Клецина И.С. Современное состояние и перспективы исследований гендерных отношений в сфере социологического и психологического знания

Проанализированы основные публикации отечественных социологов и психологов по проблеме гендерных отношений за период с конца 90-х годов XX века до настоящего времени. Для анализа использованы такие параметры как: сущностные характеристики и структура гендерных отношений, виды и уровни проявления, динамика и диагностика.

Определены перспективные тенденции исследования гендерных отношений в русле социологического и психологического знания.

Ключевые слова: гендерные отношения, гендерное неравенство, субъекты гендерных отношений, гендерные роли, гендерные характеристики, статусные позиции женщин и мужчин, уровни анализа гендерных отношений.

The analysis of major publications in gender relations by Russian sociologists and psychologists (end of 1990-s to the present) is suggested. The following parameters were used for analysis: meaning and structure of gender relations, types and levels of their manifestation, dynamics and diagnostics.

Prospective routs for gender relations research in sociology and psychology are determined.

Key words: gender relations, gender inequality, the subjects of gender relations, gender roles, gender characteristics, status positions of women and men, gender relationship analysis levels.

 

Гендерные исследования относятся к числу динамично развивающейся отрасли научного знания. В гендерных исследованиях находят отражение многие проблемы, вызванные трансформациями в общественной и частной жизни людей, находят отклик многие вызовы, с которыми сталкивается современное общество.

Российскими учеными гендерные исследования проводятся второе десятилетие. Гендерные отношения – один из феноменов гендерной проблематики, в котором наиболее явно находит отражение специфика всего гендерного научного направления как междисциплинарной сферы знания, сориентированной на анализ явлений, связанных с гендерным неравенством. Основой методологии гендерных исследований является анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения [51]. При изучении гендерных отношений особенно важны такие аспекты проблемы гендерного неравенства, как установление закономерностей функционирования явлений гендерного неравенства в сфере отношений разных типов, определение причин их возникновения, выявление путей и способов устранения существующего гендерного неравенства.

Тема гендерных отношений в гендерных исследованиях имеет особое значение, поскольку гендерные отношения, представляя собой сложный, многоуровневый и многоплановый феномен, аккумулирует практически все основные проблемы, характерные для формирования и развития взаимоотношений современных мужчин и женщин. Изучение гендерных отношений позволяет представить комплексную картину ролевого поведения, а также социальных и психологических позиций мужчин и женщин как субъектов отношений в разных сферах жизнедеятельности.

Тематика гендерных отношений весьма актуальна не только с научной точки зрения, она также имеет большое практическое значение.Результаты изучения гендерных отношений могут быть использованы: при формировании государственной гендерной политики; в сфере гендерной статистики; в государственном управлении при разработке концепций гендерной, семейной, демографической политики; при проведении гендерной экспертизы законодательства, СМИ, учебно-методических материалов; в сфере деятельности социальных и психологических служб помощи населению и др.

Цель данной статьи: на основе анализа научных текстов гендерной направленности выявить основные тенденции в отечественных исследованиях гендерных отношений и наметить перспективы изучения последних.

Для анализа были отобраны наиболее значительные публикации по проблеме гендерных отношений: монографии, авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, статьи из рецензированных журналов, статьи ведущих специалистов по гендерным исследованиям, опубликованные в сборниках научных трудов. Обзор публикаций показал, что в основном гендерные отношения изучались представителями социологической и психологической сферы знания. Это обусловлено тем, что социальные группы, образованные по признаку пола, являются объектами социологии и психологии, а в категориальный аппарат психологии и социологии давно включена категория «отношения», отражающая разнообразную феноменологию разных типов отношений между индивидуальными и групповыми субъектами.

Количественный анализ публикаций показывает, что исследований гендерных отношений, выполненных социологами заметно больше, чем психологических работ. Этому способствует, прежде всего, тот факт, что социология – отрасль знания, в которой гендерные исследования начались раньше и развиваются более интенсивно по сравнению с другими сферами научного знания.

Первые работы, в которых используется термин «гендерные отношения» и описаны результаты исследований этого сложного и многоаспектного феномена, появились в конце 90-х годов [8; 11; 14; 42; 50].

В этих публикациях анализировались результаты изучения социальных аспектов пола, научные предпосылки возникновения гендерного направления в социологии и психологии, обсуждались отдельные темы каким-либо образом связанные с гендерными отношениями. Однако в работах не раскрывались содержательные характеристики феномена «гендерные отношения», не предлагалось определение этого понятия, мало внимания уделялось теоретико-методологическим основаниям изучения гендерных отношений и анализу причин основных проблем в сфере гендерных отношений.

Феномен гендерных отношений трактовался весьма широко, к проблеме гендерных отношений были отнесены все сюжеты в той или иной мере связанные с ситуациями неравенства по признаку пола, различиями между мужчинами и женщинами в социальных и психологических характеристиках, с особенностями функционирования мужчин и женщин в разных социальных институтах и организациях.

Начиная с 2000 года, отмечается заметный рост работ гендерной направленности, в том числе это касается и исследований гендерных отношений. В этот период были опубликованы такие значимые для изучаемой проблематики работы, как учебное пособие «Социология гендерных отношений» [2004], монография «Психология гендерных отношений: теория и практика» [2004], сборник научных трудов «Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов» [2003]. Также было защищено несколько диссертаций, где гендерные отношения выступали основным предметом исследования [26; 29; 31; 43; 59].

Содержательный анализ вышеперечисленных работ позволяет сделать ряд обобщений, которые проясняют основные тенденции отечественных исследований гендерных отношений. При анализе учитывался перечень вопросов, значимых при изучении любого феномена, исследуемого в социологии и психологии: сущностные характеристики и структура, виды и уровни проявления, динамика и диагностика.

1. По сравнению с первыми работамив области гендерных отношенийв публикациях XXI столетиябыло конкретизировано понятийное поле изучения гендерных отношений. Содержательные характеристики гендерных отношений раскрываются через широкий спектр понятия; кроме основных категорий «гендерное неравенство» и «гендерное равенство» широко используются такие понятия, как: «гендерная стратификация», «гендерная дифференциация», «гендерная система», «гендерный порядок», «гендерный уклад», «гендерная композиция», «гендерный режим», «гендерная асимметрия» [19; 29; 51], «дисбаланс в гендерных отношениях», «гендерная диспропорциональность и асимметричность», «гендерная депривация» [59]. В большинстве работ в качестве предмета исследования при изучении гендерных отношений рассматривается специфика социальных ролей и статусных позиций женщин и мужчин [25; 31; 43; 59].

Обозначение границ предметного поля для изучения гендерных отношений позволило дать ответ на принципиальный для теоретического и эмпирического исследования гендерных отношений вопрос о параметрах анализа и показателях, на основе которых выявляются сущностные характеристики гендерных отношений. В качестве основных параметров анализа гендерных отношений использовались: дифференцированность ролей и иерархичность статусов субъектов гендерных отношений [26]; позиции власти и подчинения мужчин и женщин как субъектов гендерных отношений [59]; выраженность гендерной асимметрии в приватной (семейно-бытовой), публичной (социально-экономической и политической) и символико-коммуникативной сферах функционирования общества [29]; положение мужчин женщин в системе отношений в разных социальных структурах с точки зрения гендерной асимметрии и с точки зрения равных возможностей для женщин и мужчин в отдельных сферах жизнедеятельности [45].

В конкретных работах используемые для анализа гендерных отношений параметры имеют свою специфику, обусловленную целями исследования, однако все параметры объединяет общая позиция, связанная с выявлением фактов, тенденций, закономерностей, проясняющих ситуацию неравенства/равенства в сфере гендерных отношений.

2. Выделение и описание предметного поля гендерных отношений позволило дать определение феномену «гендерные отношения» и показать специфику его функционирования. «Гендерные отношения (gender relationships) – тип отношений, в настоящее время характеризующийся неравным распределением власти между женщинами и мужчинами как гендерными группами» [6, с. 463]. В этом определении подчеркиваются следующие особенности гендерных отношений: во-первых, это отношения между субъектами мужского и женского пола, во-вторых, для этого типа отношений характерно наличие неравенства позиций. Из этого следует, что при анализе гендерных отношений в поле зрения исследователей должны попадать также и характеристики субъектов отношений, а не только содержательная составляющая самих отношений. Эта мысль подчеркивается в работе А.В. Ростовой: «Положение о том, что гендерные отношения существуют благодаря двум субъектам, зачастую исследователями забывается, а потому гендерная проблематика нередко сводится к констатации отношений власти и подчинения. Именно поэтому, на наш взгляд, первостепенную важность имеют субъекты гендерных отношений как детерминанты процесса изменения/сохранения сценариев взаимоотношения полов» [48, с. 223].

Исследование гендерных отношений должно включать изучение объективной стороны отношений, представленной стилями, моделями, сценариями, практиками отношений, и субъективной стороны, т.е. тех гендерных представлений, стереотипов, установок, носителями которых являются субъекты отношений. Эти гендерные характеристики субъектов выступают в роли детерминант отношений, определяя содержательные составляющие гендерных отношений (стратегии, типы, модели, стили).

Итак, гендерные отношения анализируются как реальные практики и модели межполового взаимодействия, соотносимые с существующими в сознании субъектов гендерными представлениями, стереотипами, установками. Через эти корреляты, изучаемые отношения описываются и анализируются, что и позволяет раскрыть их специфику и построить прогноз развития. Так, в ряде работе объективная и субъективная стороны гендерных отношений включены в концептуальную схему исследования, и авторы строят свои исследования на анализе их взаимосвязи [5; 7; 17; 28; 36; 40; 49; 53; 58]. Однако во многих работах субъективная сторона гендерных отношений не принимается во внимание и исследования проводятся без учета гендерных характеристик субъектов отношений.

3. Во всех работах, где в качестве предмета исследования выступают гендерные отношения, подчеркивается разноуровневая представленность гендерных отношений и их функционирование в разных сферах общественной и частной жизни [18, 31; 43; 59]. Гендерные отношения, воспроизводимые на микро- и макроуровнях, детерминированные ценностными ориентациями, социальной ролью и статусом личности, проявляются в экономической, правовой, социальной, политической и нравственной сферах общества [31]. Гендерные отношения рассматриваются как один из значимых аспектов отношений между мужчиной и женщиной в различных социальных сферах, в сфере управления и политики, в семье [43]. В публичной сфере анализируются гендерные отношения в экономике, политике, идеологии и культуре; в приватной сфере – предметом анализа становятся семейно-брачные, дружеские и сексуальные отношения [18; 19].

В большинстве проанализированных работ подчеркивается, что гендерные отношения должны изучаться на макро- и микроуровнях, однако в предыдущих работах автора данной статьи было предложено обоснование необходимости рассматривать гендерные отношения на четырех уровнях социальной реальности, т.к. они встроены в широкий класс общественных, межгрупповых, межличностных отношений; они также включены и в самоотношение личности.

На макросоциальном уровне гендерные отношения анализируются в системе: "группа мужчин или женщин – общество (государство)", намезоуровне (межгруппововое взаимодействие) анализ гендерных отношений осуществляется в системе "группа мужчин – группа женщин". На микроуровне в сфере межличностных отношений объектом анализа являются системы "личность – личность", где взаимодействующие личности имеют противоположный пол. На внутриличностном уровне объектом анализа становится самоотношение личности как субъекта определенного пола [26].

4. Следующий важный результат, полученный в процессе анализа исследований гендерных отношений, связан с обозначением теоретическо-методологических оснований их изучения. В большинстве работ исследователи гендерных отношений апеллируют к социально-конструктивистской или структурно-конструктивистской парадигмам, которые занимают доминирующие позиции в гендерных исследованиях [18; 26; 29; 31; 43; 59].

Социально-конструктивистская парадигма в гендерно-ориентированной тематике представлена теорией социального конструирования гендера [62]. В рамках этой теории гендер понимается как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, конструируемая не только основными институтами общества, но и самими индивидами. Основное положение теории социального конструирования гендера о том, что отношения между полами социально сконструированы, основано на отрицании биологического детерминизма.

Применение структурно-конструкционистской парадигмы в гендерных исследованиях связано с акцентированием взаимообусловленности структур и практик, формирующих гендерный порядок в обществе. «Предметом изучения становятся индивидуальные и групповые стратегии, ограниченные институциональными условиями и изменяющие их» [19, с. 13]. Структурно-конструкционистский подход позволяет анализировать гендерные отношения как процесс взаимодействия агентов и социальных структур.

Вероятно, в дальнейших исследованиях гендерных отношений при сохранении базовой методологии будет расширен спектр используемых концепций и подходов. Так, в статье Е. Здравомысловой и А. Темкиной подчеркивается, что аналитический аппарат гендерной теории не является устоявшимся, а поиск наиболее адекватных терминологических средств для описания исследовательского поля продолжается [19, с. 14].

5. В работах, раскрывающих специфику гендерных отношений, авторы часто обращались к описанию гендерных феноменов, например, таких, как «гендерный контракт», «профессиональная сегрегация», «полоролевая дифференциация в семье», «гендерная манипуляция», «гендерный внутриличностный конфликт» и др.

Выделение уровней анализа гендерных отношений позволяет соотнести основные феномены гендерного содержания с конкретными уровнями проявления гендерных отношений, тем самым упорядочивая и структурируя имеющиеся материалы изучения гендерных отношений и обозначая ориентиры дальнейших исследований.

На макроуровне, где гендерные отношения представлены в системе: "группа мужчин или женщин – общество (государство)", основным феноменом, аккумулирующим специфику гендерных отношений данного уровня анализа, является феномен «гендерного контракта», как доминирующий в обществе тип гендерных практик и репрезентаций [51, с. 260]. Его исследованию посвящены работы С.Г. Айвазовой, А.А.Темкиной и А. Роткирх, Непочетой Н.И. и др. [2; 32; 37; 38; 54].

С явлением гендерного контракта тесно связаны вопросы гендерной идеологии и гендерной политики российского государства и их влияния на процессы, происходящие в общественных отношениях, а также в жизни отдельных мужчин и женщин [23; 24; 61].

Уровень межгрупповых отношений предполагает анализ отношений мужчин и женщин как представителей гендерных групп в разных профессиональных организациях, в образовательных структурах, в политических объединениях, в средствах массовой информации. Функционально-ролевой характер этих гендерных отношений находит отражение в изучении таких феноменах, как «профессиональная сегрегация» [16; 20; 41; 44; 56], «стеклянный потолок» [22], «гендерные барьеры на пути профессиональной самореализации» [12; 13], «феномен гендерной стереотипизации отношений в СМИ» [1; 35; 52].

На уровне межличностных отношений анализируется взаимодействиемежду близкими людьми разного пола, это дружеские, любовные, семейно-брачные отношения. Гендерная составляющая межличностных отношений проявляется в следующих феноменах: «гендерная манипуляция», «феномен полоролевой дифференциации в семье», «феномен гендерной иерархии в семье», «насилие в семье по гендерному признаку» [3; 4; 27; 34; 63].

Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений отличается от других уровней гендерных отношений тем, что в субъективном личностном пространстве, ограниченном Я-концепцией личности, «участниками» (субъектами) отношений выступают две ее подструктуры или две ее составляющих: индивидуальная и социальная. Собственно гендерный контекст самоотношения и специфика его проявления раскрывается при соотнесении подструктур: «Я как индивидуальность – Я как представитель гендерной группы», т.е. через анализ соотнесения внешней, социальной оценки, получаемой личностью в процессе взаимодействия с другими людьми, и собственной оценки себя как носителя гендерных характеристик и субъекта полоспецифичных ролей. Широко представленные в общественном сознании нормативные эталоны «Настоящий мужчина» и «Настоящая женщина», «Мужчина должен быть…» и «Женщина должна быть…» побуждают мужчин и женщин оценивать себя с точки зрения соответствия этим эталонам. Результат сравнения себя как индивидуальности и себя как носителя типичных качеств, характерных для представителей гендерной группы может либо удовлетворять, либо не удовлетворять субъекта, что, несомненно, будет отражаться на отношении личности самой к себе (самоотношении). Внутриличностные гендерные конфликты и кризисы маскулинности или фемининности – это основные гендерные феномены внутриличностного уровня анализа гендерных отношений [33; 39; 60].

Анализ работ показывает, что основное внимание исследователей сосредоточено на описании содержания основных феноменов гендерного содержания, но мало внимания уделяется более детальному анализу причин их возникновения, а также систематизации путей и способов оптимизации гендерных отношений в ситуациях взаимодействия разных субъектов. В ряде работ последних лет эти проблемы стали выступать в качестве предмета изучения, однако таких исследований пока мало [21; 22; 39; 57].

6. Гендерные отношения – сложное социально-психологическое явление, подверженное влиянию изменяющихся социальных, культурных условий и психологических факторов. Поэтому гендерные отношения должны изучаться как трансформирующееся явление в изменяющейся социальной реальности. Стратегические цели трансформации гендерных отношений состоят в изменении культуры взаимодействия полов, замене отношений иерархии на отношения партнерства, привнесении в общественное сознание эгалитарных гендерных представлений и установок [31].

Динамический аспект гендерных отношений учитывался некоторыми исследователями, но в последние годы в России не проводилось масштабных исследований гендерных отношений, позволяющих дать актуальную характеристику их содержания, определить тенденции развития, а также пути и способы их оптимизации. Так, в рамках международной программы «Поколения и гендер» несколько лет назад в России было проведено масштабное социально-демографическое исследование «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» [46; 47], однако в опубликованных результатах данного исследования информация собственно о гендерных отношениях не представлена.

Имеющиеся исследования трансформаций гендерных отношений касаются либо периода прошлых десятилетий (конец 90-х годов XX столетия начало XXI века) [31; 55], либо посвящены динамике гендерных отношений в отдельных сферах жизнедеятельности [10] или регионах страны [15; 30].

Недостаточная изученность динамики гендерных отношений отечественными представителями социологической и психологической науки, возможно, связана с недостаточной разработкой теоретико-методологических оснований, конкретных концептуальных моделей и технологий для организации и проведения исследований по изучению трансформаций гендерных отношений.

7. Что касается методической стороны исследований гендерных отношений, то оказалось, что при изучении гендерных отношений, как правило, используются количественные и качественные методы; это касается и социологических и психологических исследований. Использование качественных и количественных методов при изучении проблемы взаимоотношения полов позволяет рассмотреть проблему в разных срезах, получая тем самым многомерное, объективное представление о протекающих в данной области процессах [48].

Динамика количества работ, посвященных изучению гендерных отношений, опубликованных в последние годы, позволяет говорить о том, что, не смотря на высокую социальную значимость тематики гендерных отношений (социальное неравенство по признаку пола в общественной и частной жизни), интерес к этой проблеме у современных отечественных исследователей существенно снизился.

Итак, анализ работ позволяет выделить перечень актуальных гендерных проблем, которые находят отражение в сфере гендерных отношений: несформированность в общественном сознании (в частности, у руководителей высшего ранга) эгалитарных представлений в отношении женщин-политиков и женщин-руководителей высшего звена; вертикальная и горизонтальная гендерная сегрегация рынка труда; распространение социально-психологических барьеров на пути самореализации женщин в профессиональной деятельности и самореализации мужчин в сфере семейных отношений; демонстрация гендерно-неравноправных отношений в средствах массовой информации и рекламе; широкое распространение доминантно-зависимой модели гендерных отношений по сравнению с партнерской моделью; высокая конфликтность в межличностных гендерных отношениях; неравномерный характер распределения семейных обязанностей между супругами; распространение женской/мужской манипуляции при помощи гендерных стереотипов; распространенность домашнего насилия по гендерному признаку и др.

В качестве перспективных тенденций исследований гендерных отношений можно предложить следующее:

· концентрировать свое внимание не столько на описании конкретного феномена, сколько на анализе причин его возникновения и последствиях его влияния на характеристики субъектов и качественные параметры гендерных отношений;

· уделять больше внимания феноменам гендерного содержания положительным с точки зрения стилей, моделей отношений, основанных на гендерной компетентности субъектов отношений;

· учитывая сложность и многоаспектность феномена гендерных отношений, при организации исследования необходимо конкретное указание и описание того уровня (или уровней) функционирования гендерных отношений, который непосредственно изучается;

· при исследовании гендерных отношений важно изучать реальные практики отношений во взаимосвязи с субъективной составляющей (гендерными характеристиками субъектов отношений);

· учитывать взаимосвязь гендерной составляющей отношений с другими характеристиками видами (аспектами) отношений: этнической, возрастной, региональной.

 

Библиографический список

1. Ажгихина Н.И. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Гендерные исследования. 2000. № 5. С. 261-273.

2. Айвазова С.Г. Контракт «работающей матери»: советский вариант // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под общей редакцией М.М. Малышевой. М.: Academia, 2002. С. 291-309.

3. Аносова Н. Склонность к манипулированию как параметр межличностных отношений: гендерный аспект // Вариации на тему гендера: Материалы III межвузовской конференции молодых исследователей «Гендерные отношения в современном российском обществе» / Отв. Ред. Т.А.Мелешко, М.В. Рабжаева. СПб.: Алетейя, 2004. С. 216-220.

4. Балабанова Е.С. Домашний труд как символ гендера и власти // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 109-120.

5. Болдырева О.И. Влияние гендерных установок на выбор студентами модели семьи: автореф. дис. … канд. психол. наук. Курск, 2006. 23 с.

6. Воронина О.А. Глоссарий по гендерному образованию// гендерные исследования. Региональная антология гендерных исследований из восьми стран СНГ: Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана. М.: ООО «Вариант» - ИСГП, 2006. С. 443-511.

7. Гафизова Н.Б., Королева Т.В. Гендерные стереотипы в современной провинциальной семье (на примере Ивановской области) // Женщина в российском обществе. 2001. № 3-4. С. 50-53.

8. Гендерные отношения в России: История, современное состояние, перспективы. Материалы международной научной конференции. Иваново: Юнона, 1999. 307 с.

9. Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов: Сборник научных статей / Под ред. Л.Н. Попковой, И.Н. Тартаковской. Самара: Изд-во «Самарский университет, 2003. 334 с.

10. Гербач Ж.В. Динамика гендерных отношений военнослужащих российской армии // Мир образования - образование в мире. 2010. № 3. С. 16-22.

11. Голод С.И. Российское населениесквозь призму гендерных отношений // Качество населения Санкт-Петербурга II / Отв. ред. Б.М. Фирсов; СПб Филиал Ин-та социологии РАН. СПб., 1996. С. 187-210

12. Гончарова А.А. Социально-психологические барьеры, препятствующие построению карьеры женщин: на примере службы занятости по Московской области: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 27 с.

13. Гончарова Н.В. «Игры» для мальчиков (гендерные аспекты реализации карьерных притязаний) // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 83-91.

14. Гурко Т.А. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998. С. 173-195.

15. Дежина Т.П. Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока: автореф. дис. … канд. социол. наук: Хабаровск, 2007. 24 с.

16. Задорожникова Е.Б. Гендерное неравенство в сфере занятости // Женщина в российском обществе. 2005. № 1-2. С. 91-100.

17. Заев С.В. Взаимосвязь супружеских сценариев и гендерных характеристик личности в процессе семейного самоопределения молодежи: автореф. дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2006. 26 с.

18. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования. № 11. 2000. С. 15-24.

19. Здравомыслова Е., Темкина А. Понятийное поле исследования гендерных отношений // Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-хгодов: Сборник научных статей / Под ред. Л.Н. Попковой, И.Н. Тартаковской. Самара: Изд-во «Самарский университет, 2003. С. 10-22.

20. Иванова Н.А. Гендерное неравенство в системе политической власти: автореф. дис. … канд. социол. наук. СПб., 2005.

21. Ильиных С.А. Гендерная асимметрия: причины и основные пути ее преодоления: автореф. дис. … канд. социол. наук. Новосибирск, 2004. 18 с.

22. Капусткина Е. Как разбить «стеклянный потолок»: стратегии карьерного продвижения женщин // Гендерные разночтения: Материалы IV межвузовской конференции молодых исследователей «Гендерные отношения в современном обществе: глобальное и локальное» / Отв. ред. М.В. Рабжаева. СПб.: Алетейя, 2005. С. 27-35.

23. Кашина М.А. Гендерно ориентированная социальная политика // Управленческое консультирование. 2010. № 1. С. 145-163.

24. Кашина М.А., Юкина И.И. Российская демографическая политика: опыт гендерного анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. № 1(46). С. 109-123.

25. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. 408 с.

26. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2004. 39 с.

27. Клецина И.С. Психологическое насилие в гендерных межличностных отношениях: сущность, причины и последствия // Жизнь без насилия. Материалы научно-практического семинара «Домашнему насилию НЕТ»/ Под ред. С.Л. Акимовой. – СПб.: Островитянин, 2009. С. 7-30.

28. Клёцина И.С., Прохорова О.Л. Гендерная компетентность: психологическое содержание и специфика проявления в межличностных отношениях // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Научный журнал. 2010. № 2 (Том 5). Психология. С. 38-50.

29. Клименко Л.В. Гендерные отношения в контексте социальной динамики традиционных культур народов Северного Кавказа: автореф. дис. … канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 26 с.

30. Клименко Л.В. Современные тенденции динамики гендерных отношений на Северном Кавказе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. XV. № 2. С. 39-56.

31. Королева С.В. Трансформация гендерных отношений в современном российском обществе: автореф. дис. … канд. социол. наук. Москва, 2006. 25 с.

32. Кривцова И.В. Семьи военнослужащих: трансформация гендерного контракта: на примере семей военнослужащих ДВО: автореф. дис. … канд. социол. наук. Хабаровск, 2004. 22 с.

33. Кулагина Н.В. Внутриличностный гендерный конфликт профессиональной роли: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2009. 27 с.

34. Лыткина Т. С. Домашний труд и гендерное разделение власти в семье // Социологические исследования. 2004. № 9. С. 85-90.

35. Малышева Н.Г. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 27 с.

36. Махакова Л.С. Влияние гендерных стереотипов персонала по отношению к руководителю на принятие ценностей организационной культуры: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2007. 20 с.

37. Нартова Н.А. Гендерный контракт современного российского общества и неконвенциональные гендерные идентичности // Женщина в российском обществе. 2008. № 3. С. 56-64.

38. Непочетая Н.И. Гендерный контракт женщин на военной службе в России: история и современность в социологическом освещении: автореф. дис. … канд. социол. наук. Санкт-Петербург, 2004. 24 с.

39. Никуленкова О.Е. Гендерные особенности внутриличностных конфликтов в студенческом возрасте и их предупреждение: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2010. 23 с.

40. Овчинникова В.В. Влияние гендерных установок на взаимоотношения в разнополых воинских коллективах: на примере вузов ФСБ России пограничного профиля: автореф. дис. … канд. психол. наук. Голицыно, 2006. 25 с.

41. Олимпиева И.Б., Ежова Л.В. Механизм формирования гендерного неравенства в трудовых отношениях // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. XII. № 1. С. 89-108.

42. Ожигова Л.Н. Профессиональное самоопределение женщин в контексте проблем гендерных отношений // Психологические проблемы самореализации личности. Сб. н. тр. Выпуск 3. Краснодар. 1998. С. 208-215.

43. Потехина Е.Н. Специфика гендерных отношений в период социальных изменений в России: автореф. дис. … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2003. 24 с.

44. Пятов А.П. Гендерное неравенство в российской науке и высшей школе: автореф. дис. … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2004.

45. Римашевская Н.М. Реформирование социальной сферы в контексте гендерных отношений // Гендер как инструмент познания и преобразования общества. Материалы Международной конференции «Гендерные исследования: люди и темы, которые объединяют сообщество» / Редакторы – составители Е.А. Баллаева, О.А. Воронин, Л.Г. Лунякова. М.: РОО МЦГИ, 2006. С. 58-69.

46. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / Под науч. ред. Т.М. Малевой, О.В. Синявской; Независимый институт социальной политики. — М.: НИСП, 2007. 640 с.

47. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / Под науч. ред. С.В. Захарова, Т.М. Малевой, О.В. Синявской; Независимый институт социальной политики. М.: НИСП, 2009. 336 с.

48. Ростова А.В. Методология изучения гендерных отношений // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 63. С. 221-226.

49. Смирнова А.В. Представления школьников и студентов о гендерных ролях мужчин и женщин в современном российском обществе // Женщина в российском обществе. 2005. № 1-2. С. 26-33.

50. Социокультурный анализ гендерных отношений: Сб. науч. трудов / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой; Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1998. 208 с.

51. Социология гендерных отношений: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. З.Х. Саралиевой. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 270 с.

52. Стасенко О.В. Воспроизведение и формирование гендерных стереотипов средствами массовой коммуникации: автореф. дис. … канд. социол. наук. Ставрополь, 2004. 24 с.

53. Суркова И.Ю. Гендерные стереотипы в повседневных армейских практиках // Социологические исследования. 2008. № 12. С. 104-111.

54. Темкина А.А., Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в советской России // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 4-15.

55. Терелецкова Е.В. Основные тенденции изменения гендерных отношений в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. № 1. С. 149-151.]

56. Терехова Е. Особенности гендерных отношений в системе исправительных учреждений // Гендерные практики: описание, рефлексия, интерпретация. Материалы V межвузовской конференции молодых исследователей « Гендерные практики: традиции и инновации» / Отв. ред. Т.А. Мелешко, И.И. Юкина. СПб.: «Алина», 2007. С. 108-117.

57. Тулузакова М.В. Патриархальность и маскулинность как принцип организации гендерных отношений в российском обществе // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. Т. 4. № 1. С. 233-238.

58. Тупицына И.А. Особенности гендерной идентичности старшеклассников в зависимости от опыта взаимоотношений со сверстниками и сверстницами: автореф. дис. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2004. 22 с.

59. Фофанова К.В. Институционализация гендерных отношений в социальной сфере: автореф. дис. …д-ра социол. наук: Саранск, 2006. 36 с.

60. Шакирова Г.Ф. Особенности внутриличностного гендерного ролевого конфликта у мужчин и женщин в условиях современного общества: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2011. 19 с.

61. Хасбулатова О.А. Российская гендерная политика в ХХ столетии: мифы и реалии. Иваново: Иван: гос. ун-т, 2005. 372 с.

62. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. С. 193-219.

63. Юркова Е. Гендерные модели дружеских отношений // Вариации на тему гендера: Материалы III межвузовской конференции молодых исследователей «Гендерные отношения в современном российском обществе» / Отв. Ред. Т.А.Мелешко, М.В. Рабжаева. СПб.: Алетейя, 2004. С. 180-185.

 

Опубликовано: Современное состояние и перспективы исследований гендерных отношений в сфере социологического и психологического знания // «Женщина в российском обществе». Российский научный журнал. № 2 (67) – 2013. с. 3-13.