Children. // Psychology and Race / Ed. by P.Watson. Harmondsworth: Penguin Education, 1973. P. 23 - 42.

129.        Reid А., Deaux К. Relationship Between Social and Personal Identities Segregation or Integration? // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. Vol. 71. No. 6. 1084-1091.

130.        Sinclair S., Huntsinger J., Skorinko J., Hardin С. Social Tuning of the Self: Consequences for the Self-Evaluations of Stereotype Targets // Journal of Personality and Social Psychology. 2005. Vol.89. P.160-175.

131.        Tajfel H., Turner J. An Intergrative Theory of Intergroup Conflict. // The Social Psychology of Intergroup Relations. / Ed. by W.G.Austin and S.Worchel. Monterey, Books Publishing Company, 1979. P. 33 - 49.

132.        Trafimow D., Triandis H. C., Goto S. G. Some tests of the distinction between private self and collective self // Journal of Personality and Social Psychology. 1991 #60. рр.649-655.

133.        Turner J. C. Towards a cognitive redefinition of the social group. In H. Tajfel (Ed.), Social identity and intergroup relations (pp. 15-40). Cambridge, UK: Cambridge University Press and Paris: Editions de la Maison des Sciences de l'Homme, 1982.

134.        Turner K. L., Brown C. S. The Centrality of Gender and Ethnic Identities across Individuals and Contexts // Social Development, 16, 4, 2007.

135.        Van Vugt M., Hart C. M. Social Identity as Social Glue: The Origins of Group Loyalty // Journal of Personality and Social Psychology. 2004, Vol. 86, No. 4, 585-598.

136.        Verkuyten M., Reijerse A. Intergroup structure and identity management among ethnic minority and majority groups: The interactive effects of perceived stability, legitimacy, and permeability // European Journal of Social Psychology. 38, 106-127.

Опубликовано: Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 93-118.