Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. Предисловие. Введение

Предисловие

Социальная идентичность - феномен, который в последние десятилетия привлекает значительное внимание и отечественных, и зарубежных ученых. Это далеко не случайно. Постепенное раскрытие закономерностей функционирования социальной идентичности  позволяет подобраться к одной из серьезнейших и до сих не раскрытых загадок современной психологии - проблеме социального поведения. Именно социальная идентичность, находясь на стыке феноменов, традиционно изучаемых в психологии личности и социальной психологии, в значительной мере опосредует и детерминирует поведение личности в окружающей ее социальной среде.

Идентичность является сквозной проблемой психологии человека. Благодаря ей в самосознании личности гармонично уживаются индивидуальное и коллективное, что способствует максимально успешной адаптации человека к социуму.

Социальную идентичность можно обнаружить в структуре психорефлексивных психических образований. Она представляет собой компонент индивидуального сознания и самосознания, связывающий человека с социальной реальностью и позволяющий определить свое место в ней.  Процессы социальной идентификации объединяют в себе индивидуальное и типичное, личное и социальное, что предъявляет серьезные требования к их исследованиям. Интегративный характер данного явления требует междисциплинарного подхода, который в современной психологической науке реализуется в изучении социальной идентичности как с психологических, так и социологических позиций.

Проблема социальной идентификации  личности получает новое звучание сегодня, когда, в связи и быстрыми социальными изменениями, происходящими не только в России, но и во всем мире, происходит изменение сложившихся десятилетиями форм социальных отношений, что неизбежно приводит к трансформации идентичности. Сегодня мы можем наблюдать различные нарушения процессов социальной идентификации, которые снижают адаптационный потенциал  людей и их возможности самореализации.

Нельзя забывать о том, что обладателем социальной идентичности является конкретная личность, наделенная уникальным жизненным опытом и обладающая неповторимой картиной мира, в которой субъективно преломляются социальные отношения. В этой связи вполне обоснованным выглядит стремление авторов исследовать данный феномен с помощью психосемантического подхода. Вместе с тем, заметны и существующие трудности методологического характера: очевидно, что при дальнейших исследованиях данного явления психики необходимо шире применять экспериментальный подход, который позволи исследователю занимать более активную, субъектную, позицию, вскрывать причинно-следственные связи, лежащие в основе психологических и социальных явлений. К сожалению, экспериментальный метод все реже применяется в отечественной социальной психологии, хотя социальная идентичность, как явление, зарождающееся в результате активного взаимодействия личности с окружающей средой, требует применения именно экспериментальных процедур, воссоздающих в специально созданных условиях элементы подобного взаимодействия.

Анализ современного состояния исследований в данной области позволяет увидеть еще одну проблему, требующую решения. Между отечественной и зарубежной традициями существует определенная дистанция в понимании социальной идентичности. Как можно обнаружить, отечественные исследователи рассматривают социальную идентичность как, прежде всего, результат соотнесения личностью себя с большими социальными группами: этническими, гендерными, профессиональными, религиозными и т.д. В западной социальной психологии акцентируются, скорее, идентификационные процессы, протекающие в малых социальных группах, в которые индивид непосредственно включен в ходе своей жизнедеятельности. Очевидно, что для более полного видения данного феномена психического необходимо объединение двух этих подходов, формирование интегративной модели социальной идентификации.

Результаты представленного в данной работе исследования позволяют сделать первые шаги на пути решения обозначенных выше проблем. Авторами предложена трактовка взаимодействия идентификаций с большими и малыми группами в структуре социальной идентичности, которая, тем не менее, пока остается не подтвержденной эмпирически. Полученные в исследовании результаты могут стать основой для моделирования экспериментальных процедур, направленных на изучение процессов социальной идентификации личности.

 

В.Н. Панферов

 

Введение

 

Проблема социальной идентичности относится к сравнительно новой, но бурно развивающейся области психологического знания. Она исследуется как в западной, так и отечественной научной традиции. Постоянно возрастающий интерес ученых к данной теме обусловлен значимостью понятия социальной идентичности как для теоретического осмысления широкого круга проблем психологии личности, внутригруппового и межгруппового взаимодействия, так и для решения практико-ориентированных задач, связанных с социальным поведением человека, профилактикой социальной дезадаптации и оказанием психологической помощи.

Активные исследования проблемы идентичности в психологической науке начались сравнительно недавно - в  60-е годы прошлого столетия. В начале 1960-х годов была описана так называемая базовая личность - понятие введенное А. Кардинером (1963) и определяемое культурноантропологическими теориями как манера вести себя, вступать во взаимодействие с другими людьми. В этот же период,  понятие идентичности широко использовали различные ролевые теории личности, в рамках которых она понималась как структурная совокупность различных ролей, интериоризуемых в процессе социального обучения. Несколькими годами раньше, введение в научный обиход данного понятия подготавливалось также целым рядом эмпирических социально-психологических исследований, основным предметом которых было изучение взаимовлияния личности и группы. Их результаты нашли отражение в работах Т. Ньюкома, М. Шерифа, Д. Келли и др. Сегодня теория социальной идентичности разрабатывается в рамках различных направлений психологической науки: психоанализе (З.Фрейд, Т.Адорно, Э.Фромм, Э.Эриксон), необихевиоризме (М.Шериф, Д.Кэмпбелл), когнитивной психологии (Х.Тэджфел, Дж.Тернер), во французской школе социальной психологии (С.Московичи), а также в контексте деятельностного подхода в отечественной социальной психологии (В.С.Агеев).

Необходимо отметить ряд трудностей, с которым сегодня сталкивается наука при изучении социальной идентичности. Во-первых, в эмпирических исследованиях чаще всего рассматриваются отдельные компоненты социальной идентичности (прежде всего, гендерная и этническая, гораздо реже - возрастная и экономическая) вне их взаимосвязи друг с другом. Во-вторых, в качестве объекта исследования чаще всего выступают подростки, хотя по различным данным формирование социальной идентичности начинается значительно раньше. И, наконец, в-третьих, возникают трудности с подбором методов эмпирических исследований, связанные с отсутствием однозначных взглядов на природу социальной идентичности личности.

В нашем исследовании была предпринята попытка преодолеть обозначенные выше трудности. В частности, мы исходили из необходимости анализа социальной идентичности как целостного многокомпонентного феномена в его возрастной и социальной динамике. В качестве методической парадигмы исследований нами был выбран психосемантический подход. Этот выбор был основан на теоретических положениях когнитивизма и социального конструктивизма (конструкционизма), которые явились методологической базой нашего исследования.

Понимая социальную идентичность как процесс и результат идентификации человека с теми или иными социальными группами, мы провели эмпирические исследования, позволяющие описать различные компоненты социальной идентичности, а также выделить отдельные закономерности их формирования. В работе представлены данные, характеризующие отражение структуры социальной идентичности в обыденном сознании, а также структуру социальной идентичности личности в различные периоды жизни и в различных социальных условиях. Отдельное внимание уделено формированию социальной идентичности в доподростковом периоде, поскольку этот возрастной этап чаще всего выпадает из поля зрения исследователей социальной идентичности.

Помимо результатов эмпирических исследований, в работе приводятся апробированные нами методики диагностики социальной идентичности личности, а также технологии психологической помощи в контексте проблем социальной идентификации человека.

Опубликовано: Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 4-7.