Микляева А. В., Румянцева П. В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа

Книга посвящена различным аспектам работы с разными видами "трудных" классов. Приведена типология таких классов; описаны диагностические процедуры, которые могут быть использованы школьным психологом или педагогом; представлены техники и упражнения для коррекции как классов в целом, так и отдельных учащихся; изложена программа работы с "трудным" классом из опыта работы авторов; приведены программы и принципы работы с педагогическим коллективом и с родителями учеников "трудных" классов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ШКОЛЬНЫЙ КЛАСС КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

1. 1. Взгляд в историю

1. 2. К вопросу о том, можно ли считать школьный класс малой группой

1. 3. Психологическая сущность школьного класса

1. 4. Школьный класс в образовательной среде

1. 5. Возрастная динамика школьного класса

2. ЧТО ТАКОЕ «ТРУДНЫЙ КЛАСС»?

2. 1. К определению понятия «трудный класс»

2. 2. Типология «трудных классов»

2.2.1. «Необучаемый» класс

2.2.2. «Немотивированный» класс

2.2.3. «Неуправляемый» класс

2.2.4. «Внутренне конфликтный» класс

2.2.5. «Закрытый» класс

2.2.6. «Звездный» класс

2. 3. Основные направления работы школьного психолога с «трудным классом»

3. ПСИХОДАГНОСТИКА «ТРУДНОГО КЛАССА»

3.1. Возможности метода наблюдения в работе с «трудным классом»

3.2. Применение проективных методов в диагностике «трудного класса»

3.2.1. Рисуночные методы

3.2.2. Цветовой анализатор мира

3.2.3. Незаконченные предложения

3.3. Методы диагностики эффективности учебной деятельности «трудного» класса

3.3.1. Тест Замбявичене

3.3.2. Методика оценки умственной работоспособности

3.4. Методы диагностики социально-психологического климата в «трудном» классе

3.4.1. Социометрическая методика

3.4.2. Референтометрическая методика

3.4.3. Применение тестов школьной тревожности для диагностики социально-психологического климата

3.5. Методы диагностики школьной мотивации «трудного» класса

3.5.1. Методика диагностики школьной мотивации в начальной школе

3.5.2. Методика «Отношение к предметам»

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ «ТРУДНОМУ КЛАССУ»

4.1. Общие замечания о работе с «трудным классом»

4.2. Задачи работы с различными «трудными классами»

4.3. Методические средства для работы с учащимися «трудных классов»

4.3.1. Приемы, создающие условия для осознания структуры учебной деятельности

4.3.2. Приемы, способствующие разрядке негативных эмоций, связанных с различными сторонами школьной действительности

4.3.3. Приемы, стимулирующие учащихся к проявлению новых форм активности в школе

4.3.4. Приемы, стимулирующие переосмысление привычных сторон школьной действительности

4.3.5. Приемы, создающие условия для коррекции самооценки учащихся

4.3.6. Приемы, создающие условия для формирования навыков конструктивного общения.

4.3.7. Приемы, способствующие расширению ролевого репертуара поведения

4.3.8. Приемы, способствующие нормализации групповой структуры

4.3.9. Приемы, способствующие развитию сплоченности класса

4.4. Приемы работы с педагогами и родителями

4.4.1. Создание условий для формирования у педагогов и родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу

4.4.2. Обучающая работа с педагогами и родителями

4.4.3. Обучение педагогов дифференцированным способам реагирования на нарушения дисциплины

5. ПРОГРАММА РАБОТЫ С «НЕУПРАВЛЯЕМЫМ» И «НЕМОТИВИРОВАННЫМ» КЛАССОМ

ЛИТЕРАТУРА

ЧИТАТЬ КНИГУ