КЛЁЦИНА ИРИНА СЕРГЕЕВНА

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека

Образование:

  •  1978 г.: окончила факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова по специальности «психология», квалификация - психолог
  • 1993 г.: защитила кандидатскую диссертацию в Ленинградском государственном университете им. А.А.Жданова, специальность 19.00.07 -  педагогическая и возрастная  психология, тема диссертации «Структура личностной саморегуляции как фактор успешности учебной деятельности»
  • 1997 г.: получила ученое звание доцента по кафедре практической психологии РГПУ им. А.И.Герцена
  • 2005 г.: защитила докторскую диссертацию в РГПУ им. А.И.Герцена, специальность 19.00.05 – социальная психология, тема диссертации «Психология гендерных отношений»  
  • 2008 г.:  получила ученое звание профессора по кафедре психологии человека 

Профессиональная деятельность:

  • С 1984 по 1988 год - младший научный сотрудник Научно-исследовательского института профтехобразования
  • С 1988 по 1995 год - ассистент и старший преподаватель  кафедры педагогики и психологии Педиатрического медицинского института
  • С 1995 по 1998 год - доцент кафедры практической психологии РГПУ им. А. И.Герцена 
  • С 1998 по 2006 год – доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А. И.Герцена 
  • С 2006 года – по настоящее время - профессор кафедры психологии человека РГПУ им. А. И.Герцена
  • С 2006 года - по настоящее время - руководитель магистерской программы «Гендерная психология»
  • С 2003 года – по настоящее время - руководитель лаборатории психологии гендерных отношений, существующей как подразделение психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена 

Учебные курсы на кафедре психологии человека:

  • Социальная психология
  • Психология гендерных отношений
  • Современные проблемы социальной психологии
  • Преподавание социальной психологии в высшей школе
  • Гендерная психология 
  • Гендерная социализация
  • Формирование и развитие гендерной компетентности

Научные интересы:

  • Гендерная проблематика в психологии
  • Социальная психология

Созданная научная школа:

Основатель гендерного направления в психологической науке в России. Автор первых отечественных учебно-методических работ по гендерной психологии (Гендерная социализации. Учебное пособие. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 1998. (5,75 п.л.), Практикум по гендерной психологии/Под ред И.С.Клециной. СПб.: Питер, 2003. (в соавт.) (30 п.л./4,95 п.л.)). Автор первой отечественной монографии, посвященной проблеме гендерных отношений в психологии (Психология гендерных отношений: теория  практика. Монография. СПб., Алетейя, 2004. (25 п.л.)). Клецина И.С. - первый отечественный доктор психологических наук, кто защитил диссертацию по гендерной проблематике. 

На психолого-педагогическом факультете РГПУ работают шесть преподавателей, (бывших студенток Клециной И.С.), которые активно развивают гендерное направление в психологии.  

Под руководством И. С. Клециной защищены 4 кандидатских диссертации.

Общественная деятельность:

  • Член диссертационного совета Д 212. 199.16 в РГПУ им А.И.Герцена
  • Член Координационного совета по реализации политики гендерного равенства в Санкт-Петербурге при Правительстве Санкт-Петербурга. 
  • Член редколлегии журнала «Женщины в российском обществе», входящим в список ВАКа. 

Книги:

  1. Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 1998. (5,75 п.л.).
  2. Практикум по гендерной психологии/Под ред И.С.Клециной. СПб.: Питер, 2003. (в соавт.) (30 п.л./4,95 п.л.).
  3. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория  практика. Монография. СПб., Алетейя, 2004. (25 п.л.).
  4. Практикум по социальной  психологии/ Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер. 2008. (в соавт.) (15 п.л./2,9 п.л.).
  5. Гендерная психология. Практикум. 2-е изд./ Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер. 2009. (в соавт.) (31 п.л./3,25 п.л.). 

            

Основные публикации:

  1. Клецина И.С. Гендерная проблематика в публикациях журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 83-92. (0,8 п.л.).
  2. Клецина И.С. Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений//Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал. № 4. Т.5. Психология. 2011. с. 107-119. . (0,7 п.л.).
  3. Клецина И.С. Достижения и проблемы развития гендерного направления в отечественной психологии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. Научный журнал. № 4 (3), Киров, 2010. С. 120-125. (0,5п.л.).
  4. Клецина И.С. Гендерная компетентность: психологическое содержание и специфика проявления в межличностных отношениях//Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал. № 2 (Том 5). 2010. Психология. С. 38-50. (0,7/0,35 п.л.). (в соавт.).
  5. Клецина И.С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности //«Женщина в российском  обществе». Российский научный журнал. № 3 – 2009. с. 29-41. (1,0 п.л.)
  6. Клецина И.С. Компетентность в области гендерных отношений // Профессионально-психологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях/ Под ред. В.Н. Панферова, В.В.Семикина, Н.Б. Лисовской. Учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. С. 169-199. (1,5 п.л.)
  7. Клецина И.С. Гендерные группы как субъекты гендерных отношений// Социальная психология: Хрестоматия/Сост. Е.П. Белинская, О. А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008. с. 203-214. (1,6 п.л.)
  8. Клецина И.С. Формирование и развитие гендерной компетентности // Технологии конструирования гендера: Учебно-методический комплекс/ Под ред. проф. И.С. Клециной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. с. 128-171. (2,1 п.л.).
  9. Клецина И.С. Развитие гендерной компетентности государственных и муниципальных служащих в процессе гендерного образования// «Женщина в российском  обществе». Российский научный журнал. № 3 (44) – 2007. с. 60-65. (0,4 п.л.).
  10. Клецина И.С. Гендерная психология// Большая Российская энциклопедия: В 30 Т./ Отв. ред. С.Л.Кравец. Т.6. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. с. 533-534.  (0,1 п.л.)
  11. Гендерные отношения в семье: дифференцированность и иерархичность супружеских ролей// Семейная психология и семейная терапия. 2006. №   4.  с.  32-57. (в соавт.) (1,3/0,65 п.л.)
  12. Клецина И.С. Психология гендерных отношений (автореферат докторской диссертации). СПб., 2004. (2,5 п.л.).
  13. Клецина И.С. Теоретические основания психологии гендерных отношений//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. № 3 (6). Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения). Научный журнал. СПб., 2003. с. 154-166. (1,00 п.л.).
  14. Клецина И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии//Вопросы психологии, № 1, 2003. с. 61-78. (1,6 п.л.).
  15. Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии//Общественные науки и современность. 2002, № 3. с.181-191. (1,0 п.л.).
  16. Клецина И.С. Теоретические проблемы гендерной психологии//Мир психологии. Научно-методический журнал. № 4.(28). 2001. с.162-179. (1,5 п.л.).

E-mail:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

ПУБЛИКАЦИИ:

Клёцина И. С. Развитие гендерной компетентности государственных и муниципальных служащих в процессе гендерного образования

Термины «компетентность» и «компетентный» часто используются в научной литературе и в повседневной жизни. Наиболее распространенными являются такие словосочетания, как «профессиональная компетентность», «коммуникативная компетентность», «социальная компетентность», однако такой феномен, как «гендерная компетентность» является новым и в системе научного, и в системе обыденного знания. Ни в одном из словарей мы не встретим понятие «гендерная компетентность», поэтому для определения этого феномена логичным представляется путь конкретизации содержания тех понятий, из которых складывается его название, т.е. уточним содержание понятий «компетентность» и «гендер», «гендерный». Такой анализ - от научных конструктов к реальности - является традиционным в научном знании. Он позволяет установить связи между основными терминами и определить основное предметное содержания изучаемого феномена.

Подробнее...

Клёцина И. С. Психология гендерных отношений: концептуализация и эмпирическая иллюстрация макроуровня

Гендерные отношения, как базовое понятие гендерных исследований в научной литературе социологического, политологического, экономического профиля преимущественно используется при рассмотрении проблем дифференциации, стратификации, доминирования в системе общественного устройства. В психологических публикациях категория «гендерные отношения» практически не встречается. Цель данной статьи заключается в теоретическом и эмпирическом исследовании гендерных отношений с использованием системы знаний социально-психологической науки. Для начала конкретизируем смысловое содержание категории «гендерные отношения» и определим ориентиры исследования гендерных отношений с позиций социально-психологического знания. Затем рассмотрим результаты одного из исследований гендерных отношений.

Подробнее...

Клёцина И. С. "Компетентностный подход" и гендерное образование в высшей школе

В связи с задачами модернизации системы образования в высшей школе в контексте Болонской декларации перед преподавателями российских вузов стоят важные задачи, связанные с осмыслением содержания новых требований к организации всего процесса обучения студентов. Особое внимание уделяется результатам обучения как одному из основных показателей качества высшего профессионального образования. В такой ситуации актуализируется задача перехода к планированию результатов образования на языке компетенций/компетентностей.

Подробнее...

Клёцина И. С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности

В работе рассматривается феномен отцовства в контексте традиционных и новых подходов к пониманию маскулинности как нормативного эталона. В соответствии с двумя моделями нормативного эталона мужского поведения (традиционная маскулинность и новая маскулинность) выделены и описаны модели отцовского поведения:традиционный отец, «отсутствующий отец», «ответственный отец», «новый отец».

Ключевые понятия: традиционная модель маскулинности, гегемонная маскулинность, модель новой маскулинности, модели отцовского поведения.

Подробнее...

Клёцина И. С. Психологическое насилие в гендерных межличностных отношениях: сущность, причины и последствия

В обыденном сознании феномен насилия отождествляется, как правило, с агрессивными действиями, включающими использование физической силы. Однако в ситуации насилия как разновидности агрессивного поведения, целью которого является причинение вреда другому человеку, наряду с действиями физического характера имеют место и такие разновидности насилия, как сексуальное, экономическое, психологическое. Именно эти виды насильственных действий, как правило, выделяются специалистами, занимающимися, проблемой насилия в гендерном аспекте [Горшкова И.Д., Шурыгина И.И., 2003; Словарь гендерных терминов, 2002; Ходырева Н., 2002; Писклакова М.П., Синельников А.С., 2004; Потапова Е.А., 2002].

Подробнее...

Клёцина И. С. Гендерная компетентность студентов и студенток вузов, готовящих специалистов для "мужских" и "женских" профессий

В российском обществе весьма заметны изменения в разных сферах жизни людей, вызванные ломкой традиционного гендерного порядка, основным следствием которого является сближение мужских и женских ролей и статусных позиций в обществе и в семье. Сфера профессиональной деятельности – это та область, где изменения в гендерных отношениях происходят наиболее интенсивно. Мужчины уже утратили монополию на производительный труд, поскольку женщины быстро освоили не только традиционно «женские» профессии, но и весьма активны в приобретении традиционно «мужских» профессий. С каждым годом растет число высших военных учебных заведений, принимающих девушек, в связи с чем, перед преподавательским составом этих заведений возникает вопрос: «Следует ли как-то изменять сложившуюся десятилетиями практику учебно-воспитательной работы с учетом нового состава курсантов?» Ответ на этот вопрос может быть получен в процессе проведения специальных психологических и социально-психологических исследований, позволяющих выявить индивидуально-психологические особенности девушек-студенток военных вузов. В частности необходимо понять особенности их мотивации обучения в военном вузе, их гендерные характеристики и установки, определяющие специфику взаимодействия с представителями своего и другого пола.

Подробнее...

Клёцина И. С., Прохорова О. Л. Гендерная компетентность: психологическое содержание и специфика проявления в межличностных отношениях

Категория «компетентность» довольно широко используется в работах психологической направленности. Давно и достаточно продуктивно исследуется социально-психологическая компетентность [18; 27], компетентность в общении [7; 8; 19; 20; 21], социальная компетентность [15; 23; 29]. Понятие «гендерная компетентность» появилось недавно, и изучение этого феномена пока находится на начальной стадии своего теоретического и эмпирического исследования [12; 13; 14]. По своему содержанию близким понятию «гендерная компетентность личности» является понятие «социальная компетентность». Такая характеристика личности как социальная компетентность позволяет человеку адекватно адаптироваться в социальной среде и эффективно взаимодействовать с социальным окружением [15; 17; 25 и др.]. Гендерная компетентность понимается как характеристика личности, которая позволяет ей быть эффективной в сфере гендерных отношений. Гендерную компетентность можно определить как характеристику, которая позволяет личности адекватно распознавать и реагировать на ситуации гендерного неравенства. Другими словами, гендерная компетентность – это способность мужчин и женщин замечать ситуации гендерного неравенства в окружающей их жизни; противостоять сексистским, дискриминационным воздействиям и влияниям; самим не создавать ситуации гендерного неравенства [12].

Подробнее...

Клёцина И. С. Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений

В статье рассматривается содержание гендерного подхода, и обсуждаются возможности применения его положений в психологических исследованиях семейных отношений. Описаны результаты использования гендерного подхода в качестве аналитического инструмента при анализе эмпирических данных о трансформациях в современных российских семьях.

Ключевые слова: гендерный подход, семейные отношения, психология семьи, традиционная семья, партнерская семья.

Подробнее...

Клёцина И. С. Трансформации гендерных отношений в российской семье

Последнее десятилетие характеризуется заметными трансформациями не только в экономической и политической жизни страны, но и в сфере семейно-брачных отношений. В общественном дискурсе изменения, происходящие с семьей, обсуждаются преимущественно в негативном ключе. Такие явления, как рост числа разводов, высокая доля внебрачных сожительств, неполных семей, снижение рождаемости рассматриваются как показатели кризиса современной семьи и сопровождаются призывами «возродить традиционные семейные ценности», в соответствии с которым мужские и женские роли в семье полярно противоположны, а статусные позиции иерархически выстроены. В рамках гендерного подхода изменения, происходящие в семейных отношениях, предлагается рассматривать как процесс (движение) в направлении достижения более равноправных отношений, за счет сближения содержания семейных ролей мужчин и женщин и выравнивания их статусных позиций.

Подробнее...

Клёцина И. С. Роль педагогического сопровождения в процессе гендерной социализации школьников

В статье представлен сравнительный анализ содержания педагогического сопровождения школьников в процессе их гендерной социализации в зависимости от принятия педагогами и реализации ими в образовании и воспитании детей идей полоролевого подхода, либо гендерного (эгалитарного) подхода.

Подробнее...

Клецина И.С. Социально-психологическая концепция гендерных отношений и ее развитие в теоретических и эмпирических исследованиях

В статье раскрывается содержание социально-психологической концепции гендерных отношений с подробным описанием ее центральной и периферической областей. Описание центральной области концепции включает характеристику следующих компонентов: общий образ психологической реальности, центральная категория концепции, соответствующий феномен, набор основных понятий, система отношений между понятиями, базовые утверждения. При описании периферической области концепции основное внимание уделяется содержанию вспомогательных утверждений концепции и результатам эмпирических исследований, подкрепляющих теоретические положения концепции.

Ключевые слова: социально-психологическая концепция гендерных отношений, гендерные отношения, гендерное неравенство, субъекты гендерных отношений, гендерные роли, гендерные характеристики, статусные позиции женщин и мужчин, уровни анализа гендерных отношений.

Подробнее...

Клецина И.С. Современное состояние и перспективы исследований гендерных отношений в сфере социологического и психологического знания

Проанализированы основные публикации отечественных социологов и психологов по проблеме гендерных отношений за период с конца 90-х годов XX века до настоящего времени. Для анализа использованы такие параметры как: сущностные характеристики и структура гендерных отношений, виды и уровни проявления, динамика и диагностика.

Определены перспективные тенденции исследования гендерных отношений в русле социологического и психологического знания.

Ключевые слова: гендерные отношения, гендерное неравенство, субъекты гендерных отношений, гендерные роли, гендерные характеристики, статусные позиции женщин и мужчин, уровни анализа гендерных отношений.

The analysis of major publications in gender relations by Russian sociologists and psychologists (end of 1990-s to the present) is suggested. The following parameters were used for analysis: meaning and structure of gender relations, types and levels of their manifestation, dynamics and diagnostics.

Prospective routs for gender relations research in sociology and psychology are determined.

Key words: gender relations, gender inequality, the subjects of gender relations, gender roles, gender characteristics, status positions of women and men, gender relationship analysis levels.

Подробнее...