Клёцина И. С. Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений

В статье рассматривается содержание гендерного подхода, и обсуждаются возможности применения его положений в психологических исследованиях семейных отношений. Описаны результаты использования гендерного подхода в качестве аналитического инструмента при анализе эмпирических данных о трансформациях в современных российских семьях.

Ключевые слова: гендерный подход, семейные отношения, психология семьи, традиционная семья, партнерская семья.

Последние десятилетия характеризуются заметными трансформациями не только в экономической и политической жизни страны, но и изменениями в сфере гендерных отношений и форм семейной жизни. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема изучения социальных и социально-психологических аспектов отношений в семье, вызванная ломкой традиционного гендерного порядка, основным следствием которого является сближение мужских и женских ролей и статусных позиций в обществе и в семье [15].

Проблемы трансформаций в сфере семейных отношений широко обсуждаются в средствах массовой информации, в официальном дискурсе российской социальной и семейной политики, в научных публикациях представителей различных отраслей научного знания. Не обходят своим вниманием семейную проблематику и отечественные психологи, что находит отражение в опубликованных статьях на страницах ведущих журналов [9, 19, 20, 30, 31, 32], в сборниках научных трудов [27, 29], в диссертационных исследованиях [21, 22], в учебных пособиях [1, 33, 34] и др.

Однако гендерная тема в психологии семейных отношений пока не особенно привлекает исследователей, а психологические исследования, включающие анализ изменений семейных отношений с учетом гендерной методологии, за редким исключением ([11, 12, 16]) практически отсутствуют.

Настоящая статья посвящена обоснованию использования гендерного подхода в психологических исследованиях семейных отношений.

 

Гендерный подход в психологических исследованиях

Сначала обратимся к анализу содержательной составляющей гендерной теории и ее специфики в психологических исследованиях, а затем выделим теоретические аспекты, особенно значимые для семейной психологии.

Сущностное понимание категории «гендер» заключается в том, что пол создается (конструируется) обществом как социальные модели женственности и мужественности, определяющие положение и роли женщин и мужчин в обществе и его институтах (семье, экономике, культуре, политике и образовании). Согласно традиционным нормам и правилам мужского и женского поведения сущностными характеристиками соответствующих социальных ролей и позиций являются полярность, противопоставление и неравноценность мужчин и женщин. Гендерный подход проблематизирует сложившиеся представления о свойствах, ролях и особенностях, приписываемых людям на основании их пола, и акцентирует внимание на том, что традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания.

Гендерный подход как теоретическое направление в общественных науках возникло в качестве оппозиции традиционным исследованиям отношений между полами опирающихся на убежденность в необходимости и целесообразности дифференциации ролей, статусов, позиций мужчин и женщин в публичной и приватной сферах жизнедеятельности. Гендерный подход, разрабатываемый как критика упомянутых исследовательских установок, ориентирован на анализ систем доминирования и провозглашает идею равноправия независимо от половой принадлежности. В рамках гендерного подхода межполовые отношения анализируются с позиций власти и доминирования не только на уровне общественных отношений (в таких сферах жизнедеятельности, как политическая, экономическая), но и на уровне психологических отношений — в сфере межличностного взаимодействия.

Гендерный подход относится к типу критических теорий, задача которых заключается не только в описании и объяснении явлений социальной жизни, но и выработке направлений действий, способствующих устранению социальных проблем. В гендерной теории акцент сделан на анализе явления социального неравенства, обусловленного признаком пола, также данная теория сориентирована на поиск путей и способов устранения этого гендерного неравенства.

Гендерное направление как междисциплинарная сфера научного знания развивается в разных отраслях отечественной науки около двух десятилетий. В психологии гендерные исследования представлены не так широко, как, например, в социологии или истории, тем не менее, научные работы таких исследователей, как Ш. Берн [2006], С.Бэм [2004], И.С.Кон [2001, 2008, 2011], О.И. Ключко [2005], И.С. Клецина [2003, 2004, 2009, 2010], Л.Н. Ожигова [2009], Л.Э. Семенова [2009], Д.Воронцов [2008] и др. способствуют распространению гендерной теории в системе отечественного психологического знания.

В психологических исследованиях гендерный подход - это методология анализа гендерных харак­теристик личности и психологических аспектов межполовых от­ношений. Он ориентирован на анализ последствий половой диффе­ренциации и иерархичности (мужское доминирование и женское подчинение) в складывающихся отношениях между мужчинами и жен­щинами и в процессе их индивидуального жизненного пути [10]. «Гендерный подход в любой сфере знания предполагает, что различия в поведении, психике, деятельности мужчин и женщин определяются не столько их анатомо-физиологическими особенностями (которые не отрицаются), сколько социально-культурными факторами» [5: с. 7].

В работе американского психолога Сандры Бэм «Линзы гендера» четко выделены основные идеи гендерного подхода [3].

1. Мужчины и женщины, как представители социальных групп, скорее похожи, чем различны. Это касается и подавляющего числа психологических характеристик мужчин и женщин и личностных особенностей, необходимых для исполнения разных социальных ролей. Следовательно, нет оснований для жесткой дифференциации мужских и женских ролей; социальные роли мужчин и женщин взаимозаменяемы и похожи. Существующая в обществе гендерная дифференциация и поляризация является не биологически предопределенной, а социально сконструированной.

2. Социальные статусы и позиции мужчин и женщин в публичных и приватных сферах жизнедеятельности не должны выстраиваться по принципу иерархичности. Другими словами ни в общественном устройстве, ни на уровне групп и личностей нет убедительных оснований для того, чтобы мужчины, либо женщины занимали доминирующие позиции в общественной или частной жизни. В рамках гендерного подхода утверждается, что ни один пол не имеет права доминировать над другим, отношения между представителями разных полов должны выстраиваться на основе паритета, равенства прав и возможностей. Партнерская модель отношений между мужчинами и женщинами, гендерными группами должна стать основной, а эгалитарные представления, отражающие равенство полов, т.е. отсутствие иерархичности статусной дифференциации ролей мужчин и женщин должны разделяться подавляющим большинством членов общества.

3. Биологические особенности каждого пола не могут быть оправданием ситуаций гендерного неравенства. Отсутствие детерминированности социальных ролей полом их носителя показывает, что человек выполняет ту или иную роль не потому, что исполнение этой роли задано его половой принадлежностью, а потому, что этому способствуют склонности, желания, мотивы личности, а также жизненные обстоятельства.

Гендерная теория не пытается оспорить наличие тех или иных биологических, социальных, психологических различий между женщинами и мужчинами. В гендерном подходе утверждается, что существование различий не так важно, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также – анализ и изменение властной системы, выстроенной на основе этих различий.

 

Гендерный подход в психологических исследованиях семейных отношений

Психология семьи одно из направлений в сфере психологического знания, которое стало интенсивно развиваться в последние годы. Семейная психология – формирующаяся отрасль психологии, изучающая развитие человека в семейном окружении, психологические особенности внутрисемейных взаимоотношений, адаптацию семьи в социуме. Семейная психология развивается на основе данных исследований таких отраслей знания, как: социальная психология, психология развития, педагогическая психология, клиническая психология, психологическое консультирование и социальная работа. Семейная психология призвана дать психологическую характеристику здоровой семьи и семейной патологии, а также способствовать практическому применению знаний в ходе психологической помощи семьям [31]

Анализ отечественных публикаций по семейной тематике показывает, что, несмотря на немалое количество психологических текстов по различным проблемам семейных отношений, обобщающих работ, значимых для развития семейной психологии именно как научной отрасли знания, крайне мало. «Большое количество эмпирического материала и малое теоретическое обобщение – это едва ли не самая большая трудность семейной психологии, влияющая как на исследования, так и на практические приложения этой дисциплины…» [31: с.113].

Поскольку семейная психология как отдельная сфера психологического знания сложилась относительно недавно и сейчас находится на этапе институционализации, весьма актуальной является работа по развитию ее теоретического фундамента, включая конкретизацию предметной области семейной психологии и обоснование связей с близкими дисциплинами, расширение понятийного и теоретического аппарата, адаптацию современных западных концепций и подходов, определение перспективных направлений развития. Привлечение идей гендерного подхода в качестве концептуальной схемы при проведении психологических исследований семейных отношений будет способствовать развитию теоретической и эмпирической психологии семьи.

Гендерная составляющая в семейных отношениях обнаруживается достаточно легко. Она являет себя в отношениях между мужем и женой, отцом и дочерью, матерью и сыном. Специфика гендерных отношений в семье имеет горизонтальное и вертикальное измерение: в супружеских и детско-родительских отношениях наиболее ярко представлены различные социокультурные предписания и нормы к содержанию и исполнению мужчинами и женщинами семейных ролей. Поскольку семья представляет собой сферу непосредственного взаимодействия обоих полов, она неотделима и от гендерных конструкций.

В психологии семьи активно используются теоретические подходы М.Боуэна, С. Минухина, П.Вацлавика, В. Сатир, К. Витакера. Однако в связи кардинальными трансформациями в сфере брачно-семейных отношений современная семья становится все более сложным объектом для изучения. Поэтому возникает необходимость обращения к теоретическим конструкциям, имеющим потенциал для анализа не только психологического контекста семейных отношений, но и позволяющим рассмотреть психологическое содержание семейных отношений на фоне более широкого спектра социальных и социокультурных факторов и условий. Гендерный подход – перспективный путь изучения семьи в ситуации нарастающего многообразия форм семейной жизнедеятельности. В психологических теориях недооценивается разнообразие реально существующих типов семей, в то время как пропорция «стандартных» семей (муж – жена – двое детей) статистически стала заметно уменьшаться. В психологических теоретических исследованиях семьи акцент сделан на значимости взаимной психологической зависимости между ее членами в ущерб контактам с более широким социальным окружением. Мало внимания уделяется таким явлениям внутрисемейной жизни как гендерное неравенство: последствия неравных статусных позиций в семье, дифференциация ролей и обязанностей, проявление форм взаимодействия, подавляющих личность.

При анализе психологических исследований семейных отношений с учетом положений гендерного подхода в поле внимания должны оказаться следующие условия его использования:

1) Учет социокультурного контекста и изменяющихся социальных условий, в которых оказалась современная семья.

2) Междисциплинарность (трансформации в сфере семейных отношений могут быть поняты при интеграции исследований разных дисциплин). Междисциплинарность гендерного подхода открывает продуктивные перспективы в исследовании любых общественных явлений, где взаимозависимости между людьми синкретичны, являясь одновременно социальными, экономическими и политическими [18: с. 60].

3) Разноуровневый анализ (в поле внимания исследователей должны оказываться не только характеристики семьи как психологической системы и малой группы, но и как социального института). Гендерный подход предполагает анализ исследуемого явления на разных уровнях социальной реальности, поэтому применение гендерного подхода к изучению семьи предполагает учет институционального уровня функционирования семьи и уровня межличностных семейных отношений.

В качестве примера рассмотрим возможности применения гендерного подхода при анализе результатов ряда исследований, свидетельствующих о новых тенденциях в поведении российских мужчин и женщин в сфере семейных отношений [1] .

В психологических работах последних лет активно обсуждаются те изменения, которые стали наиболее заметными в сфере семейных отношений, однако отечественные авторы редко обращаются к данным социологических и демографических эмпирических исследований, что не позволяет увидеть объективную картину тех трансформаций, которые произошли с современной семьей в последнее десятилетие. Научный анализ такого сложного феномена, как современная семья, предполагает обращение к эмпирическим фактам представляющим картину изменений семейных форм жизни, характерную для разных групп людей, проживающих в различных регионах страны.

Анализ данных этих исследований свидетельствуют о следующих тенденциях в поведении российских мужчин и женщин в сфере семейных отношений:

  • современные молодые женщины и мужчины в более позднем возрасте, чем раньше приобретают статус жены и мужа, матери и отца [8, 28];
  • совместная жизнь вне официальной регистрации брака стала весьма распространенным явлением среди современных женщин и мужчин [23, 28];
  • рождение ребенка вне брака для женщин уже не является эксквизитной ситуацией (у значительного числа женщин дети рождаются вне зарегистрированных брачных отношений) [8, 23];
  • женщины и мужчины чаще, чем раньше, готовы разорвать брачные отношения, если они их не устраивают [28].

Для объяснения всех этих явлений в семейной жизни современных российских мужчин и женщин (увеличение возраста вступления в брак, незарегистрированные браки, легитимизация рождения женщиной детей вне брака, развод как атрибут брака) используются различные концептуальные подходы.

Многие психологи все происходящее с современной семьей оценивают как глубокий кризис семейных форм жизни и кризис экзистенциальных ценностей [17, 30], как проявление дисфункции и аномальности в сфере семейных отношений [6, 34]. Такие оценки сопровождаются высказываниями-предупреждениями о возможности исчезновения семейного образа жизни вообще и о необходимости укрепления семейных основ бытия: «Современная российская семья переживает кризис, который проявляет себя в таких проявлениях общественного неблагополучия, как социальное сиротство, алкоголизм, подростковые суициды, детская проституция, наркомания, преступность, растущее число неполных семей. Специалисты гуманитарного профиля связывают возникновение этих явлений с деформацией системы ценностей, а их устранение – в первую очередь с возрождением полноценной семьи» [27: с. 7].

Сторонники указанной точки зрения убеждены, что большое число разводов, увеличение числа сожительств и внебрачных рождений – основная причина снижения рождаемости, а в семьях с одним родителем возникает множество эмоциональных и поведенческих проблем для детей. В качестве кардинального решения всех проблем предлагается укреплять семью традиционного типа. Как подчеркивается в статье Т. Журженко, путь возврата к традиционной семье рассматривается как одна из стратегий обновления общества [7].

Опираясь на содержательные составляющие гендерного подхода, можно предложить иную трактовку описанным фактам.

Эти изменения в семейно-брачных отношениях свидетельствуют об отходе от той традиционной семьи, которая многие десятилетия являлась нормативной или эталонной для большинства мужчин и женщин. В качестве нормативной (традиционной) подразумевается такая модель семьи, которая состоит из разнополых родителей и их родных детей. Такая семья возникает на основе любовного чувства, вслед за которым следует официальная регистрация брака со всеми присущими ему атрибутами. Рождение первого и последующих детей является «закономерным» следствием приобретения мужчиной и женщиной официального брачного статуса. Традиционная семья предполагает такой вариант распределения обязанностей между мужем и женой, при котором мужчина преимущественно исполняет роль «кормильца», а женщина – роль хозяйки дома и воспитательницы детей независимо от того, имеет ли она работу вне дома или нет. Традиционная семья сравнима с организацией, в которой изначально заданы позиции, определена субординация, распределены полномочия.

Использование гендерного подхода в качестве теоретического основания при анализе исследований семейных отношений позволяет говорить: 1) о социокультурной обусловленности изменений в семье; 2) о зависимости семейных отношений от общественных условий; 3) о динамичности типов семей и семейных отношений в отдельные временные периоды; 4) о влиянии идеологии маскулиннности и фемининности на психологическое самочувствие мужчин и женщин при исполнении ими семейных ролей.

Отход от нормативной модели семейных отношений – традиционной семьи – обусловлен комплексом разнообразных факторов, таких как: глобальные перемены в обществе (модернизация, социально-экономические трансформации и т.д.); экономические и социальные процессы индустриализации и урбанизации; различные приоритеты в социальной политике; культурные факторы – изменение ценностей и традиционных норм мужского и женского поведения и др.

Новые тенденции в сфере семейно-брачных отношений характеризуют превращение брака в свободное партнерство, основукоторого составляют равноправные отношения представителей разного пола. Такая семья отвечает потребности человека в личном жизненном пространстве и независимости, членов семьи объединяют взаимные чувства и потребность в близости и приватности.

Анализируя ситуацию современной семейной жизни, И.С. Кон подчеркивает: «Вопреки опасениям традиционалистов, изменение формы брака не означает ни отмирание самого этого института, ни массового перехода россиян к «серийной моногамии» [16: с. 61]. Далее он напоминает, что добрачные сожительства и «пробные браки» существовали и раньше, просто сейчас они получили широкое распространение и перестали считаться девиантными и стали привычным вариантом нормы [16]. Общая тенденция состоит в том, что изменилась последовательность действий при создании семейных союзов: если раньше оформление отношений предшествовало практике, то теперь отношения чаще начинаются с сексуальной близости, затем возникает домохозяйство и только после этого союз оформляется (или не оформляется) юридически. Ситуация развода в конфликтной семье дает шанс на более счастливую жизнь для взрослых членов семьи, а для детей предоставляется возможность избежать жизни в дисфункциональной и недружелюбной семьях. Распространение практики постразводного родительства позволяет компенсировать для детей издержки распада семьи. Большинство детей, чьи родители развелись, нормально развиваются и хорошо адаптируются. Безусловно, развод негативное явление семейной жизни, но дети, воспитанные в конфликтном браке, испытывают не меньше проблем в собственных семейных отношениях, чем дети разведенных родителей [25].

Среди психологов широко распространено мнение о том, что мальчики, воспитанные матерями (т.е. в детстве не имевшие перед глазами примера активного и мужественного отца), в большой степени вероятности являются обладателями слабо выраженной маскулинности. Результаты исследований, проанализированные Ф. Райсом и представленные в его обобщающем пособии о психологии подростков, свидетельствуют о том, что по мере взросления юноши влияние отсутствия отца уменьшается, а к моменту окончания школы, подростки, воспитанные матерями, в той же мере адаптируются к своей мужской роли и имеют те же свойственные их полу предпочтения и интересы, что и их сверстники, выросшие рядом с отцами [25, с. 482].

Опора на идеи и положения гендерного подхода позволяет понять, что в системе современных взглядов заложена идея о равноценности мужских и женских социальных ролей, и в центр семейной жизни выдвигаются отношения любви и заботы о самореализации и развитии всех членов семьи. Смысл всех этих изменений – в снятии ограничений, существовавших в традиционном институте брака, в расширении возможностей личностного выбора и развития независимо от половой принадлежности.

На фоне заметного уменьшения роли государства в регулировании семейных отношений возрастает значимость других институтов: рынка, средств массовой информации, религии, искусства, локальных сообществ. Либерализация социальных норм по поводу моделей и практик семейного поведения способствует утверждению новой – партнерской модели гендерных отношений в семье, которая приходит на смену традиционной модели. Партнерская модель гендерных отношений – это такой тип отношений в семье, при котором роли между мужем и женой не разделены, а взаимозаменяемы, а отношения между супругами строятся не на доминировании и подчинении, а на основе равенства.

Все большая распространенность семей с партнерским типом отношений позволяет претендовать таким семьям на роль нормативного стандарта. Это обусловлено тем, что в таких семьях главными показателями благополучия семейных отношений становятся не внешние параметры: количественный состав (полная/неполная семья, есть или нет в семье дети), тип связи между родителями и детьми (родные или неродные дети), а определяющим фактором благополучия (эффективности и успешности) семьи становится характер семейных отношений.

Итак, гендерный анализ позволяет утвердиться во мнении, что традиционная семья уже не является эталонной моделью семейных отношений, следовательно, не достаточно релевантными становятся концепции, которые базируются на ее основе. Например, концепция жизненного цикла семьи в современных условиях может применяться к ограниченному числу семей, поскольку у значительного числа мужчин и женщин семейные отношения складываются в иной последовательности и по другим сценариям по сравнению с традиционной моделью (семья начинает свое существование не с официально зарегистрированного брака, у многих мужчин и женщин на протяжении их жизни появляются другие семьи и неродные дети, есть семьи без детей или с приемными детьми и др.). В исследовательских подходах происходит переориентация от изучения нормативной модели семьи к многообразным формам семьи.

В контексте гендерного похода феномен гендерных отношений в семейной сфере получает более широкую трактовку: отношения в однополых семьях тоже содержат гендерную составляющую. Этот тип отношений должен быть включен в предметное поле семейной психологии, поскольку гендерные исследования рассматривают их как варианты нормы, имеющей право на существование. Гендерное знание позволяет легитимизировать нетрадиционный тип отношений и способствует выведению его за рамки медико-биологического и психиатрического дискурсов.

Использование содержания гендерной концепции вынуждает провести корректировку терминологического аппарата в семейной психологии: «неполная семья» заменяется понятием «семья с одним родителем», вместо термина «сожительство» используются понятия «партнерский союз», «консенсуальный союз» или «брачное партнерство».

Внимание к гендерным идеям побуждает исследователей к изменению критериев оценки семейных отношений: формальные количественные (например, продолжительность брачного союза) и объективные (например, наличие детей) показатели сменяются качественными характеристиками. На первый план выходит понятие субъективного благополучия (subjectivewell-being), котороедолжно занять центральное место в психологических исследованиях семьи.

Таким образом, использование гендерного подхода в качестве аналитического инструмента при анализе психологических исследований по семейной психологии позволяет не только лучше понять тенденции тех изменений, которые характерны для современных российских семей, но и может способствовать развитию теоретической базы психологии семейных отношений как отрасли психологического знания.

 

Список литературы

  1. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб.: Речь, 2005.
  2. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
  3. Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004.
  4. Воронцов Д.В. Гендерная психология общения. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008.
  5. Гендерная педагогика и психология: учеб. пособие / под общ. Ред. О.И. Ключко. – Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2005.
  6. Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2007.
  7. Журженко Т. Старая идеология новой семьи: демографический национализм России и Украины // Семейные узы: модели для сборки: Сборник статей. Кн.2 / Сост. и редактор С. Ушакин. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – С. 268-298.
  8. Захаров С.В. Трансформация брачно-партнерских отношений в России: «золотой век» традиционного брака близится к закату?// Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / Под науч. ред. Т.М. Малевой, О.В. Синявской; Независимый институт социальной политики. – М.: НИСП, 2007. – С. 75-126.
  9. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопр. психол. – 2007. – № 1. – С. 15-26.
  10. Клецина И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии // Вопр. психол. – 2003. – № 1. – С. 61-78.
  11. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. Монография. – СПб., Алетейя, 2004.
  12. Клецина И.С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности // «Женщина в российском обществе». Российский научный журнал. – 2009. – № 3. – С. 29-41.
  13. Клецина И.С., Прохорова О.Л. Гендерная компетентность: психологическое содержание и специфика проявления в межличностных отношениях // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал. – 2010. – № 2 (Том 5). Психология. – С. 38-50.
  14. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Часть I: учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. – Харьков-СПб., 2001. – С. 562-605.
  15. Кон И.С. Мужская роль и гендерный порядок // Вестник общественного мнения. – 2008. – № 2 (94) март-апрель. – С. 37-43.
  16. Кон И.С. Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная революции // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2011. – Том XIV. – № 1 (54). – С. 51-65.
  17. Куницына В.Н., Васина Е.А., Казанцева Т.В., Кузнецова И.В. Трансляция ценностей в современной семье: концепция, методы исследования, некоторые результаты и перспективы // Семья в современном мире / Сост. и науч. ред. В. Н. Куницына. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – С. 7-16.
  18. Ключко О.И. Интегративные тенденции в современной науке и образовании (на примере гендерного подхода). – Саранск. МГПИ. им. М.Е. Евсеева. 2009.
  19. Левкович В. П. Взаимоотношения супругов в семьях предпринимателей // Психол. журн. – 2004. – № 5. – С. 25-32.
  20. Левкович В.П. Особенности добрачных отношений супругов как фактор стабильности семьи // Психол. журн. – 2009. – № 2. – С. 87-91.
  21. Левченко А.В. Представления о собственном отцовстве у мужчин и факторы, их обусловливающие. Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Краснодар, 2009.
  22. Лидовская Н.Н. Взаимоотношения супругов в незарегистрированном браке. Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2009.
  23. Малева Т.М., Синявская. О. В. Социально-экономические факторы рождаемости в России: эмпирические измерения и вызовы социальной политике// Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / Под науч. ред. Т.М. Малевой, О.В. Синявской; Независимый институт социальной политики. — М.: НИСП, 2007. – С. 171 -216.
  24. Ожигова Л.Н. Смысловые механизмы гендерной и профессиональной реализации личности в полиэтнической среде: монография. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009.
  25. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. – СПб.: Питер. 2010.
  26. Семенова Л.Э. Становление ребенка как гендерного субъекта на этапах раннего онто- и дизонтогенеза: Монография. – Н.Новгород: НГПУ, 2009.
  27. Семья в современном мире / Сост. и науч. ред. В. Н. Куницына. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010.
  28. Семья и рождаемость : Основные результаты выборочного обследования. 2009 / Росстат. – М.: ИИЦ «Статистика России», 2010.
  29. Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. / Сост. и науч. ред. С.А. Векилова. Вып. 2. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2008.
  30. Шабельников В.К. Семья в геополитическом конфликте 21 века // Семейная психология и семейная терапия. – 2007. – № 4. – С. 54-62.
  31. Шапиро А.З. Тема семьи в психологии 21 века: пророчества и прогнозы // Семейная психология и семейная терапия. – 2003. – № 2. – С. 109-116.
  32. Швец А.М., Могилёвкин Е.А., Каргаполова Е.Ю. Мотивация вступления в брак и ее влияние на кризис будущей семьи // Вопр. психол. – 2006. – № 2. – С. 89-97.
  33. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000
  34. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. – СПб., Питер. 2009.


[1] 1) Репрезентативное в масштабе России обследование «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе/РиДМиЖ». Первая волна этого обследования в России была проведена в июне-августе 2004 г. в 32 субъектах Российской Федерации. Исследование репрезентативное для всего населения страны. Объем выборочной совокупности — 11261 опрошенных в возрасте от 18–79 лет. Второй этап исследования состоялся в 2007 году. Результаты опубликованы в сборниках: Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / Под науч. ред. Т.М. Малевой, О.В. Синявской; Независимый институт социальной политики. — М.: НИСП, 2007. — 640 с. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / Под науч. ред. С.В.Захарова,Т.М. Малевой, О.В. Синявской; Независимый институт социальной политики. — М.: НИСП, 2009.

2) В сентябре – октябре 2009 г. Росстатом проведено выборочное обследование «Семья и рождаемость». Опрос проводился в 30 субъектах Российской Федерации, представляющих все федеральные округа. Всего было опрошено 1999 человек, в том числе 1118 женщин и 881 мужчина. Опрашивались как супруги (881 супружеская пара), так и незамужние матери (237 человек). Общее количество семей, в которых проводился опрос, составило 1118. Результаты представлены в сборнике материалов: Семья и рождаемость: Основные результаты выборочного обследования. 2009/Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010.

Опубликовано: Клецина И.С. Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал.№ 4. Т.5. Психология. 2011. с. 107-119.