КЛЁЦИНА ИРИНА СЕРГЕЕВНА
Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека
Образование:
- 1978 г.: окончила факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова по специальности «психология», квалификация - психолог
- 1993 г.: защитила кандидатскую диссертацию в Ленинградском государственном университете им. А.А.Жданова, специальность 19.00.07 - педагогическая и возрастная психология, тема диссертации «Структура личностной саморегуляции как фактор успешности учебной деятельности»
- 1997 г.: получила ученое звание доцента по кафедре практической психологии РГПУ им. А.И.Герцена
- 2005 г.: защитила докторскую диссертацию в РГПУ им. А.И.Герцена, специальность 19.00.05 – социальная психология, тема диссертации «Психология гендерных отношений»
- 2008 г.: получила ученое звание профессора по кафедре психологии человека
Профессиональная деятельность:
- С 1984 по 1988 год - младший научный сотрудник Научно-исследовательского института профтехобразования
- С 1988 по 1995 год - ассистент и старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Педиатрического медицинского института
- С 1995 по 1998 год - доцент кафедры практической психологии РГПУ им. А. И.Герцена
- С 1998 по 2006 год – доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А. И.Герцена
- С 2006 года – по настоящее время - профессор кафедры психологии человека РГПУ им. А. И.Герцена
- С 2006 года - по настоящее время - руководитель магистерской программы «Гендерная психология»
- С 2003 года – по настоящее время - руководитель лаборатории психологии гендерных отношений, существующей как подразделение психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена
Учебные курсы на кафедре психологии человека:
- Социальная психология
- Психология гендерных отношений
- Современные проблемы социальной психологии
- Преподавание социальной психологии в высшей школе
- Гендерная психология
- Гендерная социализация
- Формирование и развитие гендерной компетентности
Научные интересы:
- Гендерная проблематика в психологии
- Социальная психология
Созданная научная школа:
Основатель гендерного направления в психологической науке в России. Автор первых отечественных учебно-методических работ по гендерной психологии (Гендерная социализации. Учебное пособие. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 1998. (5,75 п.л.), Практикум по гендерной психологии/Под ред И.С.Клециной. СПб.: Питер, 2003. (в соавт.) (30 п.л./4,95 п.л.)). Автор первой отечественной монографии, посвященной проблеме гендерных отношений в психологии (Психология гендерных отношений: теория практика. Монография. СПб., Алетейя, 2004. (25 п.л.)). Клецина И.С. - первый отечественный доктор психологических наук, кто защитил диссертацию по гендерной проблематике.
На психолого-педагогическом факультете РГПУ работают шесть преподавателей, (бывших студенток Клециной И.С.), которые активно развивают гендерное направление в психологии.
Под руководством И. С. Клециной защищены 4 кандидатских диссертации.
Общественная деятельность:
- Член диссертационного совета Д 212. 199.16 в РГПУ им А.И.Герцена
- Член Координационного совета по реализации политики гендерного равенства в Санкт-Петербурге при Правительстве Санкт-Петербурга.
- Член редколлегии журнала «Женщины в российском обществе», входящим в список ВАКа.
Книги:
- Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 1998. (5,75 п.л.).
- Практикум по гендерной психологии/Под ред И.С.Клециной. СПб.: Питер, 2003. (в соавт.) (30 п.л./4,95 п.л.).
- Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория практика. Монография. СПб., Алетейя, 2004. (25 п.л.).
- Практикум по социальной психологии/ Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер. 2008. (в соавт.) (15 п.л./2,9 п.л.).
- Гендерная психология. Практикум. 2-е изд./ Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер. 2009. (в соавт.) (31 п.л./3,25 п.л.).
Основные публикации:
- Клецина И.С. Гендерная проблематика в публикациях журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 83-92. (0,8 п.л.).
- Клецина И.С. Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений//Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал. № 4. Т.5. Психология. 2011. с. 107-119. . (0,7 п.л.).
- Клецина И.С. Достижения и проблемы развития гендерного направления в отечественной психологии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. Научный журнал. № 4 (3), Киров, 2010. С. 120-125. (0,5п.л.).
- Клецина И.С. Гендерная компетентность: психологическое содержание и специфика проявления в межличностных отношениях//Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал. № 2 (Том 5). 2010. Психология. С. 38-50. (0,7/0,35 п.л.). (в соавт.).
- Клецина И.С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности //«Женщина в российском обществе». Российский научный журнал. № 3 – 2009. с. 29-41. (1,0 п.л.)
- Клецина И.С. Компетентность в области гендерных отношений // Профессионально-психологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях/ Под ред. В.Н. Панферова, В.В.Семикина, Н.Б. Лисовской. Учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. С. 169-199. (1,5 п.л.)
- Клецина И.С. Гендерные группы как субъекты гендерных отношений// Социальная психология: Хрестоматия/Сост. Е.П. Белинская, О. А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008. с. 203-214. (1,6 п.л.)
- Клецина И.С. Формирование и развитие гендерной компетентности // Технологии конструирования гендера: Учебно-методический комплекс/ Под ред. проф. И.С. Клециной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. с. 128-171. (2,1 п.л.).
- Клецина И.С. Развитие гендерной компетентности государственных и муниципальных служащих в процессе гендерного образования// «Женщина в российском обществе». Российский научный журнал. № 3 (44) – 2007. с. 60-65. (0,4 п.л.).
- Клецина И.С. Гендерная психология// Большая Российская энциклопедия: В 30 Т./ Отв. ред. С.Л.Кравец. Т.6. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. с. 533-534. (0,1 п.л.)
- Гендерные отношения в семье: дифференцированность и иерархичность супружеских ролей// Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 4. с. 32-57. (в соавт.) (1,3/0,65 п.л.)
- Клецина И.С. Психология гендерных отношений (автореферат докторской диссертации). СПб., 2004. (2,5 п.л.).
- Клецина И.С. Теоретические основания психологии гендерных отношений//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. № 3 (6). Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения). Научный журнал. СПб., 2003. с. 154-166. (1,00 п.л.).
- Клецина И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии//Вопросы психологии, № 1, 2003. с. 61-78. (1,6 п.л.).
- Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии//Общественные науки и современность. 2002, № 3. с.181-191. (1,0 п.л.).
- Клецина И.С. Теоретические проблемы гендерной психологии//Мир психологии. Научно-методический журнал. № 4.(28). 2001. с.162-179. (1,5 п.л.).
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ПУБЛИКАЦИИ:
Термины «компетентность» и «компетентный» часто используются в научной литературе и в повседневной жизни. Наиболее распространенными являются такие словосочетания, как «профессиональная компетентность», «коммуникативная компетентность», «социальная компетентность», однако такой феномен, как «гендерная компетентность» является новым и в системе научного, и в системе обыденного знания. Ни в одном из словарей мы не встретим понятие «гендерная компетентность», поэтому для определения этого феномена логичным представляется путь конкретизации содержания тех понятий, из которых складывается его название, т.е. уточним содержание понятий «компетентность» и «гендер», «гендерный». Такой анализ - от научных конструктов к реальности - является традиционным в научном знании. Он позволяет установить связи между основными терминами и определить основное предметное содержания изучаемого феномена.
Гендерные отношения, как базовое понятие гендерных исследований в научной литературе социологического, политологического, экономического профиля преимущественно используется при рассмотрении проблем дифференциации, стратификации, доминирования в системе общественного устройства. В психологических публикациях категория «гендерные отношения» практически не встречается. Цель данной статьи заключается в теоретическом и эмпирическом исследовании гендерных отношений с использованием системы знаний социально-психологической науки. Для начала конкретизируем смысловое содержание категории «гендерные отношения» и определим ориентиры исследования гендерных отношений с позиций социально-психологического знания. Затем рассмотрим результаты одного из исследований гендерных отношений.