Клецина И.С. Социально-психологическая концепция гендерных отношений и ее развитие в теоретических и эмпирических исследованиях

В статье раскрывается содержание социально-психологической концепции гендерных отношений с подробным описанием ее центральной и периферической областей. Описание центральной области концепции включает характеристику следующих компонентов: общий образ психологической реальности, центральная категория концепции, соответствующий феномен, набор основных понятий, система отношений между понятиями, базовые утверждения. При описании периферической области концепции основное внимание уделяется содержанию вспомогательных утверждений концепции и результатам эмпирических исследований, подкрепляющих теоретические положения концепции.

Ключевые слова: социально-психологическая концепция гендерных отношений, гендерные отношения, гендерное неравенство, субъекты гендерных отношений, гендерные роли, гендерные характеристики, статусные позиции женщин и мужчин, уровни анализа гендерных отношений.

 

Психологические исследования, затрагивающие гендерную проблематику, российскими учеными уже проводятся второе десятилетие, однако, для гендерной психологии (как и для других динамично развивающихся научных направлений) характерно большее внимание к эмпирическим исследованиям и недостаточный акцент на вопросах теоретико-методологического плана. Анализ работ гендерной направленности, опубликованных в ведущих отечественных психологических журналах «Вопросы психологии» и «Психологический журнал», показывает отсутствие согласованности во взглядах исследователей по принципиальным вопросам, касающимся методологических ориентиров при проведении исследований по гендерной психологии; во многих работах нет четкого обозначения теоретико-методологических позиций, с опорой на которые эти исследования проводились, а уровень проработанности теоретических оснований гендерного направления и степень встроенности его в традиции отечественной психологии остаются пока невысокими [8].

Развитие гендерных исследований в психологии напрямую связано с разработкой новых и адекватным использованием имеющихся теорий и концепций не только на этапе разработки программы эмпирического исследования в качестве его теоретико-методологической основы, но и качестве объяснительных моделей на этапе интерпретации полученных данных.

Социально-психологическая концепция гендерных отношений была разработана автором в 2004 году, основное содержание данной концепции нашло отражение в тексте диссертационного исследования и автореферата [10]. В последующие годы проводилась работа по уточнению формулировок основных понятий, конкретизации содержания некоторых теоретических положений, эмпирической проверке ряда идей и гипотез.

В данной статье представляются результаты работы по развитию содержательной составляющей социально-психологической концепции гендерных отношений в плане теоретических дополнений и анализа результатов использования идей концепции в эмпирических исследованиях, проведенных в последние годы.

Ориентируясь на задачу четко и достаточно кратко изложить суть концепции, следует обозначить логику или план описания ее основного содержания. В качестве плана может быть использована информация о структуре психологических теорий, которая включена в работы по методологии психологии, например, книги А.В. Юревича «Психология и методология» (2005), «Методология и социология психологии» (2010) и др.

Так, в соответствии со сложившейся в отечественной социогуманитарной науке традиции описания теоретических концепций в структуре психологических теорий принято выделять такие наиболее отчетливо проступающие элементы, как центр и периферия, т. е. некоторые базовые идеи и утверждения, образующие ядро теории, и вспомогательные по отношению к нему опыт и когнитивные конструкции.

В качестве центральных компонентов психологических теорий предлагается рассматривать: а) общий образ психологической реальности, б) центральную категорию, в) соответствующий феномен, г) набор основных понятий, д) систему отношений между понятиями, е) базовые утверждения [25: с. 70-71].

Общий образ психологической реальности обычно задается сквозь призму центральной категории теории. Категория «отношение» является базовой в системе психологического и социально-психологического знания. В социальной психологии (в отличие от общей психологии) категория «отношения» раскрывается через взаимосвязи человека с человеком или между группами людей. Принципиально новое качество этого класса отношений обусловлено результатом взаимных усилий партнеров по совместной деятельности и общению, социально-психологические отношения всегда продукт взаимодействия, взаимосвязи, взаимоустремления, взаимовлияния, взаимопознания, взаимовыражения, взаимоотношения [14].

Таким образом, изучаемый в концепции гендерных отношений образ реальности – это реальность, задаваемая предметным полем социальной психологии, которая включает разноуровневую систему отношений: макро-, мезо-, микро- и внутриличностный уровни отношений. На макроуровне изучаются общественные отношения, это отношения типа «группа- общество» или «личность - общество»; на мезоуровне – межгрупповые отношения, т.е. отношения типа «группа - группа»; на микроуровне – межличностные, отношения типа «личность - личность»; на внутриличностном уровне изучается самоотношение личности, а именно отношение типа «Я как индивидуальность - Я как представитель группы».

Центральная категория теории всегда заметно возвышается над ее основными понятиями и, как правило, выносится в название теории [26]. Центральным понятием рассматриваемой концепции является категория «гендерные отношения»; об этом свидетельствует само название концепции «социально-психологическая концепция гендерных отношений». Эта центральная категория определяет все предметное поле изучения гендерных отношений, предполагающее необходимость анализировать гендерные отношения в контексте их встроенности в систему социально-психологических отношений.

Гендерные отношения – это различные формы взаимосвязи людей, как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума, это: 1) социально организованные отношения на уровне общества, между представителями государства и гендерными группами; 2) отношения между различными гендерными группами; 3) отношения между субъектами разного пола; 4) отношение личности к самой себе как представителю определенного пола. Они пронизывают макро-, мезо- и микроуровень социальной реальности в качестве компонента общественных, межгрупповых и межличностных отношений, а также проявляются на уровне отдельного индивида, будучи встроенными в самоотношениеличности.

Следующий шаг в раскрытии содержания теории связан с описанием основного феномена, соответствующего центральной категории. В концепции гендерных отношений таким феноменом является гендерное неравенство, как явление, присутствующее на всех уровнях гендерных отношений. Гендерное неравенство – это социально и культурно сконструированное неравенство по признаку пола [19]. При изучении гендерных отношений особенно важны такие аспекты проблемы гендерного неравенства, как установление закономерностей функционирования явлений гендерного неравенства в сфере отношений разных типов, определение причин их возникновения, выявление путей и способов устранения существующего гендерного неравенства.

Признание идей гендерного подхода [3; 15; 22] в качестве базовой методологии изучения гендерных отношений позволяет принять тезис о том, что гендерное неравенство порождается различиями в ролевом поведении и статусных позициях мужчин и женщин как субъектов гендерных отношений. Поэтому в качестве основных параметров исследования гендерных отношений были выделены следующие параметры: дифференциация ролей и иерархичность статусов мужчин и женщин как субъектов гендерных отношений. Использование этих параметров позволяет представить комплексную картину ролевого поведения, а также социальных и психологических позиций мужчин и женщин как субъектов отношений в разных сферах жизнедеятельности.

Набор основных понятий можно считать специфическим признаком каждой конкретной теории [25]. К числу основных понятий концепции гендерных отношений относятся такие понятия, как: субъекты гендерных отношений, роли и статусы субъектов гендерных отношений, модели гендерных отношений, гендерные представления, гендерные стереотипы, гендерные установки, гендерная идентичность. В разряд основных данные понятия отнесены в связи с тем, что они подчинены центральной категории концепции, включены в ее базовые утверждения и часто используются при раскрытии содержания концепции.

Система отношений между основными понятиями – это еще один из компонентов структуры психологической теории, входящих в центральную ее область. «Вообще основные понятия теории в большинстве случаев не только подчинены ее центральной категории, но сами организованы в иерархическую структуру, которая, правда, в большинстве случаев выглядит нестрогой» [25: с. 74].

Общими чертами всех четырех видов гендерных отношений является наличие двух слоев отношений или двух аспектов: объективного и субъективного. Объективный аспект - это реальные отношения, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности, это система взаимодействий, контактов, связей, это реальные поступки и поведенческие паттерны; субъективный аспект - это отражение этих отношений в виде совокупности представлений, мыслей и чувств, это оценка субъектом или субъектами самих этих взаимодействий и контактов.

Субъективная сторона отношений будет обнаруживать себя в характеристиках личности или группы, которые, являясь производными (дериватами) реальных межличностных или межгрупповых взаимоотношений, в то же время будут выступать и как детерминанты этих отношений. Такой подход к рассмотрению специфики субъективной стороны отношений соответствует традициям социально-психологического знания. В учебном пособии по социальной психологии, изданном под редакцией ведущего отечественного социального психолога А.А. Бодалева, подчеркивается: «Социально-психологическое исследование видов отношений отличается в первую очередь интересом к личности как непосредственному участнику, строителю их. Отношения личности, повторяясь в разных ситуациях, ею усваиваются и превращаются в характерные для нее социально-психологические качества, действующие в обратном порядке на отношения, которые у нее возникают при новых встречах с действительностью» [17: с. 103-104].

Для каждого из видов гендерных отношений (общественные, межгрупповые, межличностные, самоотношение) могут быть выделены их корреляты, в роли которых будут выступать сущностные характеристики гендерных отношений.

Таким образом, гендерные характеристики личности или группы (гендерные представления, гендерные стереотипы, гендерные установки, гендерная идентичность) находятся в системе определенных взаимосвязей с моделями и стилями гендерных отношений. Гендерные отношения анализируются как реальные практики и модели межполового взаимодействия, соотносимые с гендерными представлениями, стереотипами, установками, существующими в сознании субъектов. Эти корреляты и позволяют раскрыть специфику изучаемых отношений.

К базовым утверждениям социально-психологической концепции гендерных отношений отнесены следующие теоретические положения.

Первое положение . Гендерные отношения – это разнообразные формы взаимосвязи людей, как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности, встроенные в широкий класс общественных, межгрупповых, межличностных отношений; они также включены и в самоотношение личности. В связи с этим, анализ гендерных отношений должен осуществляться на четырех уровнях социальной реальности: на макросоциальном уровне, на мезоуровне, на уровне межличностных отношений и на внутриличностном уровне.

  • На макросоциальном уровне субъектамигендерных отношений являются группа мужчин или женщин и общество (государство).
  • На уровне межгрупповового взаимодействия в роли субъектовгендерных отношений выступают группа мужчин и группа женщин.
  • На уровне межличностных отношений субъектами являются отдельные мужчины и женщины.
  • На внутриличностном уровне в субъективном личностном пространстве, ограниченном Я-концепцией личности, «участниками» (субъектами) отношений выступают две ее подструктуры или две ее составляющих: индивидуальная и социальная.

Второе положение. Сущность гендерной проблематики раскрывается через акцент на существующем социальном неравенстве мужчин и женщин, следовательно, основное содержание темы гендерных отношений связано с идеей утверждения равных прав и возможностей человека независимо от его половой принадлежности. В связи с этим основными параметрами исследования гендерных отношений являются дифференциация ролей и иерархичность статусов мужчин и женщин, как субъектов гендерных отношений. Анализ соотношения социальных ролей и статусов мужчин и женщин позволяет выделить специфику гендерных отношений, которая проявляется в социально-психологических феноменах и проблемах гендерного содержания, возникающих в процессе взаимодействия субъектов гендерных отношений.

Третье положение. В каждом из выделенных видов гендерных отношений (социально организованные отношения на уровне общества между представителями государства и гендерными группами; отношения между различными гендерными группами; отношения между субъектами разного пола; отношение личности к самой себе как представителю определенного пола) присутствуют два слоя отношений или два аспекта: объективный и субъективный. Объективная сторона гендерных отношений представлена поведенческими практиками субъектов, реализуемых в моделях, стилях гендерных отношений, а субъективная сторона представлена социально-психологическими характеристиками субъектов отношений: гендерными представлениями, гендерными стереотипами, гендерными установками, гендерной идентичностью. Значимая роль гендерных характеристик субъектов отношений заключается в детерминации содержательных составляющих гендерных отношений.

Итак, как подчеркивалось выше, в структуре психологической теории принято выделять две части: центральную и периферическую. Все вышеизложенное раскрывает сущность центральной области концепции. Какие же содержательные элементы концепции соответствует ее периферической части?

Периферическая область психологических теорий включает собственно теоретический и эмпирический компоненты. Теоретическая «периферия» включает вспомогательные утверждения теории и систему их аргументации, эмпирическая – подкрепляющий теорию эмпирический или обыденный опыт [26].

К вспомогательным теоретическим компонентам социально-психологической концепции гендерных отношений можно отнести следующие утверждения, дополняющие базовые теоретические положения концепции:

· логика изучения специфики гендерных отношений на каждом из уровней их проявления предполагает следующую последовательность: выделение основных характеристик субъектов гендерных отношений, выявление специфики проявлений гендерных отношений со стороны каждого из субъектов отношений, определение основных форм и моделей проявления гендерных отношений, соотнесение типов гендерных характеристик субъектов отношений с типичными моделями гендерных отношений;

· гендерные феномены являются основной формой проявления гендерных отношений: на макроуровне таким феноменом является «гендерный контракт», на мезоуровне – «феномен горизонтальной и вертикальной профессиональной сегрегации», на микроуровне – «феномен полоролевой дифференциации», на внутриличностном уровне – «внутриличностный гендерный конфликт»;

· исходя из понимания процесса конструирования гендера как отношений властного взаимодействия [15; 22] в качестве основной модели гендерных отношений признается доминантно-зависимая модель;

· такие характеристики субъектов гендерных отношений, как гендерные представления, гендерные стереотипы, гендерные установки и гендерная идентичность выступают в роли детерминант, определяющих основную направленность моделей гендерных отношений: доминантно-зависимая или партнерская модели.

В основном диссертационном исследовании и в последующих исследованиях, проведенных под руководством автора, основные положения концепции гендерных отношений получили эмпирическое подтверждение [1; 5; 10; 21; 27]. Так, было получено эмпирическое подтверждение положения о том, что доминантно-зависимая модель отношений является базовой моделью гендерных отношений на разных уровнях социальной реальности. Данную модель гендерных отношений реализуют субъекты с традиционными гендерными представлениями, стереотипами и установками Исследование гендерных представлений, гендерных стереотипов, гендерных установок и гендерной идентичности личности позволило подтвердить тезис о взаимосвязи определенных типов гендерных характеристик с соответствующими моделями гендерных отношений [1; 9; 10; 11; 27].

Социально-психологическая концепция гендерных отношений получила развитие не только в психологических исследованиях [‎1; ‎2; ‎5; ‎7; ‎10; ‎11; ‎13; ‎16; ‎21; ‎24; ‎27], но и в работах социологов, изучающих гендерные отношения [‎4; ‎6; ‎12; ‎20; ‎23]. В работах социологов чаще изучались гендерные отношения на макроуровне [12; 23] и в сфере межгруппового гендерного взаимодействия [4; 20]. Психологические исследования, как правило, посвящены анализу межличностных гендерных отношений [‎1; ‎7; 11; ‎16; ‎21; 27] и изучению внутриличностных проблем мужчин и женщин [‎‎13; ‎‎24].

В большинстве работ, посвященных изучению гендерных отношений, реализуется идея концепции об уровневом характере гендерных отношений, а также о неравенстве в ролевом поведении и статусных позициях мужчин и женщин, как основных показателях, раскрывающих специфику реальных поведенческих практик в гендерных отношениях [4; 5; 12; 23]. В значительном числе исследований реализована идея о гендерных характеристиках субъектов отношений как детерминантах моделей гендерных отношений [1; 2; 7; 11; 16; 18].

Результаты исследований гендерных отношений, базирующиеся на представленной социально-психологической концепции гендерных отношений могут быть использованы в различных отраслях научного знания и сферах практической деятельности: в социологических и психологических исследованиях гендерных отношений; в социологии и психологии семейных отношений; в системе высшего образования и повышения квалификации при чтении учебных курсов социальной, психологической и педагогической направленности; в сфере реализации мероприятий социальной политики по предупреждению и устранению явлений гендерного неравенства и др.

 

Список литературы

1. Аносова Н. Склонность к манипулированию как параметр межличностных отношений: гендерный аспект // Вариации на тему гендера: Материалы III межвузовской конференции молодых исследователей «Гендерные отношения в современном российском обществе» / Отв. ред. Т.А. Мелешко, М.В. Рабжаева. – СПб.: Алетейя, 2004. – С. 216-220.

2. Болдырева О.И. Влияние гендерных установок на выбор студентами модели семьи: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Курск, 2006. 23 с.

3. Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. – М.: Рос. полит. энцикл., 2004. 336 с.

4. Гербач Ж.В. Динамика гендерных отношений военнослужащих российской армии // Мир образования - образование в мире. – 2010. – № 3. – С. 16-22.

5. Гусева Ю.Е. Влияние социально-исторических изменений в обществе на трансформацию гендерных представлений в популярной прессе: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2007. 23 с.

6. Дежина Т.П. Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Хабаровск, 2007. 24 с.

7. Заев С.В. Взаимосвязь супружеских сценариев и гендерных характеристик личности в процессе семейного самоопределения молодежи: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Краснодар, 2006. 26 с.

8. Клецина И.С.Гендерная проблематика в публикациях журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопр. психол. – 2012. – № 1. – С. 83-92.

9. Клецина И.С. Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – Научный журнал. – 2011. – № 4. (Том 5). Психология. – С. 107-119.

10. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2004. 39 с.

11. Клецина И.С., Прохорова О.Л. Гендерная компетентность: психологическое содержание и специфика проявления в межличностных отношениях // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – Научный журнал. – 2010. – № 2 (Том 5). Психология. – С. 38-50.

12. Королева С.В. Трансформация гендерных отношений в современном российском обществе: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Москва, 2006.

13. Кулагина Н.В. Внутриличностный гендерный конфликт профессиональной роли: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Москва, 2009. 27 с.

14. Куницына В.Н., Панферов В.Н. Проблема отношений личности в трудах В.Н.Мясищева // Психол. журнал. – 1992. – № 3 (Том 13). – С. 140-147.

15. Лорбер Дж., Фаррелл С. Принципы гендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. – СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. – С. 187-192.

16. Овчинникова В.В. Влияние гендерных установок на взаимоотношения в разнополых воинских коллективах: на примере вузов ФСБ России пограничного профиля: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Голицыно, 2006. 25 с.

17. Основы социально-психологической теории. Учебное пособие / Под общей ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

18. Ростова А.В. Методология изучения гендерных отношений // Вестник Самарского государственного университета. – 2008. – № 63. – С. 221-226.

19. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. – М.: Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты»: Информация XXI век, 2002. 256 с.

20. Суркова И.Ю. Гендерные стереотипы в повседневных армейских практиках // Социологические исследования. – 2008. – № 12. – С. 104-111.

21. Тупицына И.А. Особенности гендерной идентичности старшеклассников в зависимости от опыта взаимоотношений со сверстниками и сверстницами: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб, 2004. 22 с.

22. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. – СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. – С. 193-219.

23. Фофанова К.В. Институционализация гендерных отношений в социальной сфере : автореф. дис. … д-ра социол. наук. – Саранск, 2006. 36 с.

24. Шакирова Г.Ф. Особенности внутриличностного гендерного ролевого конфликта у мужчин и женщин в условиях современного общества: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Казань, 2011. 19 с.

25. Юревич А.В. Методология и социология психологии. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. 272 с.

26. Юревич А.В. Психология и методология. – М.: Институт психологии РАН, 2005. 312 с.

27. Юркова Е. Гендерные модели дружеских отношений // Вариации на тему гендера: Материалы III межвузовской конференции молодых исследователей «Гендерные отношения в современном российском обществе» / Отв. ред. Т.А.Мелешко, М.В. Рабжаева. - СПб.: Алетейя, 2004. С. 180-185.

 

Опубликовано: Социально-психологическая концепция гендерных отношений и ее развитие в теоретических и эмпирических исследованиях // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал. № 1. Т. 5. Психология. 2013. с. 53-62.