Микляева А. В. Теоретические основания исследования отношения как социально-психологического феномена

Отношение традиционно является значимой категорией для отечественной психологии. С начала ХХ века данная категория использовалась в контексте общепсихологической проблематики как методологический принцип описания взаимодействия организма со средой. Согласно идеям А.Н. Леонтьева [15], Б.Ф. Ломова [16], В.Н. Мясищева [19], С.Л. Рубинштейна [22], основанным на предположении А.Ф. Лазурского [14] о существовании эндопсихических отношений наряду с экзопсихическими, отношение, будучи элементом отражения действительности, представляет собой процессуальный аспект психики, важнейшую сторону ее функционирования.

В самом общем виде отношение может быть определено как содержательная связь человека с внешним миром. В концепции В.Н. Мясищева [19], которая заложила традиции исследований феномена отношения в отечественной психологии, актуальные и по сей день, отношение понимается как преимущественно осознанная, избирательная, основанная на опыте психологическая связь субъекта с различными сторонами действительности, выражающаяся в его действиях и переживаниях. В этой же работе В.Н. Мясищев выделил три компонента в структуре отношения (когнитивный, аффективный и конативный), существование которых в той или иной форме признается ведущими исследователями данного феномена ([18], [21], [23]). Необходимо отметить, что несколькими годами позже было показано, что отношения могут носить и неосознаваемый характер, их содержание может быть не представлено в сознании субъекта в развернутом виде ([17], [26]).

В отношении человека к различным сторонам действительности различают объективный и субъективный аспекты ([7], [8], [12], [19], [25]). Объективные отношения, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности, и субъективное отражение этих отношений в виде мыслей, чувств и оценок, составляют два генетически связанных слоя отношений. При этом субъективный аспект отношений находятся внутри реальных жизненных отношений человека, а не выступают их оценкой [3], а реальные (объективные) отношения, в свою очередь, определяют содержательный контекст формирования субъективных отношений [16]. Субъективная реальность человека выступает не только отражением, но и внутренним содержанием его реальных отношений.

Субъективный аспект отношений человека формируется благодаря осмыслению им жизненной реальности в процессах взаимодействия с ней [24]. Представления о взаимосвязи смысловой сферы человека с реальностью его отношений отражены в работах многих отечественных и зарубежных исследователей. В работе А.Н. Леонтьева [15] вводится понятие личностного смысла как индивидуализированного, осознаваемого как «значение-для-меня» отражения отношений личности к объектам, с которыми она взаимодействует. Аналогичной позиции придерживается Е.Ю. Артемьева [4], согласно которой смысл представляет собой след деятельности, зафиксированный в отношении к объекту, источниками которого выступают предметно-практическая деятельность и индивидуальное присвоение общественно-порожденных знаний. Д.А. Леонтьев отмечает, что смысл порождается реальными отношениями, связывающими субъекта с объективной действительностью. Смыслы порождаются и изменяются в деятельности, в которой только и реализуются жизненные отношения субъекта, понимаемые как объективное (независящее от осознания субъектом) отношение между субъектом и объектом (явлением), которое характеризуется потенциальной возможностью качественно определенной формы взаимодействия между ними [16].

В отношениях человека реализуются эмотивные и конативные функции его психической деятельности, которые можно рассматривать и как результат, и как регулятор отношений и их воплощения в поступках человека [13]. Отношение имеет потенциальный характер, выражающий вероятность реализации избирательной активности в связи с тем или иным объектом [19] и материализуется в поведении носителя этого отношения ([6], [18], [23], [27]).

В отечественной психологии показано, что отношения человека существуют в различных формах (личных, межличностных, и общественных отношений), возникновение и развитие которых обеспечивается целым рядом механизмов, в числе которых называют психические, психологические, социально-психологические и социальные отношения [20]. Перечисленные формы и механизмы отношений связываю человека с различными сторонами действительности. Для социальной психологии основной интерес представляют отношения человека к другим людям, возникающие в процессах взаимодействия с ними. Эти отношения обладают всеми описанными выше характеристиками, однако имеют выраженную специфику, обусловленную различными эффектами человеческого взаимодействия. Важнейшей особенностью, в частности, является двухсторонний характер таких отношений, которые позволяет рассматривать их как взаимоотношения, в которые вовлечены несколько субъектов [19].

В исследованиях И.С. Клециной [11] в качестве форм отношений, возникающих во взаимодействии людей, предлагается рассматривать общественные, межгрупповые, межличностные отношения, а также самоотношение. Каждая из этих форм функционирует по своим законам и представлена специфическими социально-психологическими детерминантами (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Формы отношений, возникающих во взаимодействии людей, по И.С. Клециной

Формы отношений

Уровень взаимодействия

Субъекты отношений

Детерминанты отношений

Социальные

Макросоциальный уровень

Социальная группа - общество/ государство

Социальные представления

Межгрупповые

Межгрупповой уровень

Социальная группа - социальная группа

Социальные стереотипы

Межличностные

Межличностный уровень

Личность-личность

Социальные установки

Самоотношение

Внутриличностный уровень

Личность

Социальная идентичность

Этот подход представляется нам очень продуктивным в теоретическом плане, поскольку он позволяет систематизировать различные социально-психологические феномены, демонстрирует их роль в регуляции взаимодействия людей, определяет основные направления социально-психологических исследований разнообразных отношений личности. Однако применительно к практике социально-психологических исследований возникает вопрос о том, каким образом изучать содержание социально-психологических феноменов, носителем которых является групповой субъект (большая социальная группа или общество в целом)?

Как отмечает Г.М. Андреева [2], современная социальная психология не обладает обширной методологической базой для проведения исследований в области взаимодействия подобных групповых субъектов. Один из наиболее распространенных на сегодняшний день путей решения этой задачи заключается в обращении к анализу опыта отдельного человека как представителя той или иной социальной группы. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что отношения как идеальный феномен могут материализовываться и тем самым становиться доступными для наблюдения только в поведении конкретных людей, что обусловлено символическим характером больших социальных групп, которые часто рассматриваются социальными психологами и социологами как система отношений к другим группам [5]. С другой стороны символический характер данных объединений определяет в качестве важнейшего условиях их существования общность этих отношений для их членов, основанная на механизмах социальной идентификации [10]. Именно в содержании социальной идентичности конкретной личности находят свое отражение социальные представления, лежащие в основе социальных стереотипов, которые разделяет данный человек. Они и позволяют человеку относить себя к той или иной социальной группе и тем самым обеспечивают саму возможность существования большой социальной группы в рамках общества в целом.

Обращение к опыту человека как представителя социальной группы предполагает актуализацию той статусно-ролевой позиции, которую он занимает в обществе благодаря собственной групповой принадлежности, поскольку любая большая социальная группа в целом и каждый ее член в частности определяются местом, которое они занимают в иерархии социальных отношений и задачами, решаемыми в рамках функционирования общества [3]. Таким образом, в качестве контекста возникновения и развития тех форм отношений, в которых человек выступает как представитель различных социальных групп, может быть рассмотрено ролевое взаимодействие, предполагающее примат ролевых шаблонов поведения над поведением, регулируемым на основе индивидуального опыта.

В межличностных отношениях, напротив, социальная стереотипизация отходит на второй план в регуляции взаимодействия людей, уступая доминирующую роль личному опыту взаимодействующих [1], на основе которого возникают частные социальные установки, «работающие» в конкретных ситуациях взаимодействия, регулирующие взаимодействие с конкретными партнерами и так же, как и социальные стереотипы, находящие отражение в содержании социальной идентичности.

Таким образом, социальная идентичность может рассматриваться не только в одном ряду с социальными стереотипами и установками, как одна из детерминант отношений, но как особый социально-психологический феномен, являющийся одновременно продуктом и регулятором отношений, разворачивающихся на различных уровнях взаимодействия между людьми и содержащий в себе набор актуальных на данном этапе жизненного пути социальных стереотипов и установок.

Отдельного внимания заслуживает феномен общественных отношений, рассматриваемый как возможный предмет социально-психологического исследования. Опираясь на подход И.С. Клециной, а также на сформулированные выше представления о личности как «носителе» отношений, разворачивающихся на любом уровне взаимодействия людей, можно говорить о том, что субъектами данного вида отношений является, с одной стороны, общество/государство и, с другой стороны, личность как представитель той или иной социальной группы. Учитывая, что взаимодействие личности и общества, в отличие от межличностного и межгруппового, носит опосредованный характер [9], можно утверждать, что эта форма отношений не является социально-психологическим феноменом в истинном значении этого понятия, а характеризует социальную реальность, являющуюся в строгом смысле предметом социологии. Однако общественные отношения, находящие выражение в социальных представлениях, которые отражаются в общественном сознании, представляют интерес и для социальной психологии, поскольку они определяют социокультурную ситуацию возникновения и развития межгрупповых и межличностных отношений, в которые вовлечена личность, приведенные выше рассуждения обобщены в таблице 2.

Таблица 2.

Формы отношений, возникающие и функционирующие в процессах взаимодействия людей как непосредственных носителей этих отношений

Формы отношений

Контекст возникновения и функционирования

Субъекты отношений

Компоненты социальной идентичности личности, формирующиеся в отношениях и детерминирующие их

Межличностные отношения

Непосредственное межличностное взаимодействие

Личность-личность

Социальные представления

Межгрупповые отношения

Непосредственное ролевое взаимодействие

Личность как представитель социальной группы - личность как представитель социальной группы

Социальные стереотипы

Общественные отношения

Опосредованное ролевое взаимодействие

Личность как представитель социальной группы - общество/ государство

Социальные установки

Таким образом, теоретический анализ представлений об отношениях в контексте социально-психологической проблематики позволяет сделать следующие выводы:

 

  1. Социально-психологическая проблематика находит отражение в отношениях, возникающих и развивающихся в процессах взаимодействия людей. Такие отношения между представляют собой избирательные связи человека с партнерами по взаимодействию, обладающие смысловой природой, основанные на опыте взаимодействия с ними и регулируемые социальными стереотипами и установками как компонентами социальной идентичности личности.
  2. Отношения, возникающие в процессах взаимодействия людей, функционируют в определенном социокультурном контексте, находящем отражение в социальных представлениях как феноменах общественного сознания.
  3. В непосредственном взаимодействии людей, которое выступает в качестве источника и одновременно продукта взаимоотношений, представлено две различных по своей природе формы таких отношений: межгрупповые и межличностные отношения.
  4. Субъектом межгрупповых отношений является личность как представитель большой социальной группы, их детерминантой выступают разделяемые личностью социальные стереотипы.
  5. Субъектом межличностных отношений выступает личность как носитель своего индивидуального опыта, закрепляющегося в системе социальных установок.
  6. Социальные стереотипы и социальные установки как основные детерминанты взаимоотношений людей составляют содержание социальной идентичности личности, которая является продуктом и регулятором отношений, разворачивающихся на различных уровнях взаимодействия между людьми.

 

Список литературы

 

  1. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 144 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-пресс, 2008. - 363 с.
  3. Антипова И.Г. Проявление эмоций в деятельности и формирование новых эмоциональных отношений личности // Проблемы взаимосвязи эмоций, мышления и воли. Тезисы VI Российской научной конференции. 9-11 июня 1994 г. Рязань: изд-во РГПУ, 1994. - 117 с. - С. 18-19.
  4. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М.: Наука-Смысл, 1998. - 350 с.
  5. Богомолова Н.Н., Донцов А.И., Фоломеева Т.В. Психология большой социальной группы: новые судьбы, новые подходы // Социальная психология в современном обществе / под ред. Андреевой Г.М., Донцова А.И. - М.: Аспект-пресс, 2002. - 335 с. - с. 132-148
  6. Бодалев А.А.О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. - 1994. - №1. - с. 122-137.
  7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: изд-во Института практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1995. - 352 с.
  8. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: изд-во МГУ, 1987. - 176 с.
  9. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М.: Наука, 1994. - 304 с.
  10. Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Проблема реальности в социологии: как возможна социальная группа? //Социологические исследования. - 1996. - № 12. - с. 90-105
  11. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. - СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.
  12. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). - Мн.: изд-во БГУ, 1976. - 350с.
  13. Куницына В.Н., Панферов В.Н. Проблема отношений личности в трудах В.Н. Мясищева // Психологический журнал. - Том 13. - 1992. - №3. - с. 140-147
  14. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. - М.: Наука, 1997. - 445 с.
  15. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
  16. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 486 с.
  17. Личко А.Е. Проблема бессознательного и психологические отношения // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. В 4 томах. Т.2. - Тб.: Мецниереба, 1978. - 687 с. - С. 449-454.
  18. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1999. - 350 с.
  19. Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. - М.: б.м., 1966. - 600 с. - С. 126-133.
  20. Панферов В.Н. Психология человеческих отношений. Избранное. - СПб.: изд-во ИПП,2009. - 497 с.
  21. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 254 с.
  22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 томах. Том 2. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
  23. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. -Тб.: Мецниереба, 1989. - 208 с.
  24. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. - М.: Школа-пресс, 1995. - 384 с.
  25. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. - М.: Академический проект ИП РАН, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 448 с.
  26. Шерозия А.Е. Сознательное, бессознательное психическое и система фундаментальных отношений личности // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. В 4 томах. Т.3. - Тб.: Мецниереба, 1978. - 798 с. - С. 351-389.
  27. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. - 295 с. - С. 89-105.

Опубликовано: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. - СПб.: Издательство НИИРРР, 2011. - С. 80-85.