Иоффе Е. В. О характеристиках индивидуальной сексуальности

По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), сексуальность – это стержневой аспект человеческого бытия на всем протяжении жизни, включающий пол, гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию, эротизм, удовольствие, интимность и репродукцию. Множество аспектов нашей сексуальности столь же индивидуальны и своеобразны, как отпечатки пальцев или исполнение музыкального произведения. Что же влияет на формирование нашей сексуальной индивидуальности?

Сексуальность человека обусловлена интегрированным взаимодействием биологических, психических и социокультурных факторов. С одной стороны, она является врожденной потребностью и функцией организма, подобно процессам дыхания или пищеварения, а с другой стороны выступает одним из основных факторов, определяющих направленность и характер общения людей друг с другом.

С момента зачатия пол человека определяет развитие его телесной организации. В процессе онтогенеза соматосексуальное (половое) развитие сопровождается последовательными возрастными (рождение, рост, созревание, зрелость, инволюция и старость) изменениями нейрогуморальных, сосудистых и уро-генитальных механизмов сексуальности. Совокупность действия этих биологических свойств (особенностей) организма, сложившихся под влиянием наследственных факторов и условий развития во внутриутробном периоде и раннем детстве, описывается с помощью понятия «половая конституция». Половая конституция является одним из аспектов общей конституции человека и в зависимости от типа (сильный, средний, слабый) определяет уровень сексуальной потребности и интенсивность сексуальных проявлений.

Биологические составляющие пола в определенной степени оказывают влияние на формирование соматических (например, соотношение мускулатуры и жировой ткани), психофизиологических свойств (например, мышечная сила или реактивность, активность, эмоциональность и пластичность), которые находят отражение во внешнем облике и поведении. Следует отметить, что вариативность проявления этих свойств в поведении будет определяться не только конституцией, но и факторами внешней среды (например, воспитанием и/или тренировкой). Соответствие или несоответствие внешности и поведенческих характеристик преобладающим в данном обществе гендерным стереотипам может определять степень сексуальной привлекательности для партнера и способствовать развитию аттракции в межличностных отношениях.

Сексуальность - это не только, и не столько продолжение телесного естества, сколько совокупность формируемых и переживаемых человеком культурных и ментальных концепций, выступающих связующим звеном между телом, самоидентичностью и социальными нормами. Как аспект самосознания, сексуальность, с одной стороны, отражает физический, эмоциональный, когнитивный и духовный опыт индивида и, с другой стороны – его представления о себе, своей гендерной идентичности, о своих социальных, эмоциональных и сексуальных предпочтениях.

Телесная основа идентичности закладывается в младенческом возрасте. Общение с матерью или другим, постоянно ухаживающим человеком, в первые месяцы жизни представляет собой то условие развития телесной идентичности, которое служит базой для дальнейшего развития гармоничной сексуальности. Нарушение потребности в телесном контакте впоследствии выражается в недоразвитой телесности или в формировании особых границ тактильной чувствительности и фиксация на собственном теле, что в дальнейшем может найти отражение в особенностях сексуальных предпочтений и сценариев.

Первичный значимый взрослый (чаще всего это мать) помогает ребенку решить специфические жизненные задачи: определить себя в отличие от другого, обозначить свои границы и научиться защищать свое автономное существование, одновременно сохраняя свою эмоциональную связь с другими людьми и преобразуя ее из чувства эмоциональной зависимости в чувство разделяемой общности с себе подобными. Воспитание в условиях эмоциональной депривации и/или неуважения к личностным границам оказывает психотравмирующее влияние. В результате формируется низкая прочность и высокая подвижность личностных границ. Впоследствии человек оказывается неспособным устанавливать устраивающую его психологическую дистанцию в общении либо уходя от интимности, либо проявляя агрессию и экспансию во взаимодействии. Таким образом, опыт приватности и эмоциональных отношений в раннем детстве влияет на выраженность и способы удовлетворения аффилиативных потребностей человека, что также отражается в характеристиках сексуального сценария.

Половая принадлежность — это первая категория, в которой ре­бенок осмысливает свое собственное «Я». В любом обществе от раз­нополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращают­ся с ними, в соответствии с этим в любом обществе мальчики и девоч­ки ведут себя по-разному. Одни дети соответствовуют гендерным экспектациям и успешно осваивают гендерную роль, которой предшествовала гармоничная половая аутоидентификация, но бывают случаи, когда поведение и/или внешность ребенка не соответствуют гендерным стереотипам окружающих. В этой ситуации важно как сам ребенок относится к своему полу и внешней оценке его/ее гендерной неконформности. В этом случае невозможно избежать последствий осознания социального значения своего пола, поэтому гендерно-неконформные дети часто находятся в состоянии хронического эмоционального стресса и нуждаются в психологическом сопровождении. Кроме этого гендерно-нетипичные мальчики и девочки отличаются диффузной или «слабой» гендерной идентичностью. В дальнейшем неуверенность в собственной мужественности или женственности может стать основой развития гомосексуальной ориентации.

Человек с рождения наделен способностью к различным сексуальным физиологическим реакциям – таким, как любрикация, эрекция и оргазм. Однако сексуальная активность (даже без партнера) становится возможной только после длительного, многоэтапного последовательного научения, в процессе которого многое заимствуется из других областей жизни. Именно во взаимодействии с другими человек становится сексуальным существом, способным связывать свои физиологические проявления с такими понятиями, как желание, чувственность, страсть, любовь или стыд, похотливость, грех.Это происходит в процессе сексуальной социализации, суть которого в интернализации субъектом существующих в данном обществе значений «сексуального» и определении в качестве сексуального собственного телесного, эмоционального и когнитивного опыта.

Сексуальная удовлетворенность и психическое благополучие взрослого человека во многом зависят от морально-психологической атмосферы, в которой протекало его детство. Доверительные отношения с родителями, особенно с матерью, общая эмоциональная раскованность и открытость семейных отношений, терпимое, светское отношение родителей к телу и наготе, отсутствие жестких вербальных запретов, готовность родителей откровенно обсуждать с детьми волнующие их деликатные проблемы — все эти факторы облегчают ребенку формирование здорового отношения к сексуальности.

Развивающиеся у каждого человека индивидуальные особенности сексуальных потребностей, ориентаций, фантазий, чувств и активности тесно переплетены со смысложизненными и ценностными ориентациями личности. Место сексуальности в иерархии ценностей может меняться в зависимости от индивидуальных личностных, а также возрастных особенностей и потребностей. Ценностные ориентации личности позволяют понять, почему для одних сексуальная активность стала своего рода спортом, другие видят в ней форму протеста против общественного конформизма и возможность практически продемонстрировать свое «непринятие» существующего в обществе порядка и его морали, а третьи – способ получения удовольствия или достижения более высокого социального статуса.

Таким образом, сексуальность личности представляет собой комплексную характеристику и не может быть сведена ни к физиологическим потребностям, ни к эмоциональным реакциям, ни к ситуативным воздействиям.

 

Литература:

  1. Агарков С. Т. Сексуальность от зачатия до смерти: онтогенез сексуальности: учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии» / С. Т. Агарков, Е. А. Кащенко. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011.
  2. Алексеев Б. Е. Ювенальная сексология: руководство для специалистов молодежных клиник / Автор Б. Е. Алексеев, В. А. Доморацкий. – Минск: В. И. З. А. ГРУПП, 2009.

 

Опубликовано: Иоффе Е. В. О характеристиках индивидуальной сексуальности // Материалы II Всероссийской научно-практической (заочной) конференции "Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей". Москва, МО.: СВИВТ, 2012. С.151-154